Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 05:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Староверы-иконописцы

Староверы-иконописцы (XVII-XXI вв.) Словарь-справочник (А-Г)
[ ] 2007-Окт-14, 17:49
 
А.С. Иконописец старообрядец филипповского согласия из Черепльского уезда Новгородской губ. Упоминается в 1878 г.).  
 
АВЕРКИЕВ Иван. Иконописец из старообрядцев-поморцев. Работал в Заонежье после разорения Даниловского монастыря. Был учителем иконописца Михея Абрамова. (Культура староверов Выга, с. 13)

АЛЕКСЕЕВ Иван (Стародубский Иван Алексеевич) (род. в 1709 г. – умер в 1774 или 1776 г.). Старообрядец Федосеевского согласия, родом из Великороссии, переселился в Стародубье. Жил на Ветке, в Климове и Стародубье, свою писательскую деятельность начал в 1730 г.  в возрасте 21-22 лет. Занимался иконописанием, был человек весьма начитанный; оставил сочинения против господствующей церкви и поповцев; особенно замечательна "История о бегствующем священстве", в которой он полемизирует против приема беглых попов и сообщает подробные сведения о появлении раскола и об его основателях в южной и юго-западной России.

АЛЕКСЕЙ Афанасьев. Гуслицкий иконописец, крестьянин деревни Анциферовой, Богородского у. Работал в сер. XVIII в. (Информация из статье Е.Н.Маслова в интернете.)

АЛИМОВ Иконописец, крестьянин д. Костиной Карповского приказа Богородского у. Московской губ. В 1839 году в Томской губ. были задержаны шестеро крестьян д. Костиной Карповского приказа  Богородского уезда: Игнатий и Сысой Родионовы, Кондратий Ефимов, Алимов, Павел и Кирилл Кондратовы, «с иконами, рисункам, книгами, тетрадями и прочими записками».

АЛИМПИЙ (Ю.А.Вербицкий). Инок-иконописец Русской Пра­вославной старообрядческой церкви. В 1992-1993 гг. выполнил внутреннюю роспись храма Успения Пресвятыя Богородицы на рогожском кладбище. (Старообрядчество, с. 298-299; Маркелов II, т. 2, с. 21)

АНДРЕЙ. Ученик иконописца Федора. Известный старообрядческий автор С.Денисов в книге «История об отцех и страдальцех Соловецких» дает описание известного «соловецкого сидения» (обороны поднявшихся за старую веру соловецких монахов от царских войск в 1668-1676 гг.). Среди тех кто погиб в 1676 г. в Соловецком монастыре, автор указывает Федора, «живописца мудрого со учеником Андреем» и отмечает, что эти «мужи елико во обители знамениты». (Кольцова, с. 33; ссылка на С.Денисов; Ровинский, Виды Соловецкого монастыря..., с.2; Скопин, с. 293)

АНДРИАН, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов). Родился 14 февраля 1951 года в старообрядческой семье города Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974 году закончил Казанский Авиационный Институт. Получил так же начальное художественное образование. В 1986 году оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие при реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Изучил церковные искусства и ремёсла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплётчика книг. Позднее был избран председателем церковной общины. С 1995 года попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для Храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного Кафедрального Собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон. 17 октября 1999 года рукоположен в сан диакона к Казанскому Храму в честь Казанския Иконы Пресвятыя Богородицы. Тогда же Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 года был рукоположен в сан священноиерея. Великим Постом следующего, 2001, года принял иноческий (монашеский) постриг с наречением имени Андриан. 29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. На Освященном Соборе 9 февраля 2004 года был избран Митрополитом Московским и Всея Руси. Скончался 10 августа 2005 г.

АНДРИАНОВ Ефим Иванов. 1880 г. Иконописец. Ветка (?). (Нечаева, кат. 2 на с. 224)

АНДРИАНОВ Мартын Ефимович. Середина XIX – нач. XX в.  Иконописец. Посад Климово. (Нечаева, кат. 3 на с. 224)

АНДРИАНОВ Иван Мартынович. Умер в 1940 г.  Иконописец. Посад Климово. Работал в Покровском мужском, Казанском женском монастырях. (Нечаева, кат. 4 на с. 224)

АНИСИМОВ Федор. Невьянский иконописец, крестьянин Невьянского завода (?), проживал и работал в Екатеринбурге. Из старообрядцев часовенного толка, перешедших в единоверие. Известен в 1861-1880-е гг. (Невьянская икона, кат. 62, с. 192;  цв. илл. 62 на с. 85; Уральская икона, кат. 358, 358а, с. 203 (ч.б. илл.), с. 254)

БАЛЗЕТОВЫ. Гуслицкие иконописцы. Фамилия иконописцев известна из статьи Е.А.Агеевой, о формировании "Подмосковной рукописной коллекции" и о входящем в нее архиве гуслицких иконописцев Балзетовых. (Е.А.   Агеева, старший преподаватель, МГУ Старообрядческое Подмосковье: история, согласия, традиции.)

БАЛЫКИН Викула Ф. (род. в 1860 г. - умер после 1932 г.). Алтайский иконописец, старообрядец. Семья Балыкиных была переселенческой из Казанской губ. В нач. 1870-х годов они поселились в дер. Шмаково (ныне район с. Залесово). Где Балыкин учился иконописанию – неизвестно. Имел патент иконописца. С 1930 г. подвергался репрессиям, а в 1931 г. был выслан на Север.

БАХТЕЕВ. XIX – нач. XX в.  Иконописец. Слобода Добрянка (Ветка).  (Нечаева, кат. 6 на с. 224)

БАШМАКОВ Потап Г. Середина XIX – нач. XX в.  Иконописец. Слобода Митьковка. (Нечаева, кат. 5 на с. 224)

БЕЛОГРУДОВ Максим Никитич  (род. 12 апреля 1907 г.,  в дер. Белогрудово, Граверская вол., Краславский р-н Латвии – погиб 6 октября  1985 г.). Художник, иконописец. 6 окт. 1985 Б. погиб в автокатастрофе, похоронен на кладбище в дер. Ковалёве .

БЕРДНИКОВ Стефан (Степан(?) Фролович. Невьянский иконописец (?). Крестьянин Невьянского завода, занимавшийся торговлей и извозом. Вместе с П.А.Кармановым одним из первых среди местных старообрядцев обратился в единоверие и много потрудился над оформлением Никольской единоверческой церкви (так называемой Кармановской). Известен так же по надписи на иконе  из собр. СОКМ "Вход в Иерусалим", 1840, 33,5х33,7х3,0 (инв. И - 132). По нижнему полю иконы от центра вправо надпись: "1840 года июля 14 дня написася усердиемъ Стефана Фролова Бердникова". (Невьянская икона, кат. 47, с. 189 (ч.б. илл.), с. 69 (цв. илл.); Уральская икона, кат. 224, с. 182 (ч.б. илл.), с. 256; Сибирская икона, с. 212) Скорее всего он не был автором иконы, а только ее заказчиком.

БЕРЕЗИН Терентий Т. Причудский иконописец, ученик Г.Е.Фролова. Работал в мастерской Фролова в 20-30-е гг. Известен так же по наколке иглой с прориси с иконы "Рождество Богоматери" в собр. Пушкинского Дома (ранее в колл. И.Н.Заволоко). На обороте листа подпись карандашом: "Т.Т.Березин". (Куускемаа, буклет выставки в Таллине 9.01.1998г. - 15.01.1998 г.; Маркелов, с. 11, кат. 116)

БЕЗПАЛИКОВ (Беспаликов) Алексей Петрович. XIX в. Иконописец. Подписал рукопиную книгу: «Сия святая и богодухновенная книга глаголемая Певчий октай принадлежит иконописцу Алексею Петровичу гну Безпаликову». (НКМ. инв. N 232). (Нечаева, кат. 7 на с. 224).

БЕСПАЛИКОВ Кир Петрович (род. в 1870 г. – умер в 1930 г.). Иконописец. Слобода Леонтьево. (Нечаева, кат. 12, с. 224)

БЕСПАЛИКОВ Петр Иванович. Середина XIX в. Иконописец. Слобода Леонтьево. (Нечаева, кат. 13, с. 224)

БЕСПАЛИКОВ Филипп Петрович (род. в 1870 г. – умер в 1930 г.). Иконописец. Слобода Леонтьево.  (Нечаева, кат. 14, с. 224)

 БЛАГИН Николай Петрович (род. около 1806 г.). Выходец из шарташских крестьян, переписавшийся в мещанское общество Екатеринбурга. Цеховой мастер малярного ремесла, известен в 1829-1831 гг. Поддерживал тесные отношения с шарташскими старообрядцами, имел среди них близких родственников. (Уральская икона, с. 258, ссылка на ГАСО. Ф. 8. Оп. 1. Д. 639. Л. 23)

БЛИНОВ Иван Гаврилович (род. 5.11.1872 г. в дер. Кудашихе Балахнинского у., неподалеку от Городца, в семье крестьянина-старообрядца - умер в Городце в 1944 г.). Переписчик книг.  (Интернет)

БОГАТЕНКО (Богатенков) Яков Алексеевич (род. в 1875 г. (по данным дела, заведенного на него НКВД, род. в 1880 г.) - умер 10.10.1941 г.). Иконописец из московских старообрядцев, выходец из Мстеры, реставратор, владелец иконописной мастерской в Москве.

БОГАТЫРЕВ Артемий Михайлович. Старообрядческий иконописец из г. Невьянска. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215, 227) Вероятно сын Михаила Богатырева.

БОГАТЫРЕВ Афанасий Иванович (род. около 1770-го г.). Старообрядческий иконописец из Невьянска. Младший сын иконописца Ивана Васильевича Богатырева. Начал обучаться иконописи у отца и брата Михаила около 1797 г. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215, 225, 227-228, 234)

БОГАТЫРЕВ Герасим Афанасьевич (1816 - после 1862). Старообрядческий иконописец из г. Невьянска. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 215, 225, 227-228) Вероятно, сын Афанасия Богатырева.

БОГАТЫРЕВ Иван Васильевич (род. в 1759 г. – умер в 1827 г.). Старообрядческий иконописец из Невьянска (Урал). (Голынец, с. 68; Тарасов, илл. 20; Невьянская икона, с. 215, 217, 225, 227-228; Уральская икона, кат. 74, с. 158)

БОГАТЫРЕВ Иакинф Афанасьевич. Старообрядческий иконописец  из Невьянска. Сын иконописца Афанасия Ивановича Богатырева. (Невьянская икона, с. 227-228)

БОГАТЫРЕВ Михаил Иванович (род. в 1779 г. - ?). Старообрядческий иконописец из Невьянска. Сын иконописца Ивана Васильевича Богатырева. Вероятно, иконописи учился у отца. (Голынец, с. 68; Невьянская икона, с. 214-215, 227-228)

БОГАТЫРЕВЫ. Династия прославленных потомственных иконописцев Невьянского завода, по работам известны в 1778 -1862 гг. Видные представители старообрядцев часовенного толка, с 1820-х - старшины Урало-Сибирского края. Из приписных крестьян (предки их пришли на Урал в нач. 1740-х из Ярославля). Иконописным ремеслом занимались: Иван Васильевич Богаты­рев (род. в 1759 г. - умер после 1828 г.), известны прориси и иконы его работы начиная с 1792; Михаил Иванович Богатырев (1779 - после 1845), старшина Невьянс-кого старообрядческого общества, известна его прорись (1809); Афанасий Иванович Богатырев (1787 -  1852), старшина Невьянского старообрядчес­кого общества; известны его датированные работы (1799 - 1834); Артемий Афанасьевич Богатырев (1806 - после 1834); Герасим Афанасьевич Богаты­рев (ок. 1814 - 1816 - после 1862), прорись (1846) и икона (1862). Мастерская Богатыревых являлись ведущей мастерской в Невьянском иконописном промысле, на них ориентировались, им подражали, их работы копировали многие мастера. (Уральская икона, кат. 45. с. 154 (ч.б. илл.), с. 26 (цв. илл.), с. 258; Невьянская икона, с. 215-227)

БОГОЕДОВ Демид Тимофеевич. Около 1830-х -1900 гг. Иконописец. Слобода Тарасовка. (Нечаева, кат. 8 на с. 224).

БОГОЕДОВ Родион Демидович. Около 1850-е -1917 г. Иконописец. Слобода Тарасовка. (Нечаева, кат. 9 на с. 224).

БОГОМАЗОВ Федор. XIX в. Иконописец. Слобода Елеонка. (Нечаева, кат. 10 на с. 224).

БОРОДИН Иосиф Кузьмич (род. ок. 1817 г.). Удельный крестьянин д. Давыдовой Карповского приказа Богородского у. Московской губ. Иконо­писец. Из старообрядцев, крещен в Москве в Рогожской кладбищенской церкви. С 1849 г. проживал в д. Белоноговой Куртамышской вол. Челябинско­го у. Оренбургской губ., активно проповедовал старообрядческое учение и писал всем раскольникам «на старинный манер иконы». (Уральская икона, с. 259; Сибирская икона, с. 208).

БОСЫХ Ульян. Старообрядческий священник, иконописец. Работал вплоть до середины XX в. в районе Златоуста и Миаса Челябинской обл. (Сибирская икона, с. 211)

БОЧКАРЕВ Александр Архипович (род. 15. 01.1866 г. в Сызрани – умер 31.05.1934 г.). Потомственый иконописец. Родился в семье потомственных иконописцев старообрядческого поморского согласия. Жил и работал в г. Сызрани (Самарской губ.). В 1896 г. Александр Архипович женился на дочери иконописца Д.В. Попова.  Трое из братьев Александра Архиповича - ИВАН, Федор и ПЕТР были также обучены иконописанию. Но Александр Архипович любил (по свидетельству дочери) работать один. Работа братьев почему-то его не устраивала, и когда Федор Архипович приходил помогать к нему в мастерскую, то ему доверялась только подсобная работа (покрасить, каемочку подвести). Братья Александра Архиповича, по всей видимости, как и он сам, учились иконописному ремеслу у Д. В. Попова. Об этом свидетельствует надпись на клейме, которое ставил на свои иконы Ф. А. Бочкарев: «Иконописная мастерская Федора Архиповича Бочкарева, преемника Давида Васильевича Порфирова». А вот сына НИКОЛАЯ Александр Архипович уже учил сам. Бывали у мастера и другие ученики, но они подолгу не задерживались: лень, а работа иконописца требует духовной выдержки, а также большой усидчивости, внимания и терпения. В подмастерьях у Александра Архиповича был сирота Иванушка, парнишка лет 14 – 15, который жил в семье Бочкаревых продолжительное время. (Половинкин П.В. "Бочкаревская икона" (в поисках забытого имени); инф. от 07.2000 г., интернет: www.info.syzran.ru).

БОЧКАРЕВ Федор Архипович. Работал во 2-й пол. XIX в. Владелец иконописной мастерской в г. Сызрани. (Данченко и Красилин, кат.17; “Советский музей”, 4, 1991).

БРАТСКИЙ ДВОР. Иконописная и меднолитейная мастерские при Братском дворе. Братский двор - московский центр старообрядчества филипповского согласия, помещался в Дурном пер. (ныне Товарищеский) в глубине домовладения N 6. Мастерские были основаны после 1780-х годов первым наставником общины А.Яковлевым (умер после 1812 г.). (Старообрядчество, с. 55- 56, 315)

БРОНИН Захарий Федорович. Палехский иконописец. Будучи зятем, наставника поморского согласия, настоятеля Покровской часовни (Монинская моленная) Г.И.Скачкова, он руководил иконописной палатой при Монинской моленной, основанной в 1808 г. Община располагалась в Москве на Покровке, против Рыкунова пер. В 1837 г. Монинская моленная была закрыта, о продолжении работы мастерской сведений нет. В собр. П.Д.Корина подписная и датированная икона  "Антоний Римлянин", 1823 г., размер: 31,5х26. Внизу посередине черная надпись: "Написася сия икона в Москве /av кг (1823), года месяца апреля иконописцем Захарием Федоровичем Брониным". (Тарасов, с. 403; Старообрядчество. с. 259-260; Антонова I, кат. 115). 

БРЫКИН Захар Митрофанович. Работал в XIX в. в Москве. Иконописец из старообрядцев. (Данченко и Красилин, кат. 20)

БУЙНОВ Петр Евменович. Иконописец. Слобода Новый Крупец Добрушского района Гомельсой обл. Написал икону «Неувядаемый цвет» в 1928 г. (Нечаева, кат. 15, с. 225)

БУЛЫГИН Ефим Васильевич. 1825 г. Иконописец. Ветка (?), посад Злынка (?). (Нечаева, кат. 11, с. 224)

БУРАНОВ Степан Корнилович. Иконописец в Нижнетагильском заводе. Из старообрядцев часовенного толка, обратившихся в единоверие. По работам известен в посл. четв. XIX-нач. XX в. (Уральская икона, с. 260)

БУРМАГИН Павел Иванов. Кургоменский иконописец второй пол. XIX в., из старообрядцев филипповского толка. Работал в регионе р. Сев. Двины (регион села Нижняя Тойма). (Маркелов, с. 8, 11, кат. 19, 41, 64, 78)

БУШУЕВ Петр Иванович (род. ранее 1797 г. – умер в июне 1847 г.). Старообрядец филиповского согласия, иконописец. В конце жизни, в возрасте более 50 лет перешел к федосеевцам. Был похоронен на Преображенском кладбище в Москве. (Инф. с сайта: starover.boom.ru/theodosians.html  )

БЫКАДОРОВ Семен Терентьевич (род. 27 дек. 1922 г., на хуторе Севастьянове, Милютинского р-н Ростовской обл. Россия.) Иконописец. Род. на хуторе в 50 км от Морозовска Ростовской обл. в семье донских казаков, глубоко верующих старообрядцев. По окончании 2-й мировой войны Быкадоров оказался в Латвии, в Саласпилсе, где разместили воинскую часть, в которой он служил. В 1950-е гг. Быкадоров начал изучать основы иконописания у Е. Кекишева (1892 - 1980?), ученика известного иконописца Г. Е. Фролова. (Интервью с С. Т. Быкадоровым. Записала В. Александрова, 21 октября 1999 г., 19 апреля 2000 г., 14 марта 2004 г.).

ВАСИЛИЙ КАЗАНЕЦ (Василий Титович Семеновых). Иконописец, казанский мещанин. Помогал старообрядческому книгоиздателю Л.А.Гребневу в организации типографии на Вятке. Упоминается в статье И. В. Починской: «На то, что Л. А. Гребнев помогал в устройстве типографии на Преображенском кладбище, прямо указывает в письме к Г. К. Горбунову (председатель Совета Преображенского кладбища) один из компаньонов Л. А. Гребнева по книгоизданию на Вятке, Василий Титович Семеновых, известный как иконописец Василий Казанец». (Починская И. В. Из истории старообрядчества Вятского края. Федосеевцы (вторая половина XVIII – начало XX вв.)

ВАСИЛЬЕВЫ Устин и Сергей (братья?). Крестьяне Богородского у. Мос­ковской губ., из старообрядцев. Иконописцы, в 1847-1851 гг. работали в Ека­теринбурге. (Уральская икона, с. 261)

ВЕШНЯКОВ Иван Кириллов. Иконописец. Злынка (?). Работал в начале XIX в. (Нечаева, кат. 16, с. 225)

ВЫШАТИН Михаил Иванович (род. в 1667 г. – умер в 1732 г.). Старообрядческий писатель, автор догматического трактата “Бисер драгоценный” (1729), писал иконы. Павел Любопытный называл его “искуснейшим писателем святых икон”. Бывший вязниковский подъячий, принадлежал к старообрядцам поморского согласия. Жил некоторое время в Польше и Молдавии, умер в Палестине. (Старообрядчество, с. 72)

Категория: Староверы-иконописцы | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 4436 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz