Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 03:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Староверы-иконописцы

Староверы-иконописцы (XVII-XXI вв.) Словарь-справочник (Е-К)
[ ] 2007-Окт-14, 19:02

ЕВСТАФИЙ. Иконописец, работал в Москве в 1720 г. Вероятно был из старообрядцев. Якобы из страха перед властью написал образ Максима Грека с благославляющей рукой, сложенной не двумя, а тремя перстами, он был наказан за это святотатство: рука иконописца немедленно отсохла. (Тарасов, с. 93)

ЕРМАКОВЫ Федот, Гаврила. Иконописцы, из старообрядцев Невьянского завода, работали в первой пол. XIX в. (Невьянская икона, с. 227; Уральская икона, с. 274)

ЕФИМОВЫХ Василий Родионович. Иконописец, из старообрядцев. Работал на Урале в 1-й пол. XIX в. (Уральская икона, с. 274)

ЖЕЛВАКОВ Маркел Ильич. Владелец иконописной мастерской. Известен по этикетке на иконе «Преображение», размер около 44х40 см. Доска с ковчегом. Из надписи на этикетке известно, что мастерская работала в Владимирской губ. в дер. Яковлевская. Надпись так же имела текст Мастерская … В разных стилях старообрядцем. Вероятно, его сыновья - ЖЕЛВАКОВ Кирсан Маркелович, 1894, м.р.: МО, Куровской р., д.Яковлевская. Расстр. 20.03.38. ЖЕЛВАКОВ Тимофей Маркелович, 1885, м.р.: МО, Куровской р., д.Яковлевская. Расстр. 20.03.38.

ЖУРАВЛЕВ Арсентий Семенович. Иконописец. Слобода Леонтьева. (Нечаева, кат. 24, с. 225).

ЖУРАВЛЕВ Ефим Арсентьевич. Новозыбковский иконописец. Писал образы для Спасо-Преображенского собора, руководил артелью. (Нечаева, кат. 25, с. 225).

ЗАВЕРТКИН Петр Федоров сын (в иночестве Паисей) (род. около 1689 г. – умер 1.05.1768 г.). Иконописец. Родом из-под Ярославля, из семьи крепостных крестьян-предпринимателей. Прославленный среди старообрядцев часовенного согласия «изуграф» (иконописец), тесно был связан со староверами Москвы и Петербурга, скитами на Волге и Ветке. Вероятно, в молодости работал при Оружейной палате в Москве и Оружейной канцелярии в С.-Петербурге, видимо, в качестве одного из "мастеровых разных художеств". В середине 1710-х ушел на Керженец, в скиты, а после их разгона властями в начале 1720-х перебрался на уральские заводы Демидовых. Через несколько лет ушел на Ветку, где возглавил "партию мирян", а после ее выгонки» в 1735 г., возвратился на Урал; ок. 1742 удалился в скиты в лесных дачах Демидовых и провел там более 20 лет. (Невьянская икона, с. 234, 235, 239- 241; Уральская икона, с. 274)

ЗАВЕРТКИН Тимофей Борисов сын (род. в 1727 г. – умер в 1769 г.). Иконописец, мастер художественной росписи, старообрядческий писатель-публицист. Родной племянник Петра (Паисия) Заверткина, второй сын его младшего брата Бориса. Из крепостных крестьян ярославского помещика В. А. Хомутова, впоследствии значился приписанным к крепостным крестьянам графа П. Б. Шереметева. Прибыл на Урал месте с родителями; отец его, занимавшийся успешно торговлей, с 1732 г. обосновался на жительство с семьей в Нижнетагильском заводе. «Состоя в расколе с рождения», стал известным в среде урало-сибирских старообрядцев иконописцем и писателем-публицистом. (Невьянская икона, с. 235, 236, 239, 240-242; Уральская икона, с. 274-275; Сибирская икона, с. 207)

ЗАВЕРТКИНЫ. Династия иконописцев, работавшие в Невьянске. Из книги П.И.Мельникова (Андрея Печерского) "Очерки поповщины" можно понять, что Заверткины были родом с Ветки. По ревизским документам за 1745 г. упоминаются Заверткины Петр Федоров сын, его брат Борис с женами и у Бориса сын. На Нижнетагильский завод пришли в 1732 г. из Ярославского уезда волости Пажской деревни Подольской. В 1747 г. в ревизских сказках отмечен уже как самостоятельный производитель. (Невьянская икона, с. 227, 235, 239-240)

ЗАЙЦЕВ Симеон Яковлевич. Иконописец. Ветка. Написал, подписал, датировал образ «София, Вера, Надежда, Любовь», 1873 г., определил место его написания. (Нечаева, кат. 26, с. 225).

ЗОРИН Никифор. Иконописец, возможно из старообрядцев Даниловской общины на Выге. Известен по подписи на иконе “Преподобный Александр Свирский”, 1803 г. (Культура староверов Выга, кат. 1/ 12, с. 15, 98)

ЗУБКОВ Иван. Иконописец. Слобода Святская. Работал в конце XIX – начале XX в. (Нечаева, кат. 27, с. 225).

ЗУДОВ. Иконописец, из старообрядцев (?). Работал в Екатеринбурге или уезде в сер. - 2-й пол. XIX в. (Уральская икона, с. 279)

ИВАН Яковлевич. Иконник. 1780-е годы, бывший курский купец. Ветковский Покровский монастырь. (Нечаева, кат. 29, с. 226)

ИВАНОВ Козьма. Иконописец Даниловской пустыни на Выге. Обучался и работал в монастыре в нач. XVIII в. (Культура староверов Выга, с.11)

ИВАНОВ Ларион. 1780-е годы. Ветковский Покровский монастырь. (Нечаева, кат. 30, с. 226).

ИВАНОВ Петр. Иконописец из старообрядцев беспоповцев Прибалтики. Согласно рукописи нач. XIX в. был участником съезда беспоповских наставников Прибалтики, так называемый “Собор в Дегутях”, состоявшийся 16 янв. 1823 г. (Старообрядчество, с. 264)

ИВАНОВ Филипп. Иконописец. Середина XIX в. Злынка (?).(Нечаева, кат. 31, с. 225).

ИВАНЧИН Василий. Из старообрядцев беспоповского толка, иконописец. Работал в Верх-Нейвинском и др. уральских частных заводах в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. (?). (Невьянская икона, с. 217; Уральская икона, с. 279)

ИННОКЕНТИЙ (Иван Григорьевич Усов) (род. 23.01.1870 г. – умер в 1942 г.). Митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев приемлющих белокриницкую иерархию), крупнейший старообрядческий апологетический писатель. Происходил из мещан посада Святска Черниговской губ. До военной службы занимался иконописанием. (Старообрядчество, с. 114).

ИОАНН Ки(?)в, отрок. Подписал прорись «Спас Вседержитель с предстоящими» почерком XIX в. На бумаге 1820 г.: «Сей рисунок снятый Иоанном Ки(?)вым отроком». (Нечаева, кат. 28, с. 225).

ИСАКОВ Григорий. Иконописец из старообрядцев часовенного согласия. Работал на Урале, в Екатеринбурге и Нижнетагильском заводе в сер. - 2-й пол. XIX в. (Уральская икона, с. 280)

КАДНИКОВ Александр. Иконописец из Рождественского завода, весьма авторитетный в старообрядческой среде. 10 окт. 1849 г. (Уральская икона, с. 280)

КАЛИКИН Антон. Иконописец. Вторая половина 19 в.

КАЛИКИН И. Антонович. Иконописец и переписчик старообрядческих книг, брат иконописца Ф.А.Каликина. (Маркелов II, т.1, с. 45)

КАЛИКИН Федор Антонович (род. в 1876 г. – умер в 1971 г.). Иконописец, старший реставратор Государственного Эрмитажа, коллекционер и знаток древнерусской живописи и рукописной книги. Выходец из старообрядческой семьи. Сын иконописца Антона Каликина. (Косцова I, с. 5-13, 450; Тарасов, цв. илл. 54; Маркелов II, т.1, с. 42)

КАЛМАКОВЫ, братья. Старообрядцы часовенного согласия. На заимке В.В.Калмакова близ Заводоутовска, в 25 верстах от Ялутовска находились скиты, в которых, вероятно, в конце XIX в. нелегально работали иконописцы и литейщики. «Главными наставниками» двух мужских скитов были «отцы» Еремей и Нифонт. Из документов известно, что у Калмакова скрывался литейщик – «молодой парень Архип из Утки-Демидовой, денежный мастер», которого в 1880-е годы безуспешно разыскивала полиция. (Сибирская икона, с. 208)

КАМАЕВ Василий Иванович. 1780-е годы. Иконописец. Посад Клинцы. (Нечаева, кат. 33, с. 225).

КАРМАНОВ Петр Андреевич. Лавочный "сиделец", слыл незаурядной личностью, имел огромное влияние на жителей завода. Возможно невьянский иконописец (?). Одним из первых среди местных старообрядцев обратился в единоверие и в 1821 г. возглавил приход. Много потрудился над оформлением Никольской единоверческой церкви (так называемой Кармановской, 1840-е годы). (Невьянская икона, кат. 36, 37 на с. 187-188, цв. илл. 36, 37 на с. 58, 59, 224; Уральская икона, кат. 256. с. 188 (ч.б. илл.), с. 57 (цв. илл.), кат. 320. с. 198 (ч.б. илл.)

КАРТАЛАКОВ. Конец XIX в. Иконописец. Слобода Воронок. (Нечаева, кат. 34, с. 225).

КАРТАШЕВ Иван Козмич. Архитектор, иконописец, купец, церковный староста. Иван Козмич Карташев известен как иконописец. Сын владельца типографии Карташевых. Икона работы И.К.Карташева «Николай Чудотворец» почиталась прихожанами как чудотворная и для нее была построена деревянная часовня, позже перестроенная в каменную. Каменная часовня сохранилась до наших дней и теперь освящена в церковь во имя Николы Чудотворца. Прах Ивана Карташева был погребен под стенами построенной им колокольни. Постройка колокольни была начата в 1801 году, а окончена в 1804 году. Колокольня строилась по проекту и под присмотром церковного старосты, купца Ивана Козмича Карташева, Колокольню подняли так высоко, чтобы звон колоколов был слышен во всех Клинцовских старообрядческих монастырях.

КЕКИШЕВ Ефим. Иконописец I-й пол. XX в. (род. около 1900 г. – умер в 1965 г.) Учился в мастерской Г.Е.Фролова. Работал в мастерской П. М. Софронова в деревне Рая на эстонском побережье Чудского озера. Работал также с Софроновым в Риге в мастерской при Гребенщиковской старообрядческой общине. Имеются только устные сведения, что он писал доличное. Как рисовальщик он уступал ведущим мастерам Фроловской мастерской, но его скромный талант не лишен обаяния. (Буклет выставки 9.01.1998 -15.02.1998 г. в музее Эрика-Адамсона в Таллине) (Мануйлов)

КИРСАНОВ Иван. 1780-е годы. Иконописец. Ветковский Покровский монастырь. Ученик Ивана Яковлевича. (Нечаева, кат. 35, с. 225).

КОВАЛЕВ Симеон Яковлев. 1882 г. Иконописец. Ветка. (Нечаева, кат. 32, с. 225).

КОЗЛОВ Артемий Кириллович. Крестьянин Богородского у. Московской губ., иконописец. Из старообрядцев часовенного толка. С конца 1840-х гг. проживал и работал в Екатеринбурге. (Уральская икона, с. 284)

КОЗЛОВ Петр Кириллович (с сыном Александром). Владелец иконописной мастерской Екатеринбургский мещанин, мастер иконописно-живописного ремесла. Прихожанин Свято-Троицкого (что у Царского моста) храма старообрядцев, приемлющих священство; состоял в хоре певчих. Известен в 1850-е - после 1888 гг. (Уральская икона, с. 284; Сибирская икона, с. 211)

КОЛЧИНЫ. Династия потомственных иконописцев из г. Сарапула Вятской губ. (крестьяне, впоследствии мещане и купцы). Работали также в г. Яранске Вятской губ. и в Пермской губ. - в Екатеринбурге, Каслинском, Кыштымском и Иргинском заводах. Известны в период с 1789 - после 1902 г. Старообрядцы часовенного толка, во 2-й пол. XIX в. перешли в единоверие. Основатели династии братья Василий и Алексей Колчины - известные «сарапульцы-изуграфы» конца XVIII в. (сохранились их прориси начиная с 1789 г.). С 1810 г. известен иконник Федор Колчин. В 1832-1866 гг. работал иконописец Василий Васильевич Колчин, из яранских купцов (?), связан был с известными старообрядческими монастырями на Иргизе. С 1826 г. выдвинулся иконописец Иван Алексеевич Колчин, в конце 1830-х гг. он переселился с семьей на жительство в Иргинский завод. Постоянными заказчиками его были как иргинские, так и троицкие староверы, которые высоко ценили «иконные изображения хорошего искусства». Знаменитый «подлинник иконного письма XVIII в.» Иван Алексеевич завещал своим сыновьям, которые продолжили семейное дело. Старший из них, Устин Иванович Колчин, работал в Иргинском заводе. Известен до 1871 г. Второй из сыновей Ивана, Яким Колчин, в нач. 1840-х гг. переселился на жительство в Каспийский завод, где и скончался в 1870 г. С 1902 г. в Екатеринбурге проживал сарапульский живописец, портретист Александр Данилович Колчин. Семейство Колчиных было связано дружественными и деловыми отношениями с иконописцами Филатовыми, Худояровыми, Панковыми др. (Уральская икона, с. 285-286; Голынец Г. В. Невьянская икона... С. 215; Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие... С. 225)

КОМАРОВ М.М. Нижегородский иконописец. Жил и работал в дер. Гора, станция Давидово. С ним был заключен договор на написание икон для иконостаса в деревянный храм старообрядцев австрийского согласия г. Барнаула. (Сибирская икона, с. 217)

КОНДРАТИЙ Ефимов. Иконописец, крестьянин д. Костиной Карповского приказа Богородского у. Московской губ. В 1839 году в Томской губ. были задержаны шестеро крестьян д. Костиной Карповского приказа (местность в те годы принадлежала Дворцовому ведомству – ред.) Богородского уезда: Игнатий и Сысой Родионовы, Кондратий Ефимов, Алимов, Павел и Кирилл Кондратовы, «с иконами, рисункам, книгами, тетрадями и прочими записками».

КОНДРАТОВЫ Павел и Кирилл. Иконописцы, крестьяне д. Костиной Карповского приказа Богородского у. Московской губ. В 1839 году в Томской губ. были задержаны шестеро крестьян д. Костиной Карповского приказа (местность в те годы принадлежала Дворцовому ведомству – ред.) Богородского уезда: Игнатий и Сысой Родионовы, Кондратий Ефимов, Алимов, Павел и Кирилл Кондратовы, «с иконами, рисункам, книгами, тетрадями и прочими записками».

КОРНИШОВ Павел Петрович – старовер-поморец, иконописец, и.о.наставника поморской общины г.Швенчёниса (Литва)

КОРОТКИЙ Иван. Иконописец. Работал в Заонежье после разорения Даниловского монастыря. (Культура староверов Выга, с. 13)

КОСКИН Сергей Иванов сын (род. в 1691 г. – умер ?). Иконописец. В сводной переписи раскольников за 1743 г. назван "кучеосыпщик Сергей Иванов сын Коскин (52)". (Невьянская икона, с. 225, 236)

КОСОБРЮХОВЫ Алексий и Тихон. Иконописцы, работали на Урале в 1-й пол. XIX в. (?). На подписные прориси этих мастеров из частного собрания в Екатеринбурге (ранее-собрание иконописцев Филатовых) ссылается в своих публикациях Г. В. Голынец (УрГУ). (Уральская икона, с. 290; Невьянская икона... С. 215)

КОСТКИНЫ Сергей Иванович и Михаил Иванович (братья?). Иконописцы, из старообрядцев часовенного толка. В 1-й пол. XIX в. работали в Невьянском, Черноисточинском и Нижнетагильском заводах. Предположительно состояли в родстве с прославленным иконописцем о. Григорием (см.: Коскин Г. С.). Подписные прориси Косткиных, датированные 1826 г. и позднее, представлены в фонде иконописцев Филатовых СОКМ и частном собрании в Екатеринбурге. (Уральская икона, с. 290)

КРАУЗОВ Иоанн Дмитриевич. Московский иконописец. Известен по надписям на нескольких иконах. Иконы написаны в старообрядческой манере. Икона «Богоматерь Корсунская», около 1900 г. (Москва, 2004 г. Мануйлов). Икона «Богоматерь «О, всепетая Мати», 1890 г. (Москва, 2005 г. Мануйлов). В Германии зафиксировано 2 иконы этого иконописца. 1865 verschiedene Heilige + Erzengel; 1877 Gottesmutter + Pantokrator (Hochzeit).

КУГРИН (Богданов) Семен Петров. Иконописец из Шелтопорог (Выг). Работал в первой пол. - сер. XIX в. В 1850-е годы работал в Заонежье. (Культура староверов Выга, с. 11, 17)

КУЗНЕЦОВ Савелий Степанович. Возможно, заказчик иконы. Известен по надписи на датированной иконе «Преображение», 1893 г. Доска с ковчегом и друмя профилированными сквозными встречными шпонками. Размер около 110х90 см. На нижнем поле по центру надпись в три строки: Сей ωбразъ Преображенiе ГДНЕ Савелiя Степановича // Кузнецова написася въ ЗУА (1893) Е лЪто мца февраля въ // К день». Икона происходит из старообрядческих поселений в Литве. (Эстония, таллинский антиквариат, 2005 г. Мануйлов.)

КУКОЛЕВ Каллист Г. Гуслицкий иконописец. Жил и работал в дер. Яковлевской. (Е.Н.Маслов, статья в интернете)

КУТЬИНЫ Михаил и Сергей (братья). 1901 г. Иконописцы. Новозыбков. Написали, подписали, датировали образ «Харлампия с житием». (Нечаева, кат. 36, с. 225). Две иконы зафиксированы в Германии, вероятно, также работы этих иконописцев.

КУТИН Михаил К. Новозыбковский иконописец. Известен по подписи на подписной и датированной иконе «Семь спящих отроков в Эфесе», 1898. Надпись черной краской на нижнем поле: «Писанъ сей образъ во градЪ НовозыбковЪ Михайло Кутьинымъ въ /АЦВ (1898) лЪто». (Lebendige Zeugen., кат. 77, цв. илл. на с. 109)

Kutin, Sergij K. 1893 Novozybkov (Gouv. Cemigov) Lobpreis der Gottesmutter. (Kurt Eberhard)

КУШНЕРОВ. Конец XIX в. Иконописец. Слобода Огородня. Написал икону «Избранные святые», 1914 г. (Нечаева, кат. 37, с. 225).

Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 4013 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz