Хочется сразу же попросить уважаемых читателей отнестись к данному тексту как к свободным размышлениям, приглашающим к длительному разговору.
В этих рассуждениях не будет многочисленных ссылок на труды св. отец и церковные правила. Автор хорошо понимает, что обширное цитирование не всегда доброкачественно. Если начать злонамеренно выдергивать отдельные части из трудов разных св. отец, то вполне возможно составить из безупречно выписанных цитат совершенно ложное учение.
Например, разве не учили нас св. отцы, что никакой благодати у еретиков нет и быть не может? Они же учили нас совершать прием еретиков соответствующим чином (через Покаяние, Миропомазание либо Крещение).
Вместо того чтобы принять все эти утверждения св. отец на веру, некоторые начинают искать в них противоречия и двусмысленности, строить новые теории и приходить к весьма соблазнительным и душепагубным выводам о том, что спасительная благодать в каком-то виде присутствует в еретических сообществах.
А противоречий никаких нет. Все христианские таинства состоят из строго предписанных действий священника над вполне осязаемыми вещами (вода, масло, вино, хлеб, человеческое тело) и действия Божественной благодати.
Божественная благодать присутствует в церковных таинствах ВСЕГДА по данному нам обетованию (в отличие от других случаев и обстоятельств, когда Господь Бог может действовать, а может бездействовать по Своему, неведомому нам, произволению). Обязательными условиями действенности таинства священства являются апостольская преемственность рукоположения и преемственность трехпогружательного Крещения.
При этом преемственные рукоположения и трехкратные погружения у раскольников и раздорников являются всего лишь внешними видотворениями, не наполненными никакой благодатью. Есть и еще более суровое мнение о том, что Божественное произволение в этих видотворениях действует, но лишь в сугубое осуждение и конечную погибель.
Только после совершения действительных церковных таинств Покаяния (для раздорников) или Покаяния и Миропомазания (для раскольников) человек, над которым в еретическом сообществе были совершены видотворения Крещения и рукоположения, может стать действительным священником.
Почему это происходит именно так, неизвестно, ибо природа таинств непознаваема.
Можно привести следующую аналогию. В долине стоит город, а над ним в горах находится озеро с чистой ледниковой водой. От озера в долину построен античный акведук (древний водопровод), по которому в город поступает живительная влага. Пока акведук цел и не забит нечистотами, вода в городе есть.
А если в стене акведука пролом? А если злые люди навалили в один из промежуточных бассейнов навоза? Будет ли в городе чистая вода? Вот в Европе до сих пор стоят древние акведуки, но по одним вода течет, а по другим – нет, хотя выглядят все одинаково красиво и монументально.
Некоторые акведуки можно починить: изъять из владения нерадивых пользователей, вычистить нечистоты, заложить проломы…А некоторые починить и отчистить нельзя, потому что землетрясение разрушило целые секции арок, а соседний химкомбинат отравил озеро своими отходами… Придется строить новый акведук от другого горного озера.
Чистую воду можно уподобить Божественной благодати. Строительство акведука можно уподобить Крещению. Людей, строящих и ремонтирующих акведуки, уподобим христианам. А люди, получившие от предков в наследство, проходящий по их земле акведук, но не заботящиеся о нем и разрушающие, несомненно, могут быть уподоблены еретикам.
И нечего утверждать, что те и другие люди одинаковы, поскольку одинаково владеют красивыми древними архитектурными сооружениями, которые и выглядят одинаково (особенно издалека).
Постоянно приводимое некоторыми изречение о том, что еретики «не совсем чужды Церкви» не может быть истолковано как признание наличия спасительной благодати у еретиков. Соседи по дому, например, друг другу тоже «не совсем чужды». Однако никому в голову не придет на одном этом основании зачислить их не только в родственники, но и в один народ.
А зачем вообще нужны рассуждения о наличии благодати у еретиков? Что дают эти рассуждения?
Обычно следует весьма уклончивый ответ: дескать, мы должны всячески привлекать еретиков в Церковь, а для этого надо, чтобы они на нас не обижались, а наоборот – всячески ощущали нашу любовь.
Ну, допустим, что слово «еретик» оскорбительно. Но ведь можно и по-другому сказать. Например: «О, возлюбленный брат, твои верования и обряды настолько отличаются от святоотеческих, что не позволяют надеяться на твое спасение».
Нет, говорят оппоненты («возражатели»), и это не пойдет. Как это «не спасешься»? Опять обидятся…
Но ведь еретику (даже раздорнику) невозможно войти в Церковь без таинства Покаяния. А как же он покается, если ему даже нельзя объяснять, в чем он виноват.
Сейчас, благодаря промыслу Божиему, появилась возможность принимать и без Покаяния. Просто потому, что подавляющее большинство людей либо вообще некрещены, либо псевдокрещены обливанием и окроплением, либо крещены неизвестно кем, неизвестно как, что церковными правилами вменяется ни во что.
Казалось бы, вот оно решение проблемы – некрещеного человека и еретиком-то обозвать нельзя. Значит, и обиды не будет.
Нет, говорят, и это не подходит.
Что же при этом имеют в виду наши оппоненты? Какую цель преследуют? Нет ясного ответа… Говорят много и пишут много, но не проговариваются.
Впрочем, некоторые иногда и проговариваются. Вот, например, написал один прихожанин весьма преклонного возраста некое послание. Фамилию не называем, поскольку человек действительно очень пожилой (невежливо получится; кто захочет, в интернете найдет по контексту; но интернет следов мало оставляет, а на бумаге-то зачем фиксировать?). Там написано: «Вы не верите и даже утверждаете, что, несмотря на диалог нашего предстоятеля Церкви с новообрядцами, объединения никогда не будет, мол, у них епископов больше, чем у нас священников. А как же тогда читаете: «Верую во Единого Бога … и во Единую Святую Соборную и апостольскую Церковь…»? Значит, обманываете и сами не верите, что наступит время, когда Церковь будет едина.»
Человек, написавший этот текст, не знает, что означает слово «едина» в Символе веры. Это, конечно, странно, но гораздо важнее, что он считает, что Церковь РАЗДЕЛЕНА, а деятельность нашего предстоятеля направлена на соединение разрозненных частей Церкви.
И не надо говорить, что такие взгляды не распространены в Церкви. Очень распространены! Этот человек искренне убежден, что озвучивает общепринятую точку зрения.
Давайте на минутку примем, что наши оппоненты правы. Церковь «просто разделена», а те, кого наши предки считали еретиками, всего лишь чуть-чуть заблуждающиеся (да и заблуждения свои они уже почти исправили, отменив клятвы на старые обряды). Давайте примем, что вера у еретиков «та же, что и у нас, только обряды немного другие».
Что из этого следует? С точки зрения разумного человека, ровным счетом ничего. Если помимо нас существуют какие-то сообщества, которые исповедуют истинную веру и обладают спасительной благодатью, это означает всего лишь, что мы давно с ними едины. Ибо когда говорят: «Да будут все едины», то имеется в виду единство в вере. А когда говорят: «Да будет едино стадо и един пастырь», то имеется в виду Господь Бог и Спас наш Исус Христос, а не какой-нибудь земной архиерей.
Разве в нашей Церкви нет чего-то, что есть у кого-то в иных сообществах? Пусть сторонники постоянных хождений в иные храмы и в иные конфессии открыто скажут, чего им у нас не хватает.
Вот представим себе, что у жителей какой-нибудь деревни есть рядом хороший грибной лес. И грибов, собранных в этом лесу вполне достаточно. А чуть подальше тоже есть большой и красивый лес. И кто-то утверждает, что там тоже грибы хорошие. Но есть также сведения, что в лесу этом находятся радиоактивные могильники и, следовательно, грибы, там произрастающие, есть нельзя. Ну, и зачем туда ходить? Чтобы свои грибы с чужими сравнить? Или чтобы на себе проверить, как умирают от радиации? Так ведь может случиться, что и рассказать не успеешь…
Часто приходится слышать, что мы, мол, должны постоянно свидетельствовать о своей вере и поэтому надо часто ходить в еретические сообщества, особенно на официальные встречи с высокопоставленными еретическими иерархами.
Представляется, что это явное лукавство. Возможностей для свидетельства о вере у наших христиан предостаточно. Живем мы сейчас не изолированно. Вокруг полным-полно погибающих вне Церкви людей. Свидетельствуй как угодно и перед кем угодно.
Все воруют, а ты не воруй. Все блудодействуют, а ты будь целомудрен. Все разводятся, а ты сохраняй и оберегай свою семью, несмотря на «несходство характеров» (твоего и жены). Все щеголяют бритой физиономией и голым задом, а ты сохраняй христианский облик и носи скромную одежду. Все в телевизор уставились, а ты полезную книгу почитай. Все стараются, недоучившись, бежать за длинным рублем, а ты учись и умней, становись высококлассным специалистом. Да делай все это весело и приветливо, трезво и без нарочитой навязчивости. Сразу обратишь на себя внимание. Не всем же в нынешнем сумасшедшем доме нравится. Некоторые и другого жаждут. Обязательно подойдут да спросят, чего это ты такой «несовременный». Тут-то и расскажи, что тебе жить помогает, и на что ты в будущем веке надеешься.
А ходить на встречи с никонианской номенклатурой – дело пустое. Никаких таких «чисто земных» проблем она решить не поможет (некоторые на это ссылаются: мол, храм не дадут или участок не выделят). Ходить в этом случае надо совсем к другим людям. И не лезть сразу на самый верх, а пытаться завязывать контакты со средним чиновничеством. Да и к ним надо не с протянутой рукой ходить, а просто, чтобы познакомиться, да произвести хорошее впечатление. А достигается это следующим способом: искренним беспокойством о спасении его конкретной чиновничьей души. Это, конечно, дело далеко не простое. Не у каждого такой талант есть. Вот мы до сих пор пользуемся хорошей памятью некоторых чиновников о владыке Алимпие.
Отдельно стоит вопрос о «совместных действиях с представителями иных религиозных конфессий на благо нашего отечества». Тема это достаточно скользкая. Власть раздражать без особой надобности, разумеется, не надо. Зовет власть на какое-нибудь официальное мероприятие – сходи и посиди (чего на пустом месте оппозиционность-то изображать?). Но во всем надо меру знать. Зачем ходить на ничего не решающие «соборы»? Чтобы организаторам массовость обеспечить?
Вся эта активность вне Церкви – дело отнюдь не безвредное еще и потому, что забирает много сил и времени, отнимая их от решения более значимых задач внутри Церкви. Не говоря уже о том, что каждое такое внешнее мероприятие (вроде повешения пресловутой лампады в Иеросалиме) порождает конфликты, соблазн и нестроение в Церкви.
Нельзя не упомянуть и о такой категории «борцов за воссоединение разделенной Церкви», как люди, увлеченные каким-либо политическим проектом. Люди эти придерживаются самых различных взглядов. Это и либералы, которых в старообрядчестве привлекает демократизм и предприимчивость. Это и крайние консерваторы, националисты и монархисты, которых, наоборот, привлекает сугубая традиционность.
Для всех них Церковь – лишь орудие реализации своих политических мечтаний. А для политики очень важна массовость, поэтому они все являются сторонниками приема кого угодно на любой беспринципной основе. Они же стараются низвести учение Церкви до уровня прикладной идеологии, обслуживающей решение конкретных политических задач. А решение политических задач – это борьба за власть.
Подавляющее большинство таких людей – бестолковые мечтатели, ни к какой реальной политической деятельности отношения не имеющие, но вреда от них совсем не мало. Во-первых, они своей суетой превращают Церковь в подобие мелкой политической группировки. А во-вторых, таких людей охотно разыгрывают «в темную» реальные политические игроки. И результаты могут быть весьма плачевными. Только большими усилиями (включая соборное постановление, осуждающее экстремизм и терроризм) удалось не так давно выпутаться из весьма неприятной истории со взрывом на Черкизовском рынке.
Церковь не должна быть втянута в политику. Зацикливание на втягивании Церкви в решение «государственных» задач неизбежно приводит к краху. Так случилось и в Византии. Так случилось и с Русской Церковью в XVII веке. Кто хочет заниматься политикой, пусть занимается ею вне Церкви. И все объединительные «во имя всеобщего блага» политико-церковные проекты должны быть безусловно отвергнуты.
Очень многие соблазняются малым числом людей в Церкви. Им почему-то недостаточно слов: «Не бойся, малое стадо». Один из весьма известных наших деятелей недавно во всеуслышание провозгласил, что его весьма волнует вопрос: «Спасутся ли китайцы?». Чувствовалось, человек не просто ушиблен этим вопросом, а абсолютно раздавлен. И очень трудно ему помочь. Во всяком случае, известным вопросом: «Ты кто еси судяи чюждему рабу?» - тут не поможешь.
Всегда, критикуя что-либо, надо быть готовым к тому, что тебя спросят: «Ну, это нельзя, то нельзя, а что можно и должно?»
Придется напомнить некие прописные истины, раньше известные любому, самому простому человеку. Всей полноты хранимой Церковью истины здесь, разумеется, изложить невозможно. Но на каких-то отдельных важных вещах в самом кратком изложении можно заострить внимание.
Зачем нужна Церковь? Ну, хотя бы для того чтобы научить читать Евангелие. Вроде бы и простой текст, а в одиночку не осилишь. Требуется и толкования, и разъяснения, которые ведь какая-то совокупность людей должна преемственно хранить и оберегать от искажений. Нужен живой совместный опыт понимания Евангелия. Такой опыт невозможен без непрерывной жизни некоего собрания, каждый член которого смертен, а все вместе живы.
Но вот человек прочитал Евангелие. Или кто-то из отцов и братьев изъяснил человеку содержание Евангелия (если человек неграмотен). Человек проникся евангельскими истинами. И решил жить по Евангелию. И через короткое время начинает понимать, что у него ничего не получается. Мир, окружающий его не позволяет соблюдать самые простые евангельские требования.
Даже когда совместно с похожими на него людьми он пытается выстроить свою жизнь по Евангелию (взаимно поддерживая друг друга в несчастьях и сотрудничая в быту), то ничего не выходит. Что-то отнимает и умаляет духовные силы. А за ними и телесные. И человек приходит к пониманию, что грехи, которые он совершил в прошлом и совершает каждый день, не проходят бесследно. Они изъязвляют душу и ввергают в болезнь тело.
Где же та баня, где очищают душу от грехов, и та больница, где лечат душевные язвы? Она в Церкви.
Господь Бог в неизреченном милосердии своем создал Церковь, в которой каждый человек, честно и добровольно исполняя заповеданные правила, может получить исцеление от совершенных грехов и подкрепление сил для несовершения их в дальнейшем.
Как же происходят такие исцеления и подкрепления? Они совершаются в таинствах церковных. Как уже было сказано выше, в таинствах ВСЕГДА действует Божественная спасительная благодать.
Совершение таинств и есть основная деятельность земной Церкви. Все остальные ее действия суть либо подготовка к совершению таинств, либо выражение благодарности Богу за излитую благодать, либо выражение просьб не оставить без благодати всех живых и мертвых и в дальнейшем. Обратим внимание, прежде всего, на таинство Священства. Просто потому, что без священника совершение всех остальных таинств невозможно. Только Крещение, совершенное перед смертью одним мирянином над другим, признается за действительное Крещение. Если же человек выжил, то священник обязательно должен совершить над ним все необходимые действия. В противном случае действия мирянина Крещением считаться не будет. Это необходимо твердо знать, имея дело с беспоповцами.
Понимание таинств как стержня жизни Церкви в последнее время начинает потихоньку размываться. Это выражается даже во внешнем поведении в храме. Например, люди еще помнят, что при чтении Символа веры ходить нельзя. А вот при «Приимите, ядите!» многие свободно разгуливают по храму, ставят свечи и переговариваются.
Почти десять лет назад автор этих строк делал доклад на Освященном Соборе, где показал, что так называемое «вино» (из магазина), используемое у нас на Литургии, вином не является. Это сомнительная смесь из «виноматериалов» и различных добавок (таких, например, как окись серы, спирт, жженый сахар и т.д.), содержащая такие недопустимые примеси, как сухая бычья кровь и свиной желатин. Настоящего вина сейчас в продаже почти нет (некоторые специалисты считают, что его нет вообще). Были предложены меры по решению этой проблемы. И что? Изменилось что-нибудь? Можно ли после этого считать, что отношение к таинствам у нас соответствует святоотеческому?
Сейчас многие считают, что основная задача христианина – регулярное посещение храма и совместная молитва. Это, конечно, совершенно верно, если не утрачено понимание назначения такой молитвы. А то некоторые начинают относиться к молитве как некоему заклинанию, в котором малейшая перестановка слов приводит к неполучению нужного волшебного результата. Молитва не заклинание. Борьба за неизменность ее формы нужна потому, что, во-первых, эта форма наилучшим образом выражает ее содержание. А, во-вторых, ее неизменность объединяет нас с нашими предками и потомками.
Но можно ли гордиться неизменностью форм текста, если утрачивается его понимание?
В каждый период своей истории Святая Церковь решала какие-то особенные, присущие только этому времени задачи. В период со времени раскола до присоединения св. митрополита Амвросия Церковь боролась за восстановление падшего епископата и успешно решила эту задачу. Сейчас такая задача не стоит. Все изменилось, и исходить из того, что окружающая обстановка (в том числе и состояние еретических сообществ) сейчас такая же, как и в первой половине XIX века, не просто глупо, а преступно.
Концентрировать внимание на вопросах чиноприема кого-либо откуда-либо «в сущем сане» сейчас вообще не нужно, ибо мы давно уже вышли из «беглопоповского» состояния. Церковь в результате несомненного Божественного промысла успешно прошла этот тяжелый этап своего земного пути.
Люди, которые сейчас стараются обязательно принять откуда-нибудь из еретического сообщества какого-нибудь человека и тут же поставить его настоятелем храма (а то и епископом), при всех своих благих пожеланиях действуют во вред Церкви. Чему может научить и на какой путь наставить наших христиан такой новоприбывший человек?
Как же принимать «священнослужителей» (обращаем внимание на кавычки), которые хотят перейти из тьмы в Свет, из лжи в Истину, из непонятного сборища в Церковь? Очень просто. Во-первых, их (за немногим исключением) надо крестить. Но даже если соборно будет определен другой чиноприем, ни в какие священные степени сразу их ставить нельзя. Надо подождать, да посмотреть. Лет этак десять-пятнадцать. Сразу станет ясно, кто есть кто. А то некоторые «священнослужители» идут к нам только потому, что их с никонианского прихода выгнали. Хочешь спасаться – спасайся, а в учителя и наставники погоди пока поступать.
Кто-то может сказать, что это несправедливо. Мол, раньше попов сразу в настоятели ставили. Да, ставили. Потому что помимо перспективы весьма значительного дохода (чего уж тут скрывать) у беглого попа в тогдашней России была еще одна (и гораздо более реальная) перспектива – пожизненной тюрьмы. А что сегодняшнему переходящему угрожает? Надо не соблазняться нашей малочисленностью и искать, у каких бы еретиков поддержку найти, а смело открыть глаза на те угрозы, которые сейчас существуют.
И первая такая угроза – возможность утратить все таинства из-за утраты таинства Священства.
Возможна и ситуация, когда при формальном наличии попов мы фактически превратимся в беспоповцев. То есть у нас будут при храмах облаченные в соответствующие ризы люди, которые будут руководить хозяйственно-финансовой деятельностью, пением, чтением, будут совершать популярные требы (молебны, отпевания и т.д.). Всё это будет, разумеется, соответствовать вкусам очень пожилых женщин. А Священство мало-помалу упразднится. Просто из-за пренебрежительного отношения к таинствам.
Сами священники должны осознать ответственность, которая лежит на них лично. Нельзя относиться к своему служению ремесленно, как к простому способу добывания средств к существованию. Это неизбежно приводит к погружению в быт и поиску спокойной жизни. А что такое спокойная жизнь для попа? Это, прежде всего, полное отсутствие контроля сверху. А что такое отсутствие контроля сверху? Это наличие недееспособного епископа. Или его полное отсутствие. Многие священники настолько привыкли к такой свободе, что, может быть, и хотели бы улучшения положения с епископами, но уж больно не хочется менять образ жизни.
А положение с епископами просто угрожающее. Многие, наверное, не знают, что по правилам епископов в церковной области (каковой и является наша митрополия) не может быть меньше четырнадцати. Больше можно, а меньше нельзя. Меньше – это чрезвычайные условия.
Хочется, чтобы все это осознали: У НАС В ЦЕРКВИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
И выходить из этого положения придется какими-то, возможно, болезненными способами. Само собой ничего не рассосется. Инерция событий последних лет это ясно показывает.
Может кому-то и хотелось бы, чтобы наш епископат вымер естественным путем, а остальное священство было как можно больше засорено пришлым элементом и сомнительными личностями. Но не все на это готовы согласиться.
Не надо также забывать об одном обстоятельстве: БОГ ЕСТЬ!
И Он не оставит Церковь Свою. Как-то так получается, что весь сомнительный пришлый элемент вымывается из нашего священства как бы сам собой (и недостоверный епископ Герман, и бывший никонианский поп-блудодей из Алешина, и прочие). В этом явно видна рука провидения. Но терпение Господне не беспредельно. Может и кара наступить. Тем более, что никто за эти безответственные чиноприемы не покаялся и не ответил.
На сегодняшний день необходимо полностью прекратить все приемы «в сущем сане» до соборного решения о современном состоянии еретических сообществ.
Может быть, основной задачей наших современных христиан и является сохранение для будущих поколений беспорочного Священства, чтобы потом, после грядущих катастроф (а к ним уже почти в открытую готовятся во всем мире), можно было дать мировому человечеству еще один шанс на покаяние и спасение.
Да не смутимся нашей малочисленностью и слабостью. Вспомним притчу о горчичном зерне.
Несколько слов хотелось бы сказать о реакции на статью «О Крещении еретиков» (3-ий вып. «Неопалимой купины»). Для тех, кто эту статью не читал, кратко напомним: в ней на основании церковных правил утверждается, что единоличного свидетельства еретика о себе самом при приеме его в Церковь недостаточно, что требуются достоверные свидетели его трехпогружательного Крещения.
В адрес автора статьи посыпались обвинения в том, что он-де «льет воду на мельницу беспоповцев», что «подрываются основы присоединения митрополита Амвросия» и так далее. Эти утверждения основываются либо на полном непонимании, либо на явном лукавстве.
Современное состояние никонианского сообщества коренным образом отличается от того состояния, в котором оно было в середине XIX века. Даже российские никониане (не говоря уж о греческих) тогда были еще вполне традиционны. Не было в великороссийских губерниях поливательного псевдокрещения, а там, где какой-нибудь приехавший малороссийский поп начинал поливать, это воспринималось как экзотика и сразу становилось всем известно. Поэтому для того, чтобы засвидетельствовать трехпогружательное Крещение приходящего в Церковь никонианина, достаточно было засвидетельствовать его происхождение из конкретного населенного пункта, где всех никониан погружали. Сейчас же обстановка совершенно другая. Поливание и окропление происходят повсеместно в течение многих последних десятилетий. Зачем же делать вид, что за последние сто семьдесят лет ничего не изменилось?
Сейчас никониане находятся (в вопросе с Крещением) в том же положении, что и католики в 1621 году, когда было принято «Соборное изложение о Крещении латынь». Разбирать современное состояние никонианских «верований» никакого времени и места не хватит. Но каждый должен твердо помнить, «матренушки», «освященные сухарики» и «богородичные канавки» никакого отношения к Православию иметь не могут по определению.
Для митрополита Амвросия все было еще проще со свидетелями. Это не он пришел к инокам Павлу и Алимпию, а они к нему. Это они предварительно все вызнали про него: и кто он; и откуда; и как в Греции крестят. Ему про себя и свидетельствовать ничего не надо было. А перед Церковью о нем свидетельствовали иноки Павел и Алимпий. И пусть кто-нибудь скажет, что эти два свидетеля «недостоверны».
Иногда высказывания жаждущих объединения и слияния просто ставят в тупик. Вот, например, издал автор этих строк брошюру, в которой на основе вполне достоверных архивных данных усомнился в законности иерархии так называемой «Русской древлеправославной церкви (РДЦ)» (это исследование было продолжено, появились новые данные, которые только подтвердили уже имеющиеся сомнения). Поднялась буря возмущения.
Да как можно! Да они наши братья! Да они такие же, как мы! Да они первые, с кем мы в скором времени обязательно объединимся! Это вызвало у автора некоторую оторопь. Порой создается впечатление, что сторонники такого воссоединения говорят не о реальной «РДЦ», а о чем-то умозрительном, совершенно ни к какой реальности не относящемся.
Реальная «РДЦ» – это люди, которые, начиная с Павла Тульского, основной целью себе поставили вредить Церкви Христовой, прикрываясь псевдостарообрядческой риторикой. Которые собирали (и собирают), распространяли (и распространяют) всю клеветническую никонианскую миссионерскую грязь. Которые не признают Христопреданного Священства, выставляя вместо него экзотическую помесь обновленцев с катакомбниками, выродившуюся в конечном итоге в наследственную лжеиерархию семьи Калининых-Ермиловых.
И этих лжепопов мы должны почитать за равных настоящим священникам? И пусть не говорят, что они изменились. Их публикации до сих пор полны лживыми субботинскими измышлениями. А прием в «РДЦ» сбежавшего из Церкви бывшего попа Олега Сухина через псевдокрещение, ясно показывает, что они как были врагами Церкви, так ими и остались. Об этом же свидетельствует издание в 2010 году «Краткого очерка истории РДЦ» (по благословению их «патриарха»), полного лжи и клеветы.
А то, что, помимо явных и злонамеренных клеветников, в «РДЦ» есть и введенные в заблуждение «простые» люди ничего не меняет. Ибо эти люди настолько «просты», что находятся, вероятно, за гранью какой-либо вменяемости. За сто пятьдесят лет можно было бы разобраться в самых простых вещах, а не жевать миссионерскую жвачку. Жевать и проглатывать, отрыгивать и снова жевать. Но, допустим, «РДЦ» - это всего лишь случайно разделившиеся с нами братья.
Вот молодой русский человек, прочитав всем доступную сейчас литературу о старообрядчестве («Житие протопопа Аввакума», например), решил стать христианином. Если он человек хотя бы с какими-то мозгами, то, конечно, не кинется, лишь бы куда-нибудь, в первый попавшийся старообрядческий толк, а начнет разбираться.
Придет он Церковь (на Рогожское, к примеру) и встретит там кого-нибудь из любвеобильных объединителей. Тот ему и объяснит, что и в Церкви и в «РДЦ» священство одинаково законно (ну, или «почти одинаково»). Выслушает молодой русский человек и пойдет послушать, что говорят в «РДЦ» (на Павелецкой, в нашем бывшем храме, к примеру). А там ему скажут, что в «РДЦ» - священники, а в Церкви - австрийские самозванцы, потомки продавшегося за деньги «Амирея», подписавшего арианский «белокриницкий устав».
Ну, и куда этот бедный молодой русский человек пойдет? Разумеется, в «РДЦ». Ведь там священство несомненное (обе же стороны это признают). А от сомнительных «австрийцев» надо держаться подальше…
Этой цели хотят достичь некоторые, когда оберегают калининско-ермиловскую иерархию от любых нападок?
Да пусть им «РДЦ»-шникам… Их сколько есть, столько и останется, поскольку их «экологическая ниша» в граните вырублена. Даже если они все завтра исчезнут, то послезавтра их будет ровно столько же. Господствующее никонианское сообщество никогда не допустит исчезновения той роли, которую играет «РДЦ». Поскольку «бороться с красным флагом лучше всего, размахивая красным флагом», как говорил незабвенный товарищ Мао (есть такая древняя китайская стратагема, в нашем случае как нельзя лучше подходящая к борьбе никониан со староверием).
И вообще, люди, которые пытаются поставить в качестве основной задачи, приобщение к Церкви нынешних малочисленных обломков старообрядческих толков и согласий, во-первых, загоняют Христиан в тупик неразрешимой задачи, а, во-вторых, отвлекают от задачи куда более насущной. А именно: привлечения в Церковь 90% никакими конфессиями неохваченного несчастного российского населения, погибающего в растленной и зловонной атмосфере современной жизни. Эти люди (по крайней мере, очень многие из них) гораздо внимательнее слушают и гораздо лучше воспринимают слово Божие, чем уже поврежденные ересью люди (хотя бы и именующие себя старообрядцами).
Только говорить с современными людьми надо современным языком (до славянского языка им еще дорасти надо). И обсуждать с современными людьми надо современные проблемы (благо, что никто из них про Субботина и не слыхал).
Не следует думать, что подавляющее число наших соотечественников уже охвачено никонианами. Это все фокусы лживых «социологических опросов». Вот опросы показывают, что 60-70% процентов считают себя «православными», а 22% стараются соблюдать все ритуалы своей религии. Ну, не будем ехидничать и напоминать, что двадцать лет назад 60-70% считали себя сторонниками коммунизма, а 22% состояли либо в компартии, либо в комсомоле. Поверим ВЦИОМ на слово? Или не поверим? Если опросы верны, то в среднем московском храме (а храмов этих в Москве около пятисот) на любом большом празднике будет присутствовать более трех тысяч человек. А на Пасху – больше пяти тысяч. Это если считать, что в Москве живет около десяти миллионов человек (на самом деле – много больше).
Сходите, кто неленивый, посчитайте! Правда, в обычный храм и одна тысяча вряд ли поместится. Самые продвинутые могут и на рынок сходить. Поинтересоваться: действительно ли потребление мясомолочных продуктов в декабре (или марте) на 22% падает? Или нет? Ленивые и нежелающие по храмам и рынкам бегать могут просто все эти проценты на десять поделить. Не ошибутся.
Реальная религиозность российского населения – 3-5%. Так что поле для проповеди необъятно и непахано.
Напоследок хочется сказать о еще одной опасности. Опасность эта состоит в применении крайних способов борьбы за чистоту веры в современных условиях. Можно, конечно, громко на всех перекрестках вопить, что Церковь гибнет, захваченная еретиками. Можно призывать всех к срочному отделению от еретиков и уходе в катакомбы. Только будет ли толк от таких действий? Плачевный опыт «ДЦХ БИ», разделившейся на несколько враждующих обломков, тому яркий пример.
Соборные прения (как метод борьбы) себя еще далеко не исчерпали.
Да и большинство из тех, кого принято у нас считать внутрицерковными еретиками, на самом деле никакие не еретики, а обыкновенные глупыши от природы, никакую ересь исповедать не могущие. Просто потому, что любая ересь – это достаточно сложное и хитроумное учение, которого они уже потому вместить не смогут, что у них мозги ни для чего сложного и хитроумного не приспособлены. Остается, правда, открытым вопрос: способны ли их мозги вместить православное учение…
А настоящие еретики себя рано или поздно проявят, не спрячутся… Раз они считают, что находятся не в Единой Церкви (одной единственной на земле!), а в одной из частей непонятно чего, то они и не в Церкви, а непонятно где. И если граница Церкви для них «не вполне ясна» и «размыта», то, скорее всего, они уже давно за ней, за границей, любому христианину ясно видимой… И это «заграничное» состояние себя рано или поздно обнаружит.
Закончить эти рассуждения хочется словами владыки Алимпия: «Нет истинной веры, кроме Христианства. Нет Христианства, кроме Православия. Нет Православия, кроме того, которое исповедуют христиане-старообрядцы нашей Церкви».
А.Ю.Рябцев
Неопалимая Купина, 2010, № 5
|