Книжница Самарского староверия Пятница, 2020-Апр-03, 05:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Староверы о себе

Гусев М. Здесь русский дух. Староверы «идут в народ», чтобы рассказывать о своей культуре и отвечать на вопросы СМИ

В рамках празднования Дмитриева дня (а по церковному календарю Дня великомученника Димитрия Солунскаго) в Екатеринбурге проходит целый ряд мероприятий. И подчас довольно странно для современного человека видеть старообрядцев в толчее современных людей, многие из которых, впрочем, не чужды «языку прошлого», - тому, на котором древлеправославные христиане свободно говорят в наши дни.

Один из самых заметных участников празднования в центре Екатеринбурга сегодня – прихожанин христорождественского храма РПСЦ Георгий Нестеров. Сегодня он в необычной для нас роли, хотя для него эта роль, пожалуй, столь же привычна, сколь и пение на клиросе. Георгий – руководитель этнокультурного центра «Многая лета», который он несколько лет назад и организовал в столице Среднего Урала. Пожалуй, то самое главное, чем занимается Георгий и многочисленные участники центра (подавляющее большинство из которых – современные дети и молодежь) – это стремление не только на словах, но и на деле прикоснуться к культуре российского государства. Ребята изучают древнерусские обычаи, поют романсы и казачьи песни, и одеваются под стать: девушки – в платках и длинных юбках, ребята – в рубахах навыпуск и неизменно подпоясанные.

Сегодня хор «Многая лета» создает музыкальный фон празднику. «Любо, братцы, любо, любо братцы жить»… А тем временем на большой лужайке разворачивается действо, которое редко увидишь в наши дни: ребята дерутся на мечах, мнут друг другу бока, другие просто наблюдают, много общаются. И вместе едят гречневую кашу и пьют чай, которые на воздухе кажутся самыми вкусными. На празднике много случайных людей – родители с колясками, старушки. Немало и журналистов. По словам участников, такое мероприятие служит не только средством сплочения народа, но и демонстрирует желание молодежи обращаться к своим корням, к обычаям предков, вспоминать об уважительном отношении друг ко другу.

На справедливое замечание о том, что многое здесь переплетается с языческими элементами, организаторы отвечают: дескать, в нашей стране, в частности в «православной вере» – той, которая с «благословения» властей процветает в России, до сих пор силен языческий примитивизм. Но даже это не говорит о стремлении русского общества к многобожию или к желанию заимствовать у малоразвитой славянской общности обряды или ритуалы, но лишь о том, что современному русскому социуму требуется альтернатива в виде сближения с природой, с духовной музыкой, - а в конечном счете и о том, что же можно противопоставить сейчас современному развязному образу жизни.

Именно поэтому старообрядцы – пускай и не организованно, пускай, в частном порядке, пускай и не массово, но идут на такие мероприятия. У хранителей древлей веры сегодня важная роль. И не страшно, что стоят наши братья чуть поодаль от общей толчеи, однако, в чем можно быть уверенным наверняка, в том, что даже своим присутствием они признают: российская государственность, состоящая в первую очередь из живых людей, должна основываться на единении, основанной на общности традиций, памяти. А в идеале – на общности веры. Та вера, которая пытается сегодня стать национальной, уже показала свою слабость, падкость на мирские соблазны, свою несостоятельность.

Вот старовер Константин Макаров. Сам из казаков и потому кровь дает о себе знать и здесь. Приехал в казачьей шапке, в развевающейся рубахе и долго глядел поверх голов, туда, где мужики увлеченно боролись «стенка на стенку». Взгляд выхватывал из толпы этого уральского старовера. К Константину подошли журналисты – не робко, а уверенно и попросили уделить им несколько минут для интервью. И неудивительно: его внешний вид как нельзя более удачно соответствует облику современного старообрядца, который именно сегодня должен становиться «своим, среди чужих» и возрождать некогда единую культуру Руси, со своими забавами на досуге, со строгостью в духовных вопросах, в умении прощать обиды – те, в которых люди, все больше познающие сегодня историю государства Российского, способны и, пожалуй, готовы покаяться.

Правильно говорят староверы: «Наш общий образ жизни не ограничивается тем, чтобы постоять на службе и спешно разъехаться по домам»…

Дело за малым: осознать эти вопросы нам, старообрядцам, грамотно и без свойственной современному человеку заносчивости донести свою позицию до максимального числа граждан, которые так легко сегодня поддаются на уговоры и обещания сектантов, но неизменно интересующихся единым наследием русской культуры – теми элементами духовности, которые несколько веков назад уверенно объединяли нас в один народ, способный противостоять любой стихии и всякому лукавому врагу.

Максим ГУСЕВ,

Екатеринбург.

Фото автора

Категория: Староверы о себе | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-30)
Просмотров: 1244

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz