Церковный раскол XVII столетия продолжает привлекать самое пристальное внимание отечественных и зарубежных исследователей. Подобное положение дел вполне объяснимо. Актуальность события, произошедшего несколько столетий назад, чрезвычайно высока. Однако, несмотря на многократное обращение специалистов к событиям второй половины «бунташного века», приходится констатировать наличие обширного комплекса неисследованной проблематики.
В этой связи особый интерес для исследователей представляет деятельность правительства и патриаршей церкви по созданию особого «правильного» представления о расколе и движении старообрядцев в частности. В ряде случаев возможно констатировать планомерно ведущуюся «информационную войну», целью которой является создание определённого мифа (штампа) о причинах, ходе, лидерах и участниках движения ревнителей древлего благочестия.
В результате подобного мифотворчества в России культивируется особое отношение к старообрядцам как к религиозным фанатикам, смыслом жизни которых является не сохранение в чистоте веры предков, а противодействие властям и ярко выраженное асоциальное поведение, свойственное тёмному, деклассированному элементу. С этой целью причины возникновения старообрядчества упрощаются, лидеры общин дискредитируются, численность участников занижается, существующий культ, в недавнем прошлом бывший обязательным в Московском государстве, подвергается иронической критике. Кроме всего прочего, абсолютно сознательно в тексты обличительных сочинений на старообрядцев инкорпорируются фрагменты, содержащие непроверенные сведения или явную дезинформацию. Таким образом реальные события «обогащаются» индивидуальными комментариями патриарших авторов, и на свет появляется абсолютно новая, удобная, версия произошедших событий и новые религиозные объединения, которые для ещё большего умаления получают «социально уменьшительные» окончания
Целью настоящего исследования является изучение одного из мифологизмов русского старообрядчества, никогда не существовавшего религиозного образования - секты «подрешетников».
«Изучение» патриаршей церковью своих духовных оппонентов происходило на основе так называемых «сказок», которые во множестве и чаще всего охотно подавали приходские священнослужители. Сказки в свою очередь дублировались «доносами» или «челобитными» лояльно настроенных мирян. Сведения, которые таким образом переправлялись начальству, должны были представить более или менее полную картину происходящего на местах. Все материалы тщательно рассматривались и передавались далее по инстанции.
На их основе иерархи, следящие за духовной жизнью паствы на местах, отправляли свои «изветы» в епископаты регионов, а те в патриархат или, с определённого времени, параллельно в соответствующие канцелярии царя и патриарха. Чтобы привлечь к себе внимание, приходские священники, не сумевшие найти общий язык с паствой, «живописали раскольников» столь яркими красками, что справедливо возникает предположение об их явном литературном даровании. Однако на этом этапе излишнее «творчество» не поощрялось, а вскрывшиеся факты злоупотреблений священников наказывались. Правительству была необходима объективная картина событий, так как точная информация о вновь формирующихся общинах староверов позволяла быстро их локализовать и по возможности ликвидировать. На основании вышеизложенных сведений в Москве (или в уездах) принимались решения о направлении на места стрелецких команд для проведения сыскных мероприятий.
Однако по мере развития событий, когда правительство осознаёт объективную невозможность уничтожения старообрядчества, меняется не только механизм сбора информации, но и собственно подход к этому процессу. На смену чётко отлаженной системе оповешения приходит обильная, разрозненная информация из непроверенных и подчас просто «странных» источников (1).
Даже столь авторитетный автор патриаршей церкви, как Димитрий Ростовский, вынужден прямо указывать на то, что использует информацию «самовидцев», «послухов», проходивших мимо монахов, лесных старцев и т.д. (2).
О подобном положении дел первым категорически высказался П.И.Мельников (3). Он, невзирая на авторитетность труда Димитрия Ростовского, подверг жёсткой критике «списки скитов», поданных автору. Достаточно упомянуть, что по «сказке» строителя Спасораевской пустыни Иосифа весь современный раскол состоит из 20 «скитов», а по «сказке» ярославского священника Петра Ермилова и старца Борисоглебского монастыря Андроника - из 15. Кроме констатации факта недостаточной компетентности церковного руководства даже касательно примерного числа своих оппонентов, в настоящее время не вызывает сомнений наличие нескольких редакций представленных Димитрию списков, что говорит об определённой целенаправленной работе по созданию некой «третьей» компромиссной версии состояния современного автору старообрядчества.
Авторы, не обладавшие историческим кругозором и литературными талантами Димитрия Ростовского, допускают в своих сочинениях целый ряд ошибок и прямых фальсификаций, как это произошло, например, у В.Флорова в исследовании причин происхождения «самоубийственных смертей» (4). Однако и у Димитрия наблюдается целый ряд досадных ошибок, например, течение «капитонов» в его сочинении упомянуто под тремя разными названиями в качестве самостоятельных образований (5).
Нечто подобное происходит и с другим мифологизмом староверия - «подрешетниками». Совершенно не представляется возможным узнать, кому принадлежит «честь» введения в научный оборот «легенды о подрешетниках». Впервые это образование упомянуто в труде Димитрия Ростовского, однако каноническая версия легенды, попавшая впоследствии практически во все сочинения, посвящённые дроблению русского старообрядчества, была сформулирована в труде епископа Макария (Булгакова). «Ученик Капитона поселянин Подрешетников недалеко от Костромы основал в пределах Кинешемских и Решемских раскольническое общество, называющееся по имени создателя своего "подрешетниками"». Димитрий Ростовский также упоминает данное образование, но значительно осторожнее: «капитоны - они же подрешетники», следовательно, автор отождествляет оба названия (7).
Вполне логична было бы предположить, что «подрешетники» - позднее название тех же «Капитонов», значит, некий поселянин, основавший общество, уже выглядит несколько подозрительно. Вполне закономерным в этом случае представляется вопрос о принципиальном существовании этого нового ученика Капитона. Противоречие разрешается просто: Подрешетникова не существовало. В качестве aprv ментов в пользу подобного утверждения приведём следующие.
Макарий вводит свой исторический персонаж без сносок на источник, откуда он почерпнул сам факт его существования, что уже подозрительно. Все авторы, признававшие существование Подрешетникова, не могли найти подтверждений данному факту и были вынуждены цитировать фрагмент, приведённый у Макария.
В старообрядческих поминальных статьях, синодиках, синодальных списках и других памятниках данного типа XVII—XX вв. поселянин Подрешетник не упомянут ни в статьях, относящихся к пострадавшим в региональных сысках, ни в общих статьях поминаний умерших, чего просто не может быть, учитывая его деятельность по основанию общин (8). В известных нам правительственных актах по старообрядцам (опубликованных и архивных) он не упомянут ни как арестованный, ни как разыскиваемый вообще, следовательно, правительство он не интересовал, что весьма странно, учитывая всю жёсткость законодательства за «распространение раскола».
Всё это позволяет выдвинуть предположение о том, что Подрешетникова как реально жившего исторического персонажа никогда не существовало. Однако вполне закономерным выглядит вопрос о причинах его появления на страницах исторической литературы.
Дело в том, что сам факт существования общин «подрешетников» позволяет прояснить судьбу одного из самых таинственных и оригинальных образований русского старообрядчества — «капитонов».
Основателем данного течения принято считать монаха Капитона Даниловского (9). Он прославился как строгий подвижник и аскет ещё в начале XVII в. В созданных им монастырях и пустынях проповедовался принцип постоянного труда и самообеспечения. Ему принадлежит оригинальная эсхатологическая доктрина, которая станет общей для всего движения «ревнителей древлего благочестия». Капитон предсказал наступление «последних времен», гонений на праведников и т.д. (10). После разгрома правительственными стрелецкими командами Вязниковского центра "капитоновщины» и смерти самого Капитона, созданное им учение больше в сочинениях авторов патриаршей церкви как реально существующее не упоминается. До настоящего времени ряд исследователей считает Капитона Даниловского основателем и духовным отцом пути «самоубийственных смертей» (11).
В качестве одного из элементов учения «капитоны» объявили о невозможности, вследствие прихода на землю антихриста, исполнять в полном объёме святые таинства. Вопрос этот впоследствии будет широко обсуждаться в старообрядчестве. Подобная трактовка вопроса о «благодати и святости обряда» приводит «капитонов» к отказу от причастия. Однако обрывочные известия, содержащиеся у Макария, позволяют проследить финальную фазу догматической дискуссии у «капитонов».
В данном случае речь идёт о так называемом «последнем причастии». Перед смертью «капитоны», которых осторожный Димитрий Ростовский прямо отождествляет с мифическими «подрешетниками», принимают причастие виноградом, который выносится им в «решете» (курсив мой. - А.Б.). Таким образом, «подрешетники» - это часть общин «капитонов», локализированная в Костромском Поволжье и принявшая в силу «последних времён» таинство причастия. Общины «капитонов» известны в регионе локализации «подрешетников» с середины XVII в. Правительственные сыски прервали их общение с единоверцами и поставили под вопрос сам факт их существования. Находясь в подобном положении «капитоны»-«подрешетники», принимая во внимание наступление «последних времён», причащаются изюмом, который выносится им в решете. Решето при обряде держится над головой принимающего причастие или причащающего, символизируя тем самым отбор (отсев) истинных верующих от неверных (12). Подобная символика использования решета обычна и весьма характерна для верующих селян. Поэтому, упоминая мифического Подрешетникова (Подрешетника) Макарий никогда не забывает указать его происхождение - «поселянин», то есть фактически сельский житель (13).
Таким образом, не имея ни малейшего представления о времени и причинах появления «капитонов»-«подрешстников» в регионе Костромского Поволжья, правительственные аоторы попытались объяснить факт их существования, используя прежнюю схему, с этой целью по страницам их сочинений отправился в путешествие по истории новый вымышленный персонаж, никогда не существовавший, но очень удобный для создателей новой «официальной» версии русского раскола.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Румянцева B.C. Народное шггицерковное движение в России XVII в. М.,1986.
2. Димитрий Ростовский. Розыск о раскольнической Брынской вере, о учении их и делах их. М.,1762. Л.33—34об.
3. Мельников П.И. Письма о расколе. СПб.,1862. С.57—78.
4.Флоров В. Обличение на раскольников. Б.м., 1737. Л.70.
5. Димитрий Ростовский. Указ. соч. Л.33.
6. Макарий. История русского раскола, известного под именем ста рообрядчества. СПб., 1855. С.243.
7. Димитрий Ростовский. Указ. соч. Л.229.
8.См.: например, Государственный архив Ярославской области. Редкий Фонд. Д.1434. Л.1-89об.
9. Шульгин B.C. «Капитоновщина» и её место в расколе XVII в. //История СССР. 1978. №2.
10. Румянцева B.C. Указ. соч.
И. Гумилёв Л. От Руси к России. М.,1999.
12. Возможны и иные смысловые трактовки.
13. Макарий. Указ. соч. С.243
Бородкнн Александр Викторович — канд. исторических наук, Ярославский государственный Педагогический университет им. К.Д.Ушинского
Старообрядчество: история, культура, современность - М.:2002
|