Старообрядчество все чаще становится предметом обсуждения научных конференций, прессы и политики. Возникновение интереса к этому истинно русскому явлению вызывает в наших сердцах радость, но вместе с тем вызывает озабоченность то, что многие «черные» мифы и негативные лингвистические клише, созданные новообрядческой церковью, без должного осмысления возвращаются в нашу жизнь. Удручает то, что под влиянием мнений православных миссионеров XVIII—XIX вв., которые имели определенные цели своей деятельности, оказываются не только журналисты, но и видные ученые. Целью данной работы является показать, какие клише и мифы, используемые современными авторами, являются оскорбительными для старообрядчества.
Для адекватного восприятия работы необходимо установить четкие дефиниции предмета исследования, т.е. понятий «черный» миф и негативное клише.
Понятие «черный» миф широко используется в политологии и политфилософии, под ним понимается определенная политтехнология, которая используется для создания негативного обобщенного образа действительности, организации или идеологии1. «Черный» миф редко бывает абсолютно ложным, обычно он строится на обобщении единичного явления и распространение его на всю действительность. Именно созданием таких мифов пользовались официальные миссионеры, проводя агитацию за «новообрядчество» - против старообрядчества.
Негативное клише - стереотипное выражение, имеющее не¬гативную окраску, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблонная фраза, выражение (2). Такие клише обычно вводились в официальные образовательные программы, когда рассматривались вопросы, связанные с XVII в. или старообрядчеством. Клише обычно не имели под собой реальной доказательной базы (в отличие от «черных» мифов), просто они были стереотипизированы и стали обычной лексической формой (клише).
Самым ярким примером негативного клише стали понятия «раскольник», «расколоучитель», «раскольничья церковь». Появление их связано еще с XVII в., когда началась реформа патриарха Никона, и так как Никон, по его мнению, начал возвращение к истинному «греческому» обряду (3), то вполне логично называть тех, кто отказался следовать этому обряду, раскольниками, т.е. расколовшими церковь. При этом с точки зрения простой причинно-следственной логики в этом утверждении кроется ошибка, так как следствие выдается за причину. Церковную реформу (даже если признать ее правильной) начал патриарх Никон, а не старообрядцы. Причиной же раскола стала реформа, следствием - возникновение старообрядчества. Но даже если не учитывать этого, на сегодняшний день, после того как официальная церковь в 1971 г. на соборе признала равноспасительными оба обряда и сняла «клятвы» собора 1666 —1667 ггГ со старообрядчества, утверждать, что старообрядцы - раскольники, не имеют права даже ее представители, не говоря уже об ученых и журналистах.
В исторической науке уже давно доказана правота старообрядчества по отношению к новообрядческой церкви (работы В.Г. Сенатова, Н.П. Кондакова, Н.Ф. Каптерева, А.В. Карташева, С.А. Зеньковского и т.д.), поэтому вдвойне обидно читать в учебниках по истории для 8—11 классов такие слова, как раскольники и расколоучителя (4). И это не является единичным явлением, фактически во всех учебниках используются данные клише, даже в тех, в которых старообрядчество освещается в позитивном ключе. Точно такие же клише присутствуют в научных работах, вот несколько примеров: «Поскольку прибывшие раскольники несли с собой религиозные представления, характерные для "исхожих мест»», «Основная масса раскольников, как и раньше, предпочитала бегство на труднодоступные окраины России» (5), «...вылавливавшим расколоучителей»(6). Составители энциклопедии пошли еще дальше, так, например, открыв Энциклопедию Кирилла и Мефодия на слове «раскольники», мы прочтем такое утверждение: «Раскольники официальное название сторонников старообрядчества в России» (7), а в повсеместно используемом энциклопедическом словаре СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мы встретим такое утверждение: «Раскольник - последователь раскола, старообрядец».
Вторым часто встречаемым негативным клише является - «австрияки» и «австрийцы». Таким наименованием обозначаются представители белокриницкого согласия. Появления данного клише связано с тем, что, когда старообрядцы обрели священство в 1846 г., гонения в России на них достигли своего пика, и проводить обряд присоединения митрополита Амвросия пришлось на территории Австрийской империи в Белокриницком монастыре. Обретя трехчинную иерархию, старообрядцы стремились объединить все согласия, которые не отказались от священства, а это несколько миллионов человек. Чтобы помешать процессу объединения старообрядчества вокруг появившихся священников, были придуманы несколько «черных» мифов, которые были запущены в старообрядческую среду. «Черные» мифы серьезно помешали процессу объединения. Несмотря на их лживость, а иногда и абсурдность, многие общины усомнились в каноничности иерархии и митрополита Амвросия. Именно с одним из таких мифов связано появление клише «австрийцы», оно обозначало не просто место расположения митрополичьего престола, но указывало на его нерусское происхождение. Именно на этом основании многие старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, считались политически неблагонадежными — «ведь они подчинялись власти из Австрии». При этом власть не имела ни одного факта предательства и перехода старообрядцев на сторону врага. В настоящее время данным негативным клише продолжают пользоваться многие научные работники. Распространение его настолько широко, что даже старообрядцы вынуждены для понимания употреблять его по отношению к себе. Например: на официальном сайте РПСЦ имеется в некоторых местах в скобках уточнение - австрийцы.
Другое клише имеет еще большее распространение в научной среде и в среде самих старообрядцев. Таким клише является: «старообрядец», «старообрядчество», «старообрядческая» церковь. Оно также связано со временами гонений и с другим «черным» мифом о том, что старообрядцы отличаются от новообрядческой церкви только обрядом, следуют которому старообрядцы только из-за своей консервативности. Эта позиция сохранилась во многих современных учебниках истории, в соответствии с ней, конечно, обозначения противоборствующих сторон как старообрядцы и новообрядцы логично. Но старообрядческие начетники и священство всегда** указывали на то, что суть старообрядчества не в следовании старому обряду, а в следовании древлеправославной вере, выражением которой является обряд. Здесь, как и в мифе о «раскольниках», следствие выдается за причину.
К большому сожалению, данное клише является настолько устоявшимся, что использовать его вынуждены сами старообрядцы. При этом замечу, что в истории не редкость подобная практика. Очень часто наименования, появившиеся как обидные или оскорбительные прозвища, позднее становились настолько устоявшимися клише, что носителем воспринимались, как самоназвания, примеров таких немало: санкюлоты (длиноштанники), импрессионисты (впечатленцы), Калигула (сандаль) и т.д.
Мы не стремились разобрать все «черные» мифы и негативные клише, существующие по отношению к старообрядчеству, данная работа направлена на постановку проблемы. Проблемы, которая широко обсуждается в среде старообрядцев и которой совсем не уделяется внимание в научных кругах. Между тем язык является основной коммуникативной системой, и если мы будем употреблять инвективы или негативные клише, смысл того, что мы хотим высказать, изменится. Предельная же корректность и следование истинному смыслу понятий, используемых в научных работах, приведут нас к взаимопониманию.
* Примечание редактора сборника :Традиционная культура Пермской земли": Текст доклада прочитан на Международной научно-практической конференции «Традиционная культура крестьян Верхокамья. (К 30-летию полевых исследований в регионе.)», прошедшей 19—20 ноября 2002 г. в Перми, поэтому он и публикуется в предлагаемом сборнике. Проблема, которую поставил автор, достаточно серьезна и постоянно поднимается на симпозиумах и конференциях. К сожалению, В.В. Мингалев приводит чрезвычайно мало ссылок на современные научные работы, в которых он находит «черные» мифы.
** Примечание редактора сборника :Традиционная культура Пермской земли": Термин «старообрядец» и все производные выдуманы не учеными; и сегодня значительная часть всех направлений этого движения отказывается применять к себе понятие «старовер», т.к. считает, что истинная вера - одна и что нет веры «старой» и «новой». Сторонники старообрядческих церквей только совсем недавно утвердили названия каждой из них, однако необходим термин, применимый ко всему движению, поэтому в науке давно утвердились оба термина - староверие и старообрядчество - как синонимы. Последний давно уже не несет в себе какого-либо негативного содержания.
1 Кара-Мурза СТ. Манипуляция сознания. М., 2002. С. 205—211; Почепцов Г.Г. Имиджология. М, 2001. С. 148—165.
2 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. CD/2. (Электронное издание).
3 Здесь я не буду разбирать истинность этих обрядов, так как на сей счет существует богатая критическая традиция в среде старообрядцев и академические научные работы. См., например, слова и послания протопопа Аввакума (Петрова), о. Александра, еп. Михаила, Андрея Денисова (Памятники первых лет русского старообрядчества / Под ред. Я.Л. Барскова. СПб., 1912; Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения / Под ред. Н.К. Гудзия. М., 1960; Ответы Александра Диакона (на Керженце), поданные нижегородскому епископу Питириму. Бесплатное приложение к журналу «Старообрядец». М., 1906; исследования: Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999; Быстрое СИ Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул, 2001; Сенатов ВТ Философия истории старообрядчества. Т. I—II. М, 1908—1912; Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Ч. I—IT. М., 1996; Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Мюнхен, 1970.
4 Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М.: «Просвещение», 2000. С. 259—261; Юрганова А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. Учебник для 8 классов. М., 1998. С. 213—217.
5 Мушкет И.И., Коцелапова И.Я. Полицейская деятельность государства и старообрядчество в России XVIII века // Межвузовская научно-практическая конференция «Православие и правоохранительная деятельность в России». М., 1999, С. 42.
6 Гриненко А. Триста лет гонений. Краткий очерк истории старообрядчества в России. М, 1998. С. 7.
7 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001. CD/2.
В.В.Мингалев
Опубликовано: Традиционная культура Пермской земли: К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-летию комплексных исследований Верхокамья (Мир старообрядчества. Вып.5) – Ярославль: Ремдер, 2005
|