Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Ноя-06, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » География Самарского староверия

География старообрядчества в Самарской губернии. Словарь-справочник (И-К)
[ ] 2007-Окт-14, 17:13

ИВАНОВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ИВАНТЕЕВКА – деревня в Самарском уезде Самарской губернии, родина епископа Самарского и Саратовского Амвросия (белокриницкое согласие). В деревне проживало довольно много старообрядцев белокриницкого согласия, существовал молитвенный дом, регулярно совершались богослужения. Богослужения совершал иерей Петр Романович Узенцев. В 1872 году после ареста епископа Амвросия моленную сломали. Однако уже в 1873 году в деревне была отстроена новая моленная: из соснового леса, с тесовою крышей, длиною в 5 сажень и шириною более 3 сажень. «Самарские епархиальные ведомости» сообщают, что сооружена она была на средства «ревнителя раскола», хвалынского купца И.Кузмина. Моления начались 25 марта 1874 года, иногда в совершали и литургию, но в походной полотняной церкви, которая была уносима из молельни по окончании богослужения. В 1876 году моленную снова сломали.  В Отчете  самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1888 год отмечается, что староверы деревни упорствуют в своей вере не желают посещать беседы епархиальных миссионеров: «раскольники прямо попросили миссионера Хрисанфа Протасова оставить их в покое и не вести бесед о вере, ибо они желают пребывать так, как пребывали их отцы и деды.  

ИОГА (ЕГА) – деревня в Бугурусланском уезде Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1869 в деревне проживало 59 старообрядцев-поповцев, из них 30 мужского пола и 29 женского. «Расколоучителями», по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», здесь являлись государственный крестьянин Даниил Михайлов и «г.Бугуруслана купеческая старая девица, закоренелая раскольница, Вера Семенова Горбунова». 

ИСАКОВО – село Бугурусланского уезда Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1869 г. в селе проживало 14 старообрядцев – поморцев, из них 6 мужского и 8 женского пола. 

КАБАЕВКА - село в Бугульминском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КАЗЕННАЯ МАЯНГА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КАМЕЛИК – село Николаевского уезда Самарской губернии. Во второй половине XIX века в селе была довольно многочисленная община старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. По данным епархиального миссионера Д.Александрова, начетчиком  белокриницкой общины в селе был Иван Липатов. 

КАМЕНКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КАНАЕВКА –  село в Николаевском уезде Самарской губернии. По данным епархиального миссионера Д.Александрова в 1896 году в селе проживало около 300 поморцев, наставником у них был крестьянин Роман Табаков. 

КАНДАБУЛАК - село Самарской губернии. В селе была община белокриницкого согласия. 

КАНДЫЗА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

КАРЛОВКА – село в Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за  1874 в селе была община спасова согласия. Особым уважением среди старообрядцев за свою «начитанность и рассудительность» пользовался спасовский начетчик крестьянин Галкин. (1874, ч.неофиц., № 4, с.82) 

КАРПОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КАШПИРСКИЙ ХУТОР - село в Самарском уезде Самарской губернии, по отзывам местных миссионеров, - гнездо раскола  

Образовано село переселенцами из села Кашпир Сызранского уезда Симбирской губернии. По данным епархиального исследователя М.Гребнева, село, возможно, изначально было старообрядческим. Но существует и другая версия. По преданию, первым познакомил кашпирских обывателей со староверием (спасова согласия) переселенец из села Кашпир Емельян Малкин. Сам он, по утверждению М.Гребнева, не был старообрядцем, но явно сочувствовал идеям спасовщины и был на пути полного отпадения от официального православия .  

Силу старообрядчество в селе набрало в 1838 г., после переезда сюда удельных крестьян Алимпия (Амплия) Бердникова и Спиридона Кочергина. Они устроили в своих домах моленные, и, будучи людьми грамотными, выступали с проповедью староверия. Кроме того, многие зажиточные крестьяне села торговали скотом, и для закупок молодняка ездили в г.Уральск, который считался одним из центров спасовщины, и в слободу Мечетную (позже - г.Николаевск, ныне г.Пугачев), где было сильно влияние Иргизских монастырей.

Первоначально в селе получило распространение спасово согласие. Но уже в середине XIX в. в селе становится все больше последователей белокриницкого согласия. В конце концов, все спасовцы села присоединились к белокриницкой общине.  

Среди жителей села было немало активных старообрядцев. Малахия Алимпиевич Бердников и его тетки Анастасия Спиридновна Кочергина, Анна Спиридоновна Малкина были талантливыми начетчиками, пропагандистами Старой Веры. Петр Михайлович Землянсков, Игнатий Никитович Денисов, Онисим Павлович Ерошевский принимали участие в богослужениях в качестве певцов и чтецов. Петр Петрович Кочергин, Феодор Иосифович Зяблов и Михаил Феодорович Землянсков были состоятельными людьми и попечителями моленной, оказывали благотворительную помощь своим единоверцам. Кроме того, они приглашали в село старообрядческих начетчиков из других мест. Так, в доме Малахии Бердникова около полугода жил Иван Яковлевич Сочков, белокриницкий начетчик, мещанин из с. Нижние Хутора Сызранского уезда , который только что освободился из тюремного заключения за пропаганду раскола . За время своего проживания в селе И.Я.Сочков не только укрепил в вере своих единомышленников, но и, по сообщениям епархиальных миссионеров, успел привлечь в свое согласие многих из принадлежавших официальной церкви. У М.Бердникова жил и Кондрат Федоров, еще один белокриницкий начетчик.  

В июле 1863 г. старообрядцы села подали прошение Губернатору, в котором писали: Мы, просители, с давнего времени состоим в старообрядческой вере, приемлющей австрийское священство, и исправляем все свои требы своими священниками+Ваше Превосходительство, о давней принадлежности наших семейств к расколу известно не только нашему приходскому священнику, но и местному благочинному, которые могут это подтвердить. Смеем объяснить, что в расколе наши отцы числились еще в селе Кашпире Сызранского уезда, по духовным и гражданским документам. Между тем, у здешнего гражданского начальства мы не пишемся по документам в числе раскольников, только у приходского священника отмечаемся ими. Объяснив вышеизложенное, покорнейше просим, приняв нашу просьбу вместе с приложенным списком, предписать кому следует внести нас в раскольничьи книги, имеющиеся при земской полиции, отвести для нас отдельное от православных кладбище, возстановить, таким образом, наши права . Прошение это написал Малахия Бердников от имени Ивана и Михаила Емельяновичей Малкиных, Игнатия Васильева и других.. 

В это же время Губернатору было подано еще одно прошение, написанное от лица тех жителей села, кто не был старовером по рождению. В прошении говорилось: Мы, просители, состояли (может быть, числились) в великороссийской церкви, от которой желаем отписаться вместе с семействами своими, - треб в ней мы больше совершать не будем, - причина тому с нашей стороны правильна и законна, так как с рождения нашего родителями своими научены креститься, как и дети наши, двуперстным крестом, имеем старопечатные книги, существовавшие еще до патриарха Никона. А потому с настоящего времени исповедуем веру старообрядческую, приемлющую австрийское священство, в которой все касающиеся нас требы можем исправлять и исправляем при помощи своих священников, - что известно нашему приходскому православному священнику . Далее в прошении содержится просьба включить просителей и членов их семей в списки раскольников . Прошение написано Малахией Бердниковым от имени Салямина, Зяблова, Землянского и других, Бердников же расписался и за неграмотных.  

Всего желающих отписаться от господствующей церкви было 149 человек. Все попытки приходского священника Ст.Топорнина убедить заявителей отказаться от своих требований, были неудачны.  

С 70-х г.г. XIX века достоверно известно о существовании в селе молитвенного дома старообрядцев белокриницкого согласия. Самарские епархиальные ведомости за 1898 год сообщают о передаче прокурором в Самарский окружной суд дела австрийского лжепопа - священника белокриницкого согласия из местных крестьян Василия Землянского. Отец Василий обвинялся в том, что венчал православных с раскольниками, тайно совершал молебны и наступательно действовал против православия. 

 После смерти о.Василия священником белокриницкого согласия стал о.Иоанн Ерошевский. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 420 старообрядцев белокриницкого и поморского согласия.  

КИЕВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КИНЕЛЬ - поселок в Самарском уезде  Самарской губернии (ныне - город в Самарской области). Основан в 1837 г. в сорока километрах от г.Самары, на р.Большой Кинель близ ее впадения в р.Самару. Свое название получил от тюркских слов "кин" - большой и "елга" - река, т.е. большая река, в противоположность своему притоку - р.Малый Кинель. В 1877 г. при строительстве железнодорожной линии Самара-Оренбург, становится железнодорожной станцией, причем с 1888г. - узловой.В 1944 г. получает статус города. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, поселок Кинель был одним из наиболее "зараженных расколом". В настоящее время в г.Кинель имеются объединения старообрядцев, действующие на правах религиозных групп, т.е. без регистрации: это поморцы, новозыбковцы, белокриницкие старообрядцы. 

КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССЫ (КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССКАЯ СЛОБОДА) - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом», ныне – районный центр на севере Самаркой области.

КИРСАНОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КИРЮШКИНО - село в Бугульминском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КИРЮШКИНО - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

КОПТЕВКА – село Сызранского уезда Симбирской губернии.    По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 534 старообрядца поморского и спасова согласия. 

КОПТЯЖЕВКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

КОРМЕЖКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КОТЛУБАНОВКА - деревня в Бузулукском уезде  Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, однао из наиболее "зараженных расколом". 

КОШКИ (ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ) – село в Самарском уезде Самарской губернии. Основано в 1737 году для размещения Преображенского полка на месте небольшого поселения чувашей. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 3323 жителя обоего пола, из них 1185 старообрядцев поморского и спасова согласия. По данным ГАСО 23 февраля 1907 года старообрядцы села Иван Аггеевич Мохов, Михаил Игнатьевич Зубков и другие, числом 76, заявили в Самарское губернское Правление о желании образовать общину «поморцев безбрачников». В апреле 1907 года они вновь обратились в Самарское губернское Правление – теперь за разрешением на постройку молитвенного дома. По сведениям ГАСО на январь 1919 года в селе существовал храм федосеевцев. Кошкинская федосеевская община была очень большой, придерживалась «московских правил», часто в Кошки приезжали наставники из Москвы, близкие отношения поддерживались и с федосеевской общиной из Мелекеса Ставропольского уезда Самарской губернии (ныне – г.Димитровград Ульяновской области). Наставником общины много лет был Иван Аггеевич Мохов, помощником наставника – Иван Евфимович Вершинин, головщицей – Евфимия Ульяновна Родина, а ее муж – Михаил Романов – до своей смерти был попечителем общины. Молитвенный дом закрыли в 1931 году. В 30-40 г.г. верующие собирались по  домам, чаще всего, в доме Парасковии Ивановны Минеевой, в кельях девиц Анастасии Семеновны и Анастасии Григорьевны Алякшевой. Наставниками в те годы были Иван Евфимович Вершинин и Кузьма Федорович Герасимов. В настоящее время общиной руководит Мария (Мавра) Анисимовна Мохова, внучка И.А.Мохова. На моления собираются не более 20 человек. В селе есть также община спасова согласия, ранее также имевшая свой молитвенный дом.

КРАСНАЯ СЛОБОДА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КРАСНОЕ ГОРОДИЩЕ – село в Ставропольском уезде  Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КРАСНОЕ ПОСЕЛЕНИЕ (ПРЕДТЕЧЕНСКОЕ) – село Самарского уезда Самарской губернии. По данным Отчета Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1878 год, являлось «гнездом беглопоповщинского толка».По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 1769 жителей, из них 324 человека – староверы белокриницкого, поморского и часовенного согласия. 

КРАСНОСЕЛКА - деревня в Самарском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одна из наиболее "зараженных расколом".  

КРАСНОЯРКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

КРАСНЫЙ ЯР – село в Самарской губернии. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 1357 жителей, из них 523 – старообрядцы, причем 520 – спасовцев. Это число весьма значительно, если учесть, что первые последователи староверия появились в селе всего лишь в 1887 году, под влиянием старообрядцев г.Хвалынска Саратовской губернии и с.Криуши Симбирской губернии. Лишь 10 семейств принадлежало к малоначальным спасовцам, большая часть – спасовцы большеначальные. В доме спасовского начетчика Феодора Мещерякова действовала старообрядческая моленная. 

КРЕПОСТЬ УЗЕНЬ - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КРИВОЗЕРКА - деревня в Самарском уезде  Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КРИВОЛУЧЬЕ – село Николаевского уезда Самарской губернии. Основано старообрядцами, переселившимися в Поволжье после выхода Манифеста 1762 года. В ежегодных Отчетах Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества неоднократно именуется «гнездом раскола». В Отчете за 1988 год сообщается о том, что в селе была разрушена, как незаконная, старообрядческая моленная. В селе была большая община белокриницкого согласия. Епархиальный миссионер, иерей  Д.Александров в 1900 году доносил Самарскому архиепископу: «Насколько раскольники толка австрийского дерзки, в особенности их вожаки и лжепопы, можно судить по следующему факту. Лжепоп с.Криволучья Влас Привалов устроил в каменном двухэтажном доме  домовую церковь, без всякого, конечно, разрешения. Когда же пристав (в августе месяце)  опечатал и донес об этом кому следует, Привалов, кажется в нось на 1-е или 2-е октября сорвал печати и выбрал оттуда все, что ему нужно». 

КРОТОВКА – село   Бугурусланского уезда Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1869 г. в селе проживало 16 старообрядцев – поморцев, из них 6 мужского и 10 женского пола. 

КУНЬЯ САРМА - село в Николаевском уезде Самарской губернии (ныне – районный центр  Самарской области) по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

КУРИЛЛОВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

КУРУМОЧ – село Ставропольского уезда Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» последователи старой веры в селе появились благодаря пропаганде живущих в окрестных лесах старообрядцев, бежавших от преследований закона, а также выходцев из Иргизских монастырей. Старообрядцы Курумоча были последователями поповского согласия. «Самарские епархиальные ведомости» так описывают местных староверов: «Они живут своими доктринами, славятся между собою дружностью, ненавистью к православным и несокрушимым упорством; имеют свою молельню, свое кладбище, совершают богослужения и обряды, преимущественно ночью».«Самарские епархиальные ведомости» за 1878 год вынуждены констатировать: «Раскол берет перевес; с каждым годом все больше и больше крепнет; более видит надежды приобрести себе последователей. Надежды же на послабление, и тем более, на искоренение раскола – пока нет. Раскол Курумченский как бы процветает…»Особую озабоченность епархиальных властей вызывали почти открытые собрания местных старообрядцев, а также приезды в село духовных наставников и попечителей. «Самарские епархиальные ведомости» отмечают: «Весьма часто в Курумоче бывает нечто вроде соборовпод председательством приезжающих из Симбирска, Саратова, Самары  и Ставрополя старцев и стариц, которых раскольники встречаюти провожают с подобающею честью, «аки великих пастырей». На составляемых соборах решаются спорные вопросы, авторитеты примиряют враждующие партии, и стараются утверждать единомыслие и единоверие своих собратьев». Попечителями   старообрядческой общины в 70-80 г.г. XIX века были ставропольская старица Марья Гаврильевна  и купчиха из с.Красный Яр Ставропольского уезда Коробова.Епархиальные власти пытались вести «борьбу с расколом», направляя в село миссионеров, однако, усилия их были напрасны. «Удивительно, чем чаще миссии являлись в Курумоч, тем больше они возбуждали в раскольниках ожесточения и мужества к защите своих догматов», - вынуждены признать «Самарские епархиальные ведомости».А вот как описывает очередную миссию епархиальных властей школьный учитель с.Курумоч А.Скородумов, явно не симпатизировавший «раскольникам»: «Сельские власти усиленно побуждали раскольников идти на прения о вере в церковь. «Пойти-то пойдем, да уж не поддадимся антихристовой печати!»- злобно  говорили раскольники, идя в церковь. И действительно, миссионер не мог иметь никаких результатов в прении. – «Ай печать пришел нам ставить?» - говорили грубые раскольники. Миссионер слово, а они двадцать, так что защитник православия должен был в середине беседы прекращать разговор, чем подавал повод говорить раскольникам о победе. – «Что? Аль не выдюжил?» - кричали они, выбегая из церкви». 

 

Категория: География Самарского староверия | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 6151 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz