51. Получив слезы, храни их всею твоею силою: берегись объядения и пьянства, наипаче же осуждения всякого человека. Зазирай своему делу, а человека, которого создал Бог, не суди.
52. Если видишь кого согрешающего, то и своим глазам не верь, ибо и они неверны. В раю прежде всего соблазнили очи, и наше падение произошло от воззрения.
53. Безгрешному прилично судить грехи: но кто без греха, кроме одного Бога? Он один неизмерим, и Ему единому подобает судить подлежащих мере.
54. Кто имеет на своем боку язву, полную гноя, тот не станет гнушаться чужою нечистотою. Помышляющий сердцем о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазна другого сделать предмет для своего разговора.
55. Судить человека соблазнившегося есть знак гордости самомнения, а гордым Бог противится. Напротив, кто всякий час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие преткновения.
56. Не будь горд, чтобы не стал величаться гроб, когда он заключит в себе твою гордость. Убогий будет отдыхать в полдень на гробе твоем и никакого вреда от того ж получит.
57. Червь низок и худ, а ты славен и горд. Но если ты разумен, то уничижи сам свою гордость, помышляя, что твоя крепость и сила будет пищею червей!
58. Помяни древних.отличавшихся храбростию, богатством, силою и славою, которые теперь впали в неизвестность и забыты. Напротив того, незнатные и убогие в сем мире, не заботившиеся о душе своей, прославлены на Небесах, и на земле восхваляются и призываются на помощь.
59. Когда видишь, что несут мертвого, пожалей о нем, как о своем собственном естестве, и проводи его до могилы. Двоякую пользу получишь ты от его смерти: вспомнишь свою кончину и смиришься. Помилуй тело его и передай оное гробу: и сам помилован будешь.
60. Больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить; сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также постраждешь.
61. Когда иной тяжко стонет от болезни, пролей с ним и ты слезы сострадания и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего.
62. Ежели же больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его, как должно.
63. Весьма способствует покаянию и слезам посещение умирающих. Ибо кто не приидет в умиление, когда видит естество свое входящее во гроб, имя человека угасающее, славу его и богатство, сходящие во мрак?
64. Если ты имеешь доступ к царю и властям: попечалься пред ними об обиженном от сильного. До пота поборай по сироте, да вменит Господь каплю пота твоего наравне с кровию мучеников.
65. Если ты неизвестен царю, то попечалься о бедном пред теми, которые имеют доступ к царю, и Господь вменит тебе это так же, как первое.
66. Преклони ухо твое просящему и обнищавшему в жизни, наполни твоим изобилием недостаточествующую нищету его.
67. Обрати взор сострадания на сидящего в наготе и дрожащего зимою от стужи, не откажись прикрыть соестественного тебе одеждою, которая у тебя лежит: и Господь воздаст тебе сторицею и даст вечную жизнь.
68. Простри руку к скитающемуся по улицам и введи его в жилище твое; раздели с ним хлеб твой и чашу воды или другое питье, какое дал тебе Бог.
69. Введи странного в дом и бескровного под кров твой; измокшего осуши, озябшего согрей, омой нечистоту тела его, ибо он убог и достоин сожаления.
70. По повелению Господню, посети заключенных в темнице; посмотри на их бедствия и страдания, воздохни о них и скажи: горе мне! Сии страждут за одно согрешение, а я всякий час согрешаю пред Владыкой моим, Христом, и живу в удовольствиях.
71. Если видишь, что кто-нибудь их них страждет по клевете, помоги ему Христа ради и открой истину тому, пред кем он оклеветан. Для находящихся при царе и при вельможах нет ближайшего спасительного дела, как избавлять обидимых.
72. Когда сидишь за столом, наполненным различными яствами вспомни, что иной ест в это время сухой хлеб и не может воды принести по болезни.
73. Насыщая тело твое, часть от трапезы твоей удели душе твоей, ибо она превосходнее тела. Эту часть, от деленную для души, отдай на сохранение нищим: ты получишь ее готовую во время исхода твоего, когда будешь нуждаться в милости и помощи Божией.
|