Итак, в «адвокаты» дел Никона, которого М. В. Осипенко чуть выше (с. 54) именует, не больше, ни меньше, «вернейшим союзником старообрядцев в борьбе за чистоту православной веры» (!), привлекается прямой и явный (!) католик - хорват. Выпускник Коллегиума св. Афанасия в Риме, он занимался на родине «проблемой унии применительно к своему отечеству». Его перу принадлежит «Всеобщая библиотека схизматиков» (то есть «раскольников», как латиняне называли православных). Безусловно, в целях нарушения общеправославного единства в противостоянии папскому Риму, Крижанич создаёт теорию, «что вековой спор между восточной и западной Церковью проистекает не из самой религии, а из … соперничества ... греков и римлян за земную власть. Таким образом, вопрос о разделении Церквей .. . к славянам не должен относиться. Нечего им мешаться в чужую распрю. Славяне … должны знать … единую Церковь, не имеющую рубежей, распространённую во всём свете».
Хотя об этом и не сказано в рассматриваемом сочинении, совершенно понятно, что под этой «Церковью» могла подразумеваться только католическая. Для облегчения задачи привлечения к ней восточноевропейских народов Крижанич даже составлял т.н. «всеславянский язык», утверждал, что все славяне должны жить в едином государстве. Это, конечно, очень живо перекликалось с тогдашними настроениями царя Алексея Михайловича, упоминавшимися выше. И в 1659 году хорват прибывает в Москву, где практически сразу же(!) принимается на царскую службу, получив от государя поручение «составлять славянскую грамматику» (будто бы до того не существовавшую).
Замечу, что прошение об отправке в Россию он подал руководству ватиканской Конгрегации пропаганды ещё в 1641-м. В нём он прямо заявил, что будет «содействовать просвещению (нашей – о. А.П.) страны и призывать русского царя начать войну с Османской империей». В том же году он был рукоположен во священники, ещё через год получил звание «миссионера» и степень доктора богословия. Есть любопытные сведения о переписке тех лет между нашим «героем» и известным Паисием Лигаридом. Вероятно, они взаимодействовали ещё до отправки на Русь. Что, конечно, неудивительно. Ведь, по оценке современных исследователей, Крижанич «выступил против идеи «Москва – Третий Рим» (в традиционном её понимании – о. А.П.), доказывая, что … эти схемы … умаляют международный авторитет Русского государства … Позиции писателя – богослова определялись также желанием … доказать целесообразность сближения православной и католической церквей» (Гольдберг А.Л. и др., указ. соч., с. 303).
Уехав из России в 1678-м, Крижанич тогда же постригся в Вильнюсе в монахи доминиканского ордена (с именем Августин), а в 1683-м погиб по пути в Рим в Вене, при осаде её турками. Весьма примечательны письма в ватиканскую Конгрегацию веры, направлявшиеся Крижаничем из Польши в последние годы жизни. В них он утверждал, «что в Москве много тайных католиков и что там благодатная почва для распространения католичества» (там же, с. 305).
Полагаю, вышеизложенного вполне достаточно, чтобы в принципе не считать «богословские» доводы Крижанича приемлемыми в среде именующих себя православными. Ведь 61-е правило свв. апостол (в толковании Зонары) недвусмысленно гласит: «К обвинению (православных – о.А.П.) не должны быть допускаемы ни еретики, кто бы они ни были, … или находящиеся вне общения (евхаристического - о. А.П.), будут ли это клирики или миряне» («Трёхтолковая Кормчая», М., 1876. С. 125). О том, что для традиционного православного сознания католики (и униаты) являются еретиками, напоминать вроде бы излишне.
Однако М. В. Осипенко не только с явным осуждением рассказывает об отказе протопопа Аввакума благословить Крижанича (как лицо неопределённого вероисповедания; в России он называл себя «Юрий Сербин») при их встрече в Тобольске (с. 58). Она проводит прямую параллель между учением заезжего хорвата о необходимости безрассудно «покоряться Церкви», о «незначительности обрядов в деле спасения» и … решениями новообрядческих Соборов 1918, 1929, 1971 и 1988 - го годов об отмене клятв на старые обряды (!). «До такого («крижаничевского» - о. А.П.) взгляда на раскол общецерковное сознание доросло только спустя три столетия» - читаем в путеводителе на с. 60, перед рассказом об отмене проклятий старообрядцев в ХХ веке. Утверждение это тем более парадоксально, что на всех пяти предшествующих страницах «из Крижанича» о какой – либо «равночестности обрядов» не сказано … ничего.
|