В конце XVII в. возникло еще одно самостоятельное беспоповское течение — спасово или нетовское согласие. История его формирования неясна. Достоверно известно лишь то, что какая-то группа спасовцев с конца XVII в. проживала на Керженце. К концу XVII в. относится создание в Поморье Ладожского скита, придерживавшегося спасовского вероучения. В первой четверти XVIII в. община спасовцев была обнаружена властями в Подмосковье.
История спасова согласия до сих пор остается практически неизученной. На наш взгляд, это напрямую связано с узостью круга источников по теме, введенных к настоящему времени в научный оборот, а также с тем, что спасовцы, сравнительно с представителями других беспоповских согласий, создали немного оригинальных сочинений. Нередко в литературе высказываются суждения об учении спасовцев на основании исследования ситуации в согласии во второй половине XIX в., что не может быть признано корректным. Спасовцы с самого начала стояли особняком от других течений беспоповщины. Они разделяли беспоповское учение о приходе в мир антихриста, трактуя его как чувственно, так и духовно, т. е. и как дух зла, победивший в России со времени Никона, и как конкретное лицо, человеческое воплощение этого духа; об исчезновении «истинного» священства; о необходимости строго соблюдать запрет на совместную молитву и трапезу с иноверными и еретиками; о возможности совершения таинства крещения и покаяния простолюдином (впрочем, спасовцы отрицали все таинства). В то же время основным отличием спасовцев от других беспоповцев стал отказ от перекрещивания приходящих к ним в согласие «никониан». Спасовские сочинения XIX в. защищают бессвященнословный брак, но не известно как относились к браку первые спасовские наставники.
В научной литературе высказывалось мнение, что у истоков спасовщины могли стоять наставники Козма Андреев и Козма Панфилов, проповедовавшие на Керженце учение о Петре I — антихристе и позже замученные в застенках Преображенского приказа1. Но единственное дошедшее до нас собственно спасовское «родословие», написанное на рубеже 60-70-х гг. XIX в., об этих наставниках даже не упоминает, возводя историю согласия к Ладожскому скиту, основанному в конце XVII в. в Поморье2. Остановимся подробнее на характеристике этого сочинения. Оно называется «Свидетельство от Боже-ственнаго Писания и от истории иноческаго жития о непрерывном основании христианския веры под именем спасова согласия». Сейчас нам известны три списка сочинения (далее для краткости будем именовать его Родословием): два полных в собрании рукописей Ярославского историко-архитек-турного музея-заповедника и один неполный в собрании рукописей Института истории СО РАН3.
Интересно, что один из ярославских списков (№ 9056) находится в составе спасовского сборника постоянного состава «Книга, нарицаемая правила» в качестве отдельной главы. Составитель сборника датировал окончание своей работы 26 октября 1874 (7383) г. Сама «Книга» состоит из трех частей, разделенных на 48 глав, раскрывающих основные вопросы вероучения спасовцев. Родословие завершает «Книгу», это гл. 15 третьей части. Второй ярославский список (№ 17149) выполнен тем же писцом, что и первый. Кроме него в состав рукописи входит «Глава о пророках Божиих Енохе и Илии» (она включена в «Книгу, нарицаемую правила» в качестве гл. 14 третьей части)4. Новосибирский список Родословия дефектный (без начала и конца, разбитый при переплете на две части, фрагменты текста перепутаны), находится в рукописи конца XIX в.5
Обратимся к тексту Родословия. Сочинение состоит из предисловия, где автор объясняет причины, побудившие его взяться за работу, и трех «показаний»: 1) «яко вера наша православная носит на себе имя самого Христа Спасителя, а не некоего человека, сиречь ересиарха»; 2) «от истории иноческаго жития, яко корень Семене духовнаго непрерывно даже и доднесь пребывает»; 3) свидетельства о спасовцах «от внешних книг, сиречь от новых учителей».
Автор сообщает, что взяться за перо его заставили упреки представителей других старообрядческих согласий в том, что спасовцы не имеют своего Родословия. Но, по его мнению, «о простых иноках, чтобы писать их родословную нигде в Божественном Писании и слова о сем не обретается». Поэтому, отмечает автор Родословия, «предшественники наши и хранители православныя християнския веры не имели понуждающих их благословных вин, чтобы описать историю иноческой жизни». Но теперь, когда церковь колеблется от «еретиков» и «супостатов», пишет он, «аз последний в человецех возмнех, яже нужнейшая о вере православной изъобразити в трех показаниях»6. И все-таки основным источником Родословия стало более раннее сочинение по истории спасовцев, обнаруженное его автором «в Нижегородской губерни, Семеновском уезде, в Осиновском скиту у некоей престарелой инокини, именем Сигклитикии» уже после того, как скит стал единоверческим женским монастырем7, т. е. после 1849 г.
Что же касается времени создания сочинения, то уточнить его нижнюю границу помогает упоминание в третьем «показании» книги Павла Прусского «Воспоминания и беседы... о старообрядчестве... издание Аласина, Москва, 1868 года»8, а верхняя определяется датой завершения «Книги, нарицаемой правила» (26 октября 1874 г.), в состав которой вошло Родословие. По мнению автора сочинения, только спасовцы сохранили в своей церкви истинное дониконовское православие. Представителей других старообрядческих согласий — даниловцев (поморцев), филипповцев, федосеевцев, «аристовых» — он приравнивает к еретикам, нарицавшимся по именам своих ересиархов (арианам, македонянам и т. д.). В отличие от них, считает автор Родословия, «мы по Христе Спасителе спасовы нарицаемся», а именование «нетовщина» придумано противниками спасовцев9. Касаясь темы благочестивых «предков», автор Родословия в первую очередь упоминает жителей Ладожского скита, основанного в конце XVII в. Тогда же, по его мнению, спасовцы появляются в Нижегородских и Костромских пределах. После 1722 г., «егда... открылась от высочайшей власти некая свобода, тогда в Макариевском уезде построен скит иноком Иоаникием, нареченный Жеравишкинской... Последи же его преставления пос-ледова на его место наставником от него постриженный ученик его инок Иона. От Ионы пострижен бысть инок Иоасаф. От Иоасафа пострижеся инок Михей. Сей трудолюбивый старец переселился в Нижегородскую губерню Семеновский уезд и построил с поможением братии новый скит, нареченный Осиновскии». После смерти Михея настоятелем Осиновского скита стал его постриженник Дорофей, затем — инок Иринарх. «По преставлению же инока Иринарха, в лето 7350 (т. е. около 1842 г. —А. М.), сей Осиновскии скит обращен в единоверческий девичий монастырь. А который не последоваша единоверию, тех всех изъгнаша вон по своим отечествам». В их числе была и инокиня Сигклитикия.
В Родословии назван еще один спасовский скит — «на Галеческих лесах», основанный постриженником инока Михея Манасием10. От него принял постриг Иезекииль, проживший в иночестве 47 лет. Тот постриг инока Иону. «А от Ионы, — подводит итог автор, — пострижен инок Герман, который даже и до настоящаго времене Божию Благо-датию храним в живых есть»11. По существу, это вся полезная информация Родословия об истории спасова согласия. Упомянуты четыре скита, появившиеся в разное время, названы имена настоятелей трех скитов. Автор Родословия не ставил перед собой задачи дать подробное, систематическое изложение истории спасова согласия. Он просто хотел показать «от истории иночес-каго жития, яко род христианский верный, по евангельскому гласу, не прейде, ни же оскуде»12 и поэтому очень краток. Вместе с тем сведения по истории спасовцев, которые он сообщает, представляют несомненный интерес для исследователей старообрядчества, как, впрочем, и само Родословие, являющее собой замечательный образец старообрядческого историко-полемичес-кого сочинения второй половины XIX в.
Представление о вероучении спасовцев дают немногочисленные дошедшие до нас сочинения XVIII — начала XIX в., как собственно спасовские, так и написанные их оппонентами. Самое раннее из них относится к первой половине XVIII в. Это Послание неизвестного спасовца поморскому наставнику Спиридону Иванову. Сочинение до сих пор в исследовательской литературе не упоминалось. Выявленный нами список написан полууставом и скорописью на 37 листах. Рукопись XVIII в., форматом 4°, в картонном переплете, филиграни на бумаге практически неразличимы. К сожалению, список сочинения дефектный, без конца13. На полях рукописи заметки критического содержания.
Хронологических привязок в сочинении две. Оно не могло быть создано раньше 1723 г., так как автор критически отзывается о некоторых положениях Поморских ответов, написанных в этом году; и позже 1742 г когда, согласно Павлу Любопытному, умер Спиридон Иванов. Вернее всего датировать сочинение 20-ми — 30-ми гг. XVIII в
Дошедшая часть Послания содержит ценную информацию о вероучении спасовцев первой половины XVIII в. Обращаясь к Спиридону Иванову, автор сразу же переходит к главному предмету полемики, заявляя: «А еже ты убо аще и мниши нас быти аки некрещеных, и татарами порицавши, и язычниками — сие нам ничто же есть» (л. 1). Он против вторичного крещения «никониан», но также против учения поповцев; следовательно, он — спасовец. Это подтверждается следующим замечанием: «Зриши ли, христолюбче... что глаголет (Златоуст. —А. М.) о Христе нашем архиереи, на Нь же мы уповаем, яко той есть вышыпе всякия нужды. Тем же и мы, верующе Ему и уповающе на Нь, не страшимся нужды» (л. 4-5).
Автор Послания придерживается общих для беспоповцев эсхатологических воззрений, считая, что в 1666 г. исполнилось предречение о «мерзости запустения» и истреблении антихристом «истинного» священства. И снова следует характерное для спасовцев упоминание о Христе, спасающем тех, кто верит в Него: «От сего времени по престатии бывшаго видима-го и чювъственнаго священства вместо смертных многих Един безъсмертныи присно живыи, не имея себе преемника, всех приходящих верою к Нему спасает» (л. 5 об.).
Дальнейшие рассуждения автора носят полемический характер и подтверждают предположение некоторых исследователей о том, что спасовцы отрицали все таинства: «И на вся быша законы и повелении, их же мы елика без священника не творим, обаче цела храним, сиречь противно не творим, яко же нарицаемии покрещенцы вы дерзаете. <...> Ныне же убо, яко же зрим... еже всему священнодействию видимому упразд-нитися на искушение верных по Вселенней». Но раз исчезло «истинное» священство, значит, ни одно из семи таинств совершаться не может. Более того, для совершения таинств, по мнению автора Послания, нужен не просто священник, но епископ: «Паче же без епископа никая християнская тайна от сед-ми тайн Новаго Завета священнодействоватися и совершитися видимо может». Но как спастись без таинств, в частности безкрещения? Автор-спасовец уверен: «Аще без пастырей церковных и без священников быти мощно, яве и без священнодействия их реченных оных седми тайн быти мощно, сих же убо ныне ищущему спастися невозможно». Подводя итог своим рассуждениям об исчезновении истинного священства и таинств, он отмечает, обращаясь к Спиридону Иванову: «Виждь убо, о христолюбче, елико убо о скончании видимых благочестивых християнских тайн от пророчества, и от евангельскаго Христова учения, и от святых отец и богословец зде тебе предъявих, а не от себе что мудръствуя, и лета указах, и по сем о Архиереи Истинном и Вечном, и о уповании на Нь» (л. 6-9).
Далее решается вопрос: как должен вести себя христианин, ищущий спасения, во время господства в мире антихриста. Первое условие автора-спасовца — следует обратиться от «прелести» с покаянием и молитвою, причем покаяние не рассматривается как таинство: «Коль паче ныне, в небытность священников, аще кто по Истинному Богу Господу нашему Исусу Христу от прелести обратится с покаянием, что возъбранит на некрещеных вашим крещением Духу Святому снити, и очистити от скверны, и освятити? Ты же убо не точию воздыхающих, но и молящихся Духу Святому, яко же обычно есть глаголати сице: „При-иде, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны", и проч[ее], оглаголуеши нечестием и порицавши татарами; сам же сыи ты, аще и молишися и такожде призывавши Духа Святаго, но ему чюждь еси и лишаешися благодати Святаго Духа, понеже хули-ши Его. Хула же убо твоя на Дух Святыи есть сия, ибо не пропо-ведуеши божественныя силы Его и власти, но немощна Его ис-поведуеши, аки бы на некрещенаго водою не приходит Дух Святыи. Сего ради таковых и порицавши татарами». Речь ведется о крещении не видимом — водою, а духовном, «еже есть от Христа даемое Духом Святым крещение невидимое» (л. 11-13).
Развивая эту идею, автор Послания утверждает, что «верных» следует «познавать не от крещения, но от печатления крестным знамением». Причем, по мнению спасовского идеолога, крещение поморцев столь же «беззаконно», как и поповцев, — спасовец отчетливо видит, что в создавшихся после 1666 г. условиях обе главные ветви староверия не в состоянии построить догматическую систему, безупречную с точки зрения основ дониконовского православия: «Но убо и ваше нововымышленное и самозаконное погружение есть неправославно... противно самому Христу Богу Архиерею, иже крестити власть имать ныне приходящих к Нему Духом Святым. Вы же убо Того сан, яко же и поповщина нарицаемии, на себе восхитивъше, тако дерзаете новодогматствованием своим. <...> По сему и ваше погружение несть крещение, но точно печати антихристове является» (л. 15—19 об.). В отсутствие «истинного» священства вместо таинства крещения водой существует только крестное знамение и молитва: «Тем же крестное знамение и призываемое в молитве имя Христово ныне нам наипаче тайна вместо тайны крещения водою. <...> Нам ныне паче должно есть веровати и уповати на крестное знамение и на призываемое имя Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия. Аще и некрещени есмы, но всячески получим от Него благодать с призыванием имени Исусова и спасемся» (л. 32-33). Христос сам спасает верующих в Него, без священников и таинств Духом Святым: «Яко же писано есть: „Верова Авраам, и вменися ему в правду". Аще ли Аврааму въменися вера в правду, колми паче несть ли достойно ныне нам веровати Господу нашему Исусу Христу, яко Той есть Спаситель наш и Архиерей и всех приходящих к Нему и верующих во Нь крестит Духом Святым» (л. 29-29 об.).
Рассмотренное сочинение позволяет впервые познакомиться с ранним учением спасовцев, что называется, «из первых рук». Судебно-следственные дела не могут дать адекватного представления о вероучении старообрядческих согласий в целом и спасовцев в частности. Вот, например, как комментирует автор спасовского Родословия утверждение «внешних» авторов, что спасовцы исповедаются не духовным отцам, а непосредственно Богу: «Наши христиане во время преследования христианския веры при вопросах не доказывают началником отцев своих духовных, которым исповедываются, но только показывают, что единому Богу каемся по Скитской исповеди»14.
Содержание Послания вносит существенные уточнения в наши представления об учении ранних спасовцев. В частности, мы узнаем, что они отвергали все таинства, считали возможным спастись через духовное крещение и молитву, через непосредственное (минуя посредников) обращение верующего к самому Христу. Применительно к основной теме нашей работы отметим резко негативную оценку автором учения и церковной практики старообрядцев-поповцев и поморцев. Осуществляемое ими крещение неофитов названо «новодогматствованием» и уподоблено антихристовой печати. Спиридон Иванов охарактеризован как «хульник» Святого Духа. Прямого обвинения в еретичестве нет, но оно подразумевается.
Подчеркивая значение новонайденного памятника для исследования вероучения ранних спасовцев, оговоримся, что нам неизвестно, насколько единым было это согласие в то время10. Поэтому абсолютизировать полученную информацию не следует. Возможно, среди спасовцев уже в первой половине XVIII в. существовали некоторые разногласия по основным вопросам вероучения.
Назовем другие памятники XVIII в., касающиеся спасова согласия. Нам известно выговское полемическое сочинение «О крещении», направленное против ладожан16. По-видимому, федосеевцу, чье имя скрывается за литерами С. Ф. С, принадлежат Ответы на два вопроса спасовцев, написанные в конце XVIII в. Спасовцы подали автору сочинения 72 вопроса, но он счел нужным ответить только на два — 21-й и 22-й о крещении «никониан». Конфессиональная принадлежность жителя «от севера полуденных краев» С. Ф. С. предположительно устанавливается по его замечанию, что Великороссийская церковь отвергла веру во Христа, но верует некоему Иисусу. Подобные рассуждения характерны для федосеевцев. О том, что они в конце XVIII в. полемизировали со спасовцами, свидетельствует введенное в научный оборот Н. С. Гурьяновой сочинение, озаглавленное переписчиком «Выписано из ответов некоего мудреца Федосеева московскаго согласия на вопросы нетовщинския, слово в слово». В списке, выявленном Н. С. Гурьяновой, приведены ответы на девять вопросов (№ 71-79)17 Но в целом полемические сочинения, как собственно спасовские, так и направленные против спасовцев, очень немногочисленны в XVIII — начале XIX в. Их количество значительно возрастает только во второй половине XIX и. и начале XX столетия. Именно тогда спасовцы выходят из своеобразной самоизоляции и начинают активно участвовать в общебеспоповской полемике.
1 Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898. С. 085-090.
2 Мальцев А. И. Малоизвестное сочинение по истории старообрядцев спасова согласия // Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи. Улан-Удэ,2001. С.307-309.
3 ЯГИАМЗ, собр. рукописей, №9056, л. 724-739; №17149,л. 25-40; ИИ СО РАН, собр. рукописей, № 52/71, л. 1-12 об., 33-39
4. Подробное описание ярославских рукописей, содержащих Родословие, см.: Мальцев А. И. Малоизвестное сочинение... С. 307.
5 Описание рукописи см.: Панин Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. С. 85.
6 ЯГИАМЗ, собр. рукописей, № 17149, л. 26-27 об.
7 Там же, л. 36.
8 По-видимому, речь идет о книге: Павел (Прусский). Воспоминания и беседы о глаголемом старообрядстве. М., 1869.
9 ЯГИАМЗ, собр. рукописей, № 17149, л. 31-32 об., 40.
10. Существование спасовского скита в Галичских лесах в 80-х гг. XVIIIв. подтверждается сообщением страннического исторического сочинения 50-х гг. XIX в. «О начатке старца Евфимия...». Там отмечено, что знаменитый основатель страннического согласия инок Евфимий вместе со своими последователями в 80-х гг. XVIII в. поселился в пустыни в Галичских лесах. Но через два года странники вынуждены были покинуть эту пустынь из-за грабежей и обид местных крестьян, действовавших «по наущению» спасовцев, не желавших иметь рядом с собой конкурентов в лице странников (Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск, 1996. С. 116).
11 ЯГИАМЗ, собр. рукописей, № 17149, л. 36-38.
12 Там же, л. 38.
13 РГБ, собр. Барсова, № 151, л. 1-35 об. Далее листы Послания Указываются в тексте в круглых скобках
14 ЯГИАМЗ, собр. рукописей, № 17149, л. 39.
15 Спасовцы XIX-XXвв. разделялись на несколько течений, имевших существенные разногласия в вероучении. См., например: Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энциклопедического словаря.М., 1996. С. 189-191.
16 Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописей. СПб., 1912. С 331, №225.
17 Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 88, 169, № 40.
Мальцев А.И.
Из книги: Мальцев А.И. Старообрядческие беспоповские согласия в XVIII - начале XIX в. - Новосибирск: ИД "Сова", 2006
|