Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Ноя-22, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [2]
XVIII в. [18]
XIX в. [17]
ХХ в. [18]

Главная » Статьи » Старообрядческие сочинения » XVIII в.

Галанин М.И. История про древнее благочестие

«История про древнее благочестие», написанная примерно в 50-е гг. XVIII в. организатором массовых протестов крестьян, видным писателем М. И. Галаниным, является  самым ранним из оригинальных историко-литературных сочинений, созданных в среде зауральских крестьян-старообрядцев.

 

Текст этого произведения был издан РАН и издательством «Сибирский хронограф» в серии «История Сибири. Первоисточники» (выпуск IX)  по единственному известному Шатровскому списку в рукописи НБ УрГУ (Шатровское собр., № 78.Р/855, л. 8-10 об.). Старообрядческая сборная рукопись XIX - начала XX в., 8°, полуустав разных рук на 196 листах. Описание рукописи см.: ПЛПКЗ, т. I, вып. 1, № 217. Шатровский список имеет дефект: отсутствует конец произведения из-за утери одного листа в рукописи. Содержание утраченного листа можно в какой-то мере восстановить по списку Житийной редакции «Рукописи о древних отцах».

 

Текст произведения и примечания к нему публикуются по изданию: Духовная литература староверов востока России XVIIIXX вв. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999

 

  

 

История про древнее благочестие, откуду процвело а*

  

 

л. 8 Корень благочестия: // Владымер, князь Киевский, принял ве- л. 8 об. ру от грек, крестился в Цареграде*. Будучи в Киеве, и крестил словян. И утвердил веру християнскую. И стояла вера от Владимера князя до Никона патриарха невредима и нерушима. Как Никон настал* - нарушил веру християнскую и превратил чины и уставы отеческия. Не покорилися Никонову нарушению благочестивый два епископа: // Маркел да Павел Коломенский*, и два священники: л. 9 Дистифей да Феодосей*. Литоргисали и нужды правили мирския. Феодосей на Дону жил, и был в послушание у него инок Корнилий седмь лет*; тако нам уверено от отца Корнилия о светых тайнах. Священик Феодосии правил священика Софонтия, а Софонтей правил священика Никифора, а Никифор // правил священика Иова, л. 9 об. а Иов правил Якова*; тако порядок священикам. А инок древних было: инок скимник Ипатей, и было под началом у него 30 иноков: Ипатьев б* Корнилий инок, Пахомей инок, Антоней инок, Филарет, и протчих: инок Феодул, инок Паисей, инок Иона; иных обителей: инок Ефимий, Герасим, Максим, инок Григорий, инок Еким, сидел с Мироном // в остроге, во узах кончался*. Был священник Симеон л. ю Вятской в*, правлен Никифором священиком. А были у нас в слободах иноки: инок скимник Авраамей, инок Тарасей*. И приежал с Керженцу священоинок Софонтей на Ирюм, и съехались г* со Авраамием в Ылину, посоветовали о благочестивой вере, и согласно у них было, и благословил их нужды править. // И было правление л. ю об. до лет тех, и приехал з заводу на Ирюм инок Корнилий ко отцу Тарасию, и согласно у них было. И жил Корнилей год на Ирюме, и говорил жителям: «Надо вам священика». И согласилися, и поехали, и привезли попа Симеона, и правил нужды мирския. А с Корнилием приехали послушники Авраам Михайловичь...д*

  

-- НБ УрГУ, Шатровское собр., X'- 78.Р/855, л. 8-10 об. Опубликовано:    ПЛПКЗ, т. I, вып. 2, с. 31-32.

 

а* Испр.; в ркп. процвела;      б* испр.; в ркп. Ипатей;      в* испр.; в ркп. Вяской; г* испр.; в ркп. сехалисъ;     д* дальнейший текст утрачен.

 

Примечания:

 

л. 8 об. Владымер... крестился в Цареграде. - На самом деле крещение киевского князя Владимира Святославича состоялось в 988 г. в г. Корсуни (Херсонесе), в церкви св. Василия (отсюда второе, христианское имя Владимира — Василий), после чего он обвенчался с Анной, сестрой византийского императора Василия П.

 

Как Никон настал... - Никон (в миру Никита Минов) (05.1605-17.08.1681) — седьмой патриарх Московский и всея Руси; посвящен в 1652 г. из митрополитов Новгородских и Великолуцких, оставил патриаршую кафедру в 1658 г., низложен Московским собором в 1666 г.  С весны 1653 г. Никон приступил к проведению церковных реформ, которые внешне состояли в унификации русских церковных обрядов с греческими. Враждебно встреченные частью русского духовенства, никоновские нововведения привели к церковному расколу и возникновению староверческой оппозиции, принявшей форму мощного религиозного и социально-политического движения. Подробно см.: Каптерев Н. В. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887; Он же. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1909-1912, т. 1-2.

 

л. 9. Маркел да Павел Коломенский... - Маркел (ум. 22.03.1663) — архиепископ Вологодский и Великопермский (1645-1663); после учреждения в 1657 г. Вятской и Великопермской епархии стал именоваться архиепископом Вологодским и Белозерским. Посвящен из игуменов Соловецкого монастыря, где по его завещанию и был погребен в 1663 г. (см.: Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. М., 1892, вып. 2, с. IV). Среди старообрядцев действительно бытовало мнение, что он являлся противником реформ патриарха Никона (см.: Мельников-Печерский П. И. Очерки поповщины // Мельников-Печерский П. И. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е. СПб., 1909, т. 7, с. 14; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. СПб., 1898, с. 049-050).

 

Павел (ум. 3.04.1656) - епископ Коломенский и Каширский (1652-1654), посвящен из игуменов Пафнутьева Боровского монастыря (см.: РБС. СПб., 1902, т. «Павел — Петр», с. 73). Павел открыто выступал против никоновских нововведений, за что был осужден и заключен в темницу в Новгороде (по другим сведениям — в Палеостровском монастыре), где, по преданию, был сожжен. Имя Павла Коломенского пользовалось огромной популярностью в среде старообрядцев (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы... с. 048-050).

 

Дистифей да Феодосей. - Досифей - иеромонах, игумен Беседного Никольского монастыря близ Тихвина (1662-1668), один из виднейших деятелей раннего старообрядчества. Поддерживал тесные контакты с протопопом Аввакумом и его соузниками по пустозерской темнице, с членами старообрядческой общины в Москве (в частности, совершил иноческий постриг Ф. П. Морозовой), с иноком Корнилием Выговским, много странствовал, жил в Поморье (в Курженской Повенецкой и в Троицкой Олонецкой пустынях), под Белевом и в других местах. Около 1685 г. Досифей переселился на Дон, в Чирскую пустынь, основанную льговским игуменом Иовом, а около 1688 г. ушел со своими последователями на р. Куму, где и умер. Авторитет Досифея в среде старообрядцев был чрезвычайно высок (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы... с. XV, XXIII-XXVII и ел.).

 

Феодосий (ум. около 1710-1711) - иеромонах Рыльского Никольского монастыря, видный деятель раннего старообрядчества. По преданию, рукоположен патриархом Иосифом. Около 1683 г. он перебрался на Донец, где близ Айдарской станицы основал пустынь. Летом 1686 г. Феодосии был арестован и доставлен в Москву, после чего его сослали в Кирилло-Белозерский монастырь. Через несколько лет «тайно подьехавшии неции, увезоша его в Поморье», откуда он ушел на Керженец. Около 1695 г. Феодосии перебрался в Калугу, а оттуда — на Ветку, где стал главным руководителем поповщины (см.: Летописи русской литературы и древности, изд. Н. Тихонравовым. М., 1862, т. IV, с. 61-64; РБС. СПб., 1913, т. «Яблоновский — Фомин», с. 328-329; Смирнов П. С. Внутренние вопросы... с. XXI-XXIII и ел.). М. Лилеев ошибочно приписал Феодосию фамилию Ворыпин, спутав его с другим Феодосией, жившим в начале XVIII в. на Керженце (см.: Лилеев М. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Киев, 1895, вып. 1, с. 169).

 

... инок Корнилий седмъ лет... - Феодосии пробыл на Дону не более 4 лет (см. выше); возможно, названный здесь Корнилий Ипатьев был в послушниках у Феодосия не на Дону, а на Ветке, после чего жил на Керженце и на Урале в скиту игумена Ипатия (см.: НБ УрГУ, Куйбышевское собр., № 15.Р/1474, л. 205 об.). В начале 20-х гг. XVIII в. он около года скрывался на Ирюме.

 

л. 9-9 об. ... Феодосий правил священника Софонтия... Иов правил Якова.- Софонтий (Софоний) (около 1637 - после 1710) - иеромонах, был рукоположен в священники Ионой (Сысоевичем), митрополитом Ростовским и Ярославским (1652-1690); став иноком, скрывался в галичских лесах, где был «найден керженскими отцами», после чего примерно с 1690 г. жил на Керженце (см.: НБ УрГУ, Шатровское собр., № ЗО.Р/476, л. 206; Куйбышевское собр., № 15.Р/1474, л. 205, 209 об.-210; НТКМ, ТМ 19 627, л. 56 об.)- Керженский писатель XVIII в. Иона Курносый называет его священноиноком Соловецкого монастыря (по преданию, он бежал оттуда около 1677 г.) и указывает, что Софонтия принял керженский собор во главе со священноиноком Дионисием Шуйским (см. о нем ниже, комм, к л. 93 документа № 6, с. 641), который, судя по всему, и «правил» Софонтия (см.: Есипов Г. В. Раскольничьи дела... т. II, с. 186, 260, 262; БРАН, собр. Дружинина, № 76 (101), л. 329 об.). Софонтий был первым священником, принятым на Керженце из «никонианской» церкви, руководил авторитетным скитом близ г. Семенова. Одно из согласий местной беглопоповщины, переселившееся в 20-е гг. XVIII в. после разгрома керженских скитов на Урал и в Сибирь, называлось по его имени «софонтиевщиной». По преданию, Софонтий приезжал на Ирюм, где встречался с иноком Авраамием Венгерским (см. о нем ниже, комм, к л. 10 настоящего документа, с. 629).

 

Никифор - иеромонах, живший на Керженце, очевидно, в скиту Софонтия. Когда в конце 10-х - начале 20-х гг. XVIII в. епископ Нижегородский и Алатырский Питирим начал преследования старообрядцев, Никифор «съехал со иноки на заводы Демидовы в Сибирскую страну, и тамо живяше, и братию собра, и по некоему времени отъехал на Яик со всею братиею, и поселился близ Яика реки, а по времени ездил с Яика в Сибирскую страну»; на Яике Никифор и умер в 1747 г. (БРАН, собр. Дружинина, № 76 (101), л. 319-319 об.; см. также: НБ УрГУ, Талицкое собр., № 8.Р/690, л. 96 об., 109; ТФ ГАТО, ф. 156, он. 1750 г., д. 170, л. 130 об.; Есипов Г. В. Раскольничьи дела... т. II, с. 188; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909, с. 35).

 

Иов (ум. 4.09.1751) - священник Иоанн, родом из Владимирской провинции, в 1725 г. в Нижнем Тагиле «исправлен», а затем пострижен под именем Иова священноиноком Никифором. Здесь же он жил и действовал в качестве преемника Никифора (см.: БРАН, собр. Дружинина, № 76 (101), л. 319 об.; НБ УрГУ, Талицкое собр., № 8.Р/690, л. 109; Есипов Г. В. Раскольничьи дела... т. II, с. 188; Мелъников-Печерский П. И. Очерки поповщины, с. 81).

 

Яков (Варламов) (ум. 1754) - иеромонах, действовал на Ишиме и на демидовских заводах, затем постоянно обосновался на Невьянском заводе, где и умер; по некоторым сведениям, принимал участие в Ирюмском соборе 1723 г. (см.: БРАН, собр. Дружинина, № 76 (101), л. 310 об.; НБ УрГУ, Талицкое собр., № 8.Р/690, л. 93, 97 об.; ср. также: Мелъников-Печерский П. И. Очерки поповщины, с. 81).

 

л. 9 об.-10. ... инок скимник Ипатей... во узах кончался. - Ипатий - выходец с Керженца, руководитель скитского центра на уральских заводах в первой четверти XVIII в. (см.: НБ УрГУ, Куйбышевское собр., № 15.Р/1474, л. 205 об.; НТКМ, ТМ 19 627, л. 57). О Корнилии Ипатьеве (его прозвище, как объясняется в Житийной редакции «Рукописи о древних отцах», произошло от имени Ипатия, руководителя скита) см. выше, комм, к л. 9 (с. 625).

 

Пахомий - в 1753 г. в деревне Ломовского рудника невьянский священник Михаил Дерябин арестовал 100-летнего старца Пахомия (в миру - холмогорский крестьянин Петр Евтихиев сын Колобов), находившегося в скитаниях уже более 60 лет (см.: Покровский Н. Н. Организация учета у старообрядцев в Сибири в XVIII в. // Русское население Поморья и Сибири. М., 1973, с. 388; Он же. Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири в XVIII в. // Крестьянство Сибири XVIII - начала XX в.: Классовая борьба, общественное сознание и культура. Новосибирск, 1975, с. 43). Известен и другой инок Пахомий, о котором, вероятно, здесь и идет речь, действовавший в Зауралье и скрывавшийся с М. И. Галаниным на Авраамиевом острове в 1754 г. В конце 50-х - середине 60-х гг. XVIII в. он жил на Ирюме. В декабре 1765 г. близ дер. Вохминой (родина М. И. Галанина) был захвачен один из скитов Пахомия, но самому ему удалось скрыться (см.: Покровский Н. Н. Организация учета... с. 389; Он же. Антифеодальный протест... с. 261-262). Пахомий присутствовал на Невьянском соборе 1777 г., причем отстаивал точку зрения зауральских слобод (см.: Собр. ИИ СО РАН, № 9/73, л. 27 об.-32). Об Антонии, Филарете и Феодуле ничего не известно.

 

Паисий (в миру Петр Федоров сын Заверткин) (около 1689-1.05.1768) - родом из-под Ярославля, из семьи крепостных крестьян-предпринимателей помещиков Хомутовых; иконописец, один из основоположников уральской горнозаводской школы иконописания, известной сейчас как «невьянская икона». В молодости работал при Оружейной палате в Москве и Оружейной канцелярии в Санкт-Петербурге, видимо, в качестве одного из «мастеровых разных художеств». Затем бежал на Керженец, откуда вместе с тамошними скитскими старцами в начале 1720-х гг. перебрался на уральские демидовские заводы. Отсюда он несколько лет спустя через Москву ушел в ветковские старообрядческие слободы на территории Польши. Здесь Заверткин стал одним из лидеров оппозиции старообрядческому епископу Епифанию. Вероятно, именно с целью пропаганды против Епифания и рукоположенных им иноков в начале 1735 г., незадолго до первой «выгонки» Ветки, Петр Федорович возвращается в Россию. В марте 1735 г. он с женой и семьей его младшего брата-торговца, с полученными от помещика паспортами, появляется на Нижне-Тагильском заводе и остается здесь жить. С 1741 г. Заверткины значатся крепостными кн. А. М. Черкасского, приписанными к знаменитому промыслово-торговому селу Иваново. Два года спустя Иваново переходит к гр. П. Б. Шереметеву в приданое за дочерью князя. Но к этому времени П. Ф. Заверткин под именем инока Паисия уже находился в лесных «подзаводских» скитах. После окончания Второй ревизии демидовские приказчики дополнительно включают Заверткина в ревизские сказки по Нижне-Тагильскому заводу в качестве одного из «пришлых», не упоминая о том, что он шереметевский крестьянин. С 1750 г. Петр Федорович официально числится беглым. Учитывая дату его возвращения из бегов в Нижний Тагил в 1764 г., совпадающую со второй, екатерининской «выгонкой» возродившейся Ветки, велик соблазн предположить, что в 1750 г. инок Паисий вновь ушел за «польский рубеж», тем более, что в известных нам уральских материалах его имя за эти полтора десятка лет ни разу не встречается. В последние годы жизни Паисий Заверткин принимал активное участие в дискуссиях о беглых священниках, которые велись среди староверов на уральских заводах, и пользовался здесь большим авторитетом (см.: Байдин В. И. Повествовательные и документальные источники по истории старообрядческого иконописания на горных заводах Урала в XVIII — начале XX вв. // Невьянская икона: Альбом-монография. Екатеринбург, 1997, с. 234-235, 237, 239, 241, 244; РАСО, ф. 643, оп. 1, д. 2, л. 87-87 об.; д. 102, л. 281 об.; д. 117, л. 230).

 

Иона (Городецкий) - инок, пришел на уральские заводы с Керженца (см.: НБ УрГУ, Куйбышевское собр., № 15.Р/1474, л. 205 об.). В 1751 г. в Черноисточинском заводе были арестованы инок Иона (в миру Иван Григорьев сын Швалов), постриженный самим Софонтием и более 10 лет носивший схиму (возможно, он и был Ионой Городецким), и некий чернец Тит (Санников), которые покаялись и приняли православие; в 1759 г. над ними производилось второе следствие (см.: Покровский Н. Н. Организация учета... с. 385-386).

 

Ефимий, он же Ефрем (Сибиряк), в миру Елисей Яковлев сын Поляков - из дворцовых крестьян с. Данилово Костромского уезда; в 1695 г. бежал в Москву и прожил там 10 лет; какое-то время, видимо, обитал на Керженце и встречался там со священником Софонтием; в 1710 г. постригся в Вяземских лесах; в 20-е гг. XVIII в. появился на Вятке, затем — на Урале; старец Ефрем был арестован в 1735 г. в скиту близ Черноисточинского завода, содержался в Тобольском кремле, откуда совершил дерзкий побег (см.: Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII-XVIII вв.). Свердловск, 1987, с. 196-198; Покровский Н. Н. Антифеодальный протест... с. 90-101; УдмРКМ, вспом. ф., инв. № 1386, л. 81 об.).

 

Герасим (Никифоров) - его пршвище, вероятно, как и в случае с Корнилием Ипатьевым, объясняется тем, что он был послушником руководителя уральских заводских скитов священноинока Никифора.

 

Максим (в миру Михаил) - из ногайских татар, около 1724 г. подростком попал в русский плен, стал холопом некоего Змеева (вероятно, стольника С. П. Змеева, вотчина которого находилась в Галицком уезде), был крещен и обучен грамоте, в 1729 г. бежал, добрался до Нижнего Тагила, был пострижен Иовом. В 1731 г. Максим ушел в скит Дионисия (близ Черноисточинского завода) и после смерти последнего стал его руководителем; около середины 1760-х гг. скитники перебрались на Нижне-Тагильский завод. В 1765 г. Максим ездил в Москву и вернулся с документированным обоснованием допустимости приема беглых священников из Грузии. Максим был одним из организаторов Невьянского собора 1777 г., посвященного вопросу о священстве. Он выступил на соборе с позиции примирения сторонников и противников приема беглых попов, не скрывая в этом выступлении (как и в своих сочинениях) своей близости к взглядам последних. В 1781 г. Максим с братией удалился на Веселые горы (в 15 верстах от Верхнего Тагила), где и умер в 1783 г. Плодовитый и авторитетный старообрядческий писатель (см.: Собр. ИИ СО РАН, № 9/71-г, л. 101-102 об.; ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 1177, л. 6-6 об., Покровский Н. Н. Новые сведения... с. 180-182).

 

Григорий, в миру Гавриил Сергеев сын Коскин (около 1725 - конец XVIII в.) - родом из вечноотданных Невьянского завода,, там же и прожил большую часть жизни; известен как иконописец, работы которого высоко ценились. В 1766-1767 гг. ездил в Москву для сбора сведений о российских архиереях; в 1777 г., уже как инок Григорий, принимал участие в Невьянском соборе. В 1783 г., после смерти Максима, стал его преемником. Похоронен на Веселых горах (см.: Байдин В. И. Повествовательные и документальные источники... с. 234-236, 239).

 

Еким (Иоаким; в миру Иван Харчевников) - еще в юности, в 1720-1721 гг., организовал «детский» филиал Аремзянского старообрядческого скита (в 30 верстах от Тобольска), руководителя которого, казачьего сына Андрея Яковлева сына Страшникова, он считал своим наставником. Во время Тарского розыска Страшников был посажен на кол. Ивану Харчевникову удалось скрыться и бежать в Енисейск. Впоследствии он активно действовал на Урале и на Яике. Арестовали его в 1753 г. (см.: Покровский II. Н. Антифеодальный протест... с. 40; Он же. Крестьянский побег... с. 37). Относящаяся к нему фраза в «Истории про древнее благочестие» («сидел с Мироном в остроге, во узах кончался») была, видимо, позднее добавлена читателем или переписчиком, знавшим о принадлежности произведения перу М. И. Галанина и осведомленном об обстоятельствах их совместного пребывания в Мельковском (Заречном) остроге в Екатеринбурге (о контактах узников острога с внешним миром см.: ГАСО, ф. 24, оп. 1, д. 1911, л. 392-396) и в Тобольске, где он и умер после 1760 г.

 

л. 10. ... священник Симеон Вятской... - Семен Васильев сын Ключарев (1697-1754), сын приходского священника с. Верходворского Хлыновского уезда, около 1720 г. был избран местным крестьянским миром священником вместо своего отца. В 1723 г. Ирюмский собор по рекомендации священноинока Никифора якобы избрал его главой тайного старообрядческого прихода в Зауралье. Однако вплоть до конца 1720-х гг. Симеон продолжал служить в церкви Покрова Богородицы в родном селе; при этом у него в доме останавливались старцы с Керженца во главе с будущим руководителем «подзаводского» скитского центра Дионисием (см.: НБ УрГУ, Куйбышевское собр., № 15.Р/1474, л. 205 об.). С ними Ключарев ушел сначала в обвинские леса в Прикамье, а в начале 1730-х гг. - в висимские леса близ демидовских заводов. Отсюда он наезжал на Яик и в Зауралье. Окончательно в дер. Саламатову на р. Ирюм Симеон перебирается в первой половине 40-х гг. XVIII в. В апреле 1750 г. С. В. Ключарев был арестован и замучен в Тобольске (подробно см.: Покровский Н. Н. Антифеодальный протест... с. 170-190; Вабиков А. Ю. Новые памятники уральской старообрядческой литературы первой половины XVIII в.: Дисс. магистра; Екатеринбург, 1997, с. 15-35; см. также: БРАН, собр. Дружинина, № 76 (101), л. 319-319 об., 331 об.; Есипов Г. В. Раскольничьи дела... т. II, с. 187).

 

... инок скимник Авараамей, инок Тарасей. - Авраамий (в миру Алексей Иванович Венгерский) — один из руководителей урало-сибирского старообрядчества XVII - начала XVIII в. Бывший тобольский сын боярский, в 1658 г. стал монахом Троицкого Кондинского монастыря, около 1668 г. за «спор о вере» был сослан в Туруханский Троицкий монастырь, откуда вернулся в свою обитель, после чего ушел из монастыря и занялся проповедью раскола. В 1682 г. вместе со своим другом Иваном Кодским являлся одним из руководителей выступления в Утяцкой слободе. Жил в скитах на Ирюме, а потом на островах среди болот на Карма-ке, где был арестован в 1702 г. и заключен в Тобольский Знаменский монастырь, откуда сумел бежать (подробно о нем см.: Оглоблин Н. Старец Аврамий Венгерский. (Очерк из жизни старообрядцев начала XVIII века) // На сибирские темы: Сборник в пользу Томских воскресных школ и Гоголевского народного дома. СПб., 1905, с. 92-115; Шашков А. Т. Авраамиев остров // Уральский следопыт, 1988, № 5, с. 25-27; Байдин В. И., Шашков А. Т. Исторические сочинения уральских старообрядцев XVIII-XIX вв. // Историография общественной мысли дореволюционного Урала. Свердловск, 1988, с. 6-7; Шашков А. Т. Авраамий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992, вып. 3 (XVII в.), ч. 1: А-3, с. 44-47).

 

Тарасий - ученик черного попа Феодосия Рыльского, якобы жил вместе с ним на Дону. По некоторым сведениям, в 1695 г. Тарасий появился в Зауралье, где сотрудничал с Авраамием Венгерским. После его смерти стал руководителем ирюмского скитского центра. Во время Тарского розыска 1722 г. скрывался, очевидно, на Авраамиевом острове. Был одним из главных организаторов тайного старообрядческого собора 1723 г. в дер. Курсановой (позднее - Кирсановой) на Ирюме (см.: ГАТО, ф. И-47, оп. 1, д. 4697, л. 4-7; ПЛПКЗ, т. I, вып. 1, с. 25, 27).

 

л. 10 об. ... Авраам Михайловичь... - Авраам Михайлович был родом из Ярославля, пришел на Ирюм вместе с иноком Корнилием Ипатьевым в начале 20-х гг. XVIII в., участвовал в Ирюмском соборе 1723 г. В середине XVIII в. он возглавлял антицерковное движение в районе Буткинской слободы Окуневского ведомства Шадринского уезда Исетской провинции (см.: Покровский Н. Н. Антифеодальный протест... с. 235). На Невьянском соборе 1777 г. был одним из представителей зауральских старообрядческих слобод (см. Собр. ИИ СО РАН, № 9/73, л. 24 об.).

Категория: XVIII в. | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-18)
Просмотров: 2765

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz