В серьёзном логическом противоречии с основной идеей труда М. В. Осипенко о «повреждённости» дониконовской церковной обрядности находится и цитируемый ею соборный тезис 1971 г. «о признании православности старых обрядов и спасительности употребления их». Наконец, автор, с одной стороны, приводит синодальное постановление 1929 года « Об упразднении клятв Московского Собора 1656 г. и Большого Московского Собора 1667 г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан», с другой - цитирует (с. 61) негативные оценки Собора 1666 г. в отношении старообрядцев. Уверяя к тому же, будто этот «Собор не изрек в своем определении никакого проклятия или прямого осуждения ни на старопечатные книги, ни на двуперстие в крестном знамении, ни на сугубую аллилуию, ни на другие обряды, излюбленные раскольниками (sic! - о. А.П.)».
А в качестве вывода из всей главы читателю предложены обвинения староверов в «гордости», «фарисействе» и, совсем в заключение, прямо в «ереси», «невежестве», «отторгающем себя от Церкви». Последние мысли - из приведённых тут же (с. 62) новых цитат из «возлюбленного» автором Крижанича. Вероятно, почитаемого ею наподобие некоего «святого отца».
Какой же вывод из всего этого следует сделать сегодня и старообрядцам, и вообще всем тем, кто не разделяет воззрений г-жи Осипенко? Скорее всего, достаточно регулярное появление в последние годы изданий, подобных путеводителю «Во отоце океана моря» (в этом же ряду - работы, например, упоминавшейся здесь Н. Михайловой, а также о. Даниила Сысоева, В. Шмидта и ряда других), свидетельствуют, что несмотря на процитированные выше собственные соборные решения о реформах XVII века, принятые в столетии минувшем, в новообрядческой среде (где, как известно, иногда говорят об идейной разделённости, как о черте, сугубо присущей лишь старообрядческим согласиям) доныне нет единомыслия в вопросе о старых и новых обрядах.
В этой связи представляется целесообразной начало, так сказать, «внутриниконианской» открытой полемики по данной теме. Поскольку возможность ведения какого – либо диалога, в том числе и для старообрядцев, во многом определяется наличием у оппонента его собственного целостного взгляда на предмет дискуссии. Остаётся пожелать, чтобы эта цельность стала со временем реальностью жизни, а не только соборных постановлений прошлого века. Некоторые из которых, к тому же (как показывает и рассмотренный выше пример), остаются, к сожалению, достоянием одной лишь бумаги.
|