Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Ноя-23, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Поэзия, проза [16]
Писатели и староверие [13]

Главная » Статьи » Художественная литература » Писатели и староверие

Соболева Л.С. Истоки представлений о старообрядчестве в творчестве Н.Д.Мамина-Сибиряка. Часть 3

Интерес к старообрядчеству сохранялся у писателя всю жизнь. В книжном собрании находится сборник, выпущенный в Н. Новгороде сыном Мельникова-Печерского (1910). В сборнике впервые был опубликован официальный отчет нижегородского писателя за 1874 г., когда он служил государственным чиновником. В анализе состояния старообрядчества в нижегородской губернии Мельников подробно останавливается на понятиях нравственности, особой религиозности и политических взглядах староверов, приводит рукописные легенды о картофеле, табаке, чае (см.: [15]).

 

Свидетельством общего признания авторитета Мамина-Сибиряка в области старообрядчества и сектантства является работа Барадаевской-Ясевич о сектантстве в Екатеринославской губернии с дарственной надписью (см.: [3]).

 

Писатель обращается к уральскому материалу. В его библиотеке присутствуют оба «Пермских сборника», в первом томе которого (1859) опубликованы духовные стихи староверов («О Шарташских людях старой веры…»), записанные А. Н. Зыряновым (см.: [10], [11]). При подготовке очерка о городе Екатеринбурге (см. об этом подробнее: Соболева, 1998, 225–230) писатель, судя по пометам, активно обращался к работе Н. И. Чупина о полуторастастолетии Екатеринбурга, где особо выделяется мысль о роли староверов в становлении Урала. Подборка сочинений Чупина опубликована в сборнике статей из Пермских губернских ведомостей (1882) [16]. Числилась в библиотеке утраченная сейчас известная работа Палладия о пермском расколе (1863) [9] и Пермская летопись В. Шишонки. Последняя интересна еще и автографом исследователя, в котором он называет себя «чернорабочим», говорит о способности писателя придать «материалу» «стройный вид» [19].

 

Сохранилось в составе библиотеки сочинение виднейшего старообрядческого писателя И. Филиппова о центре поморского согласия Выговской пустыни (см.: [18]). Интересно, что особо выделен материал, относящийся к виднейшему старообрядческому писателю и лидеру староверия на Урале в XVIII веке Гавриле Семенове Украинцеве и его семье (в частности, о привозе им колокола на Выг в качестве подарка от заводчика Демидова). Среди книг выделяется глубокая и оригинальная работа С. Максимова о юродивых, где приводятся тексты духовных старообрядческих стихов и описываются быт и нравы нищенствующих общин (см.: [7]).

 

В течение ряда лет (1881–1882, 1885–1886) писатель пользовался фондами библиотеки Румянцевского музея, где хранились собрания старинных книг и рукописей 17 , имел возможность обращаться к оригиналам старообрядческих сочинений и их изданиям. В творческой биографии писателя старообрядчество затрагивается в различных жанрах, а взгляд на староверие претерпевает определенную эволюцию. Тем важнее сведения о круге идей времени, обыденных семейных представлений, конкретных фактах истории староверия и особенностей духовной культуры старообрядцев, почерпнутые писателем из научной и краеведческой литературы. В приложении к статье приводится описание части библиотеки писателя с указанием помет на книгах, относящихся к вышеизложенной тематике.

 

Книги из библиотеки Д. Н. Мамина-Сибиряка по старообрядческой тематике

 

Описание служебных отметок:

 

1. Штамп прямоугольной формы с надписью: «Уральское общество любителей естествознания в Екатеринбурге. Получ. … года. Входящий №…» (далее – штамп УОЛЕ).

 

2. Штамп прямоугольной формы с надписью: «Научно-краеведческая библиотека Свердловского облмузея. Рег. №. Инв. № …» (далее – штамп СОМ №).

 

3. Штамп овальной формы с надписью: «Свердл. обл. литерат. музей М. Сибиряка. Инв. №… Библиотека» (далее – штамп СОЛМ №).

 

4. Штамп прямоугольной формы с надписью «Свердловский литературный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка. Инв. №» (далее – штамп СЛМ №).

 

5. Инвентарные номера, выполненные разными чернилами (далее – инв. №).

 

Экслибрис: Штемпель с именем писателя: Дмитрий Наркисовичъ Маминъ.

 

Информация о страницах заключается в скобки. В случае, когда на одной странице расположены многочисленные служебные отметки, эта страница указывается перед их перечислением, а остальные в скобках после.

 

№ п/п Название книги Пометы на книге

1 Андреев В.В. Исторические судьбы раскола // Всемирный труд. 1870. 3 . Вып. 1– 4. Статья переплетена в один том с работами Аристова (№ 2) и Лескова (№ 6)  Служебные отметки: 1. Штамп УОЛЕ (с. 1, 181); 2. Штамп СОМ(с.1); 3. Штамп СОЛМ № 25 (с.1, 17, 181); 4. Инв. № 16389 (черные чернила), 36937 (синие чернила).

Автографы: «Д. Мамин» (переплетный л.)

 

Читательские пометы:

 

На полях несколько типов NB. Красным карандашом отмечаются сведения о значении староверов на Урале в деле открытия руды (с.18), о политической лояльности раскола (с.19). Отмечается крестом мысль, что даже в отношениях с Наполеоном речь шла не об измене, а только о предусмотрительности староверов. Выделяются сведения о Никоне и Аввакуме в детстве (с. 40). Правка уточняющего характера о царствовании Антихриста: «два» исправлено на «три» года (с. 57). Отмечены объяснения подлинного смысла стояния за старину, заметки о рукописных книгах и грамотности раскольников (с. 60). Отмечен факт строительства пятиглавых церквей по сравнению с одноглавыми до Никона (с. 62–63). NB выделена мысль, что раскольники всегда говорят «попы», а не «священники» (с. 65). Отмечено, что дьячки, которые были грамотными, но не могли стать священниками, ушли в раскол (с. 79), о перекрещивании священников у поповцев (с. 96–97). Карандашом приписана «тарабарская» азбука на поле рядом с текстом об ее использовании староверами (с.105). NB к названию «Спасово» согласие, NB к рассказу об огненном крещении староверов в связи с суевериями народа. Отмечены сведения о поповцах на Рогожском кладбище, в Стародубье и Екатеринбурге (с.147, 150, 152). Выделена информация о сектах самосправщиков (с.154), дырников (с.164), скопцов (с. 173)

 

2 Аристов Н. Я. Устройство раскольничьих общин // Библиотека для чтения. 1863. № 7. С. 1–32 Читательские пометы: На полях – о подарках староверов Петру I (с.19), о росте числа раскольников (с. 31).

 

3 Барадаевская-Ясевич В. Очерки из истории сектантских движений в Екатеринославской губернии (Отд. оттиск из “Нового слова”, 1887) Автографы: «Дорогому Дмитрию Наркисовичу Мамину на добрую память от автора. 22. 1. 1897» (с. 1)

 

4 Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия, извлеченные из дел Преображенского приказа и Тайной розыскных дел канцелярии. В 2 т. СПб., 1861–1863. (Т.2. – 274 с.) 

Титульный лист отсутствует Реставрация: На картонной обложке рукописный заголовок: “Есипова. Раскольники”.

Служебные отметки: 1. Штамп СОМ № 1275 (с.3, 274); Штамп СОЛМ № 946 (зачеркнуто), 21 (с.3, 15), запись от руки: «б-ка музея М-Сибиряка № 24» (с. 3); Инв. № 946, 57989, 21, 1275 (с.17)

Экслибрисы: «Д. Н. Мамин», «А. Анфиногенов» (с.3).

Автографы: роспись Н. С. Смородинцева (с. 3). «1906 ноября 2-й день» и роспись Н. Смородинцева (с. 57).

Читательские пометы: «Указующий перст» (с. 222, 266, 267). К заголовку главы «Донос» приписана дата: 1890. Отметка на поле к легенде о подмененном царе Петре I (с. 41), народно-поэтическая молитва за царя (с. 193), о раскольниках Н. Новгорода (с. 276). Карандашом на полях отмечены особые яркие или необычные слова и выражения: черная епанча (с. 240), пустопопы, прелести, небрещи, тщание (с. 241), пронырство, неудобь (с.242), самочини, братосоюзную, главизну, забобон (с.244).

 

5 Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ея главнейших деятелей. Т. 2. 4-е изд. СПб., 1895. Служебные отметки: Инв. № 224 (с.1), шифр: 9(47) К 72.

Автографы: На листе переплета запись почерком Б. Д. Удинцева: «Эта книга из личной библиотеки Д. Н. Мамина-Сибиряка. Он очень ценил ее и в беседах со мной неоднократно ссылался на статью Костомарова о Никоне. Д. Н. Мамина глубоко возмущали преследования старообрядцев (особенно казнь сожжения в срубе, см. с. 217–218)»

Читательские пометы: В оглавлении выделена зеленым карандашом глава о Никоне, в которой пометы синим карандашом и “птички” на полях.

 

6 [ Лесков Н. С.] С людьми древлего благочестия: (Письмо к редактору Б. для Ч. М. Стебницкого) // Библиотека для чтения. 1863. № 11; 1864. № 9. СПб., 1863–1864. Отд. отт.

Статья переплетена в один том вместе с работой Андреева (№ 1) и Аристова (№ 2). Служебные отметки: 1. Штамп УОЛЕ (с. 25); Штамп СОЛМ № 1283; 3. Штамп СЛМ № 25; 4. Инв. № 36937 (с. 64).

Читательские пометы: отмечены характерные выражения: попы краденые (с.16), традиция перехода в девство (с.19). NB – о страданиях Богоматери из «Страстей Христовых» (с. 38). В книге приведены отрывки из старообрядческого сочинения «Страсти Христовы». Отмечены ряд выражений: поражу пастыри и розыдутся овцы, помози моему окаянству, обрезание сердца, речию гугнив, червь неусыпающий (с. 38, 45, 51, 52, 56)

 

7 Максимов С. В. Бродячая Русь, Христа-ради. СПб., 1877. Реставрация: Картонный переплет, корешок – черный коленкор.

Служебные отметки: 1. «Инв. № 29»; 2. «Мамин. б-ка» (почерк Б. Удинцева) – на мягкой обложке.

Экслибрисы: «Герасимъ Вонифатьевич Бусловъ», печать оттиснута на мягкой обложке.

 

8 Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. Ч.1. М., 1864. Служебные отметки: 1. «М № 14»; 2. «Библиотека и книжная торговля Н. В. Пироговского въ Екатеринбурге» (титульный лист); 2. Инв. № 911; 3. Шифры: «9 (47) М 48» (с. 1).

Экслибрисы: «Д. Н. Мамин» (с. 1)

Читательские пометы: NB об обрядовой сущности старообрядчества и поповщины (с. 3). По книге идут отметки красным и синим карандашом, выделяющие из сочинений староверов наиболее характерные слова и выражения типа: латинскую ересь прия и римского папежу любезно прилепися, литургию богоотметную, христоподражательные люди (с. 9); чтобы с Никоном – отступником зловерию последовать и впадше в смрадную яму еретичества (с.11). Отмечена дата 1654 – год морового поветрия и издания Никоном служебника (с. 21), отмечено символическое число 666 и сведения о церковном соборе в 1666 г. (с. 22) Синим карандашом выделяются факты роли старообрядчества в уральской истории (с. 27), а также письменные и устные источники: послания Ионы Курносого, рукописная легенда о Беловодье. (с. 46). Приведена тарабарская азбука с заменой букв и пример языка (с. 116). Много помет на главе о поисках архиереев в XVIII в., выделена мысль, что староверы всегда были плохими землепашцами, и их удел – прежде всего промышленная и торговая деятельность (с. 255). NB иного характера на с. 259, 262, 274–275 – упоминания об уральских архиереях, о рукоположении.

 

9 Палладий. Обозрение Пермского раскола, так называемого старообрядства. СПб., 1863. Книга упомянута в Описи 1936 г., но отсутствует в библиотеке Объединенного музея писателей Урала на данный момент.

 

10 Пермский сборник. М., 1859. Служебные отметки: На титульном л. – 1. Штамп УОЛЕ, с уточнением о получении в 1915 г. (титульный лист, с.1, 19, 115); 2. Штамп СОМ; 3. Штамп СЛМ. № 627 (зачеркнуто), 77; 4. Штамп СОЛМ; 5. Инв. № 36882, 16398 (черный).

Автографы: «Д. Мамин» (титульный лист)

 

11 Пермский сборник. М., 1860. Кн. 2. Служебные отметки: На титульном листе и с. 17, XXVIII – 1. Штамп УОЛЕ (с.1-второй пагинации); 2.Штамп СОМ № 36884; 3. Штамп СОЛМ. № 63 (зачеркнуто), 3917 (зачеркнуто), 75

 

12 Попов Е. Великопермская и Пермская епархии (1379– 1879). Пермь, 1879. Служебные отметки: На обложке – 1. Штамп СОЛМ, № 578 (с.354), 911 (зачеркнуты), 141, 41; 2. Штамп СОМ; 3. Инв.№№ 29482, 2350; 4. Шифры карандашом «XXV/Ж2-III-91а». «1/В 27 (Ф)»

 

13 Пругавин А. С. Раскол-сектантство: Материалы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. Вып. 1. Библиография старообрядчества и Служебные отметки: 1. Запись карандашом на обложке «Мамин Д. Н.» – почерк Б. Удинцева его разветвлений. М., 1887. 523 с.

Читательские пометы: NB отмечен № 965: «Отзыв русского старообрядца о венской революции (Русский архив. 1875. Кн. 2. Подчеркнуты слова, что всемирная конституция это нож, медом намазанный. Пометы на № 972: статья Д. П. “Новые подвиги наших лондонских агитаторов» (Русский вестник. 1862. 9), где разбирается содержание первых трех номеров “Общего вече”. NB к № 896: “Несколько слов о расколе (по поводу брошюры Щапова ”Земство и раскол”) проф. Нильского (СПб., 1864)». Автор опровергает политическую подоплеку протеста в расколе. NB к № 1021: Вруцевич “Раскол в Пермской губернии” (Отечественные записки. 1883. № 6–7). Отмечается информативность статьи, которая составлена на основании отчетов миссионеров. Кроме сведений о раскольниках, сообщаются подробности о различных сектах. Подчеркнуто о «неплательщиках».Выделены № 992: Юзов И. Политические воззрения староверия (Русская мысль. 1882. № 5). Подчеркнуто высказывание о революционной группе раскольников. № 674 “В лесах” Рассказы Андрея Печерского (П. И. Мельникова). Его же «В горах» (СПб., 1881). Рецензия: Отечественные записки. 1881. № 8. Отмечено высказывание Безобразова об описании Мельниковым быта староверов: “мрачные стороны его нарисованы автором слишком густыми красками» (Русская мысль. 1883. № 11)

 

14 Соловьев С. История России с древнейших времен. Кн. 3, т. 11-15. Б. м., б. г. Служебные отметки: 1. На титульном л. – Инв. № 226; 2. Шифр: 9(47) / С 60.

Читательские пометы: Переплетный л. – запись карандашом: «Аввакум читай – 286» (почерк Мамина-Сибиряка), подчеркнута карандашом информация об Аввакуме (с. 286). NB – к рассказу о Никоне и перенесении мощей Филиппа (с. 743)

 

15 Сборник Нижегородской ученой архивной комиссии в память П. И. Мельникова. Нижний Новгород, 1910. Первая пагинация – 314 с., вторая – 328 + VI с. Служебные отметки: На титульном л. – 1. Инв. № 354; 2. Шифр П 91/М 48; 3.– 3. «Инв. № 6 музея Мамина-Сибиряка» – запись чернилами (на последнем переплетном л.) Читательские пометы: На переплетном листе запись: «Книга куплена в Н. Новгороде у букиниста» – почерк Б. Д. Удинцева, на титульном листе его же почерком: «Мамин-Сибиряк» Там же выписки карандашом о содержании сборника с указанием страниц: «Кириллова книга – 249, Китеж – 191, Соликамск – 123, Пермь – 13, 67, 68, 77, 121, 144–145, 167, Магницкие – 35, Екатеринбург – 68, 104, Emblemat – 119, Городец – 21. Пометы касаются быта и обрядовых отличий раскольников, их книг (вторая часть сборника). Выделены – сведения о с. Владимирское Макарьевское уезда, где на берегу озера Светлый Яр с 23 на 24 июня собираются молиться о граде Китеже (с. 49), о старообрядческой иконе с изображением церкви (с. 176), о могиле Софонтия (с. 186–187). NB к информации об участии раскольников в мятежах (с. 231), о духовном Антихристе (с. 232), отличие домов у раскольников (с. 264), о книгах у раскольников (с. 296), о Кирилловой книге (с. 299)

 

16 Сборник статей, касающийся Пермской губернии, помещенны в Губернских ведомостях 1842–1881. Вып. 1. Пермь, 1882. 257 с. Служебные отметки: На титульном л.: 1. Штамп СОМ; 2. Штамп СОЛМ № 1460 (зачеркнуто), 76 (с.32); 3. Инв. № 16426, № 145677; 4. Шифр: XXV/ З– II-5. 1, 2 (повторены на с. 17)

Экслибрисы: «Д. Н. Мамин» (титульный л.)

Читательские пометы: В статье Чупина «Полуторасталетие Екатеринбурга» – NB о покровительстве Геннина староверам (с. 24), о судьбах иноземных староверов, о судьбе Сибирякова.

 

17 Филарет, митр. (В.М. Дроздов) Беседы к глаголемому старообрядцу. СПб., б.г. Эта книга упомянута в Описи 1936 г., но отсутствует в библиотеке Объединенного музея писателей Урала на данный момент.

 

18 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова, 1862. Т. 1–14. 479 + V с.  Служебные отметки: 1. Штамп СОЛМ № 1154, отдел 92 (титульный л.); 2. Штамп СОМ (с. 17).

Автографы: «Д.Маминъ» (титульный л.)

Читательские пометы: Многочисленные читательские пометы карандашом на полях материалов, касающихся Урала и рода Гаврилы Семенова – видного старообрядческого деятеля XVIII в. (с. 38, 53, 168–169, 248–249, 310), на поле – перевод летоисчисления от Сотворения мира в год от Рождества Христова: 7241 – 5508 = 1733 (с. 249).

 

19 Шишонко В. Пермская летопись с 1263–1881 г. Четвертый период с 1676–1682 г. Пермь, 1884. 653 с. Служебные отметки: На титульном л. – 1. Штамп УОЛЕ (с. 5,17, 411); 2. Штамп СОЛМ № 595 (зачеркнуто), 89 (с. 17, 653); 3. Инв. № 36941 (с. 653); 4. Шифры: XXV –Ур/ 3-III-5в; 3/с IV 1447.5. На внутренней крышке переплета наклейка «Футлярное и картонное заведение Д. А. Кругляшова в собственном доме 1-й части по Набережной улице в Екатеринбурге»

Экслибрисы: «Д. Н. Мамин » (с. 3)

Автографы: Письмо В. Шишонко: «Посылаю Вам, Димитрий Наркисовичь, материалы, пока в 5-ти книгах, мне удалось их в продолжении 20-ти с лишкомъ летъ собрать, а еще лучше сказать, извлечь из пыли и издать. Короче: я исполнилъ роль чернорабочего, а Вам как писателю при томъ в силах дать посылаемому материалу стройный видъ и вообще все, что делает возможн[ым] легкое ознакомление съ Историей нашего Великаго Пермскаго края. Дм. Мамину от Василия Шишонки. 25 … 87» (на переплетном листе в начале)

Читательские пометы: Многочисленные пометы и NB на материале о судьбе рода предпринимателя Попова – жителя Верхотурья, купца, промышленника, сибирского золотоискателя и мецената (с. 287–309). NB к материалу об устройстве и занятиях в Далматовском монастыре, об археологических раскопках в Екатеринбургском уезде, Верхотурье, Перми (с. 619, 621, 624). Пометы на описании суеверий пермяков (с. 610), выделены NB интересные слова: пель-няни – «ухо-тесто», (c. 619)

 

20 Щапов А.П. Русский раскол старообрядства, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань, 1859. 549 с.  Служебные отметки: На титульном л.: 1. Штамп УОЛЕ (с. 1,151, 265, 407); 2. Штамп СОМ № 12865 (с. 549); 3. Штамп СОЛМ № 576 (зачеркнуто), 74; (с.17, 549); Инв. № 1915, 45647. Шифры: XXV/3-I-19 (карандаш).

Автографы: «Д. Мамин» (на титульном л.)

Читательские пометы: Помета “зри” на замечании, что книга издается не для ученых “а больше для неученой публики” (с. III), выделены задачи исследования. NB о народно-демократическом характере раскола (с. 105). Помета о религиозно-нравственном предубеждении против всего иностранного (с. 116–117). NB о влиянии протестантства на староверов (с. 175), о двойном окладе староверов (с. 284), о состоятельных людях раскола (с. 294–296), о братьях Денисовых (с. 301). Крестом отмечен абзац, где говорится о зависимости священнослужителей от всех, включая прихожан, а особенно от притеснений со стороны архиерейских чиновников (с. 390). К размышлениям о богословской безграмотности народа в прошлом приписано на поле: «А теперь» (с.455). Выделены сведения о раскольничьих «ложных» книгах и рукописях (с.458-460), отмечена цитата из «Духовного регламента» об особенностях воспитания народа (с.462), указ Петра I о брадобритии (с. 508). Синим карандашом отмечен абзац о странниках (с. 514).

 

21 Щапов А. П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906. 803 с. Служебные отметки: Инв. № 6200 (Музей Д. Н. Мамина-Сибиряка).

Читательские пометы: Помета-указатель на обложке: «Прокопий Устюжский – 669, Урал – 572, Пермь – 698» (красный карандаш, синие чернила). Более всего помет в статье «Русский раскол старообрядства...» (с. 232, 233, 235). Отмечены мысли об истоках фанатизма раскольников (с. 289), об увеличении числа раскольников (с. 283), о положении приписных крестьян (с. 519)

 

22 Щапов А. П. Сочинения. Т. 2. СПб., 1906. 620 с.  

  

Примечания

 

1 Самой популярной являлась книга А. Журавлева, где были приведены копии документов и факты (см.: Журавлев, 1795). 

 

2 А. П. Щапов, будучи профессором Казанского университета, 16 апреля 1861 года произнес речь на панихиде по убитым крестьянам из села Бездна Спасского уезда, за что был арестован и осужден в ссылку на Соловки. Вмешательство общественности, подогреваемое Герценом, избавило его от ссылки, но явилось основанием для новых обвинений в связях с «лондонскими пропагандистами», от чего ему с трудом удалось оправдаться. В 1864 г. А. П. Щапов был сослан в Иркутск. 

 

3 В. И. Кельсиев в «Исповеди» вспоминает, что к старообрядческим материалам Герцен обратился после шума, «незадолго до этого наделанного книгой Щапова» (см. об этом: Лит. наследство, 1941, 284–285). 

 

4 Замечание исследователя, что работы Абрамова недостаточно известны, могут быть отнесены только к советской историографии. В конце XIX века с ним полемизировал церковный историк П. С. Смирнов (1895). 

 

5 Отзывы в печати 1887 года о выставке передвижников и картине Сурикова подробно приведены в монографии В. С. Кеменова (1987). 

 

6 И. А. Дергачев талантливо воспроизвел характеры родителей Д. Н. Мамина, их взаимоотношения, а также ту доверительность, которая была свойственна священнику и его жене при работе с приходом (см.: Дергачев, 1977). 

 

7 В рапорте о благосостоянии Висимо-Шайтанского прихода читаем: «О благочестии Висимо-Шайтанского прихода в 1850 году имеем честь донести следующее: из раскола присоединено к православию – женск. 2; единоверию – муж. 2, жен. 6. Обряд присоединения над вернувшимися в православие совершен в Висимо-Шайтанской церкви, где идет венчание». 

 

8 Д. Мамин-Сибиряк присутствует при составлении отцовских отчетов. На этой ведомости находится его самый ранний автограф, написанный детской рукой большими печатными буквами: «ДИМИТРИЙ МАМИН» (ОМПУ, ф. Мамина-Сибиряка, № 6408, л. 6). 

 

9 Судьбы книг из библиотеки писателя были различны. Одни из них им были переданы в библиотеку УОЛЕ, а после ликвидации этой научной краеведческой организации в 1929 году, судя по штемпелям, попали сначала в библиотеку Свердловского областного исторического, а потом литературного музея. Другие были увезены писателем в столицу или приобретались им во время жизни там и были переданы в музей в 60-х годах племянником писателя Б. Д. Удинцевым, унаследовавшим его архив и библиотеку. При составлении сборника воспоминаний о писателе в 1936 году М. М. Ивановой, библиотекарем Свердловского областного музея, была составлена охранная опись имеющейся к тому моменту личной библиотеки Мамина-Сибиряка (см.: Воспоминания о Мамине-Сибиряке, 209–213). Часть книг, из указанных в описи к настоящему моменту утрачена. 

 

10 Этот экземпляр, упомянутый еще в краткой описи 1936 года, в настоящее время утрачен (см.: Иванова, 1936). 

 

11 «Библиотека писателя – это словно продолжение его собственного творчества и комментарий к нему... это тоже часть его сердца и души». Эти слова, сказанные по поводу библиотеки К. Паустовского, верны по отношению к библиотеке любого писателя (см.: Смолич, 1975, 10). 

 

12 На необходимость изучения книжных помет обратил внимание С. П. Луппов. (?, 11–24). Насколько это может быть существенным, показывает изучение помет на книгах из библиотеки Жуковского, Бегичева, А. Н. Островского и др. (см.: Глаголева, 1983, 217–226). 

 

13 Среди помет в книге А. П. Щапова встречаются такие, которые можно предположительно отнести к руке Наркиса Мамина. Они касаются вопросов служебного характера: служение без священства. Отмечены моменты зависимости священника от прихожан и его притеснения со стороны архиерейских чиновников. 

 

14 В приложении к статье дается описание книг старообрядческой тематики из библиотеки Д. Н. Мамина-Сибиряка. Здесь и далее в квадратных скобках приводятся номера в соответствии с описанием из приложения. 

 

15 Из воспоминания сестры писателя Е. Н. Удинцевой мы знаем о контактах семьи Наркиса Мамина с висимскими старообрядцами, которые бывали в их доме (см.: Урал, сб. памяти Мамина-Сибиряка, 59). 

 

16 Известно, что А. С. Пругавин, будучи секретарем Общества любителей российской словесности, в 1880-х годах собирал автобиографии писателей, которые так и не были опубликованы, но Д. Н. Мамин-Сибиряк написал для него свою биографию. 

 

17 Д. Н. Мамин-Сибиряк собирал древние рукописи и передал их затем в музей УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания). Воспоминания об этом уральского краеведа Л. Хандроса хранятся в ОМПУ (фонд Мамина-Сибиряка). 

 

Литература

1. Автобиография протопопа Аввакума // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. Т. 3, отд. 1. М., 1861.

 

2. Азбукин В. Н. Антиклерикальная тема в публицистике «Отечественных записок» (1878–1884) // Русская литература 1870–1890 годов. Сб. 8. Свердловск, 1975.

 

3. Александр Б[рокович]. Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: В 2 ч. СПб., 1861.

 

4. Алленов М. И. Василий Суриков. М., 1998.

 

5. Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870.

 

6. Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Русская живопись. Мысли и думы. М.; Л., 1966.

 

7. Базанов В. Русские революционеры-демократы и народознание. Л., 1974.

 

8. Бороздин А. К. Протопоп Аввакум. Очерки истории умственной жизни русского общества в XVII веке. СПб., 1898. Вестник Европы. 1871. Кн. 4.

 

9. Воспоминания о Д. Н. Мамине-Сибиряке. Свердловск, 1936.

 

10. Глаголева О. Е. Книги с пометами декабриста С. Н. Бегичева в Туле // Русские библиотеки и их читатель. Л., 1983.

 

11. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе позднего феодализма. Новосибирск, 1988.

 

12. Дергачев И. А. К родословию Д. Н. Мамина-Сибиряка // Русская литература 1870–1890 годов. Сб. 7. Свердловск, 1974.

 

13. Дергачев И. А. Д. Н. Мамин-Сибиряк: Личность. Творчество: Критико-биографический очерк. Свердловск, 1977.

 

14. Дергачев И. А., Соболева Л С. Протопоп Аввакум в писательском сознании Д. Н. Мамина-Сибиряка // Литература и философия. Свердловск, 1984.

 

15. Елпишин П. А. Из бесед с теми, кто помнит Мамина // Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников. Свердловск, 1936.

 

16. Журавлев А. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. СПб., 1795.

 

17. Замысловский Е. Е. Челобитная старца Авраамия // Летопись занятий Археографической комиссии за 1872–1875 гг. Вып. 6, отд. 2. СПб., 1877.

 

18. Иванова М. М. Личная библиотека Д. Н. Мамина-Сибиряка // Воспоминания о Д. Н. Мамине-Сибиряке. Свердловск, 1936.

 

19. «История о вере и челобитная о стрельцах» Саввы Романова // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. Т. 5, ч. 2. М., 1863.

 

20. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887.

 

21. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1992.

 

22. Кельсиев В. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Вып. 1–2. Лондон, 1860–1861.

 

23. Кеменов В. С. В. И. Суриков. Историческая живопись 1870–1890 гг. М., 1987.

 

24. Кеменов В. С. В. И. Суриков // История русского искусства. Т. 9, кн. 2. М., 1965.

 

25. Клибанов А. И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., 1973.

 

26. Кожанчиков Д. С. Три челобитные: справщика Савватия, Саввы Романова, и монахов Соловецкого монастыря. СПб., 1862.

 

27. Литературное наследство. М., 1941. Т. 41; Т. 63. М., 1956.

 

28. Луппов С. П. Актуальные проблему изучения истории книги в России в период феодализма // Книга в России до середины XIX века.

 

29. Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855.

 

30. Обличение на Никона патриарха, написанное для царя Алексея Михайловича // Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н. Тихонравовым. Т. 5, отд. 2. М., 1863.

 

31. ОМПУ (Объединенный музей писателей Урала), ф. 1, оп. 1, № 6411; ф. Д. Н. Мамина-Сибиряка, № 6402; № 6408; № 6413; № 6415; № 6387.

 

32. Отечественные записки. 1869. № 5, отд. 2; 1881. № 4, отд. 2.

 

33. Приходько В. С. Д. Н. Мамин-Сибиряк о старообрядцах и протопопе Аввакуме // Русская литература. 1982. № 2.

 

34. Русская мысль. 1881. № 1.

 

35. Северный вестник. 1888. Март.

 

36. Смирнов А. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895.

 

37. Смирнов П. С. История русского раскола старообрядства. СПб., 1895.

 

38. Смолич Ю. Паустовскому я завидую // Воспоминания о Константине Паустовском /Сост. Л. Левицкий. М., 1975.

Категория: Писатели и староверие | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-30)

Просмотров: 2285

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz