23. Получивший власть от царя своего требует от подобных себе уважения, а от низших просит поклона.
24. Ищи простейшего во всем, и в пище, и в одежде, не стыдись нищеты; потому что большая часть мира сего в нищете ходит.
25. Не говори: я сын богатого человека; мне стыдно быть в нищете. Нет на свете богатее Христа, твоего Отца Небесного, родившего тебя во святой купели, но и Он ходил в нищете и не имел, где главу подклонити.
26. Украшай себя правдою. Старайся всякому говорить истину и не моги устыдиться лица и сделаться свидетелем в пользу лжи.
27. Наипаче бойся говорить ложь пред царем: ибо погубит Господь говорящих ложь; но отвечай ему с покорностью и по истине, как самому Богу.
28. Если иногда скажет он тебе что-нибудь не истинное, а ты знаешь истину: смотри, не испытывает ли он тебя, бережешь ли ты свою душу? Если ты при сем окажешься неверным в слове: то не можешь приобрести его доверия в том, что ты бережешь свою душу, как верный подданный.
29. Если скажешь правду и тем подвергнешь себя чьему-нибудь гневу, не скорби о том, но паче утешай себя словами Господа: блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.
30. Будь кроток со всяким, с высшим тебя и с низшим. Ибо это будет лицемерная кротость, когда кто уклончив пред высшими, а низших оскорбляет.
31. Кроткая поступь, кроткое сидение, кроткий взгляд, кроткое слово — все кроткое у тебя да будет. Сим покажешь, что ты истинный христианин.
32. Кротость же состоит в том, чтобы не досадить никому ни словом, ни делом, ни приказанием, но чтобы обращением своим усладить сердце всякого.
33. Постоянно отвлекай свой ум от суетных мыслей и возводи горе к Богу. Чрез сие ты вступаешь на путь под вига и освобождаешь душу от расслабления.
34. Не удивительно, что природа человека ниспадает в земное; удивительно то, что он, падши, не хочет встать. Кто сбился с пути, не старается ли опять найти его? Так и ты: если нынешний день расслабляет безнадежностью, завтрашний посвяти на подвиги.
35. Ни в каком деле не ищи земной славы, ибо земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобное как бурный ветер, она дышит на человека; отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумию.
36. Тогда как приближаются блага вечные, дары всеблагого Бога, неблагоразумно не подождать их с терпением и верою, утешаться же только земными и пристращаться к ним, как будто бы мы не верили воскресению.
37. Если бы слава сего мира близка была к славе небесной, то сыны мира не распяли бы Господа славы. Какой раб без опасения будет жить в том доме, в котором не приняли господина его?
38. Люби великодушно переносить незаслуженное бесчестие: приими оное, как чашу полыни. Хотя оно и странным тебе кажется, но послужит для прогнания греховного недуга.
39. Желающий вечных радостей мало вкушает земных, всегда помышляя о своем исходе из временной жизни. Поношение от людей не беспокоит его, ибо и Господь, пришед в мир, претерпел бесчестие от Своего раба.
40. Кто хочет быть славным в сем мире, тот не терпит бесчестия, но кто держится веры, тот любит не быть в славе, помышляя о сказанном от Господа: како может веровати славу от человека приемлющий, славы же от Единородного не ищущий?
41. Люби алчбу и жажду Христа ради. Поколику усмиряешь тело, потолику благодетельствуешь душе. Ибо воздающий суд по делам, словам и помышлениям, воздаст добром и за малое, что для Него претерпим с радостью.
42. Если хочешь ликовать вместе с умученными за Христа, то предай тело твое посту, волю отдай на попрание пред волею Божиею, утробу на алчбу, сердце на крепость, кровь на пролитие, если не на внешнее, то на внутренее, то есть иссуши ее сухоядением, да примешь обещанные блага.
43. Ты знаешь, что кто зовет к себе царя, тот очищает свою палату. Так и ты, если хочешь принять в дом свой Царя Небесного, ради просвящения души твоей, очисти тело постом, истощи жаждой, укрась душу смирением и наполни благоуханною молитвою.
44. Не оставляй молитвы, как духовной пищи. Ибо как тело лишаемое пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти.
45. В храмине светло бывает от свещи: так во внутреннем чувстве бывает свет от молитвенного размышления. Как ясен бывает свет свещи, когда нет никакой примеси, так светла бывает молитва, когда не примешиваются к ней земные помыслы.
46. Береги свещу от ветра, а молитву от лености. Укрась ее, как невесту, бдением, трудом и терпением, дабы она угодна была Царю Небесному.
47. Предай хотение свое Богу, Который знает все, прежде нежели человек родился. И не проси, чтобы все было по твоей воле, ибо ни один человек не знает, что ему полезно, но говори Богу: «Да будет воля Твоя!» Ибо он все творит на пользу нам, чего мы, плотские люди, не ведаем.
48. Восстенай, как мытарь, прибегни, как блудный сын, умилися, как Ахаав; прослезися, как блудница, возопий, как Хананея, предстой, как вдовица, молись, как Езекия, смирись, как Манассия; если таким образом будешь молиться, то всеблагий Господь примет молитву твою, как мать младенца.
49. Найди тайное место, сядь тихо, приведи себе на память грехи твои и удаление от Царства Небесного и умилися сердцем и взором, и, преклонив голову, скажи со стенанием: горе мне яко пришельствие мое продолжися! Кто даст главе моей воду, и очам моим источник слезы? Увы мне, ибо близок день Господень!
50. Нет у тебя слез? - не отчаивайся, но воздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы суть дар Божий; мал помалу воздыханием и умилением ты испросишь их Бога. Ибо написано: ищай обрящет, просяй приемлет, толкущему отверзается.
продолжение следует
Старообрядческий Церковный Календарь (Поморской Церкви) на 1995 год
|