Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 05:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Староверы о себе [31]
Взгляд со стороны [47]

Главная » Статьи » Староверы сегодня » Староверы о себе

Круглов Д. В староверы - через прорубь.

«Никонианином я не стал»

 

«Спины не гнул - прямым ходил, и в ус не дул, и жил как жил, и голове своей руками помогал...» - эти строки Владимир Высоцкий написал про многих моих сверстников. И – про меня…

 

Так всё и было. Рос я в советской стране: детский сад, школа. Сначала стал октябрёнком, потом пионером, комсомольцем… Институт, армия, работа в НИИ. Вместе со всеми пережил перестройку и крах государства, в результате пришел на работу в коммерческие структуры. Такова моя краткая биография, похожая на жизнеописание десятков тысяч моих сверстников.

 

Те, кто учился в московских школах в 70-80 годы, наверняка помнит, что атеизм тогда был аналогией государственной религии. Родители предпочитали не говорить дома на религиозную тему, а в школе нам заявляли, что Бога нет. Антирелигиозная пропаганда велась против бабушек, ходящих в церковь, вместо того, чтобы строить «новую жизнь». Нам и невдомёк было, что наши бабушки всю свою жизнь строили, да так и не увидели конца этого строительства.

 

По мере чтения книг и накопления знаний я обнаружил, что доказательств отсутствия Бога просто нет… А раз не доказано, то, скорее всего, верно обратное! И я решил обратиться к первоисточнику. Съездил в издательский отдел МП и получил информацию о том, что по Великим праздникам Библию можно купить в Троице-Сергиевой Лавре. Осталось накопить денег и дождаться праздника. Всё сложилось на праздник Рожества Христова (1985 год). Я прогулял уроки в школе и поехал в город Загорск, где «Книгу книг», хотя и с трудом, но удалось приобрести. Стоила она 70 руб. (при этом на школьные завтраки мне давали 30-40 копеек в день).

 

Лето, экзамены… Я начал захаживать в церковь. Однажды меня приметил священник, и позвал в келию для разговора. Даже узнав, что я некрещёный комсомолец, да еще и несовершеннолетний, очень хорошо принял меня и посоветовал по возможности ходить в церковь, поступать в институт и не конфликтовать на тему веры с родителями. «А как стукнет тебе 18, так и приходи сразу креститься», - сказал мне священник.

 

Тот батюшка был очень старенький, от него просто исходила доброта и какой-то внутренний свет… Начались экзамены, поступление в вуз, и потому два месяца в церковь я не ходил. Позже узнал, что батюшка тот умер. Новый священник говорить со мной не стал, сказал лишь, чтобы я приходил, когда исполнится 18 лет. А на службе, мол, мне и делать нечего, так как я нехристь. Я его понял и последовал совету. Только вот креститься не пришёл, даже когда стал совершеннолетним. Так я не стал никонианином…

 

От мифа – к реальности

 

Следующие 20 лет жизни моим «Символом Веры» были слова : «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1 Иоан.4:16)

 

Жил я не тужил, чувствуя всегда поддержку свыше. Потом стал замечать, что из любых ситуаций мне всегда удается найти наилучший из возможных выходов. И молитва, обращенная к Господу в те дни, была такой: «…впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лук.22:42)

 

И вот, наступила весна 2006 года. Май месяц. Цепь событий вновь привела меня к Священному Писанию, и однажды мне открылся смысл Страха Божия. Наверное, каждый познает его по-своему, индивидуально. Но мне был указан путь, в образе колокольни на Рогожском. Трудно выразить словами то, что неподвластно разуму, но основной смысл таков: ты получил в земной жизни всё, что хотел, теперь пришло время потрудиться для Подателя жизни вечной…

 

Человек я в меру современный, потому решил поискать информацию о старообрядцах в сети интернет…

 

- Да что ты, - подняли меня на смех, - какие же старообрядцы в Интернете? Они живут в тайге, ходят в лаптях, не пользуются электричеством, не ездят на общественном транспорте, совершают жертвоприношения, а если к ним попал, уже не отпустят, затащат тебя в свою секту и несдобровать тебе. А ещё они не признают власти, не пользуются деньгами, поклоняются антихристу, не едят продуктов из магазинов, они воруют детей и выращивают из них новых старообрядцев…

 

В общем, уверен, каждый подобное слышал. И вот, подготовленный таким образом, набираю в поиске слово «старообрядчество»…

 

О, ужас!!! Старообрядцы имеют сайты в интернете! Они ездят на автобусах, смотрят телевизор и кинофильмы и даже читают книги, а некоторые и вовсе бороды стригут… Мало того! Они не пребывают в подполье, молятся в своих церквах, у них есть книжные лавки, где продаётся ими же изданная литература. Понял: кто-то кого-то водит за нос! Или старообрядцы меня, или все остальные!

 

Мы с женой провели в интернете много часов, внимательно изучая старообрядческие ресурсы. И однажды решили познакомиться с этими людьми ближе.

 

На деревню – к батюшке

 

Лето. Жара за 30, приезжаю на Рогожское в поисках книжной лавки. Лавка нашлась возле колокольни, вежливая женщина мне всё рассказала, посоветовала, какие книги взять для начала и зайти в храм, посмотреть на красоту. Я был в рубашке с коротким рукавом. На пути в храм, при дверях стояла бабка, которая тут же начала мне высказывать что-то. Но самое смешное: пока она меня учила правильно одеваться, из храма вышел местный бородач в футболке… А раз вышел, то значит как-то и зашел. Не стал бабке указывать на это и пошел, усмехаясь от того, что эти бабульки встают между людьми и Господом, присвоив себе право судить, кто может входить в храм. Мне то что, всё и без того ясно, переоденусь и приду, а ведь иного, кто в сомнениях, такая ревнительница запросто отпугнет.

 

…Теперь я долго изучал литературу, читал Евангелие и Апостол на церковнославянском, учился молиться дома, пользоваться лестовкой и подручником. И вот, в какой-то момент, я решил выйти на интернет-форум, за которым давно наблюдал. Форум меня ошеломил. Но за пару месяцев мне удалось получить много информации, больше, чем за предыдущее время. Я постарался познакомиться и наладить отношения с интересными людьми, проникался разницей между РПЦ и РПСЦ, постарался все прочувствовать и понять, что окружающие меня никониане не хотят сжечь меня в срубе, отрубить мне руку за двуперстие и насильно причастить своим «причастием». Я понял лишь то, что староверы им просто безразличны. Вера никониан примерно такова: чем чаще заходишь в церковь и чем больше ставишь свечей, чем эти свечи толще и дороже, тем больше можно просить у Бога. А если Он что-то не выполнил из просьб, то сам виноват, свечку мог поставить и толще! В это вот люди искренне и верят…

 

На этом же форуме я нашел себе духовного отца. Я съездил к батюшке в подмосковную деревню. Мы проговорили почти шесть часов, он показал мне храм, много рассказывал об истории и культуре старообрядчества. Обсудили мы и возможность присоединения к церкви всей моей семьи. Тогда же священник предложил мне выбрать, креститься ли в проруби или в купели, которая есть в храме. «Но к крещению надо подготовиться, прежде всего, осознать внутри себя цель и смысл этого таинства», - сказал мне батюшка.

 

…Огромное впечатление на нас с женой произвела служба на Рожество Христово, которую мы встречали в старообрядческом храме. Признаюсь: было страшновато. А вдруг опять злые бабки набросятся и прогонят, или поучать начнут, дескать, не так стоишь, не так лестовку держишь?! Нет, не набросились, не прогнали, не поучали, а отнеслись очень приветливо. После службы нас пригласили на общую трапезу, и никого не волновало, крещены ли мы, - раз мы пришли в храм, значит, пришли к Богу. И что ещё поразило: многие коренные староверы вообще не думают о никонианах и об их «вере». Они живут, трудятся и исповедают Бога так, как отцы заповедали и искренне рады, когда к ним хочет кто-то присоединиться. Новообрядцы же им глубоко безразличны.

 

Та праздничная служба произвела неизгладимое впечатление. В прошлом, в храмах господствующей «церкви» я ощущал себя чужим, быть может, потому и не ходил туда. А здесь я почувствовал, что попал к своим. Словно вернулся домой после долгих лет скитаний, словно меня долго ждали и мне рады так, как радовался ветхозаветный отец вернувшемуся к нему сыну. Во все последующие посещения старообрядческих служб это чувство родства только укреплялось.

 

«Это очень личное»…

 

И вот подошло время крещения. Мы приехали с супругой в пятницу, обсудить с иереем все детали. А крещение назначили на понедельник. Крест и пояс давно были готовы, но оказалось, что необходима крестильная рубашка. Деревенские сами шьют, а мы ж городские, всегда пробуем сначала купить. Итак, суббота…

На подворье Троице-Сергиевой Лавры рубашки закончились, в ближайшей церкви тоже нет, еду на Рогожку в лавку «Путь к храму».

 

По дороге троллейбус встал около «Матронушки» и стоял долго… Я смотрел в окно, как посетительницы, выходя из монастыря с чувством выполненного долга, доставали сигареты и закуривали, а входящие на территорию выбрасывали в урну окурки и шли возносить свои просьбы о материальных благах.

 

В лавке, на вопрос есть ли у них крестильные рубашки для взрослых, мне ответили: поищите у новообрядцев… Ну я и поехал домой, потому что с «матронушкиными» прихожанами у меня нет ничего общего. За час жена сшила мне прекрасную рубашку моего размера!

 

В воскресенье – готовился: читал, молился. Не буду описывать весь чин крещения. Всё имеет значение, но наибольшее в моём случае имела именно прорубь. Пока священник вёз меня на машине к проруби, больше всех волновалась моя жена. А сам я не помню даже дорогу туда: никаких мыслей.

 

За ночь прорубь затянуло ледком… Батюшка разбил лёд валявшейся рядом доской, мы выловили куски наледи. Мне советовали, постепенно или сразу туда прыгнуть… Сполз в воду, развернулся лицом к священнику, и тут рот перекосило: вроде хочу спросить, что делать дальше, а не могу, пытаюсь выправить мышцы, а не могу. Нащупал ногами дно, вокруг плавают льдинки, само дно песчаное, уходит вниз, а песок кажется тёплым. Соображаю, что мне священник велит повернуться к нему затылком, поворачиваюсь, уже почти привык, уже распрямились мышцы лица, можно переводить дыхание, и тут он меня как окунет! «Во имя Отца». Сквозь воду слышу слова, голова свободна, выныриваю, и тут он меня ка-а-а-ак второй раз, слышу только – «И Сына»… Голова освободилась, выныриваю и тут пришла очередь третьего погружения – «И Святаго Духа»...

 

 

  

Потом уже понял, что всё время нахождения в воде я вообще не дышал. Помню, что мне помогали выбираться, а вздохнул только тогда, когда завернулся в простыню, стоя босыми ногами на снегу. И не было холодно, было необыкновенно!  

  

Свершилось. Впечатления разбегаются, обжигающий холод проруби сменяется пониманием смысла этого действия. Понимаю не умом, а всем существом, всем естеством, каждым кусочком кожи и каждой клеточкой организма. Озарение, прозрение, новое рождение… Много слов, но они не передают суть и глубину чувств, ощущений той частички благодати, которая теперь пребывает во мне. Знаю, что получить просто, а сохранить и преумножить будет нелегко, но я никогда не выбирал легких дорог и не ходил широкими путями. Наверное, потому  и крестился в проруби. И уж меньше всего хотел, чтоб факт моего крещения стал бы достоянием общественности, а тем более темой обсуждения на форуме. Всё-таки это глубоко личное.

 

«У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Иоан.6:45). Меня позвали, я пришёл. Что впереди? Не знаю, но верую, люблю и надеюсь! А значит, всё будет так, как должно быть.

 

Дионисий Круглов

Категория: Староверы о себе | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-25)
Просмотров: 1077

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz