И так далее.
Все древнерусские святые, а заодно и славянские (в частности, сербские) были буквально понижены в чине. Более того, некоторым святым службы были просто опущены, например, полиелейная служба на перенесение мощей свв. Бориса и Глеба, 2 мая. Понижены в чине (или опущены) были также некоторые службы в
честь икон Божией Матери (Знамения, Казанской, Тихвинской, Федоровской и др.).
Ревизия «Ока Церковного» в сторону понижения чина служб древнерусским святым означала значительное сокращение количества текстов в службах, не говоря уж о службах, полностью опущенных. Служба, лишенная праздничного статуса, теряла малую вечерню, литию; сокращалось количество стихир на вечерне и утрене, наконец, что весьма важно, служба эта отправлялась ухе не большим праздничным хором с подобающей празднику торжественностью и блеском, а хором будничным, обиходным.
Богослужебный отдел Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. новообрядческой Церкви предложил «восстановить прежнее положение служб русским святым в Месяцеслове» (Настольная книга священнослужителя. М., 1977. Т. 1. С. 20). Однако это не сделано до сих пор.
Студийский Устав. Иерусалимский Устав.
Начиная с середины XI века Студийский устав на Руси употреблялся в редакции, записанной в 1034 г. Константинопольским Патриархом Алексеем. Ранее Алексей был иноком и игуменом Студийской обители. Широкое распространение Студийского устава в Киевской Руси связано с введением его около 1051 г. преп. Феодосием Печерским в Киево-Печерском монастыре. Оттуда устав распространился по другим монастырям. Сам Студийско-Алексеевский устав сохранился только в славянских списках: XI-XII вв.ГТГ. К-5349; XII в. РНБ. Соф. №1136; XII-XIII вв. ГИМ. Син. №330; XIV в. РГАДА. Тип. 144/1236; 1398 г. ГИМ. Син. №333; XV в. ГИМ. Син. №905 и другие. Они содержат разные редакции текста, поскольку Устав переводился несколько раз. Устав состоит из триодной, месяцесловной, дисциплинарной и дополнительной (общелитургической) частей. Типографский устав содержит кроме Устава Кондакарь. Сохранившиеся отрывки Устава Св. Софии новгородской (ГИМ. Хлуд. №16 д; РНБ. Погод. №43), датируемые кон. XIII в., доказывают, что Студийский устав употреблялся не только в монастырском, но и в кафедральном богослужении.
Богослужение по Студийскому уставу просуществовало на Руси до XV в.
В конце XIV начале XV века митрополиты московские Фотий и Киприан стали вводить устав св. Саввы – Иерусалимский, заменяя им Студийский устав, но не успели довести свою реформу до конца. Поэтому в русском уставе (которым до сих пор пользуются старообрядцы) осталось много древних, более архаичных ранневизантийских черт из Студийского устава. Да и сам Иерусалимский устав, принятый греками в XIV-XV вв., скорее всего, является интерпретацией древних списков Студийского устава, по крайней мере, они имеют одну основу.
На это различие русского (Студийского) и греческого (Иерусалимского) уставов и указал патриарх Иерусалимский Паисий в свой приезд в Москву в 1649 году. Замечания Паисия о «неправельности» русского устава задели и Никона и царя – Алексея Михайловича Романова. Получалось, что русские «уклонились» от греческой традиции. На самом деле сами греки поменяли устав, а русские сохранили ранневизантийскую редакцию.
Тогда же новый греческий устав был введен на Балканах. А в 1640-х гг. Киевский митрополит Петр Могила унифицировал богослужебные книги по образцу
новогреческих. В середине XVII века Московский патриарх Никон ввел новый устав в Русской Православной Церкви, а Московский Собор 1666-1667 гг. буквально проклял тех христиан, кто придерживался более древнего церковного устава.
Конечно, старый (Студийский) устав был ближе к древним византийским образцам, составляющих основу православия, ближе к архетипам христианства. Отказаться от древнего наследия, значит, по мнению старообрядцев, потерять правопреемственность от Вселенской Церкви.
Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам
Сегодня в русском православии наблюдается набирающая силу тенденция возврата к древлеправославным обрядам и уставам. «Де факто» реабилитированы старые византийские и русские иконы, крещение в три погружения, восьмиконечный крест, двуперстие и многое другое. Однако, «де юре», Соборы РПЦ от 1971 года и Зарубежной Церкви от 2000 года лишь допускают сосуществование старых и новых обрядов и уставов, не вскрывая сущности трагического трехсотлетнего раскола.
Спор не может закончиться на ноте – «молитесь как хотите». Только Межцерковная Комиссия по обрядам и уставам сможет установить причину фундаментальных расхождений и рекомендовать Соборам старообрядческих и новообрядческих Церквей рассмотреть вопрос об обрядовом единстве на основе спасительного Апостольского и Святоотеческого наследия.
Идея Всеправославного Собора с участием Восточных Патриархов, который не просто реабилитирует старые обряды и уставы, а вернет Православие к корням и истокам, принадлежит епископам Старообрядческой Церкви Белокриницкого согласия. В 1914 году саратовский епископ Мелетий и рязанский епископ Александр во время поездки по Ближнему Востоку и Северной Африке обсуждали вопрос об общем Соборе с Александрийским Патриархом Фотием.
Патриарх Фотий: «…если у вас в России состоится Собор и на него будем приглашены мы, восточные патриархи, то неизбежно подадим свой беспристрастный и справедливый голос по отношению к вашей староверческой иерархии. Самой русской Церкви трудно разобраться в этом разделении, потому что отношение ее к старообрядчеству явно предубежденное; тут необходимо участие восточной Церкви, и тогда, даст Бог, прикончится это печальное разделение, с которым русская Церковь столько времени ничего не может или не желает поделать».
Епископ Мелетий: «Если бы она искренне желала достигнуть примирения со страрообрядцами, то давно могла бы пригласить для этого восточных патриархов, без которых не может быть достигнуто примирение, потому что клятвы наложены на старые предания, содержимые старообрядцами, при участии патриархов того времени, и снять их единолично она не в праве».
Патриарх Фотий: «Это, конечно».
Литература:
Кутузов Б. П. Церковная «реформа» XVII в. как идеологическая диверсия и национальная катострофа. Фонд поддержки строительства храма Покрова. Барнаул 2008.
Быстров С. И. По Востоку. Путешествие старообрядческих епископов. Издательство Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви. Барнаул 2004. С. 215.
Быстров С. И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Фонд поддержки строительства храма Покрова. Барнаул 2001.
Пентковский А. М. Литургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности. Журнал Московской Патриархии, №1, 2001г.
Пентковский А. М. Об особенностях некоторых подходов к реформированию
февраля 2000г.). М., 2000. С. 331-332.
Титус Буркхардт. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы.
«АЛЕТЕЙА». Москва. 1999. С. 78-92.