Одним из самых малоизвестных и слабоизученных старообрядческих согласий России является согласие спасовское, точнее - группа из нескольких самостоятельных религиозных обществ, объединённых этим названием. Из-за крайне скудного количества источников темна и неясна первая эпоха иослераскольного существования спасовцев. Родословия спасова согласия - редки и малодоступны. А между тем, спасовцы, подобно другим старообрядческим согласиям, на рубеже XIX и XX вв. вступили в полосу расцвета полемики с представителями официальной церкви и собратьями иных упований. Эта полемика, в которой не последнее место занимала проблема происхождения того или иного согласия, вызвала к жизни огромное количество соответствующей литературы, в том числе и вышедшей из-под пера спасовцев. На сегодняшний день известно несколько трудов спасовцев большого начала, в которых в той или иной степени освещена эта проблема.
Как можно предположить, почти все краткие родословия, приведённые спасовцами в качестве доказательства своей духовной преемственности с дониконовским православием в многочисленных «Беседах», «Выписках» и т.п., созданных в начале XX в., восходят к созданной не ранее 1895 г. «Вечной правде» Аввакума Комисарова (1). В свою очередь, фрагмент «Вечной правды») посвященный родословию спасовцев, почти дословно совпадай с рукописным родословием («Свидетельством»), исследованным A.M. Мальцевым (2) и созданным, очень вероятно, тем же Комисаровым не позднее 1874 г. (интересно, что в более поздний ечатной «Вечной правде» А. Комисаров смягчил тон по отношению к даниловцам, федосеевцам и филипповцам, уже не перечисляя персонально названные согласия в числе еретиков, как в «Свидетельстве».
Наряду с указанными родословиями существует ещё одно сочинение, целиком посвященное этой актуальной для спасовцев теме, под названием «Древлеправославное другоприемное иноческое пострижение, от лет московскаго падения при патриархе московском Никоне», второе название - «Описание о Жерависком, он же и Осиновский скит и о иноках, кто по кем последоваша» (далее - «Описание»). Эта рукопись обнаружена нами в книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (инв. №2245), надписи на ней говорят о принадлежности рукописи известному прибалтийскому поморскому деятелю А. И. Воловичу и (вероятно, раньше) Д. Першину. Крайней датой её создания следует считать 1894 г. (см. л.4). В «Описании» также есть дословное совпадение небольшого фрагмента с текстом «Свидетельства», однако в собственно родословии имеются существенные различия как со «Свидетельством», так и, разумеется, с «Вечной правдой».
Во всех 3 сочинениях упоминается, что в основе описания иноческого преемства лежит некая «история», найденная авторами (или автором) у осиновской инокини Сигклитикии в Семёновском уезде Нижегородской губернии.
На основе анализа текстов можно предпринять осторожную попытку реконструировать если не всю «Историю» Сигклитикии, то хотя бы её основную часть. Основанием для этой попытки может служить то обстоятельство, что во фрагментах текста, предположительно принадлежащих «Истории», применяется летосчисление от Адама до Рожества Христова 5500 лет, в то время как в остальной части - общепринятые 5508 (3). При этом выясняется полное совпадение «Истории» Сигклитикии в «Вечной правде» и «Свидетельстве» и значительные расхождения между ними и «Описанием».
Если в первых двух источниках прослеживается иноческая преемственность от инока Иоаникия (неизвестно кем постриженного) и до инока Ионы, Постриженного в 1857 г. (в «Свидетельстве» добавлен инок Герман, который был жив в момент его написания), то в «Описании» иноческое преемство ведётся непосредственно от иноков Соловецкого монастыря. Только в этом варианте спасовского родословия существует фрагмент, позволяющий определить крайнюю дату написания «Истории» Сигклитикии: на 4-м листе названы иноки Герасим и Дорофей, которые «и доднесь живы находятся по число 2 октября лето 7332» (1833 г.). Только в «Описании» приведены некоторые детали жизненного пути отдельных иноков (например, инока Ионы, сидевшего в темнице г. Юрьевца-Поволжского). Только здесь указывается дата (1790 г.) перенесения Журавиженского скита в Семёновский уезд. И, наконец, только здесь названы, кроме Сигклитикии, ещё 3 инокини, у которых хранилась «История». Всё это заставляет предположить более точное и детальное воспроизведение «Истории» Сигклитикии в данной рукописи. Что же касается существенных разночтений в именах иноков, и «кто по кем последоваша» между «Описанием» и сочинениями Комисарова, то это тема будущих исследований.
В «Описании», как и в других источниках конца XIX—начала XX в., происходящих от спасовцов большого начала, утверждается происхождение многочисленного иночества большеначальных от поморских отцов через насельников Журавиженского (или Осиновского) скита, что находился недалеко от р. Козленец на границе Семёновского и Ковернинского районов Нижегородской губернии. Скит закончил своё существование в 1848 г., когда известный писатель и гонитель староверия Мельников-Печерский угрозами и насилием «обратил» его в единоверие. Оставшиеся верными древлеправославию инокини разбрелись по окрестным деревням, а также основали особый выселок близ бывшего скита.
Необходимо заметить, что происхождение ковровских и прочих обителей большеначальных спасовцев из семёновских лесов, по нашему мнению, вполне возможно, но сами семёновские беспоповцы в братию большеначальных не вступали, оставаясь в своём обществе, и спасовцами себя никогда не называли.
Приложение. Древлеправославное другоприемное иноческое пострижение, от лет московскаго падения при патриархе московском Никоне
(Л.1) Описание о Жерависком, он же и Осиновский скит, и о иноках кто по кем последоваша После пяти благочестивых патриархов 1. Иова, 2. Гермогена, 3. Филарета, 4. Иоасафа, 5. Иосифа возведен на патриаршески российский престол патриарх Никон, иже не восхоте последовати содержанию и обычаю церковному прежде его бывших российских митрополитов и патриархов, но восхоте сделать соединение с греческими патриархами, которые уже отступили, и оставили многая прежних своих благочестивых патриархов и предания (Л1об.) святых отец, но последоваша новым неким обычаям, чюждым святой соборной церкви по сказанию Арсения Суханова, как являет его книга. И собра патриарх Никон собор в Москве в лето 1666. На том соборе были и вселенския восточныя патриархи и прочия от духовных, и тогда на оном соборе утвердили новые обряды во всех церквах что бы были, и трех перстное сложение, и прочия новости, которых прежде не было во святой греческой церкви от лет просвещения князя Владимира. И к сим всем новостям стал патриарх Никон принуждал всех, духовный чин чернецов и бельцов, дабы по(Л.2)следовали новому его учению, а не последующих нача мучити и изганяти всякими томлениями. И тогда многая претерпели великая мучения и тиранства, изгнания и смерть за древле православные догматы. Как был Павел Коломенский и Аввакум протопоп и прочих множество, яко же свидетельствует соборная книга, называемая новых страдалец (зри там пространно). В истории Соловьева вспоминается. И тогда патриарх Никон в мале не всю Россию повину последовати своему новому учению. В то время сташа за древле православное содержание находящийся в полунощных (Л.2об.) странах окиана моря соловецкаго монастыря жители, яко же являет соборная печатная о сем книга, и кто хощет, тамо да чтет пространно, како они тогда от новосодержателей претерпевали томления, мучения и смерти, за древле церковное содержание, в то время вышли из оного соловецкаго монастыря жители некия в Россию, в пустынныя места ради своего спасения. Яко же речено святым Кирилом Иеросалимским в книге его оглашено в 15 слове. Аще кто слышится силен быти дася борет с сатаною, яко же достоит не ослабляя убо церковных жил. А страшливии да бежат. И в то время из Соловецкаго (Л.З) монастыря между прочими вышли седмь священно иноков. И поселились в Поморие, близ океана моря в места пустынныя. Из них два отца остались тамо жительствовать и составили скиты, которые назывались Данилов и Ладосский Повинетском уезде Олоненской губернии, имя единому старцу священно инок Пахомий, а второму его последователю нарекли прозвание Татарский, а имя его не вем како, забвено бысть, жил отец Пахомий в пустыне 47 лет, по сем прииде к ним человек из жительства Свилихи, именем Григорий, отец Пахомий постриг его и нарече имя ему Герман. По скончании же отца Пахомия отец Герман переселился в Галицки леса.
(Л.Зоб.) А прочий пять священно иноков, им же имена сия суть: 1. Авраам. 2. Досифей. 3. Никола. 4. Козма. 5. Софоний. Сии отцы постригаху и благословляху прочих иноков великое множество. Авраам инока Иону и прочих. Иона постриг и благословил инока Иоаникия и прочих. И сей Иона был отец великия ревности по благочестию. За древнее церковное содержание долго содержался в Юрьевце в остроге и по указу наказан, претерпел различные казни. Иоаникий же постриг и благословил инока Паисия, Паисий же постриг и благословил инока Михея, Михей же постриг и (Л.4) благословил иноков Герасима и Дорофея, которые и доднесь живы находятся по число второе октября лето 7332 (запись на поле буквами славянского счисления (другим почерком - 1833 г. – прим. автора): А выше реченный отец Герман при старосте своей постриг и благословил инока Манасию, а Манасия постриг и благословил инока Иезекииля, Иезекиил поживе в иночестве 50 лет. И за три лета до кончины своея постриг и благословил инокиню Севастияну и по сем вскоре инока Иону, которые и доднесь живы благодатию Христовою хранимы пребывают в иночестве 38 лет, 1894 лето. А Иона постриг и благословил инока Германа, инока Афиногена (участник спасовского собора 1887 г. в г. Коврове – прим.автора)- прим..орое октября лето 7332.* и "прочих, и так до ныне содержится (Л.4об.) древле православное содержание и пострижение и благословление оных отец, которые построили скит Жеравижеской в Костромской губернии, а потом в лето 7290 (запись на поле: 1790 г. – прим.автора) по указу оный скит переселен в Нижегородскую губерню, в Семеновский уезд, на речку Осиновку, по которой и прозван Осиновским скитом. Послежде сей скит принял единоверие, а которые не восхотели принять, изгнаны быша в различные места, в них же бяху инокиня Аполинария, Июдифь, Августа и Сехклитикия и прочия, у них и сохранилася сия история. Тако и доднесь пребывает род семени духовнаго и даже до века пребудет (Л.5) по неложному обетованию Владычию, иже в видении к преподобному Пахомию рече: дерзай яко корень семени твоего духовнаго не оскудеет до века, зри минея четия, 15 мая.
Подтверждают же сию историю предшествеников наших даже и новыя учители. В изданной книге синодом в лето 1745, именованной Обличение, под номером 22 и 23, лист 4, от нижния доски свидетельствует сице: есть без поповцы только по скитской исповеди, понеже наши християне во время преследования християнския веры при вопросах не доказывают властям своих духовных (Л.5об.) отцов, которым исповедь творят, но только показывают, что единому Богу каемся по скитской исповеди, тако и умирают, и со всеми толками не ядят, ни пьют, ни молятся, и прозваша себя Спасова согласия, Христова, за то нас вси не любят, ниж. лист 6, на обороте: сий выше показанные плоды, сиречь веры, израстшая от лета 1666-го до лета 17205 (видимо, ошибка переписчика в дате: вместо «к» (20) - «с» (200), то есть, правильно – 1725 – прим.автора), дозде из книги Обличения. Внимай яко и самыя враги православныя нашея веры свидетельствуют, что яко християн-ская наша вера основалась отлета 1666-го, сиречь оттого времени, егда в великороссийской церкви начаша изменяти (Л.6) уставы от святых отец преданныя, а своя новыя вводити. Тогда пресветлии наши прародители и непрелестнии в царство небесное пути ведущаго предводители остались неизменно в преданиях святых апостол и святых отец крепким хранители, так же и мы смиреннии по стопам их последующе, ни не десно ни на шуе с царскаго пути не совращаемся и уставления Спасителя своего и блаженных его ученик и святых отец предания и седми вселенских соборов, духом святым собранных уставов, нарушити опасаемся.
Примечания
1. Комисаров А.О. Вечная правда. Ковров, 1895; Аввакум Онисимович Комисаров - выдающийся деятель спасовцев большеначальных второй половины XIX в., энергичная духовная и организационная деятельность которого охватывала спасовские общества Ярославской, Владимирской, Новгородской и других губерний. Он продолжительное время пользовался гостеприимством знаменитых попечителей спасовцев, ковровских купцов Першиных, проживая в скитах Коврова и его окрестностей, где и была создана значительная часть его сочинений в защиту старой веры.
2. Мальцев А.И. Малоизвестный источник по истории старообрядцев спасова согласия // Старообрядчество: история и современность. Улан-Уде, 2001.
3. Соответственно, эра Африкана и Византийская эра
Рудаков Сергей Владимирович - издатель и редактор газеты «Старообрядецъ», г. Нижний Новгород.
|