Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » География Самарского староверия

География старообрядчества в Самарской губернии. Словарь-справочник (О-С)
[ ] 2007-Окт-14, 17:17

ОБШАРОВКА – см. НОВЫЕ КОСТЫЧИ 

ОЗЕРКИ - деревня Николаевского уезда Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничья». В деревне была община старообрядцев белокриницкого согласия, в 90-х годах XIX в. иереем служил о.Иоанн (Яшин), к которому часто обращались и жители-нестарообрядцы. За  «требоисправления у православных» о.Иоанн был осужден и приговорен к двум месяцам тюрьмы   

ОЗИНКИ – деревня Николаевского уезда Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничья».В селе была община старообрядцев белокриницкого согласия, иереем в конце XIX  в.  был о.Евстафий. 

ОРЛОВ ГАЙ - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ОРЛЯНКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ОСТРАЯ ЛУКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПАВЛО-АНТОНОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПАВЛОВКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПАДОВКА (БОРОВСКОЕ) - село Николаевского уезда Самарской губернии. По данным Первой Всеобщей Переписи населения 1897 г., в селе проживало 2353 жителя обоего пола, из них 284 старообрядца. В сведениях МВД о старообрядческих и сектантских общинах Самарской губернии за 1914 г. имеются данные о существовании в селе поморской общины законо-брачного согласия. Исполняющим дела настоятеля общины значился Федор Алексеевич Овчинников, председателем Совета общины - Сергий Чесабоков  

ПАРФЕНОВКА – село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПАТРОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПЕРЕКОПНАЯ ЛУКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом". 

ПЕТРОПАВЛОВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПЕСТРАВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПИТЕРКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПЛЮСКОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПОДБЕЛЬСКОЕ – село в Бугульминском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПОДГОРЫ - село в Самарской области. По данным уполномоченного Совета по делам религиозных культов 50-х гг. ХХ в. значительная часть жителей села посещала храм беглопоповцев в Куйбышеве.

ПОДЪЕМ - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ПОКРОВКА – см. ЕЛХОВКА 

ПОНОМАРЕВКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ПОПОВКА - деревня в Бугурусланском уезде Самарской губернии, в которой проживали старообрядцы и  действовала старообрядческая моленная, открытая "без разрешения начальства". 

ПОРУБЕЖКА – село в Николаевском уезде Самарской губернии. Основано в конце XVIII века старообрядцами-выходцами из Воронежской губернии.  По данным епархиального миссионера Д.Александрова, в 1896 году в селе проживало 650 старообрядцев, из них 140  белокриницкого согласия, 125  беглопоповцев, около 300 поморцев, а остальные – поповцы, управляемые уставщиками. Начетчиками в селе были у белокриницких – Иоаким Морозов, у поморцев – Павел Павлович Лунин. 

ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ – см. КРАСНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ 

ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ – см. КОШКИ 

ПРЕПОЛОВЕНСКОЕ (МЫЛЬНОЕ) – село Самарского уезда Самарской губернии. По данным Отчета Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1898 год старообрядцы-спасовцы составляли в селе большую силу и вместе со «склонными к спасовщине» составляли 300 душ обоего пола. В собеседованиях с заезжими миссионерами в конце XIX века выступал спасовский начетчик Бирюков. 

ПРОНЬКИНО - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

РАЕВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

РАКОВСКОЕ - деревня в Самарского уезда Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, в ней проживало большое количество староверов.  

РЕПЬЕВКА – деревня в Самарской  губернии. В деревне была община старообрядцев  белокриницкого согласия. 

РОЖДЕСТВЕННО - село в Самарской области. Расположено на противоположном берегу р.Волги, напротив центральной части Самары. По данным уполномоченного Совета по делам религиозных культов 50-х гг. ХХ в. значительная часть жителей села посещала храм беглопоповцев в Куйбышеве.

РОМАШКИНО - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

РОСЛЯКОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом"

РУССКАЯ БОКЛА – село в Бугульминском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом". 

САВРУЖСКАЯ СЛОБОДА – Самарской губернии. По сообщению «Самарских епархиальных ведомостей» за 1869 год в слободе проживало 899 старообрядцев-поповцев, из них 389 мужчского и 510 женского пола, и три старообрядца-поморца, 2 мужского и 1 женского пола. Из епархиальных источников следует, что старообрядцы появились в слободе в 1824 году, сами старообрядцы утверждали, что это произошло около 1809 года. По сообщению благочинного к концу 60-х г.г. XIX века «расколоучителями» в слободе были казенные крестьяне Терентий Парфенов Шилинцев, Парфен Филиппов и Даниил Иванов Шилинцев. В домах этих лиц, по донесению благочинного, «составляются сборища и совершаются моления». 

САКМЫКОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

САРБАЙСКАЯ СЛОБОДА - село  Бугурусланского уезда Самарской губернии. В селе была община старообрядцев  белокриницкого согласия. 

СВЕТЛОЕ ОЗЕРО – деревня в Ставропольском уезде Самарской губернии. Была основана выходцами из Курской области, причем по данным епархиальных властей, принадлежащими господствующей церкви. Около 1860 года под влиянием белокриницкого священника с.Хрящевки о.Ковшова многие жители села присоединились к старообрядчеству. Постепенно в селе сложилась большая община белокриницкого согласия (по данным на 1901 год – более 500 душ обоего пола). «Самарские епархиальные ведомости» за 1907 год писали, что в деревне «масса австрийцев, у которых и храм, и иереи». Одним из иереев в начале ХХ века был о.Бушуев. В феврале 1900 года село с пастырским визитом посетил старообрядческий епископ Самарский Порфирий, в мае 1900 года в селе был будущий архиепископ Белокриницкий Иннокентий (Усов). 

СЕЛЕЗНИХА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СМОЛЕНКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СОЛЯНКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СОРОЧИНКАЯ КРЕПОСТЬ - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

СТАРАЯ МАЙНА – село Ставропольского уезда Самарской губернии. По данным Самарских епархиальных ведомостей» в селе существовала община спасова согласия (большеначальные), а ее попечителем был «влиятельный в обществе купец-раскольник» Першин. 

СТАРАЯ ПОРУБЕЖКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СТАРАЯ ТЕПЛОВКА – деревня в Бузулукском уезде Самарской губернии. Основана в 40-х г.г. XIX века старообрядцами. Основное население деревни – мордва. По данным епархиального миссионера Д.Александрова в 1896 году в деревне было более 200 старообрядцев, из них 180 принадлежало белокриницкому согласию, а остальные были поморцами. Наставником поморцев в это время был Авксентий Табачников. 

СТАРОВЕРОВКА – деревня в Бугурусланском уезде Самарской губернии. Основана старообрядцами-беглопоповцами, до начала ХХ века в ней проживали исключительно беглопоповцы. Епархиальный миссионер Д.Александров в 1898 году с возмущением пишет епархиальному начальству о том, что в Староверовке «слишком грубы беглопоповцы». «Староверовские раскольники, несмотря на все старания Бугурусланского единоверческого священника о.Евстратьева, отказали даже в месте под постройку единоверческой церковной школы», - негодует он. Около 1900 года иереем у беглопоповцев бежавший из Троицкого монастыря Московской губернии иеромонах Петр.  

СТАРОЕ ЭШТЕБЕНЬКИНО – село Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне – Челно-Вершинского района Самарской области). В XIX - начале XX в.в. в селе существовала община федосеевцев. 

СТУДЕНЕЦ – село Самарского уезда Самарской губернии. Основано выходцами из села Студенец Сызранского уезда Симбирской губернии, старообрядцами-поповцами. Кроме того, в Студенец переселялись старообрядцы-поповцы из сел Борма и Суровка Сенгилеевского уезда Симбирской губернии. С 50-х г.г. XIX века в селе проходили общие моления старообрядцев, совершал службы крестьянин Суровский, которого «Самарские епархиальные ведомости» называют расколоучителем.  После смерти Суровского старообрядцы ездили на моления в деревню Антеевку в 20 верстах от Студенца. По данным Отчета Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1869 год в селе существовала община поповцев. 

СУЛАК - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СУХОДОЛ – село в Ставропольском уезде  Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

СУХОЙ ОТРОГ - деревня Николаевского уезда Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничья». 

СЫЗРАНЬ – уездный город Симбирской губернии (ныне – Самарской области). Крепость Сызран была основана в  1683 году на берегу реки Сызран невдалеке от места ее впадения в Волгу.  Она должна была прикрыть южные подступы к Самарской Луке с ее богатыми соляными варницами и рыбными ловлями от набегов кочевников и от волжских разбойников. Проплывавший в середине XVII века мимо устья реки Сызран путешественник Адам Олеарий писал, что здесь постоянно случаются нападения на суда, а самарские воеводы были вынуждены каждое лето посылать на переволоку между Волгой и Усой вооруженные отряды. Но Москва хотела не только усмирения казачьей вольницы. Правительство желало скорейшего хозяйственного освоения “подрайской землицы”, как называли вошедшие в XVI веке в состав России территории Поволжья. Здесь были  тучные черноземы,  леса, богатые липой, в которых собирали наиболее ценный мед и воск – важный экспортный товар. Но самой желанной целью была рыба. И многопудовые белуги, и аршинные стерляди, и редкие виды лосося – всем этим изобиловали волжские воды. Рыбу поплоше называли презрительно “частик” и даже не разделяли по видам.   Промысел базировался на укрепленных рыбных дворах, являвшихся также предприятиями по первичной переработке и засолке, а построить их в диком и немирном краю могли лишь крупные и состоятельные собственники. Такими в XVII веке были монастыри. Один из них - звенигородский Савво-Сторожевский - еще до основания Сызрана построил укрепление в районе Костычей. Рыбные же ловли ниже по реке со времен Лжедмитрия принадлежали Чудову монастырю.  Новопостроенная крепость Сызран сразу стала центром большого и почти незаселенного района к югу от Симбирска. Сюда перевели из Казани и Тетюш 236, а из Чебоксар - 239 солдат с женами и детьми. Переселенцы охотно брали вместо денежного жалованья плодородную землю под пашни и покосы, селиться старались поближе к своим наделам. Поэтому недалеко от крепости сразу возникли солдатские слободы: Ильинская и Покровская за рекой Крымзой, а чуть позже -  Преображенская за рекой Сызран.В новый город немедленно устремился и всякий другой народ. Были здесь торговцы и ремесленники, записывавшиеся в посад и селившиеся поближе к крепостным стенам;  Одновременно с обустройством города предпринимались меры по освоению земель к северу от реки Сызран вдоль старинной, еще золотоордынской, дороги, начинавшейся у Батрацкого перевоза. По ней некогда шел на Русь Тохтамыш, а в XVII веке она именовалась Казацкой.   Здесь хотели построить пограничную укрепленную черту со рвом, валом и деревянными засеками, поселив под ее прикрытием служилых людей. Привлекали тех, кому предстояло нести нелегкую и опасную сторожевую службу, щедрыми земельными наделами. Так, уже в год рождения Сызрана большое поместье в районе нынешней Жемковки получил “мордовский мурза” Шадрин; три года спустя служилый татарский князь Килдишев с 28 товарищами основал село Ахметлей, а 10 служилых и 5 ясашных чуваш во главе с Чинаем Яшкитовым - Кочкарлей.  Одновременно симбирским воеводой Матвеем Головиным был составлен план строительства Сызранской черты. Согласно указу от 25 декабря 1685 года она должна была протянуться на 70 верст 342 сажени от Казачьих гор до Туруева городища и до речки Суры. Но замыслу этому не суждено сбыться. 13 апреля 1686 года указ отменили.  Вместо этого решили увеличить число солдатских и казачьих слобод, а в самой середине черты построили сильную крепость Канадей с каменной воротной башней. Коснулись изменения и Сызрана. В семи верстах от него возник Кашпирский пограничный пункт – квадратная восьмибашенная крепость с гарнизоном в 188 человек.  На Самарской Луке переведенные солдаты основывают Печерскую, Переволокскую, Губинскую, Усинскую слободы. Сюда переводятся крестьяне из центральнорусских вотчин. Монастыри основывают села Старая Рачейка, Костычи, Новодевичье. Получивший под Сызраном наделы московский дворянин Дмитриев - Троицкое, Богородское, Семеновку.  В 1718-ом была образована Симбирская провинция, в которую до 1780 года входил  Сызран.   Постепенно крепость Сызран теряла свое военное значение и становилась обыкновенным провинциальным городом. В 1780 году Сызран вошла в состав образованного Симбирского наместничества и получила собственный герб – черный бык в золотом поле - за успехи в торговле скотом и хлебом. В 1795 г. в жаркую и ветреную погоду город сгорел дотла. Уцелели лишь заречные слободы. Город решено было восстанавливать по регулярному плану, составление которого поручили уездному землемеру Ивану Гильдебранту. В 1849 году в состав города вошли 8085 десятин земли на левом берегу Волги. Жители Сызрана издавна имели там хутора. И вот теперь эта территория присоединилась к тем 6 132 десятинам, которые находились в городской черте на правой стороне реки.  В 1872 г. в Сызране стали строить железную дорогу. С этого времени начинает встречаться написание Сызрань.В октябре 1874 г. строительство было завершено и пущен первый поезд. В Сызрани появился невиданный прежде вокзал, возле которого возводились дома железнодорожников. Образовавшийся район получил название Новая Линия. В 1876 году началось строительство  в Старых Костычах моста через Волгу. 20 августа 1880 года красавец-мост, чудо тогдашней технической мысли, состоявший из 13 пролетов по 111 метров каждый и являвшийся крупнейшим в Европе, был открыт для движения. Современники сравнивали его с Суэцким каналом - он  тоже стал “воротами” в Азию.  Город оказался на пересечении речных и железнодорожных путей, возле богатейшего хлебного района, где производили “белотурку” - особый сорт пшеницы, пользовавшийся огромным спросом. В Сызрани проживало значительное число старообрядцев разных согласий: белокриницкие, беглопоповцы, федосеевцы, филипповцы, поморцы брачного согласия, спасовцы. Белокриницкая община имела сначала моленную, затем был построен храм. Несколько моленных имели беспоповцы: это «бочкаревская» и «пережогинская» моленные. Во второй половине XIX в. в Сызрани регулярно устраивались публичные диспуты со старообрядцами. Со стороны господствующей церкви в них принмал участие местный протоиерей и миссионер Матвей Ксанф,  а со стороны старообрядцев – видные начетчики – как местные, так и приезжие. В июле  1888 года  началась полемика со знаменитым поморским начетчиком А.А. Надеждиным. Она продолжалась восемь дней, и каждый диспут тянулся часов по пять. По свидетельству очевидца, стояла сорокаградусная жара, но огромная толпа народа не расходилась, внимая каждому слову.  

 

Категория: География Самарского староверия | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 6881 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz