Составление родословных схем крестьянских семей поселений Кижской волости на основе материалов писцового дела XVII-XVIII вв., хранящихся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), позволило определить происхождение двух знаменитых жителей округи, судьбы которых связаны с основанием и первыми годами существования Выговской пустыни.
Становление Данилово-Выголексинского общежительства как основного центра беспоповского толка старообрядчества связано с именами нескольких кижских жителей. Иван Филиппов в своей «Истории Выговской пустыни», описывая первые годы после образования монастыря, писал: «Колико потребова сия киновия всякого радительного подвига!» [001]. Помимо основателей общежительства Данилы Викулича, Петра Прокопьева, Симеона и Андрея Денисовых, которые являлись для всех выговских старообрядцев «благочестия учители и церковных преданий столпи непреклонии» он выделил тех, кто был «настоятелем сим советницы и помощницы правительствовати братство», среди которых упомянуты Гавриил и Никифор Семеновы, Лука Федоров и Яков (Иоанн) Ковач Кижский.
Гавриил Семенов Кижский Митрофанов, как его именует И.Филиппов, был «муж вельми в посылках братских просуж и искусен и грамотен, и на словах вельми словесен» [002]. Он был послан «в сибирские края», где «всякое споможение братству творяше» [003].
Исследователи старообрядчества считают, что братьям Семеновым, и в особенности старшему – Гавриле, принадлежит большая роль в формировании единой поморской организации Урала и Сибири, тесно связанной с Выгом.
Гаврила (в перекрещивании Илия) Семенов Украинцев [004] (Митрофановых) уехал на восток России, некоторое время жил в Приуралье на р.Обве, потом в Тобольске, в Сибири в уединенной пещере, в Кошутской и Ишимской пустынях [005].
Обосновавшись в 1720-х гг. на демидовских заводах, Гавриил помогал монастырю хлебом и деньгами, проявил себя как деятельный администратор и опытный рудознатец. При его участии в 1723 г. было открыто знаменитое Колывано-Воскресенское медное месторождение на Алтае и построены одноименные заводы. В 1729 г. приказчиком на эти заводы был назначен другой брат Гаврилы, Никифор (в перекрещивании Иван), стараниями которого было найдено месторождение серебра и золота. Приказчиком Никифор Семенов служил недолго: вскоре был вынужден вернуться в Поморье. Пользуясь покровительством Акинфия Демидова, Гаврила Семенов открыто проповедовал старообрядческое учение.
Тщанием Гаврилы и Никифора приказал Демидов отлить четыре больших колокола, которые в марте 1733 г. были привезены Гаврилой Семеновым на Выг [006], когда же один из колоколов дал трещину, по приказу Демидова был отлит новый и дополнительно еще несколько малых, которые в 1738 г. доставлены в Выгорецию [007].
После образования в 1706 г. женского общежительства на Лексе, Гавриил Семенов вместе с Петром Прокофьевым ездили в Новгород и Псков в поисках книг и икон, коими в тот момент «бысть оу них в обоих монастырях скудость». В волжских городах они бывали «для промысла хлебного и покупки где подешевле» [008]. Согласно «Выго-лексинскому летописцу» Гавриил Семенов пришел на Выг в 1696 г., а скончался в Сибири в 1750 г., будучи 75 лет от роду [009] и был похоронен на берегу оз.Таватуй [010]. Могила его сохранилась до настоящего времени. Первоначально на могиле стояла часовня, сейчас возвышается деревянный восьмиконечный крест. До недавнего времени таватуйские старообрядцы-поморцы 20 июля (2 августа), в день пророка Илии, совершали на могиле Гаврилы Семенова положенные молитвословия [011].
После того как Гавриил Семенов обосновался в Выгореции, он «вывезе и брата своего Никифора еще млада суща, та же последи и отец его Гаврилов Семен Митрофанов с последним сыном Иванном и з дочерми выехав в Выговскую пустыню» и поселились в скиту, отдельно от монастыря «урочищем на горелыши» [012]. Никифор Семенов появился на Выге в 1701 г. [013], а с 1759 по 1775 г. был настоятелем Данилово-Выголексинского общежительства [014]. Еще один из братьев – Иван Семенов, человек «велми словесен и грамотен,... велми искусен ко учению» был послан к старшему Гавриилу в Сибирь, где проповедовал «древлецерковное благочестие» и проведя так десять лет «при нашествии гонителей огнем скончался» во время так называемой Елунинской “гари” в марте 1723 г. при деревне Елунина в окрестностях Томска [015]. Последними «при старости» пришли в Данилово-Выголексинское общежительство братья отца – Ияков и Константин. Недавно было установлено, что сестра Гавриила, Ивана и Никифора Семеновых, Феврония Семенова, также ушедшая на Лексу, была автором яркого литературного произведения даниловской литературы «Слово надгробное о двою брату единоутробною» [016].
Столь подробное изложение родословной одного из первых поселенцев Выгореции позволило выяснить происхождение его семьи. Изучение материалов переписных книг 1678, 1696 и 1707 гг. позволяет утверждать, что Гаврила Семенов родился в деревне Гивеснаволок в 1676 г., поскольку в первом из документов отмечен его возраст – два года [017]. Там же упомянут и один из братьев отца – Константин. Деревня Гивес наволок была расположена на западном берегу Большого Клименецкого острова в непосредственной близости от храмов Спасо-Кижского погоста [018]. К моменту первого упоминания семьи Семена Митрофанова в 1678 г. поселение состояло из четырех дворов. К сожалению, в настоящий момент не удалось определить – является ли это семейство коренным для здешних мест, поскольку в предыдущих описаниях деревень Кижей и Сенной Губы упоминаний о Семене Митрофанове или о его отце не обнаружено. Но это, возможно, происходит от неполноты материалов писцового делопроизводства. Так, при составлении родословных схем целых поселений, которые охватывают XVI – сер. XVIII вв. становится очевидным, что переписная книга 1646 г. фиксирует далеко не все взрослое население, хотя наказ писцам требовал перечислить не только взрослых мужчин, но и недорослей. В связи с этим возникают сложности при определении родственных связей.
В 1696 г. в описание семьи внесены оба брата Гаврилы Семенова – Иван и Никифор [019], причем, судя по последовательности перечисления имен в документе, Иван был средним, а Никифор младшим из детей Семена Митрофанова. В отличие от предыдущего описания 1678 г. ни в составе этой семьи, ни как самостоятельный дворохозяин не упомянут Константин Митрофанов, а также еще один брат – Яков, о котором рассказывает летописец Выгореции Иван Филиппов. Яков Митрофанов занесен в списки крестьян поселения только в переписной книге 1707 г. [020], когда все его родственники были уже исключены из описания деревни. Его сын Михайло Яковлев последний раз упомянут в ревизии 1723-1726 гг. [021] В деревне к середине XVIII в. остался только сын Гаврилы Семенова – Логин Гаврилов, который отмечен еще в 1707 г.022.
Постоянная связь оставшихся в деревне потомков Гаврилы Семенова с киновией подтверждается в какой-то степени тем, что в ревизии 1782 г. против имен внучки и правнучки Логина Гаврилова есть полустертые, исправленные записи о переходе их на жительство в Выгорецию, хотя поверх этого текста написан возраст крестьянок. Возможно, они находились в деревне во время переписи [023].
Документы начала XVIII в. позволяют утверждать, что, переселяясь на Выг, заонежские крестьяне не порывали родственных и хозяйственных связей с родиной. Так, жители толвуйских деревень «приезжая в тот Толвуйский погост, прежния свои участки пашут и к сродникам своим ездят». Подобно толвуйским жителям действовали и старообрядцы шуньжане, которые владели у себя на родине деревенскими участками, сохраняя за собой семейные земельные наделы [024].
Уже в 1730-х гг. в Выгорецкое общежительство переселился племянник Гаврилы и Никифора Семеновых, скорее всего сын одной из их сестер, Луппа Иванов [025]. Эта же переписная книга содержит еще несколько имен кижских крестьян, пришедших в разное время на Выг: Константин Григорьев сын Углов, из деревни Перевесья посадский человек (в монастыре с 1733 г.) [026], Александр Ефимов из деревни Воробьевской (в монастыре с 1737 г.) [027], Мирон Игнатьев из деревни Егловской (в монастыре с 1723 г.) [028], Афанасий Дорофеев из деревни Корбы (в монастыре с 1736 г.) [029], Патракей Иванов из деревни Кузнецовой (в монастыре с 1726 г.) [030], а также выговского старообрядца Федора Иванова племянник Павел Дементьев из деревни Кашничихи [031] (его родители продолжали жить в родовом селе еще в 1760-х годах) [032].
В ревизии 1782 г. есть несколько отметок об уходе молодых крестьянских девушек из кижских деревень на Выг. Перешли в «выгорецкое настоящее жительство» племянницы упомянутого Александра Ефимова из деревни Воробьи [033], а так же Екатерина Леонтьева из деревни Окуловская (Наволок) [034], Марфа Сысоева из деревни Вижостров (Клиново) [035].
Другим кижским жителем, который пришел в киновию практически с момента ее основания был Лука Федоров, про которого Иван Филиппов писал, что он «муж благ вельми к строению и ко всякому братскому нарядству искусен и прилежен», поскольку «зело бо труды любяше». Выговский «нарядник», которым в свое время и был Лука Федоров – это человек, в чьем ведении была вся хозяйственная и торгово-промышленная деятельностью пустыни. Помимо этого он должен был следить за нравственностью подчиненных ему «работных» людей, братии и сестер [036]. Лука Федоров, будучи еще «при начале монастыря», искал для него удобное место [037]. Ездил на Мезень, Печору, и на Канин нос «для промысла». При основании монастырских владений на Чаженге был послан «оную землю досматривать» [038]. Ведал строительством Лексинской обители «во всем строении братского нарядства. Всегда с ним (Андреем Денисовым. – С.В.) и с сиротами на трудах у бревенчатой плавки, такоже и у бревенчатой сечи и возки з братиею и у наймитов работников со семи хождаше и надсматриваше» [039]. Позднее в монастырь переехали мать Луки Федорова Евдокия Андреева, его жена и дочь [040].
Происхождение Луки Федорова позволили выяснить заметки Ивана Филиппова о пришедшем в Выгорецию посадском человеке Иване Кирилове Приезжих. Он был родом из того же Кижского погоста [041] и «бысть выбран ис посаду на Олонецкую верфь к карабельному строению, к приему и росходу казны в целовальники» [042], но, пробыв на верфи какое-то время и, «видя себе в великой суеты и печали» [043], бежал сначала в свою деревню, а потом на Выг. Обосновавшись в скиту на Огорелышах, а потом на Тихвином бору, он перевез из дома жену и племянников «и на пропитание свое кое что от брата» [044]. Впоследствии Иван Кирилов перешел в монастырь и жил в келье у Луки Федорова, «зане сродник его бе» [045].
В итоговых записях переписной книги 1696 г. перечислены земельные владения посадских людей Кижского погоста: «В деревне на Глебове острову (находилась рядом с о. Кижи. – С.В.). Во дворе: Лучка Федоров сын старинный приезжего [046] к деревни участок деда и отца… В деревне Анисимовской Корба… во дворе: Кастьянка Кирилов сын приезжий, Ивашка Лексеев, за ними старинный отцовский участок» [047].
Появление посадских людей в заонежских деревнях, связано с основанием в 1649 г. города Олонца. В первые годы существования города в Заонежских погостах не нашлось крестьян, желавших добровольно переселяться на новое место, и пришлось записывать в посад на Олонец тех, о ком соседи сообщали, «што они люди не скудные» [048].
Среди заонежан, которых практически насильно перевезли в город, были два крестьянина Кижского погоста – Приезжейко [049] Кирилов и Гришка Захарьев. Олонецкий воевода даже взял с них поручные записи в том, что «им з женами и з детми и со всеми животы стать на Олонцы на срок на Николин день вешнего нынешнего 159-го (1651 г.) году» [050]. Патроним «сын Приезжего», несомненно, связывает посадского Луку Федорова из деревни на Глебовском острову и Приезжейку Кириллова. Тем не менее по документам начала XVII в. в поселении не было крестьянина со столь редким именем.
В 1631 г. в этой деревне появился крестьянин Захарко Кириллов с племянником Матюшкой Кирилловым [051], в следующем описании 1646 г. упомянут сын Захарки – Гришка, а глава семейства приобретает прозвище «Игумнов» [052]. По нашему мнению, Матюшка Кириллов и есть «Приезжейко» из наказа воеводы 1651 г. Подтверждением тому служат сведения спорного дела 1684 года между крестьянами Кижского погоста и олонецким посадским Андреем Чусовым, где упоминается староста Кижского конца Федор Приезжий [053] . В документе он именуется то как «Федка Приезжий», то как «Федка Матфеев». Можно предположить, что тем самым зафиксированы два имени его отца – домашнее и молитвенное. Кроме Федки Приезжего (Матфеева) в тексте упомянута и его жена – Авдотьица (Евдокия). Возвращаясь к Луке Федорову, одному из основателей Выгореции, следует вспомнить, что его мать звали Евдокия Андреева.
Сопоставление сведений переписных книг и актовых материалов XVII в., а также упоминаний о родственных связях Луки Федорова, приведенных в книге Ивана Филиппова, дает основание утверждать, что посадский Лука Федоров сын Приезжий из деревни Глебовская Кижского погоста и есть один из основателей Выголексинского общежительства. Иван Кириллов Приезжий приходился ему двоюродным братом.
Схема 1. Родословная Луки Федорова.
После 1646 г. из документов кадастрового учета по деревням Кижской волости семья Захарки Кирилова исчезает. Это совпадает с датой основания Олонца и переселения Приезжейки (Матюшки) Кирилова и его двоюродного брата Гришки Захарьева в Олонец. Особенность устройства города была связана с тем, что многие из его жителей, числясь посадскими, еще в XVIII в. продолжали жить как бы на два дома. «Они держали дворы в Олонце, в которые наведывались на более или менее продолжительный срок, какие-то их родичи могли проживать здесь постоянно. Но основная часть семьи продолжала жить и хозяйствовать в родовых деревнях…»[054].
Эта особенность жизни заонежских посадских людей отразилась и на истории рода Луки Федорова, одна из семьей которого, числясь «в посаде», жила, в деревне Корба Кижского конца того же погоста вплоть до середины XVIII в.[055], а их потомки продолжали крестьянствовать на родине и в начале XX в., о чем упоминалось выше.
Лука Федоров, прожив в Данилово-Выголексинской обители 35 лет, умер 1 марта 1735 г.[056] На десять лет раньше умер его родственник Иван Кириллов Приезжий[057].
Найти следы еще одного кижанина, связавшего свою судьбу с Выгорецией в первые годы существования монастыря Якова (Ивана) Ковача, то есть кузнеца, пока не удалось.
Столь тесные контакты деревень Кижской округи со старообрядческой киновией на Выге не могли не сказаться на особенностях культурной традиции этого района и специфике самого уклада крестьянской жизни.
001 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. C.88.
002 Там же. С.168.
003 Там же. С.169.
004 Мангилев П.И. К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв. (см. www.eunnet.net). Прозвище "Украинцев" могло принадлежать не только украинцу по национальности, но и человеку приехавшему с Украины. В тоже время, термин "Украина" по отношении к стране вошел в обиход относительно недавно, а слово "украйна" имело значение окрайна, крайняя часть. Возможно, "украинец" - человек живущий на краю деревни или села. (Украинцев).
005 Мангилев П.И К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв. (см. www.eunnet.net).
006 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С.248-249.
007 Там же. С.310.
008 Там же. С.136.
009 Выго-лексинский летописец // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. Сборник научных статей и материалов. СПб., 2003. С.312.
010 Село Таватуй (в настоящее время находится в Невьянском р-не Свердловской обл., в 43 км на юг от г.Невьянск), расположенное на берегу одноименного озера, сохраняло значение поморского религиозного центра на протяжении XVIII - XX вв.
011 Мангилев П.И К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв.
012 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С.168.
013 Выго-лексинский летописец. С.313.
014 Пашков А.М. С.А. Приклонский - исследователь старообрядчества Карелии // Женщина в старообрядчестве: материалы междунар. науч.-практ. конф., посв. 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск, 2006. C.65.
015 Мангилев П.И. К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв.
016 Юхименко Е.М. Лексинская обитель: церковный приход и культурные традиции // Женщина в старообрядчестве... С.11-12.
017 "деревня Гивес наволок...(в) Сенка, Костка Митрофановы. У Сенки сын Гаврилка дву лет". (РГАДА, ф. 1209, оп.2, д.1137, 1678 г., л.337 об.).
018 В настоящий момент поселение не существует.
019 "деревня Гивес наволок... (в) Сенка Митрофанов, у него дети Ганка, Ивашко, Микишка". (Коновалов И. Писцовые и переписные книги Заонежья: XVII век. Материалы к истории Заонежья. Кондопога, 2004. С.115).
020 "деревня Гивес наволок... (в) Яков Митрофанов. У него сын Михайла в возрасте", (РГАДА, ф.1209, оп.2, д.8579, 1707 г., л.67 об.).
021 РГАДА, ф.350, оп.2, д.2371, 1720-26 гг. л.275.
022 РГАДА, ф.350, оп.2, д.2378, 1748 г. л.475. Потомки Логина Гаврилова продолжали жить в деревне Гивеснаволок на рубеже XVIII-XIX вв.
023 Национальный архив Республики Карелия (НА РК)ц3ц23, ф.4, оп.18, д.2/7, 1782 г. с.132 об.
024 Юхименко Е.М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 1993. Т.47. С.336.
025 "Наличного написанного в прежнюю перепись раскольника Никифора Семенова племянник Луппа Иванов. Отец ево Иван Спиридонов Олонецкого уезда, Кижского погоста, деревни Дудкин Наволока государственный крестьянин. А он Луппа в раскол пришел тому шесть лет". (РГАДА, ф.350, оп.2, д.2379, 1749 г. С.63. Книга переписная о раскольниках).
026 РГАДА, ф.350, оп.2, д.2379, 1749 г. с.37.
027 Там же. с.53.
028 Там же. с.60. В деревне Еглово двор и участок после смерти его отца остался заброшенным, поскольку как записано в документе "дети ево скитаются в мире" (РГАДА, ф.1209, оп.2, д.8579, 1707 г. л.63 об.).
029 РГАДА, ф.350, оп.2, д.2379, 1749 г. л.60.
030 Там же, л.69.
031 РГАДА, ф.350, оп.2, д.2379, 1749 г. л.79 об.
032 НА РК, ф.4, оп.18, д.2/7, 1782 г. л.141 (об).
033 Там же, л.133.
034 Там же, л.3 (об.).
035 Там же, л.24 (об.).
036 Островский Д. Выговская пустынь и ее значение в истории старообрядческого раскола // Известия об-ва изуч. Олонец. губ. Петрозаводск, 1913. №5. С.20.
037 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С.166.
038 Филиппов И. Там же. С.138.
039 Там же. С.206.
040 Там же. С.166.
041 Фамилия Приезжие существовала в одной из ближайших к о. Кижи деревень (Корба) еще в начале XX в. (НА РК, ф.27. оп.3, д.23/215, 1911 г. л.33).
042 Целовальник - в России XV-XVII вв. должностное лицо по сбору податей и по некоторым судебно-полицейчким делам. См.: Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. Очерки социальной и аграрной истории XVII века. Петрозаводск, 1998. С.173.
043 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С.326.
044 Там же. С.327.
045 Там же. С.328.
046 При цитировании сохранена орфография подлинника.
047 Коновалов И. Писцовые и переписные книги Заонежья. С.173.
048 Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. С.181.
049 Имя "Приезжий" встречается в новгородский актовых материалах XV-сер. XVI вв. См.: Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С.259.
050 Карелия в XVII веке. Сборник документов / Сост. Р.Б. Мюллер. Петрозаводск, 1948. С.112.
051 РГАДА, ф.1209, оп.2, д.308, 1631 г. л.404.
052 РГАДА, ф.1209, оп.2, д.980, 1646 г. л.131. Ни один из "Игумновых" не является потомком игумена, то есть настоятеля монастыря, т.к. они не имели права жениться и заводить детей. Фамилия могла появиться в среде крестьян, приписанных к монастырю, или же в среде родственников игумена (см. dic.academic.ru > Игумнов).
053 Карелия в XVII веке. С.282-293.
054 Чернякова И.А. Карелия на переломе эпох. С.189.
055 РГАДА, ф.350, оп.2, ч.II, д.2388, л.505-505 об.
056 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. С.168.
057 Там же. С.328.
С.В.Воробьева (Петрозаводск)
"ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ". Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / Редколлегия: Т.Г.Иванова (ответственный редактор) и др. Петрозаводск, 2007
|