Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 04:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Староверы-иконописцы

Староверы-иконописцы (XVII-XXI вв.) Словарь-справочник (Т-Я)
[ ] 2007-Окт-14, 18:40

ТАРАСОВ Иван Алексеев. 2-я половина XVIII в. Иконописец. Ветка. (Нечаева, кат. 62, с. 228).

ТАРАСОВ Сидор. Иконописец. Из крестьян Богородского у. Московской губ., старообрядец. В 1-й пол. XIX в. жил и работал в Екатеринбурге. В 1851 г. екатеринбургская полиция отмечала, что Сидор Тарасов «выбыл вместо его жительства». (Уральская икона, с. 323)

ТИМОФЕЕВ Иван. Иконописец из старообрядцев-беспоповцев Прибалтики. Согласно рукописи нач. XIX века был участником съезда беспоповских наставников Прибалтики, так называемый “Собор в Дегутях”, состоявшийся 16 янв. 1823 г. (Старообрядчество, с. 264)

ТИМОФЕЕВ Петр. Иконописец - старообрядец. Им написана икона "Русские святые", 1814 г., представляющая одновременно 189 святых Древней Руси. (Маркелов II, т.1, с. 620-622, атлас N 224-231)

ТИМОФЕЕНКОВ Федор Ефимьевич (Богомазов). XIX в. – 30-е годы XX в. Иконописец. Слобода Елеонка. (Нечаева, кат. 63, с. 228).

ТЮЛИН. Известный иконописец. В нач. XX в. им был расписан храм во имя Воскресения Христова (ныне - во имя Успения Пресвятыя Богородицы) - на Рогожском кладбище (Старообрядчество, с. 298)

ТЮЛИН Александр Алексеевич (род. в 1883 г. – умер в 1920 г.). Мстерский иконописец. Сын иконописца Алексея Васильевича Тюлина. Занимался преимущественно реставрацией икон для коллекционера С.П.Рябушинского. (Герольд Вздорнов, статья “Живая старина” в журнале “Наше наследие”, 28/ 1993).

ТЮЛИН Алексей Васильевич (род. ? - умер в 1918 г.). Иконописец-реставратор из Мстеры. В 1863-1864 гг. выполнял работы по реставрации в Благовещенском соборе Московского Кремля. Выполнял работы по реставрации икон для Рябушинского. (Вздорнов, с. 112, 199, 302; Косцова I, с. 404).

ТЮЛИН Афанасий Михайлович. Иконописец из Мстеры. (Вздорнов, с. 199)

ТЮЛИН В. Иконописец и реставратор, выходец из Мстеры. Работал в мастерской В. П. Гурьянова. Занимался реставрацией икон. (Бобров, с. 150; Смирнова, Московская иконопись, с. 278)

ТЮЛИН В.А. Иконописец и реставратор. Участвовал с Г.О.Чириковым, И.И.Сусловым, Е.И.Брягиным в работе по реставрации иконы А. Рублева “Троица”, в 1919 г. (Николаева, с. 17)

ТЮЛИН Д. М. Иконописец из Мстеры. В Петербурге в школе при Обществе поощрения художеств с 1909 по 1913 гг. руководил иконописной мастерской.

ТЮЛИН Е. Вероятно иконописец. Его инициалы имеются на прориси с иконы XVII в. "Леонтий Ростовский", 1899 г. Внизу листа, справа подпись: "ТЕ.". (Маркелов II, т.1, атлас 150)

ТЮЛИН И.В. Мстерский иконописец и реставратор кон. XIX - нач. XX в. (Маркелов II, т.1, с. 46)

ТЮЛИН И.И.. Реставратор, выходец из Мстеры. С 1918 г. работал в ГРМ, был основным реставратором древнерусской живописи с 1918 по 1935 гг. (Бобров, с. 67, 155)

ТЮЛИН Иван Иванович. Tjulin, lvan lvanovic, Mstera 1906 3 Heilige (Kurt Eberhard)

ТЮЛИН И. М. Реставратор, выходец из Мстеры. С 1918 г. работал в ГРМ. (Бобров, с. 67)

ТЮЛИН Иван Яковлевич. Иконописец, выходец из Мстеры. Известен по подписи на иконе из собр. Государственного музея истории религии "Богоматерь Тихвинская", 1912 г., размер: 92,5х71. (Инв. N НВ-1043-IV). (Православие, армия и флот России, цв. илл. 5) Возможно, сын Якова Васильевича

ТЮЛИН М.В. Мстерский иконописец и реставратор кон. XIX - нач. XX в. (Маркелов II, т.1, с. 46).

ТЮЛИН Михаил Иванович (род. в 1876 г. – умер в 1964 г.). Известный московский реставратор. Реставрировал иконы для коллекционера икон И.П.Носова. В 1918-1919 гг. работал во Всероссийской реставрационной комиссии. В 1920 г. работал в ГЦРМ, выходец из Мстеры. В 1919 г. совместно с И.И.Овчинниковым, И.И.Сусловым, А.А.Алексеевым раскрывал иконы деисусного чина А.Рублева (т.н. Звенигородский чин). В 1926 г. им раскрыта икона Прокопия Чирина “Никита воин”. (Смирнова, Московская иконопись, с. 263, 277, 306; Косцова I, с. 404)

ТЮЛИН М.М. Реставратор. В 1920 г. работал в ГЦРМ. (Смирнова, Московская иконопись, с. 261)

ТЮЛИН Н. Иконописец. Известен по подписи на иконе "Вознесение Господне", 1889 г. Подпись слева: "Н.Тюлинъ в 1889 г." (Siilin, с. 31) В Москве жил Тюлин Никифор, торговец древностями из Мстеры. (См. Вздорнов)

ТЮЛИН Н. Алексеевич. Мстерский иконописец. Сын иконописца Алексея Васильевича Тюлина и брат иконописца Александра Алексеевича Тюлина.

ТЮЛИН Яков Васильевич. Иконописец второй пол. XIX в. из Мстеры. Брат Алексея Васильевича Тюлина. Работал в Москве. Занимался реставрацией. В собр. Н.П.Лихачева находилась икона с надписью: "Поновлен сей чин. Иконописец Яков Васильевич Тюлин. В Москве 1889 года января 4". (Бобров, с. 150; Вздорнов, с. 199)

УТКИН Федор Агафонович (род. в 1785 г. – умер в 1851 г.). Иконописец, руководитель и владелец иконописной мастерской, а так же один из руководителей нижнетагильских старообрядцев. Крепостной крестьянин Нижне-Тагильского завода. До второй пол. 1830-х годов Уткин был старшиной беглопоповского общества Нижне-Тагильских заводов, затем перешел в единоверие и стал одним из его местных руководителей. (Невьянская икона, с. 237; Уральская икона, с. 326)

ФАДЕЕВ Василий. Иконописец. Из старообрядцев часовенного согласия. Работал на Урале в 1 -и пол. XIX в. (Уральская икона, с. 326)

ФЕДОР, живописец с учеником Андреем. Иконописец. Известный старообрядческий автор С.Денисов в книге «История об отцех и страдальцех Соловецких» дает описание известного «соловецкого сидения» (обороны поднявшихся за старую веру соловецких монахов от царских войск в 1668-1676 гг.). Среди тех кто погиб в 1676 г. в Соловецком монастыре, автор указывает Федора, живописца мудрого со учеником Андреем» и отмечает, что это «мужи елико во обители знамениты». (Кольцова, с. 33)

ФЕОДОСИЙ. Начало XIX в. Иконописец. Злынка (?). (Нечаева, кат. 64, с. 228).

ФИЛАТОВ Трефилий* Васильевич (род. в 1836 г. – умер в 1900 г.). Иконописец из Уткинского завода Красноуфимского уезда. В среде урало-сибирских часовенных Трефил Васильевич был известен по характерным прозвищем - Уткинский. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, кат. 71, 133, с. 194, 217; цв. илл 71, 133 на с. 94, 159, 217, 234; Уральская икона, кат. 326. с. 198-199 (ч.б. илл.) *В докладе С.Дюлонга назван Трофимом Васильевичем.

ФИЛАТОВА Елена Титовна (род. в 1841 г. – умерла в 1913 г.). Мастер по шитью. Жена иконописца Трефилия Васильевича Филатова. Низала и перенизывала бисерные ризы к иконам, исполняемым в семейной мастерской на заказ. (Невьянская икона, кат. 133 на с. 203, цв. илл. 133 на с. 159, с. 225)

ФИЛАТОВЫ. Династия иконописцев из Уткинского завода Красноуфимского уезда. По семейному преданию, основатель династии - Евсей Банников пришел на уральский завод из-под Москвы в конце XVIII в. От сына Евсея Филата все потомки стали именоваться Филатовыми. Иконописным ремеслом занимались: Иван Филатов, Василий Иванович (? - 1880), Трефилий Васильевич (1836-1900), (наиболее известный в роду мастер), известный в среде урало-сибирских часовенных старообрядцев под прозвищем Уткинский; Николай Трефильевич (1871-1955 гг.), как иконописец работал до 1929 г. Навыками иконного письма владели Иван Николаевич (1900-1937 гг.), Герман Николаевич (1906-1974 гг.) Филатовы - оба выпускники Художественно-промышленной школы в Екатеринбурге, - а так же их сестра Антонина (или Софья) Николаевна Филатова (1906-1988 гг.), которая в послевоенные годы проживала в Крыму и участвовала в оформлениии и реставрации местных храмов. (Невьянская икона, с. 225; Уральская икона, с. 327-328)

ФИЛИПП Евсеев. Гуслицкий иконописец, крестьянин деревни Анциферовой, Богородского у. Работал в сер. XVIII в. (Информация из статьи Е.Н.Маслова в интернете.)

ФОМИН (Ц.Ф.). 1-я половина XVIII в. Иконописец. Ветка (?). (Нечаева, кат. 66, с. 228).

ФРОЛОВ Гавриил Ефимович (род. в 1853 г. (или 1854 г.) в посаде Митьковке, Черниговской губ. – умер 28 сентября 1930 г. в д. Рая). Родился в семье иконописца старообрядца-федосеевца. В 1867 г. семья Фроловых переехала в Режицу (г. Резекне, Латвия), где отец открыл иконописную мастерскую. После смерти отца в 1875 г. братья Фроловы Гавриил и Тит были приглашены для работы в Москву, где открыли иконописную мастерскую при Преображенском кладбище. За этим последовали скитания по Руси (Казань, Самара), а в 1879 г. они вновь возвращаются в г. Режицу. В 1887 г. (по другим источникам в1890 г.) по приглашению Я.П.Софронова, Гавриил Ефимович Фролов переселяется в д. Рая в Причудье, где основывает иконописную мастерскую. (Данченко и Красилин, кат. 160; Исаков, с. 363-366; Маркелов, кат. 144; Художники русского зарубежья, с. 587; Ист.: ИАЭ. Ф. 296. Оп. 6. Д. 5212. Лит.: "Похороны Г. Е. Фролова. Причудье", Старый Нарвский листок, 1930, № 112, 7 октября; Заволоко И. Н., "Светлой памяти Гавриила Ефимовича Фролова", Родная старина, 1931, № 10, с. 241-242; Нечаева, кат. 65, с. 228).

ФРОЛОВ Ефим. Иконописец из посада Митьковка, Черниговской губ. В 1867 г. основал в г. Режица (Резекне, Латвия) иконописную мастерскую. В этот период якобы на иконах ставилось клеймо: “Фролов и сыновья”.??? Умер в 1875 г. в г. Режица. Отец иконописцев Г. Е. Фролова и Тита Е. Фролова. (См. Фролов Г. Е. и Фролов Т. Е. )

ФРОЛОВ Тит Ефимович. Иконописец, брат Гаврилы Ефимовича Фролова. Умер после 1923 г.

ФРОЛОВЫ, братья. Иконописная мастерская братьев Гавриила Ефимовича и Тита Ефимовича Фроловых, работала в г. Режице с 1875 г. Вероятно с перерывом между 1875-1879 гг. существовала до 1890 г. Имеются иконы с клеймом братьев Фроловых. Клеймо остро-овальное "иконопис. мастер. бр фроловы".. (Эстония, таллинский антиквариат. 2002 г. Мануйлов).

ХАРЧЕВНИКОВ Семен Васильевич (род. в 1882 г. – умер в 1972 г.). Новозыбковский иконописец. В 1914 г. писал иконы в Спасо-Преображенском соборе. (Нечаева, кат. 67, с. 228).

ХАРЧЕВНИКОВ Фока. Иконописец, из старообрядцев часовенного согласия. Работал в Екатеринбурге в кон. XVIII в. (?). (Невьянская икона, с. 217; Уральская икона, с. 331)

ЧЕЛЫШЕВ Матвей Лукич (Лукоянович) (ум. до 1858 г.). Иконописец. Крепостной крестьянин Нижнетагильского завода, проживал в пос. Выйской фабрики. Вместе с А. Уткиным одним из первых среди Тагильских старообрядцев обратился в единоверие. Был старостой Вогульской единоверческой часовни. При доме содержал иконописную мастерскую. (Д. H. Мамин-Сибиряк. Статьи и очерки. Свердловск. 1947. С. 341; В. А. Барадулин. Уральский букет. Свердловск. 1987. С. 122.)

ЧЕРЕПНИН Петр. Иконописец из старообрядцев работал на Урале в 1-й пол. XIX в. В фонде иконописцев Филатовых сохранилась прорись его работы, датированная 1833 г. (Уральская икона, с. 333)

ЧЕРНОБРОВИН Артемий Афанасьевич( род. ? - умер в 1820 г.). Старообрядческий иконописец. Работал в г. Невьянске. (Невьянская икона, с. 230-231)

ЧЕРНОБРОВИН Егор Прохорович (род. в 1812 г. – умер ?). Старообрядческий иконописец. Работал в г. Невьянске. Сын иконописца Прохора Якимовича Богатырева. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 230)

ЧЕРНОБРОВИН Егор Федотович (род. в 1781 г. – умер после 1850 г.). Старообрядческий иконописец. Работал в г. Невьянске. В 1825 - 1850-х годах больше известен как позолотчик иконостасов. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215, 230-231)

ЧЕРНОБРОВИН Ефим Федорович (род. в 1823 г. – умер ?). Иконописец из г. Невьянска. Племянник иконописца Матвея Ефимовича Чернобровина. Работал со своим братом Андреем Федоровичем. (Невьянская икона, с. 217, 231)

ЧЕРНОБРОВИН Иван Прохорович (род. в 1805 г. - умер после 1858 г.). Старообрядческий иконописец. Работал в г. Невьянске. Сын иконописца Прохора Якимовича Чернобровина. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 187, 192, 226, 230-231, цв. илл. 35, 35-а на с. 56-57; цв. илл. 60 , 60-а на с. 82, 83; Уральская икона, кат. 255. с. 188 (ч.б. илл.), с. 56 (цв. илл.), кат. 350, с. 202 (ч.б. илл.), кат. 350а, с. 86 (цв. илл.), кат. 402. с. 209 (ч.б. илл.)

ЧЕРНОБРОВИН Матвей Ефимович (род. в 1813 г. – ?). Иконописец. Работал в г. Невьянске. (Невьянская икона, с. 231)

ЧЕРНОБРОВИН Прохор Якимович (род. в 1785 г. – умер ?). Старообрядческий иконописец. Работал в г. Невьянске. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215, 226, 230)

ЧЕРНОБРОВИН Федор (род. в 1779 г. – умер ?). Иконописец. Работал в Невьянске. (Уральская икона, кат. 394. с. 208 (ч.б. илл.)

ЧЕРНОБРОВИН Яков Тимофеевич (род в 1791 г. – умер ?). Иконописец. Работал в г. Невьянске. Внук иконописца Артемия Афанасьевича Чернобровина. Был отдан обучаться иконописному художеству местному жителю Ивану Онисимовичу Малыганову (1802-1809). В 1819 г. перешел в православие. (Невьянская икона, с. 230-231)

ЧЕРНОБРОВИНЫ. Династия потомственных старообрядческих иконописцев из приписных крестьян Невьянского завода, работавших в г. Невьянске (Урал) в XVIII - XIX вв. Старообрядцы часовного согласия, обратившиеся в единоверие. Известны с сер XVIII в. до кон. XIX в. (Уральская икона, с. 333; Голынец, с. 62; Невьянская икона, с. 230)

ЧЕРНЫХ Антроп. Старообрядческий иконописец из «семейских». В 1801 г. старообрядцы запросили с Тельминской казённой фабрики Антропа Черных и посельщиков Иркутской округи Манзурской волости Фёдора Разуваева и Бориса Семёнова, обещав за них «исправно вносить государственные подати». Черных им потребовался для «написания икон, а последних двух выбирают старообрядцы все в причетники».

ЧЕРНЫШОВ Михаил Михайлович. 1860-е годы. Иконописец. Злынка. (Нечаева, кат. 68, с. 228).

ЧЕРНЫШЕВЫ Ефим Артамонович, Тимофей Ефимович, Федор Ефимович (отец и сыновья). Крестьяне д. Ляховой Карповской вол. Богородского у. Московской губ. Иконописцы, из старообрядцев часовенного согласия. В 1869 г. полицейские Златоуста произвели обыск в доме Чернышева и обнаружили, что глава семьи с сыновьями Тимофеем и Федором занимаются писанием икон (было найдено 18 написанных икон и 13 икон в разной стадии готовности). (Уральская икона, с. 335)

ЧИКАЛОВ Венедикт К. Гуслицкий иконописец. Жил и работал в дер. Елизаровой. (Е.Н.Маслов, статья в интернете)

ЧУВАНОВ Иван Федорович. Московский иконописец - старообрядец федосеевец, позднее бухгалтер Преображенской общины. Родом из подмосковной дер. Усады близ ст. Михнево Павелецкой ж.д. Отец председателя московской Преображенской старообрядческой общины федосеевского согласия Чуванова Михаила Ивановича (1890-1988 гг.), коллекционера и библиофила. (Старообрядчество, с. 308)

ШАРЫПОВ Ипат. Иконописец из старообрядцев часовенного согласия. Проживал в Верх-Нейвинском заводе. О нем сказано, что "семья староверов, выходцев из Верх-Нейвинского завода, "состоявших в родстве с иконописцем Ипатом Шарыповым".) Известен по работам 1830-1843 гг. (Невьянская икона, с. 181; Уральская икона, с. 336)

ШИЛОВ Афанасий Корнеевич (род. в 1907 г. – умер в 1993 г.). Иконописец. Слобода Огородня. (Нечаева, кат. 69, с. 228).

ШИЛОВ Марк. Середина XIX в. - XX в. Иконописец. Слобода Огородня. (Нечаева, кат. 70, с. 228).

ШЫРЯЕВ. Конец XIX в. Иконописец. Слобода Воронок. (Нечаева, кат. 71, с. 228).

ЩЕДРИН Зотей Михайлович. Из удельных крестьян д. Ляхово Карповской вол. Богородского у. Московской губ. Иконописец, старообрядец. В1840-х гг. жил и работал в Екатеринбурге, занимаясь биржевым извозом. (Уральская икона, с. 338)

ЮДИН Глеб Селиверстович. Иконописец. Из старообрядцев часовенного согласия. Работал на Урале в Режевском и Кушвинском заводах. Известен после 1826 г. (Уральская икона, с. 339)

ЮРАЗОВ (Юразав) Константин Андреев. Иконописец (возможно мстерский*). Известен из надписи на иконе «Лоно Авраамово» («Образъ Недра Отчее»), 1878 г., как писавший доличное совместно со «стариком Палиховским», писавшем лица. (Курт Эберхард, 2000 г.). * Известно, что художник–реставратор Василий Осипович Кириков происходил из семьи потомственных мстерских иконописцев. Рано лишившись родителей, он воспитывался у своей бабушки Е.В. Юразовой.

ЯКОВЛЕВ Георгий Георгиевич (род. 4 мая 1960 г., Вильнюс, СССР). Иконописец, член совета Вильнюсской общины (2001 г.). Род. в старообрядческой семье. С 16-летнего возраста некоторое время обучался иконописи, учителем его был известный в то время иконописец И. И. Михайлов. С нач. 1990-х Яковлев вернулся к занятию иконописью и в последние годы жизни И. И. Михайлова сотрудничал с ним. Он написал иконы для мноих старообрядческих храмов и общин в Литве, Латвии, Польше, Белоруссии и России. (Интервью с Г. Г. Яковлевым. Записал Г. Поташенко, 21 февраля 2002 г., Личный архив автора.)

ЯКОВЛЕВ Григорий (Гермоген (?), в поморском крещении - Харитоний (род. в 1703 г. - умер около 1756 г.). Иконописец Даниловской пустыни на Выге. Обучался и работал в монастыре в нач. XVIII в. (Культура староверов Выга, с. 11; Брюсова II, с. 187; Тарасов, с. 92, 119, 135, 472; Старообрядчество, с. 314-315)

ЯКУШЕНКО Петр Климович (род. в 1858-е гг. – умер в 1930-е гг.). Иконописец. Слобода Буду-Жгунская. (Нечаева, кат. 73, с. 228).

Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 7280 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz