Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 19:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
РПСЦ [12]
Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)
РДЦ [3]
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ)
ДПЦ [37]
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)
Федосеевское согласие [10]
Спасово согласие [3]
Часовенные [5]
Филипповцы [3]
Странники [4]

Главная » Статьи » Старообрядческие согласия » Спасово согласие

Рудаков С.В. «Другоприемное пострижение». К родословию спасова согласия (большого начала)

Одним из самых малоизвестных и слабоизученных старообряд­ческих согласий России является согласие спасовское, точнее - группа из нескольких самостоятельных религиозных обществ, объединённых этим названием. Из-за крайне скудного количества ис­точников темна и неясна первая эпоха иослераскольного суще­ствования спасовцев. Родословия спасова согласия - редки и малодоступны. А между тем,  спасовцы, подобно другим старо­обрядческим согласиям, на рубеже XIX и XX вв. вступили в поло­су расцвета полемики с представителями официальной церкви и собратьями иных упований. Эта полемика, в которой не послед­нее место занимала проблема происхождения того или иного согла­сия, вызвала к жизни огромное количество соответствующей литературы, в том числе и вышедшей из-под пера спасовцев. На сегод­няшний день известно несколько трудов спасовцев большого нача­ла, в которых в той или иной степени освещена эта проблема.

Как можно предположить, почти все краткие родословия, при­ведённые спасовцами в качестве доказательства своей духовной преемственности с дониконовским православием в многочислен­ных «Беседах», «Выписках» и т.п., созданных в начале XX в., вос­ходят к созданной не ранее 1895 г. «Вечной правде» Аввакума Комисарова (1). В свою очередь, фрагмент «Вечной правды») посвященный родословию спасовцев, почти дословно совпадай с рукописным родословием («Свидетельством»), исследованным A.M. Мальцевым (2) и созданным, очень вероятно, тем же Комисаровым не позднее 1874 г. (интересно, что в более поздний ечатной «Вечной правде» А. Комисаров смягчил тон по отноше­нию к даниловцам, федосеевцам и филипповцам, уже не перечисляя персонально названные согласия в числе еретиков, как в «Свидетельстве».

Наряду с указанными родословиями существует ещё одно со­чинение, целиком посвященное этой актуальной для спасовцев теме, под названием «Древлеправославное другоприемное ино­ческое пострижение, от лет московскаго падения при патриархе московском Никоне», второе название - «Описание о Жерависком, он же и Осиновский скит и о иноках, кто по кем последоваша» (далее - «Описание»). Эта рукопись обнаружена нами в книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (инв. №2245), надписи на ней говорят о принадлежности рукописи известному прибалтийскому поморскому деятелю А. И. Воловичу и (вероятно, раньше) Д. Першину. Крайней датой её создания следует считать 1894 г. (см. л.4). В «Описании» также есть до­словное совпадение небольшого фрагмента с текстом «Свидетель­ства», однако в собственно родословии имеются существенные различия как со «Свидетельством», так и, разумеется, с «Вечной правдой».

Во всех 3 сочинениях упоминается, что в основе описания ино­ческого преемства лежит некая «история», найденная авторами (или автором) у осиновской инокини Сигклитикии в Семёновс­ком уезде Нижегородской губернии.

На основе анализа текстов можно предпринять осторожную попытку реконструировать если не  всю «Историю» Сигклитикии, то хотя бы её основную часть. Основанием для этой попытки может служить то обстоятельство, что во фрагментах текста, предположительно принадлежащих «Истории», применяется летосчисление от Адама до Рожества Христо­ва 5500 лет, в то время как в остальной части - общепринятые 5508 (3). При этом выясняется полное совпадение «Истории» Сиг­клитикии в «Вечной правде» и «Свидетельстве» и значительные расхождения между ними и «Описанием».

Если в первых двух ис­точниках прослеживается иноческая преемственность от инока Иоаникия (неизвестно кем постриженного) и до инока Ионы, Постриженного в 1857 г. (в «Свидетельстве» добавлен инок Гер­ман, который был жив в момент его написания), то в «Описа­нии» иноческое преемство ведётся непосредственно от иноков Соловецкого монастыря. Только в этом варианте спасовского родословия существует фрагмент, позволяющий определить крайнюю дату написания «Истории» Сигклитикии: на 4-м листе названы иноки Герасим и Дорофей, которые «и доднесь живы находятся по число 2 октября лето 7332» (1833 г.). Только в «Описании» приведе­ны некоторые детали жизненного пути отдельных иноков (например, инока Ионы, сидевшего в темнице г. Юрьевца-Поволжского). Только здесь указывается дата (1790 г.) перенесения Журавиженского скита в Семёновский уезд. И, наконец, только здесь названы, кроме Сигклитикии, ещё 3 инокини, у которых храни­лась «История». Всё это заставляет предположить более точное и детальное воспроизведение «Истории» Сигклитикии в данной ру­кописи. Что же касается существенных разночтений в именах ино­ков, и «кто по кем последоваша» между «Описанием» и сочинени­ями Комисарова, то это тема будущих исследований.

В «Описании», как и в других источниках конца XIX—начала XX в., происходящих от спасовцов большого начала, утверждает­ся происхождение многочисленного иночества большеначальных от поморских отцов через насельников Журавиженского (или Осиновского) скита, что находился недалеко от р. Козленец на гра­нице Семёновского и Ковернинского районов Нижегородской гу­бернии. Скит закончил своё существование в 1848 г., когда изве­стный писатель и гонитель староверия Мельников-Печерский уг­розами и насилием «обратил» его в единоверие. Оставшиеся вер­ными древлеправославию инокини разбрелись по окрестным де­ревням, а также основали особый выселок близ бывшего скита.

Необходимо заметить, что происхождение ковровских и про­чих обителей большеначальных спасовцев из семёновских лесов, по нашему мнению, вполне возможно, но сами семёновские беспоповцы в братию большеначальных не вступали, оставаясь в своём обществе, и спасовцами себя никогда не называли.

Приложение. Древлеправославное другоприемное иноческое по­стрижение, от лет московскаго падения при патриархе московском Никоне

(Л.1) Описание о Жерависком, он же и Осиновский скит, и о иноках кто по кем последоваша После пяти благочестивых патриархов 1. Иова, 2. Гермогена, 3. Филарета, 4. Иоасафа, 5. Иосифа возведен на патриаршес­ки российский престол патриарх Никон, иже не восхоте последовати содержанию и обычаю церковному прежде его бывших рос­сийских митрополитов и патриархов, но восхоте сделать соеди­нение с греческими патриархами, которые уже отступили, и ос­тавили многая прежних своих благочестивых патриархов и преда­ния (Л1об.) святых отец, но последоваша новым неким обыча­ям, чюждым святой соборной церкви по сказанию Арсения Суханова, как являет его книга. И собра патриарх Никон собор в Москве в лето 1666. На том соборе были и вселенския восточныя патриархи и прочия от духовных, и тогда на оном соборе утверди­ли новые обряды во всех церквах что бы были, и трех перстное сложение, и прочия новости, которых прежде не было во святой греческой церкви от лет просвещения князя Владимира. И к сим всем новостям стал патриарх Никон принуждал всех, духовный чин чернецов и бельцов, дабы по(Л.2)следовали новому его уче­нию, а не последующих нача мучити и изганяти всякими томле­ниями. И тогда многая претерпели великая мучения и тиранства, изгнания и смерть за древле православные догматы. Как был Па­вел Коломенский и Аввакум протопоп и прочих множество, яко же свидетельствует соборная книга, называемая новых страдалец (зри там пространно). В истории Соловьева вспоминается. И тогда патриарх Никон в мале не всю Россию повину последовати своему новому учению. В то время сташа за древле православное содержание находящийся в полунощных (Л.2об.) странах окиана моря соловецкаго монастыря жители, яко же являет соборная пе­чатная о сем книга, и кто хощет, тамо да чтет пространно, како они тогда от новосодержателей претерпевали томления, мучения и смерти, за древле церковное содержание, в то время вышли из оного соловецкаго монастыря жители некия в Россию, в пустынныя места ради своего спасения. Яко же речено святым Кирилом Иеросалимским в книге его оглашено в 15 слове. Аще кто слы­шится силен быти дася борет с сатаною, яко же достоит не ослаб­ляя убо церковных жил. А страшливии да бежат. И в то время из Соловецкаго (Л.З) монастыря между прочими вышли седмь священно иноков. И поселились в Поморие, близ океана моря в места пустынныя. Из них два отца остались тамо жительствовать и составили скиты, которые назывались Данилов и Ладосский Повинетском уезде Олоненской губернии, имя единому старцу священно инок Пахомий, а второму его последователю нарекли прозвание Татарский, а имя его не вем како, забвено бысть, жил отец Пахомий в пустыне 47 лет, по сем прииде к ним человек из жительства Свилихи, именем Григорий, отец Пахомий постриг его и нарече имя ему Герман. По скончании же отца Пахомия отец Герман переселился в Галицки леса.

(Л.Зоб.) А прочий пять священно иноков, им же имена сия суть: 1. Авраам. 2. Досифей. 3. Никола. 4. Козма. 5. Софоний. Сии отцы постригаху и благословляху прочих иноков вели­кое множество. Авраам инока Иону и прочих. Иона постриг и благословил инока Иоаникия и прочих. И сей Иона был отец великия ревности по благочестию. За древнее церковное содер­жание долго содержался в Юрьевце в остроге и по указу наказан, претерпел различные казни. Иоаникий же постриг и благосло­вил инока Паисия, Паисий же постриг и благословил инока Михея, Михей же постриг и (Л.4) благословил иноков Герасима и Дорофея, которые и доднесь живы находятся по число второе октября лето 7332 (запись на поле буквами славянского счисления (другим почерком - 1833 г.  – прим. автора): А выше реченный отец Герман при старосте своей постриг и благословил инока Манасию, а Манасия постриг и благословил инока Иезекииля, Иезекиил поживе в иночестве 50 лет. И за три лета до кончины своея постриг и благословил инокиню Севастияну и по сем вскоре инока Иону, которые и доднесь живы благодатию Христовою хранимы пребывают в ино­честве 38 лет, 1894 лето. А Иона постриг и благословил инока Германа, инока Афиногена (участник спасовского собора 1887 г. в г. Коврове – прим.автора)- прим..орое октября лето 7332.* и "прочих, и так до ныне содержит­ся (Л.4об.) древле православное содержание и пострижение и благословление оных отец, которые построили скит Жеравижеской в Костромской губернии, а потом в лето 7290 (запись на поле: 1790 г. – прим.автора) по указу оный скит переселен в Нижегородскую губерню, в Семеновский уезд, на речку Осиновку, по которой и прозван Осиновским скитом. Послежде сей скит принял единоверие, а которые не восхотели принять, изгнаны быша в различные места, в них же бяху иноки­ня Аполинария, Июдифь, Августа и Сехклитикия и прочия, у них  и сохранилася сия история. Тако и доднесь пребывает род семени духовнаго и даже до века пребудет (Л.5) по неложному  обетованию Владычию, иже в видении к преподобному Пахомию рече: дерзай яко корень семени твоего духовнаго не оскудеет до века, зри минея четия, 15 мая.

Подтверждают же сию историю предшествеников наших даже и новыя учители. В изданной книге синодом в лето 1745, имено­ванной Обличение, под номером 22 и 23, лист 4, от нижния доски свидетельствует сице: есть без поповцы только по скит­ской исповеди, понеже наши християне во время преследова­ния християнския веры при вопросах не доказывают властям своих духовных (Л.5об.) отцов, которым исповедь творят, но только показывают, что единому Богу каемся по скитской ис­поведи, тако и умирают, и со всеми толками не ядят, ни пьют, ни молятся, и прозваша себя Спасова согласия, Христова, за то нас вси не любят, ниж. лист 6, на обороте: сий выше показанные плоды, сиречь веры, израстшая от лета 1666-го до лета 17205 (видимо, ошибка переписчика в дате: вместо «к» (20) - «с» (200), то есть, правильно – 1725 – прим.автора), дозде из книги Обличения. Внимай яко и самыя враги православныя нашея веры свидетельствуют, что яко християн-ская наша вера основалась отлета 1666-го, сиречь оттого време­ни, егда в великороссийской церкви начаша изменяти (Л.6) ус­тавы от святых отец преданныя, а своя новыя вводити. Тогда пресветлии наши прародители и непрелестнии в царство небес­ное пути ведущаго предводители остались неизменно в преда­ниях святых апостол и святых отец крепким хранители, так же и мы смиреннии по стопам их последующе, ни не десно ни на шуе с царскаго пути не совращаемся и уставления Спасителя своего и блаженных его ученик и святых отец предания и седми вселенских соборов, духом святым собранных уставов, нарушити опасаемся.

Примечания

1. Комисаров А.О. Вечная правда. Ковров, 1895; Аввакум Онисимович Комисаров - выдающийся деятель спасовцев большеначальных второй половины XIX в., энергичная духовная и организационная деятельность которого охватывала спасовские общества Ярославской, Владимирской, Новгородской и других губерний. Он продолжительное время пользовался гостеприимством знаменитых попечителей спасовцев, ковровских купцов Першиных, проживая в скитах Коврова и его окрестностей, где и была создана значительная часть его сочинений в защиту старой веры.

2. Мальцев А.И. Малоизвестный источник по истории старообрядцев спасова согласия // Старообрядчество: история и современность. Улан-Уде, 2001.

3. Соответственно, эра Африкана и Византийская эра

 

Рудаков Сергей Владимирович - издатель и редактор газеты «Старообрядецъ»,  г.  Нижний  Новгород.

Категория: Спасово согласие | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 2641

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz