Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Апр-19, 01:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Староверы о себе

Лопатин Алексей, иерей РПСЦ. Церковь на распутье.

Прошло сорок дней со дня скоропостижной кончины Митрополита Московского и всея Руси Андриана (Четвергова), главы Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). Теперь, когда Церковь живет в ожидании Освященного Собора, намеченного на 18 октября, самое время поразмышлять о будущем старообрядчества. Точнее – о грядущих изменениях в его внешней и внутренней жизни, потому что будущее самой Церкви несомненно для любого верующего человека: «врата ада не одолеют её».

Главный вопрос, который сегодня обсуждается не только среди староверов, в обобщенном виде формулируется так: будет ли продолжено движение Старообрядческой Церкви к большей открытости, начатое Митрополитом Андрианом, или произойдет возвращение к изоляционизму?

То, что удалось достигнуть владыке Андриану за время его краткого Первосвятительского служения во взаимоотношениях с Российским государством можно назвать решительным прорывом. Когда новый Митрополит только встал у кормила Церкви, эти отношения находились в точке замерзания. Но вскоре старообрядческого Митрополита включили в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России. Перед владыкой Андрианом открывались двери приемных и градоначальников, и губернаторов, и полномочных представителей президента. Наглядным успехом Митрополита на поприще взаимодействия с властями стал визит Юрия Лужкова в Рогожскую слободу.

Владыка Андриан много встречался с архиереями Русской Православной Церкви (РПЦ), пытался выстроить такие взаимоотношения с Московской Патриархией, чтобы действенно решать проблемы, возникающие в межцерковных отношениях, и наладить взаимодействие по вопросам социального служения. Думается, что при приемнике Митрополита Андриана прежней интенсивности контактов с представителями властей и РПЦ уже не будет.

При жизни владыки Андриана, даже в его ближайшем окружении, постоянно раздавались голоса, требующие предъявить хоть какие-нибудь положительные результаты этих контактов. А результаты медлили, не успевая за темпом инициатив Митрополита.

Примером здесь может служить и затянувшаяся история с Самарским храмом, когда Администрация города, имея возможность восстановить историческую справедливость и возвратить старообрядческой Церкви старообрядческий же храм, отобранный прежними городским властями, в данном вопросе требует предоставить согласие руководства Самарской епархии РПЦ на возвращение храма. В свою очередь, архиепископ Самарский Сергий, не имея прав собственности на данный храм, впрочем, как видимо, и претензий , не торопится выразить свое отношение и оказать обещанную старообрядцам помощь. В этой непростой ситуации Митрополит Андриан вынужден был обсуждать «самарский вопрос» с полпредом президента Сергеем Кириенко, но, к сожалению, Владыка так и не дожил до того дня, когда самарским староверам разрешат молиться в храме, а не на улице.

К тому же, число староверов, не понимающих, чего ради нужны эти контакты, довольно велико. Думается, все это будет подталкивать нового Митрополита к сужению контактов до взаимодействия с Комиссией ОВЦС и это представляется разумной золотой серединой в текущее время т.к. позволит снять упреки в распылении усилий и проведении многочисленных бесплодных встреч, в случае же самых радикальных настроений внутри Церкви поможет постепенно свернуть раздражающие часть верующих связи.

Также это будет некой лакмусовой бумажкой для заявленных на Архиерейском Соборе РПЦ 2004 года направлений развития отношений со старообрядцами – способна ли синодальная комиссия продемонстрировать реальные результаты декларируемой политики, либо возобладает снисходительно-небрежное отношение к старообрядцам и расцветет изрядно подернутый плесенью миссионерский аспект единоверия в рамках еще одного мертворожденного дитя РПЦ.

Когда же внешняя церковная активность снизится, скорее всего, и власти, особенно на местах, так же сократят свои контакты со старообрядцами, или, по крайней мере, снизят их уровень. В конце концов РПСЦ окажется на уровне начала 2004 года, когда добиться встречи с представителями власти было очень сложно, а в некоторых случаях даже невозможно. Некоторое время нас по старой памяти будут приглашать на различные мероприятия. Но если новый Митрополит не станет их посещать или, приходя туда, будет делать некорректные заявления, то эти двери перед нами закроются.

Возможно, новый Митрополит попытается продолжить курс владыки Андриана и захочет сохранить контакты со СМИ. Но если не будет информационных поводов для этих контактов, то репортажи примут культурологический или этнографический характер. Если же сохранится хотя бы церковная активность, то РПСЦ может рассчитывать на внимание СМИ. Но даже если, новый Митрополит окажется сторонником политики изоляционизма, при этом опустить «железный занавес» уже не удастся. За краткое время первосвятительства владыки Андриана многие старообрядцы, а особенно молодёжь, привыкли к регулярному поступлению информации и свободному её обсуждению, и вряд ли какие-нибудь меры, в том числе и репрессивные, заставят их отказаться от этого достижения.

Ловлю себя на том, что чем больше приходится рассуждать о будущем Старообрядческой Церкви, тем очевиднее становится масштаб потери. Вот, например, характерная черта владыки Андриана: он стремился не пропускать даже, казалось бы, незначительных культурных или научных мероприятий, связанных со старообрядчеством. Это и различные выставки, и конференции, и презентации новых книг, в общем, все, что было посвящено старой вере. Митрополит не просто посещал эти мероприятия. Он старался участвовать в них, выступал с докладами, общался с прессой.

Владыка Андриан объехал все епархии РПСЦ, в том числе те, в которых до него не бывали главы Старообрядческой Церкви. Но будет ли новый Митрополит столь же активен? Возьму смелость предположить, что поездки по епархиям, разумеется, останутся, но станут реже и короче.. И как в прежние времена внебогослужебная церковная деятельность станет уделом немногих заинтересованных в этом настоятелей и мирян

Говоря о владыке Андриане, как не вспомнить, сколько внимания он уделял молодежи, ее вовлечению в церковную жизнь. Достаточно сказать, что по его инициативе при Митрополии вновь открылось Духовное училище и организован молодёжный отдел.

Недостаток священников – извечная беда Старообрядческой Церкви. Владыка Андриан постоянно призывал священников к поиску достойных кандидатов на священные степени, подавая при этом личный пример. За полтора года своего Первосвятительства, он рукоположил двух епископов, более двадцати священников и пятнадцати диаконов. Но, несмотря на все усилия, до окончательного решения кадровой проблемы еще далеко. И будущий Митрополит непременно с ней столкнется.

Еще одной заботой владыки Андриана было состояние современного старообрядческого иночества. Митрополит хорошо понимал, что состояние иночества – барометр всей церковной жизни и потому горячо желал создания монастырей с полноценной подвижнической жизнью. В своих поездках с каким-то необыкновенным воодушевлением Митрополит осматривал те места, где могла бы быть организована обитель. Он подолгу беседовал с теми, кто желал принять иночество и были пострижения, и организация мужского монастыря в Подмосковье.

Многое из своих планов Митрополит Андриан осуществить не успел, хотя и сделал немало. Востребует ли его приемник неосуществленные планы своего предшественника, захочет ли трудиться на той же ниве? До Освященного Собора на этот вопрос, разумеется, не будет ответа...

В заключении хотелось бы отметить, что труды Митрополита Андриана на благо нашей Церкви намного опередили нынешнее состояние старообрядчества. К этому мы были не готовы. Но современность бросает Церкви все новые и новые вызовы, не обращать внимания на которые она не имеет права. Современное общество погружается во тьму. И христиане не могут смотреть на это равнодушно. В Евангелии сказано: «Светильник не скрывают под спудом, а ставят на высоком месте, чтобы он светил всем». Именно этого и хотел Митрополит Андриан. Он желал, чтобы проповедь старой веры вновь была слышна в России. И следующий старообрядческий Митрополит, кто бы им не стал, во многом будет вольным или невольным продолжателем начинаний владыки Андриана. В противном случае очередной шанс на возрождение старообрядческой Церкви будет потерян и ее голос не будет услышан в России.

Священник Алексей Лопатин – руководитель Информационно-издательского отдела  Русской Православной Старообрядческой Церкви

Категория: Староверы о себе | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1172

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz