Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Староверы-иконописцы

Староверы-иконописцы (XVII-XXI вв.) Словарь-справочник (Г-Д)
[ ] 2007-Окт-14, 17:53
 
ГАВРИЛОВ Иван.  Начало XIX в. Иконописец . Злынка (?).(Нечаева, кат. 21, с. 225)

ГАВРИЛОВ Никифор. Иконник из московских старообрядцев-федосеевцев, в 1847 г. имел собрание икон. (Вздорнов, с. 63, 67)

ГАГАЕВЫ. Потомственные иконописцы, старообрядцы часовенного тол­ка. Работали в Екатеринбурге и Нижнетагильском заводе. Тит Васильевич (Василисков) Гагаев известен с 1792 г.; Егор Титович Гагаев - с 1815 г.; Арте­мий (Андрей) Титович Гагаев работал в 1-й пол. XIX в.; время работы Устина Федоровича Гагаева не установлено. (Уральская икона, с. 266; Невьянская икона... С. 215; Гончарова Н. А. Невьянское иконописное наследие... С. 225-226)

ГАГАЕВ Артемий Титов. Иконописец. Работал в 1-й пол. XIX в. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215; Уральская икона, с. 266)

ГАГАЕВ Егор Титов. Иконописец. Известен с 1815 г. (Голынец, с. 68, Невьянская икона, с. 215, 225; Уральская икона, с. 266)

ГАГАЕВ Тит Василисков сын (Тит Васильков, сын Гагаев). Иконописец. Известен с 1792 г. (Голынец, с. 68, Невьянская икона, с. 215, 225; Уральская икона, с. 266)

ГАГАЕВ Устин Федорович. Иконописец.  (Невьянская икона, с. 225; Уральская икона, с. 266)

ГАНЕНКОВ (Гоненков) Александр. Крестьянин Московской губ., ико­нописец. С 1848 г. проживал по увольнительному паспорту в Екатеринбурге, где сумел получить от городской ремесленной управы «дозволительное на иконописание свидетельство», утаив свою приверженность старообрядче­ству. (Уральская икона, с. 269)

ГЕРМАНОВ Федот (Ушаков (Германов) Федот) (род. ? - умер между 1845 г. и 1851 г.). Нижнетагильский иконописец, крепостной крестьянин, работал в Нижнетагильском заводе в 1-й пол. XIX в. Германов своего рода творческий псевдоним. Впервые сведения о нем записал со слов Д. П. Шорина, хорошо знавшего «старика Германова», и опубликовал писатель Д. Н. Мамин-Сиби­ряк. В. И. Байдин (УрГУ) восстановил полную фамилию мастера - Ушаков (Германов) Федот. С ним работал его сын так же иконописец Гавриил (1808 - после 1858 г.). (Невьянская икона, с. 237, 243-244; Уральская икона, с. 269, ссылки на книги: Мамин-Сибиряк Д. Н. Статьи и очерки. С. 341; Байдин В. И. Повествовательные и документальные источники... С. 237, 243)

ГИЛЬЧИН (Гилчин) Афанасий Николаевич. Крепостной крестьянин Невьянского завода, в 1840-1842 гг. - караванный отправитель металлов до Нижнего Новгорода и Петербурга. Из старообрядцев часовенного согласия, вместе с П.А.Кармановым одним из первых перешел в единоверие. В 1840-1845 гг. принимал участие в оформлении единоверческих храмов в Невьянском и Быньговском поселениях, устроенных "в короткое время" под покровительством одного из управляющих заводами - Алексея Лебедева. (Невьянская икона, кат. 46, с. 189, цв. илл. 46 на с. 68; Уральская икона, с. 269, кат. 223, с. 182 (ч.б. илл.); Сибирская икона, с. 212) Скорее всего икона имеет отношение к Гилчину как к заказчику, а не иконописцу.

ГЛУХОВ Н. Иконописец из старообрядцев Прибалтики. Вероятно работал в  нач. XX века. Совместно с Г.Е.Фроловым работал над созданием иконостаса старообрядческой церкви в Кикитке (ранее Никитовка). (Исаков, с. 364)

ГОЛЯВИН Гавриил. Иконописец. Злынка (?). (Нечаева, кат. 17, с. 225)

ГОЛЯВИН Федор. Иконописец. Злынка (?). Подписал прорись «Богоматерь Волоколамская», датировал ее 1826 г.; подписал прорись «Спас Нерукотворный» на бумаге 1832 г., датировал ее 1833 г. (Нечаева, кат. 18, с. 225). Вероятно он же Федор Иванов Голявин. Иконописец из Злынки. Известен по подписи на тыльной стороне иконы «Богоматерь Тихвинская», 1831 г., из собр. ЧИКМ. На тыльной стороне иконы под верхней шпонкой надпись: «Написася сiя Икона 1831 года Iюля 19 Дня Иконописцемъ новозыбковскаго повЪта Посада Злынскаго Mъщаниномъ Федоромъ Ивановымъ Голявинымъ цена 22». (Нечаева, цв. илл. на с. 176-177)

ГОНЧАРОВЫ. Иконописцы. Слобода Косицкая. Работали в конце XIX – начале XX в. (Нечаева, кат. 19, с. 225).

ГОРШЕШНИКОВ Яков. Переписчик книг из Злынки (?). Работал во второй пол. XVIII в. (Нечаева, кат. 20, с. 225,).

ГОСКИН (Коскин) Федор Иванович. Иконописец Богородицкого у. Московской губ.; из старообрядцев часовенного согласия. Работал на Урале в 1-й пол. - сер. XIX в. (Уральская икона, с. 270)

ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (род. в 1861 г. – умер в 1931 г. или 1936 г.). По данным приведенной И.В.Починской Л. А. Гребнев родился в д. Дергачи Уржумского у. Вятской губ. в 1867 г. (Починская И. В. Книгопечатание старообрядцев-федосеевцев во второй половине XIX – начале XX вв. до 1906 г. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 150.) Информации о его жизни и деятельности до рубежа XIX – XX вв. пока не обнаружено. Наставник федосеевского согласия в моленной с. Старая Тушка Малмыжского у. Вятской губ., известный книгоиздатель, гравер и иконописец. Выходец из крестьян. Занимался книгоиздательством, прекрасный гравер, занимался литьем икон и нательных крестов, писал иконы. Множество материалов о нем хранится в областном краеведческом музее. (Старообрядчество, с. 78-79).

ГРЕШНЫЙ Николай Михайлович (род. в сентябре 1912 г. в Ревеле, ныне Таллин – умер 24.04.1985 г. близ Альби, Франция). Иконописец, реставратор. Из семьи потомственных иконописцев – старообрядцев с Днестра. Отец, приняв католичество, служил дьяконом в униатском соборе в Ревеле; мать – из балтийских немцев. С детства занимался иконописью под руководством отца. (Художники русского зарубежья, с. 239)

ГРИГОРИЙ, старец (Коскин) (первый). Невьянский иконописец. Род. около 1650-1660 гг. После принятия иночества, уже в средних летах, Григорий удалился на Веселые горы, где прожил до самой кончины. Григорий писал иконы на вершине одной из скал. Умер в 1731 г. Был похоронен около своей пещеры. Исследователь уральской иконописи С.Дюлонг характеризовал его как самого крупного и даже великого уральского иконописца. (Невьянская икона, с. 234; первоисточник см. Уральский старообрядец. 1915. N 6, с. 11, На Веселых горах Путника)

ГРИГОРИЙ, старец (Гавриил Сергеев Коскин). Невьянский иконописец. Род. около 1725 г., умер в конце XVIII в. Родом из вечноотданных Невьянского завода. Обучался у Петра Федоровича Заверткина. В 1766-1767 гг. Коскин по поручению заводских старообрядцев ездил в Москву и С.-Петербург. Затем поступил в скит инока Максима в Нижнем-Тагиле. В 1731 г. Максим с братией переселился в леса Невьянского завода, где два года спустя умер, а "изуграф" Григорий стал игуменом этого скита и был им до самой смерти. Коскин похоронен близ скита, на Веселых горах. Иконы его работы высоко ценились. (Невьянская икона, с. 215, 227, 239; Сибирская икона, с. 207) Возможно произошла путаница и в предыдущей статье речь идет об одном человеке.

ГУСЕВ Павел Максимович. Крестьянин Московской губ. Богородского у., из старообрядцев. Иконописец, с 1847 г. проживал в Екатеринбурге, писал иконы «не только для своих единомышленников, но и для единоверцев». В архиве Секретного совещательного комитета по делам раскольников сохра­нился рапорт пристава 1-й части городской полиции от 27 апр. 1851 г.: »...Кирило Мартынов, Павел Гусев, Устин Васильев и Сидор Тарасов из здешнего города выбыли в места их жительства». (Уральская икона, с. 271)

ГУСЛИЦЫ. Так с давних пор называлась подмосковная местность в юго-восточной части Богородского у. с прилегающими районами Рязанской и Владимирской губ. (территория части современного Орехово-Зуевского и Егорьевского районов Московской обл.) по реке Гуслице, притоке Нарской, впадающей в Москва-реку. Здесь в кон. XVII – нач. XVIII вв. селились беглые староверы-поповцы. В Гуслицах получили развитие иконопись, культовая меднолитая пластика, шитьелестовок (старообрядческих четок). Центрами иконописи были деревни Анциферово, Гора, Давыдово, хотя писали иконы и по другим деревням. Самой лучшей считалась иконописная школа в деревне Гора, а также в соседней с ней деревне Давыдово (обе в Заходе). Иконы гуслицким иконописцамзаказывали даже из Екатеринбурга, Молдавии и других весьма отдаленных мест. Гуслицкие иконописцы работали далеко за пределами родных мест. В кон. 40 – нач. 50-х гг. XIX в. на Среднем Урале власти выявили свыше двух десятков гусляков, по много лет занимавшихся писанием икон в Екатеринбурге (более десяти человек), в Нижне-Тагильском, Невьянском, Верхне-Тагильском и других заводах. Их заказчиками были не только старообрядцы, но и православные. Среди этих иконописцев - Устин Васильев. Многие гуслицкие иконописцы занимались также перепиской певческих книг. В статье Е.Н.Маслова приведена информация об иконописном промысле в Гуслицах. Иконописный промысел развился, как рассказывают старожилы, где-то в середине XVIII века в семи селениях Запонорской волости: Анциферове, Яковлевском, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и в Горах. Первыми иконописцами были крестьяне деревни Анциферовой Филипп Евсеев, обучавшийся иконописи в Новгороде, и Алексей Афанасьев, обучавшийся в Москве. К концу XIX века в Анциферовой работали 25 иконописцев, в Яковлевской – 28, в Костине – 5, в Ляхове – 2, в Давыдове – 4, в Горах – 4 человека. В 80-х годах XIX века самым крупным иконописцем являлся Федор Федорович Морозов из д. Яковлевской, получавший заказы с Нижегородской ярмарки, из Сибири, из Оренбургского края. Если в эти годы иконописью в уезде занималось 67 человек, то после известного Манифеста о свободе вероисповеданий (17 апреля 1905 г.), когда по всей России началось широкое строительство старообрядческих храмов, число иконописцев резко увеличилось и достигло к 1908 году 139 человек, из них 115 работали дома, а 24 уходили выполнять заказы в Донскую область, Бессарабию и Кавказ. Промысел вырос не только количественно, но и расширился территориально – захватил другие близлежащие селения: Запонорье, Запруденье, Барское, Елизарово. На Всероссийской выставке 1882 года в Москве были представлены иконы богородских иконописцев: из д. Яковлевской – С. Ф. Морозова, Г. С. Лунина, К. Г. Куко­лева; из д. Анцифоровой – М. К. Перина, И. А. Миронова, И. Р. Родина и из д. Елизаровой В. К. Чикалова. Бронзовая медаль была присуждена Семену Морозову; Почетные отзывы – Каллисту Куколеву, Григорию Лунину, Ивану Миронову; денежная премия Венедикту Чикалову. Средние заработки иконописцев в 1906 году составили 18 рублей в месяц (от 15 до 22 руб.). 1917 год положил конец гуслицкой иконописи как промыслу, иконописцы же, скорее всего, продолжали «потихоньку» писать иконы по частным заказам или для оставшихся, возможно что и сокрытых от властей, старообрядческих молелен. В 1923 году в Запонорской волости уже Орехово-Зуевского уезда был зарегистрирован один иконописец. Мастерство передавать было уже некому и иконопись в крае сошла на нет. Последний иконописец из села Костино – Евстигней Семенович Плешков, ушел из жизни в 90-х годах XX в.

 ДОЛГОВ Максим Григорьевич. Новозыбковский иконописец. Посад Злынка. Начало XX в.  - 1970-е гг. (Нечаева, кат. 22, с. 225)

ДОЛГОШЕВА Евдокия Ефимовна. Художница-вышивальщица из Калласте, автор вышитых шелком старообрядческих икон в 1930-1940-е гг. (Исаков II, с. 49)

ДЬЯКОНОВ Константин Иванович. Иконописец, старообрядец. Проживал в Казани. (Половинкин П.В. "Бочкаревская икона"(в поисках забытого имени).

ДЫЕВ Я.Л. с двумя сыновьями. Иконописцы. Слобода Воронок. Работали в конце XIX в. (Нечаева, кат. 23, с. 225).

Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 3848 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz