Далее, перечисляя на с. 37 основные изменения, произведённые Никоном и его последователями, автор утверждает, что реформа «приводила форму (обряды) в соответствие с содержанием (догматами)». Таким образом, подразумевается, что в дониконовской Русской Церкви такого соответствия не было (оставляю сей тезис без комментариев). Столь же «справедливым» является и помещённое здесь же утверждение автора, будто «в Соловецкой библиотеке хранилась рукопись, писанная Герасимом Фирсовым, в которой были собраны свидетельства как в пользу двуперстия, так и троеперстия». В действительности же книга названного инока «О сложении перст десныя руки», и вправду составленная «с использованием материалов обширной соловецкой библиотеки», является памятником сугубо староверческой апологетики. Потому это сочинение «высоко ценилось старообрядцами, распространялось в списках и было издано в Супрасле (1789)» (Бубнов Ю.Н. Герасим Фирсов// Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. ч. 1. СПб, 1992. С. 194 - 195).
Безусловно, столь же сомнительными являются и упоминающиеся в книге (с. 46, со ссылкой на «Историю Соловецкого монастыря», изданную в 1899 г. (СПб)), «раскольничьи приписки» в древних рукописях, и «Лавсаик», который читал преподобный Зосима». Где молитва Исусова якобы была изложена в никоновской редакции («Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»). А также и «часослов, принадлежавший святителю Филиппу», будто бы содержавший «трегубую» аллилуию, и другие книги монастырской библиотеки, «доказывающие» правоту реформаторов (с. 55, 350).
«Венчает» же эти, без преувеличения, нагромождения неправды, пространная (на пять страниц (56 – 60) !) цитация «Обличения» пятой соловецкой челобитной, составленной в 1675 году небезызвестным Юрием Крижаничем. В основном тексте книги при этом сказано, что «его сочинение совершенно лишено какой бы то ни было пристрастности».
Оставив в стороне достаточно избитый тезис о том, что по большому счёту беспристрастными могут быть лишь предметы неодушевлённые, позволю себе процитировать основные вехи биографии Крижанича, приведённые здесь же. Правда, даны они в подстрочном примечании, в изучение которого, вероятно, не всякий читатель сочтёт нужным погружаться. Некоторые же детали жизненного пути своего единомышленника по вопросу старых и новых обрядов автор путеводителя и вовсе опустила. Поэтому придётся их напомнить (ист.: Гольдберг А.Л., Романова А.А. Юрий Крижанич// Словарь … ч. 4. СПб, 2004. С. 299 – 315).
|