Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Апр-02, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Говоры, наречия [5]
Топонимика [1]

Главная » Статьи » Речевые особенности » Говоры, наречия

Морозова Н., Чекмонас В. Говоры старообрядцев Литвы: особенности и проблемы происхождения. Часть 1

В ходе экспедиций 1996-2002 гг. нами были обследованы говоры основных регионов, в которых в настоящее время проживает старообрядческое население Литвы; фонотека этих говоров в настоящее время составляет более 400 часов магнитофонных записей.

При изучении русских говоров Литвы в конце 60-х-начале 80-х гг. принципиально не различались говоры старообрядческого и говоры православного русского населения; говоры всех старых переселенцев назывались "старожильческими русскими говорами" и описывались совместно. Как отметила Г. Лёнгренн (Зинченко) [1994], по "неизвестным причинам" оказалось, что тем не менее преимущественно при этом описывались говоры староверов, по крайней мере, в Латгалии. В ходе нашей работы выяснилось, что и в Литве основную массу русских старожилов составляют именно старообрядцы. Небольшие скопления православных имеются (кроме Вильнюса) в Йонавском районе (дер. Ужусаляй/Засольцы/Засолье), в Кельмеском районе под Ужвентис (приход), а также в Кедайнском районе, где православные рассеяны по отдельным польским деревням и нигде не составляют большинства.

Для диалектологических исследований разграничение старообрядческого и православного населения имеет первостепенное значение, поскольку абсолютно все скопления православных образовались в результате целенаправленного переселения в Литву русских крестьян после восстания 1863 гг. В большинстве случаев население православных деревень было из различных регионов европейской России и северо­восточной части современной Беларуси. Основные центры скопления православного населения и деревни со смешанным православным и иным населением указаны на карте А. Станкевича [1909]. Большинство из них либо вообще не существует в настоящее время, либо сохраняются лишь остатки таких деревень. В то же время в начале века, по крайней мере, по официальной русской статистике, православных сельских жителей в Литве было почти столько же, сколько и старообрядцев. Сведения, собранные в ходе полевых исследований, позволяют утверждать, что количество православных в Литве резко сократилось во время Первой мировой войны. Известно, что когда возникла угроза оккупации западных областей России немецкими войсками, русские власти стимулировали массовую эвакуацию русского населения из этих областей. Известно также, что переселялись не только русские, но и литовцы, и поляки. Судя по устным рассказам, беженцы-старообрядцы раньше или позже возвращались в Литву, которую они считали своей родиной. Можно предполагать, что большинство православных не вернулись из России. Только этим можно объяснить наблюдаемую в настоящее время ситуацию. Для подтверждения нашего предположения необходимы архивные разыскания или специальное сплошное обследование остатков православного населения.

В истории формирования скоплений старообрядческих деревень и отдельных старообядческих поселений явно прослеживается несколько этапов, которые важно иметь в виду при изучении старообрядческих говоров и их истории. Характеристику этапов формирования старообрядческого населения Литвы см. в статье Г. Поташенко в настоящем издании.

Для целей данной работе отметим следующее:

·    старейшие центры/ареалы скопления старообрядческого населения
сформировались уже к концу XVIII в. и большинство из них
сохраняется до настоящего времени;

·    в течение XIX в. не было крупных переселений старообрядцев на
территорию Литвы из коренной России; в течение нескольких лет
после восстания 1863 г. незначительное количество старообрядцев
из различных губерний было подселено и/или поселилось в деревни
с преобладающим местным старообрядческим населением;

·      при изучении происхождения старообрядческих говоров имеет смысл
сосредоточиться прежде всего на исследовании говоров в древнейших
и наиболее многолюдных центрах старообрядчества, возникших до
1795 г.;

  • староверческих деревнях, возникших после 1864 г., могли оказаться
    семьи из различных районов Литвы, а также различных губерний
    коренной России, в которых сохранялись особенности различных
    по происхождению русских говоров, вследствие чего староверческие
    слободские говоры в принципе могут быть менее однородными, чем
    говоры более старых ареалов
  •  наконец, говоры староверов в новых деревнях могут быть еще менее однородными, насыщенными заимствованиями из польского и литовского языков вследствие неизбежных интенсивных контактов в деревнях этого типа.

Историко-демографические сведения и данные полевых исследований 1996-2002 гг. позволяют говорить о существовании в Литве и сопредельных районах Беларуси и Латвии Рокишкскои, Зарасайской, Йонавской, Игналинско-Видзовской и Швенченско-Лынтупской зон, а также Вильнюсского, Радвилишкского и Келъмеского ареалов распространения старообрядческого населения. Естественной структурной единицей этих зон и ареалов является сельский церковный приход. Далее приводится краткая характеристика выделенных структурных единиц.

Рокишкская зона является самой большой по территории; основными в ней были приходы в дд. Манеевка (лит. Maineivos) и Милюнцы!Милюнай (лит. Miliunai). Одним из самых больших, густонаселенных и самых старых по времени возникновения был в свое время Сипайлишкский приход, однако д. Сипайлишки (лит. Sipailiskis), расположенная почти на границе с Латвией, обезлюдела, недействующая моленная в ней разрушается, а население сохранившихся деревень посещает храм в Зарасай и Рокишкис. Милюнский и Манеевский приходы, а также бывший приход с центром в д. Буткуны/Буткунай (лит. Butkunai, моленная сгорела только несколько лет тому назад) вместе с Сипалишкским образуют северную окраину Рокишкскои зоны.

Федоришкский приход (моленная в д. Федоришки, лит. Kvedariskis) находится уже на территории соседнего с Рокишкским Биржайского района. К югу от Федоришек, на территории совр. Купишкского района, расположена д. Богдонцы (лит. Bagdonys) - центр небольшого прихода из трех деревень. Эти приходы составляют северо-западную часть Рокишкскои зоны.

Приблизительно в 20 км почти к югу от Богданцев - на территории совр. Аникщяйского района - расположена д. Поезерцы (лит. Paezeriai), центр многолюдного в прошлом прихода, который можно было бы рассматривать и как самостоятельный ареал. Учитывая то, что между жителями Богданского и Поезерского приходов существовали довольно устойчивые конфессионально-демографические связи, показалось целесообразным считать последний частью Рокишкскои зоны.

На самом юго-западе этой зоны находится Бобришкский приход (д. Бобришки, лит. Bobriskis) - наследник первого на территории Литвы староверского прихода, основанного, по сообщению Дегутского летописца, в 1710 г. в д. Пуща (совр. лит. Rupetos) [Маркелов 1990, 190] (анализ этого сообщения см. в [Поташенко 1999, 31-33]); сама деревня Бобришки уже фактически не существует, церковь разваливается.

По данным А. Станкевича, несколько южнее Бобришек в начале XX в. была еще приходская деревня Калбутишки, лит. Kalbutiskes), сведениями о судьбе моленной в ней мы к настоящему времени не располагаем.

Зарасайская зона расположена на территории нынешнего Зарасайского района и охватывает также северную часть Игналинского района, включая окрестности г.п. Дукштас (что приблизительно соответствует административному делению до 1914 г.). Ее образуют Руданский, Рестайнишкский, Поливаркский, Миновский, Рустейкский и Ауктакальнский приходы, а южную окраину составлял в прошлом приход с центром в д. Шеймоты (лит. Seimatis, Утенского района).

От д. Поливарок (лит. Polivarkas) осталось несколько домов, большая часть территории деревни затоплена новым озером-водохранилищем. Церкви в Руданцах (лит. Rudenai), Аукштакалъни (лит. Aukstakalniai) и Миновке (лит. Minekiskes, теперь окраина г. Зарасай) недействующие. Деревня Руданцы обезлюдела, ее церковь разрушается. В Рестайнишках церковь разрушена, большинство верующих этого прихода проживает в д. Дегуци (лит. Deguciai). В Аукштакальне под г.п. Дукштасом проживает всего несколько человек - семья из двух стариков и молодая женщина с детьми. Запустение и обезлюдение всех этих приходов произошло в последние десятилетия прошлого века.

Наиболее посещаемыми в настоящее время стали моленные в г. Зарасай и г.п. Дукштас, которые формально являются центрами городских общин.

Утенский ареал как юго-западная окраина Зарасайской зоны, перестал существовать в послевоенные годы. Большинство старообрядческих деревень на территории Утенского р-на было сожжены литовскими партизанами в конце 40-начале 50-х годов, поэтому они уже не упоминаются в переписи 1959 г. К настоящему времени в Столянишках (лит. Stalnioniskis) проживают две старообрядческие семьи - совершенно олитовившиеся, в бывш. д. Черновщизна (лит. Juodiskis) только литовцы.

Старообрядческое население на территории Латгалии, примыкающей к Рокишкской и Зарасайской зонам, - это в абсолютном большинстве переселенцы из нынешних Рокишкского, Зарасайского и Утенского районов Литвы, обосновавшиеся здесь в XX в. Это касается прежде всего прихожан Субатского и Медумского приходов с центрами в дд. Субачи (лат. Subate) и Медуми (лат. Medumi) соответственно. Старообрядцы, проживающие в Еловке!Эглайне (лат. Eglaine), традиционно принадлежали к Сипайлишкскому приходу (см. выше); в Эглайне их предки начали селиться с начала XX века, когда этот населенный пункт стал станционным поселком. Учитывая сказанное, узкую полосу Латгалии вдоль границы с Литвой - фактически Субатский, Эглайнский и Медумский приходы -можно считать северо-восточной окраиной Рокишкской и Зарасайской зон, тем более, что до Первой мировой войны они входили в состав одного, Илукстского уезда.

Старообрядческие деревни центральной части Игналинского района и Видзовского района на территории Беларуси объединены в единую Игналинско-Видзовскую зону, поскольку оба эти ареала являются тесно взаимосвязанными в течение длительного времени.

Игналинский ареал образуют Михаловский, Довидинский и Лукашовский приходы (центры их - дд. Михалово (лит. Mykalavas), Довидины (лит. Davedynos) и Лукашовка (лит. Lukosiske). Деревня Довидины снесена во время мелиорации в 70-80-е годы прошлого столетия, на ее месте сохранилось два дома; церковь сгорела. Часть уроженцев этой деревни проживает в соседних Мейкштах (лит. Meikstai) - бывшем центре имения, впоследствии центре совхоза, разросшемся за счет сселения соседних неперспективных населенных пунктов. С некоторыми уроженцами Довидин удалось побеседовать не только в Мейкштах, но и, например, в д. Блажишки под Видзами.

Давним и очень авторитетным центром многолюдного в прошлом Видзовского ареала является г.п. Видзы Браславского района Беларуси.

Он может рассматриваться как окраинная часть Браславско-Красногорской зоны старообрядческого населения, являющейся связующим звеном между территориями расселения старообрядцев в Латгалии и на территории бывш. Витебской губернии. Говоры старообрядческого населения здесь остаются не изученными.

Для старообрядцев, проживающих в соседнем Игналинском районе Литвы, Видзы традиционно были важным конфессиональным, культурным и экономическим центром. На территории собственно Видзовского ареала в межвоенное время существовала моленная в д. Астравишки, которая одновременно с деревней была разрушена либо во время войны, либо сразу по ее окончании. В настоящее время приходским центром для всех старообрядцев ареала является г.п. Видзы.

Швенченско-Лынтупскую зону образуют Юргелишкский приход (с центром в д. Виргшшшки/Юргелишки/Юргелишки, лит. Jurgeliske), большой по территории и количеству верующих Швенченский приход (моленная в г. Швенченис) на территории Литвы и два прихода, примыкающие по территории к Юргелишкскому, в Беларуси - Апидомский (с моленной в д. Апидамы) и Куклянский (с центром в д. Кукляны); оба прихода расположены на территории Лынтупского с/с Поставского района Беларуси.

Ядро Йонавской зоны составляют приходы Рымковский/Римковский, Паскутишкский и Балтромишкский.

Моленная в д. Рымки/Римки (лит. Rimkai) принадлежит к числу самых известных среди старообрядцев Литвы. К середине XIX в., как подчеркивалось выше, д. Римки была одной из самых больших по количеству жителей во всей Ковенской губернии, в настоящее время она стала фактически частью разросшегося за годы советской власти районного центра г. Йонавы (в прошлом Яново).

На месте д. Паскутишки (лит. Paskutiskiai) в настоящее время осталось три дома, ее жители переселены в православную д. Засолъцы/Ужусаляй (лит. Uzusaliai, дореволюционная Александровская слобода), где они старались построиться кучно, в результате чего возникло несколько улиц, где живут почти исключительно старообрядцы. Паскутишкская моленная сгорела в послевоенные годы по небрежности наставника.

Деревня Балтромишки (лит. Baltromiske) существует, моленная в ней действующая, но исконных жителей в деревне уже нет.

На северо-западной окраине Йонавской зоны находится Ибянский приход с действующей церковью в д. Большие Ибяны (лит. Didieji Ibenai, до революции Никольская слобода); в настоящее время по количеству жителей эта старообрядческая деревня является одной из самых больших в Литве.

Деревня Перелозы на юге Йонавской зоны (лит. Perelozai) совсем опустела, постоянно в ней живет один человек, огромная моленная гниет и разваливается. На северной окраине Йонавской зоны еще в 40-60-е гг. XX в. был небольшой приход с центром в ныне несуществующей д. Нарбутишки под г.п. Шета (лит. Seta Кедайнского р-на); все оставшиеся на месте старообрядцы проживают в это городском поселке, как и в Ужусаляй - на одной улице.

Кельмеский ареал представлен в настоящее время двумя деревнями -Леонувка (приходской центр, лит. Lygsilis) и Покупелъки (лит. Pakupelkis); население бывшего приходского центра д. Коханишки (в двух км к югу от Кельме, лит. Kakoniske) практически ассимилировано, а остальные деревни этого прихода просто опустели.

Радвилишский ареал был обследован в 2002 г. Небольшое село Дварцы/ Дворжище (лит. Dvariskes), в котором еще в 1959 г. проживало 44 чел., перестало существовать лет десять тому назад, на месте его сохранились лишь развалины моленной и одно хозяйство, владельцем которого является литовец. В большом селе Сидоры (лит. Sidariai) с населением 148 чел. в 1959 г., в настоящее время осталось 5 старожилов. Большинство старообрядцев района проживает в г.п. Радвилишкис и д. Илгочи (лит. Ilguociai) в полутора км от этого районного центра.

Термин Вильнюсский ареал использован нами для обозначения территории, на которой в различное время сформировалось несколько небольших приходов, жители которых мало или вообще не контактируют и не контактировали между собой - Гайского, Жемайтельского, Гайлюнского и Кулинского. Фактическим центром всего этого ареала является Вильнюс. Старейшим в этом ареале является пока не обследованный нами Данилишкский приход - по имеющимся сведениям, он существует с первой четверти XVIII в., см. [Поташенко 1999, 168, со ссылкой на Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше, № 2-3, с. 27].

Географическое и историко-демографическое измерения являются главными внешними характеристиками основных зон и ареалов; наши наблюдения позволяют говорить также о существовании определенных внутренних - этно-социальных параметров.

Так, старообрядческое население каждой из зон связано и сообщается демографически в том смысле, что обычно молодые люди ищут (точнее, искали) себе жен прежде всего на территории той зоны, где они проживают. Своего рода "смотр невест" обычно происходил на ежегодных храмовых праздниках как в своем приходе, так и в соседних. Кроме того, широкие возможности для знакомств предоставляли регулярные ярмаркя-кирмаши в социальных и экономических центрах - в Йонаве, Рокишкисе, Зарасай, Швенченисе, Видзах. С другой стороны, собранные материалы позволяют утверждать, что интенсивные социальные, демографические и пр. контакты наблюдаются в географически смежных ареалах и почти отсутствуют в отдаленных.

Категория: Говоры, наречия | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-26)
Просмотров: 3648

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz