ЛАШКАРЕВ Василий Васильевич. 1839 г. Иконописец. Посад Клинцы. (Нечаева, кат. 38, с. 225).
ЛЕОНТЬЕВ Афанасий. Архангелогородский иконописец, работал в Даниловской пустыне на Выге, нач. XVIII в. Приехал на Выг с Поволжья. (Косцова III, кат. 28-30, с. 21; Культура староверов Выга, с.11)
ЛЕПИХИН (Лепехин) Яков Борисов сын (по прозв. Якунька). Один из идеологов старообрядчества в Зауралье посл. четв. XVII в., ярый проповедник такой активной формы протеста, как самосожжение. Известен как иконописец и автор «Лицевого апокалипсиса». (Уральская икона, с. 297; Брюсова II, с. 170; Сибирская икона, с. 207)
ЛОЙКАЧЕВ Крестьянин из Березовки на реке Выг, иконописец. Писал иконы для надгробий во второй пол. XIX в. (Культура староверов Выга, с. 40)
ЛОКАЧЕВ Василий Иванов. Иконописец из Березовки на реке Выг. Работал во второй пол. XVIII - нач. XIX в. на Выге. (Культура староверов Выга, с. 11)
ЛОПУХИН Федор. Московский иконник и торговец иконами из старообрядцев-федосеевцев. Работал в сер. XIX в. (Вздорнов, с. 67)
ЛУНИН Григорий С. Гуслицкий иконописец. Жил и работал в дер. Яковлевской. (Е.Н.Маслов, статья в интернете)
МАКСИМ. Московский иконописец-старообрядец. Автор жития Иова Льговского, написанного им сразу после 1689 г. (Старообрядчество, с. 121)
МАКУРИН Александр Феофилактович. Крестьянин Верх-Нейвинской вол. Екатеринбургского у., из старообрядцев часовенного толка. Мастер позолотных работ по дереву. С 1878 г. проживал в Екатеринбурге и работал по найму в иконописно-уборных заведениях, в т.ч. с 1887 г. у братьев Романовых. (Уральская икона, с. 298)
МАЛИНОВКИН Иван. Последняя четверть XVIII в. Иконописец. Стародубские слободы. (Нечаева, кат. 39, с. 225).
МАЛОВ (Молов) Михаил Васильевич. Художник, владелец иконописной мастерской в Москве на Рогожском кладбище, в Оружейном переулке в нач. XX в. В мастерской работали по оригиналам художников Васнецова и Нестерова масляными красками. ( Зиновьев, с. 32; Киселева, с. 13). В мастерской работали В.Ф.Божков, Ф.И.Захаров, Н.М.Зиновьев (с 1907 г.), А.Д.Модин, А.В.Смирнов.
ОбычныйТерминСписокопределенийАдресЦитатыФорматированныйконецформыначалоформыЛАШКАРЕВ Василий Васильевич. 1839 г. Иконописец. Посад Клинцы. (Нечаева, кат. 38, с. 225).
ЛЕОНТЬЕВ Афанасий. Архангелогородский иконописец, работал в Даниловской пустыне на Выге, нач. XVIII в. Приехал на Выг с Поволжья. (Косцова III, кат. 28-30, с. 21; Культура староверов Выга, с.11)
ЛЕПИХИН (Лепехин) Яков Борисов сын (по прозв. Якунька). Один из идеологов старообрядчества в Зауралье посл. четв. XVII в., ярый проповедник такой активной формы протеста, как самосожжение. Известен как иконописец и автор «Лицевого апокалипсиса». (Уральская икона, с. 297; Брюсова II, с. 170; Сибирская икона, с. 207)
ЛОЙКАЧЕВ Крестьянин из Березовки на реке Выг, иконописец. Писал иконы для надгробий во второй пол. XIX в. (Культура староверов Выга, с. 40)
ЛОКАЧЕВ Василий Иванов. Иконописец из Березовки на реке Выг. Работал во второй пол. XVIII - нач. XIX в. на Выге. (Культура староверов Выга, с. 11)
ЛОПУХИН Федор. Московский иконник и торговец иконами из старообрядцев-федосеевцев. Работал в сер. XIX в. (Вздорнов, с. 67)
ЛУНИН Григорий С. Гуслицкий иконописец. Жил и работал в дер. Яковлевской. (Е.Н.Маслов, статья в интернете)
МАКСИМ. Московский иконописец-старообрядец. Автор жития Иова Льговского, написанного им сразу после 1689 г. (Старообрядчество, с. 121)
МАКУРИН Александр Феофилактович. Крестьянин Верх-Нейвинской вол. Екатеринбургского у., из старообрядцев часовенного толка. Мастер позолотных работ по дереву. С 1878 г. проживал в Екатеринбурге и работал по найму в иконописно-уборных заведениях, в т.ч. с 1887 г. у братьев Романовых. (Уральская икона, с. 298)
МАЛИНОВКИН Иван. Последняя четверть XVIII в. Иконописец. Стародубские слободы. (Нечаева, кат. 39, с. 225).
МАЛОВ (Молов) Михаил Васильевич. Художник, владелец иконописной мастерской в Москве на Рогожском кладбище, в Оружейном переулке в нач. XX в. В мастерской работали по оригиналам художников Васнецова и Нестерова масляными красками. ( Зиновьев, с. 32; Киселева, с. 13). В мастерской работали В.Ф.Божков, Ф.И.Захаров, Н.М.Зиновьев (с 1907 г.), А.Д.Модин, А.В.Смирнов.
МАЛЫГАНОВ Иван Анисимович (Иван Анисимов Малыганов) (род. около 1760 г. – умер после 1840 г.). Иконописец, из старообрядцев часовенного толка Невьянского завода (?). Известен по работам 1780-1813 гг. (Невьянская икона, кат. 115; с. 200, 227, 231, 234, 240; цв. илл. 115 на с. 140; Уральская икона, кат. 23, с. 150 (ч. б. илл.), с. 23 (цв. илл.), кат. 40, с. 153 (ч.б. илл.), с. 25 (цв. илл.), с. 254)
МАЛЫГАНОВ Федор Анисимович (Федор Онисимов) (род. в 1769 г. – умер после 1862 г.). Иконописец из Невьянска. Брат Ивана Онисимовича Малыганова. (Невьянская икона, с. 200, 227, 240; Уральская икона, кат. 132. с. 188 (ч.б. илл.).
МАЛЫГАНОВЫ Иван и Федор (братья). Приписные крестьяне Невьянского завода, иконописцы. «Воспитанные с рождения в расколе», они в 1821 г. вместе с А. П. Кармановым перешли в единоверие (Невьянская икона, с. 224; Уральская икона, с. 298)
МАРК. 1710-е годы. Иконописец. Ветка. (Нечаева, кат. 40, с. 225).
МАРТЫНОВ Кирилл Терентьевич. Крестьянин Богородского у. Московской губ., из старообрядцев. Иконописец, с 1847 г. проживал в Екатеринбурге, писал иконы «не только для своих единомышленников, но и для единоверцев». (Уральская икона, с. 299)
МАСТЕРСКАЯ ВОЗНЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, близ станции Шамары Кунгурского у. Пермской губ. Иконописная мастерская была устроена в нач. XX в. Монастырь являлся резиденцией старообрядческого (белокриницкого согласия) Владыки Антония (Поромова). Мастерская снабжала иконами старообрядческие храмы белокриницкого согласия Пермско-Тобольской епархии. Обитель просуществовала 15 лет и была уничтожена в 1918 г. (Сибирская икона, с. 211)
МАСТЕРСКАЯ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО КЛАДБИЩА (Иконописная). В 40-х гг. XIX в. Преображенское кладбище стало крупным торгово-промышленным предприятием, снабжавшим не только все федосеевские, но и поморские общины материалами и предметами культа. Особенно выгодна была торговля иконами старого письма. В первой четв. XIX в. на Преображенском кладбище ее руководителем И.А.Ковылиным (основатель Преображенского кладбища И. А. Ковылин род. в 1731 г., умер в 1809 г.), создается специальная школа для детей старообрядцев, в которой наряду с обучением грамоте, готовили иконописцев, позже занимавшихся изготовлением копий с древних икон и изготовлением подделок. Что касается имен иконописцев, то известны лишь отдельные имена иконописцев, работавших здесь, среди них: иконописец, большой знаток древнерусской иконописи, Федор Сидоров, работавший в сер. XIX в.; Никитин Федор (XIX в.), иконописец-старинщик из старообрядцев, проживал и работал так же на Преображенском кладбище; упоминаются Гаврилов Никифор, иконник из московских старообрядцев-федосеевцев, который в 1847 г. имел собрание икон и Лопухин Федор, московский иконник и торговец иконами, работавший в сер. XIX в. В 50-60-е годы деятельность общины почти прекращается. В 1847 г. Николай I насильно подчинил "Преображенский богадельный дом" гражданским властям. В марте 1854 г. у федосеевцев отобрали Успенскую соборную часовню на мужской половине. Главных руководителей кладбища репрессировали, сослав в различные монастыри, только с 1883 г., после издания специального закона, были предоставлены некоторые права старообрядцам и их религиозной жизни. С этого времени начинается некоторое оживление деятельности иконописной мастерской. С 1875 по 1879 гг. на Преображенском кладбище жили и работали иконописец Гавриила Ефимович Фролов, позже широко известный причудский мастер, и его родной брат, иконописец Тит Ефимович Фролов. В 70-е гг. XIX в. в Москве работал Брыкин Захар Митрофанович, иконописец из старообрядцев. В конце XIX в. здесь работал московский иконописец Чуванов Иван Федорович, старообрядец федосеевец, позже работавший бухгалтером Преображенской общины.
МАСТЕРСКАЯ ШАМАРСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ. Икона из Курганской Успенской общины старообрядцев-поморцев «Три святителя с избранными святыми», нач. XX в. Размер: 36,4х30,7х2,6. Поля и фон расчеканены и раскрашены «под эмаль». (Сибирская икона, кат. 7, цв. илл. на с. 47)
МАТВЕЕВ Дмитрий (Дмитрий Матвеев сын Добрынин). Иконописец XVIII в. из Холуя. Упоминается в связи с разбирательством о продаже старообрядческих икон. (Тарасов, с. 230)
МЕРЗЛЕКОВ (Мерзляков). Вероятно иконописец из старообрядцев Прибалтики. Известен по подписи на прориси с иконы "Михаил Архангел", 1890 г., внизу листа помета: "Мерзлеков, 19 сентября 1890 года", из собр. ПушкинскогоДома (ранее в колл. И.Н. Заволоко. (Маркелов, с. 11, кат. 69)
МИНЕЕВ Андрей Федотович. Иконописец, старообрядец. Известно, что в 1771 г. он написал образ Смоленской Богоматери для города Павлова. Информация с сайта: www.oklandia.murom.ru/oklandia/ofic/city/pavlovo/pavlovo.htm
МИРОНОВ Иван А. Гуслицкий иконописец. Жил и работал в дер. Анциферовой. (Е.Н.Маслов, статья в интернете)
МИТРОФАНОВ Яков. 1780-е годы. Иконописец. Слобода Климово (?) (теперь Климово, Брянской обл.). «В Климовой охотник был в перенимании Яков Митрофанов иконник». (Нечаева, кат. 41, с. 225).
МИХАИЛ Григорьевич (Григорьев). Климовский писатель и иконописец. Жил и работал в 18 веке. Учился вместе с Иваном Алексеевым (Алексеев Иван (Стародубский). (Виктор Исайчиков, "Климова слобода - Климов - Климово")
МИХАЙЛОВ (Михалов) Василий. Иконник. Известен по надписи на оборотной стороне иконы “Достойно есть”, сер. XIX в., Москва?. На оборотной стороне иконы, между шпонками поперек доски чернильная надпись, почерком, характерным для первой половины XIX века: “Алексеи Прокофьевъ Грачевъ Своеручно пишу чтобы въпредь неменять абыть посему Василей Михаловъ иконъникъ”.* *Возможно надпись на иконе имеет отношение к семье московского купца старообрядца Грачева Василия Егоровича, собирателя и торговца иконами, умершего до 1850 г. Часть его икон перешла в собрание московского купца А.Е Сорокина. (Вздорнов, с. 67) Примерно в 20-30-е годы XIX века попечителем Преображенского кладбища был Ефим Грачев. (Старообрядчество, с. 234) Эстония, таллинский антиквариат, 1996 г. (Мануйлов)
МИХАЙЛОВ Иван Васильевич. Иконописец поморского согласия. Жил и работал во второй половине XIX - начале XX вв. вероятно в Витебской губ. Родной дядя иконописца Ивана Ипатьевича Михайлова. (Старообрядчество, с. 174) Не может ли быть Василий Михайлов его отцом?
МИХАЙЛОВ Иоанн (Иван) Ипатьевич (12.02.1893-1993) Иконописец поморского согласия, реставратор икон, член ВСС в Литовской ССР. Род. в Витебской губ. дер. Пенты. С 12-летнего возраста стал обучаться иконописи. Учителем его был родной дядя - известный в то время иконописец Иван Васильевич Михайлов. С 1929 г. жил в Вильнюсе. Работал в Литве, Латвии, в 40-80-е годы XX в. в основном в Латгалии. (Данченко и Красилин, кат. 100; Старообрядчество, с. 174; Маркелов, с. 7)
МИХАЙЛОВ Тарас. Иконописец из Московской губ., старообрядец. С 1843 г. проживал в Нижнетагильских заводах с женой, племянником и работниками С. Ивановым и К. Терентьевым. Эти же иконописцы неоднократно были замечены и на других заводах: Верх-Нейвинском, Невьянском и Верхнетагильском. (Уральская икона, с. 308)
МОРОЗОВ Семен Федорович. Гуслицкий ? иконописец. Известен по подписи на иконе „Лоно Авраамово“, 1897 г., (инфомация предоставлена Куртом Эберхардом, Германия, 1999).
МОРОЗОВ Федор Федорович. Гуслицкий иконописец. В 1880-х годах самым крупным иконописцем являлся Федор Федорович Морозов из д. Яковлевской, получавший заказы с Нижегородской ярмарки, из Сибири, из Оренбургского края.
МОРОЗОВЫ. 1940-е годы. Иконописцы. Посад Клинцы. (Нечаева, кат. 42, с. 225).
МОСЕИЧЕВ К. Иконописец, вероятно из старообрядцев. Известен по прориси с иконы "Богоматерь с младенцем Христом на престоле", 1896 г. из собр. Пушкинского Дома (ранее в колл. И.Н.Заволоко). На прориси подпись: "Рисовал К.Мосеичев 7404 (1896) года в Москве". (Маркелов, с. 11, кат. 22)
МСТЕРА (иконопись Мстеры). Иконописание возникло в Богоявленском мужском монастыре в 17 в. и к сер. 18 в. распространилось в Богоявленской слободе Мстера, став одним из основных занятий ее мужского населения. Постепенно из небольших семейных производств выросли достаточно крупные мастерские с числом наемных иконописцев до тридцати человек. Наиболее известными были мастерские С. А. Суслова, И. П. Догадина и В. А. Шитова. Иконописный стиль Богоявленской слободы 18-19 вв. определялся запросами старообрядцев, стремившихся к сохранению древнерусской иконописной традиции: образцовой считалась иконопись древнего Новгорода, Москвы 16 в. и Русского Севера — так называемые «северные (поморские) письма». Для икон этого направления характерен сдержанный темный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции, ковром покрывающие иконную доску, и умеренное применение золота для проработки деталей. К началу 19 в. иконы мастеров Богоявленской слободы продавались по всей территории России, а также в других православных странах — Румынии, Сербии, Болгарии. Большую роль в развитии искусства мстерских иконописцев сыграл ученый, просветитель и общественный деятель Иван Александрович Голышев, выходец из крепостных крестьян Богоявленской слободы. И. А. Голышев занимался сбором и изучением древних рукописей, состоял членом восьми научных обществ России, однако главным делом его жизни было изучение истории древнего мстерского иконописного промысла, достигшего к середине 19 в. своего наивысшего расцвета. Иконописцы Богоявленской слободы приглашались в Москву, Петербург, Новгород для реставрации древнерусских икон и росписи храмов. Выходцы из Мстеры братья Чириковы, М. И. Дикарев, В. А. Гурьянов открыли в Москве собственные иконописные мастерские, пригласив на работу в древнюю столицу наиболее талантливых своих земляков. Эти мастерские, выпускавшие дорогие иконы, написанные в стиле древнерусской живописи, выполняли заказы императорского двора и богатых старообрядческих семейств.
МЫЗНИКОВ Филипп Андреевич. Иконописец из старообрядцев поморского согласия Прибалтики. Умер молодым от чахотки. В нач. XX столетия расписывал пятиярусный иконостас в каменном храме пос. Воронья на берегу Чудского озера (пос. Варнья, Эстония). Храм и иконостас сохранились. (Данченко и Красилин, кат. 105; Исаков, с. 364; Старообрядчество, с. 178)
МЫСЛЯЕВ. Конец XIX в. Иконописец. Слобода Воронок. (Нечаева, кат. 43, с. 225).
НАСЕДКИН. Конец XIX в. – начало XX в. Иконописец. Слобода Добрянка. Учился у Сафонова. Исполнял заказы староверов и православных. (Нечаева, кат. 44, с. 226).
Наследники С.Т. Большакова и М.П. Вострякова. Владельцы мастерской. В начале XX столетия в Москве предлагали для продажи “новые старообрядческие книги, иконы, киоты, лестовки, медные кресты, эмалевые складни “под старое”. (Русское медное литье, выпуск 1, Савина, с. 51)
НИКИТИН (НИКИТА - ?). Холмогорец. Конец XVII в. Иконописец. Стародубские слободы (?). Подписал прорись «Спас Эммануил» почерком XVII в. (Черепнин) на бумаге XVII в.: «Никитин иконника Холмогорца». (Нечаева, кат. 45, с. 226).
НИКИТИН Федор (вторая пол. XIX в.). Иконописец-старинщик из старообрядцев, проживал и работал в Москве на Преображенском кладбище, был послан в Сольвычегодск для поновления икон. (Тарасов, с. 216)
НОВИКОВ Трофим Стефанович. Крестьянин села Новые Костычи Самарской губернии, иконописец. Старообрядец-федосеевец. Крестьянин Новых Костычей Трофим Стефанович Новиков несколько лет изучал на Преображенском кладбище иконопись и стал довольно известен. (Информация с интернет сайта: Самарское староверие. Старообрядцы Самарской губернии (по населенным пунктам)
НОВОСАДОВ Кирилл. Иконописец, из старообрядцев часовенного согласия перешел в единоверие. Известен в 1832-1835 гг. (Уральская икона, с. 311)
НОВОСАДОВ Петр. Иконописец, работал на Урале в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. (?). На подписную прорись этого мастера из частного собрания в Екатеринбурге (ранее - собрание иконописцев Филатовых) ссылается в своих публикациях Г. В. Голынец (УрГУ). По филиграням на бумаге исследователь определяет время и место работы П. Новосадова - «XVIII в. (?), Поморье». (Уральская икона, с. 311; Голынец Г. В. Невьянская иконописная школа... С. 44: Она же. Невьянская кона... С. 215)
ОСИПОВ Евфимий Фаддеевич (род. 7 апр. 1927 г., дер. Ковалево, Краславский р-н Латвии). Иконописец и настоятель Ковалевской общины. Многие иконы писал по прорисям иконописца M. H. Белогрудова. В своих работах Осипов придерживается византийской и древнерусской иконографической традиции. (Интервью с Е. Ф. Осиповым. Записала В. Александрова, 2 марта 2000 г. и 27 октября 2002 г., Личный архив автора; СЦК 2000, с. 98. В. Александрова).
|