Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Ноя-06, 02:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » География Самарского староверия

География старообрядчества в Самарской губернии. Словарь-справочник (Г-З)
[ ] 2007-Окт-14, 17:12

ГАВРИЛО-АРХАНГЕЛЬСКОЕ – село Бузулукского уезда Самарской губернии. Часть жителей села, посещавших ранее храм господствующей церкви, примерно к 1853 году перестала посещать местный храм и стала устраивать моления по домам. Местный священник в «Самарских епархиальных ведомостях» описывая взглядах старообрядцев села, указывал, что они утверждают, что истинное имя Господа Исусъ, принимают крест осьмиконечный, употребляют двуперстное крестное знамение, отвергая троеперстие, дважды произносят «аллилуиа», читают символ веры и молитву Царю Небесный  в дониконовском варианте, считают, что литургию должно служить на семи просфорах,  считают, что крестный ход надо совершать по солнцу, не бреют бороду, не употребляют табаку, употребляют во время молитв лестовки из кожи, молятся только медным образам, стригут волосы на голове по принятой ими форме, почитают грехом есть и пить вместе с православными, входя в дом православных, не молятся их иконам. 

ГАВРИЛОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ГОЛОВКИНО – деревня  в Ставропольском уезде Самарской губернии. Приверженцы Старой Веры появились в деревне около 1820 года, благодаря старообрядцам Старой Майны. В конце XIX в. в деревне было 128 старообрядцев-спасовцев. В деревне действовала старообрядческая моленная, открытая "без разрешения начальства". 

ГОРОДИЩИ (ГОРОДИЩИ КРЕСТОВЫЕ) – село Ставропольского уезда Самарской губернии. По данным епархиальных миссионеров, «раскол» занесен в село «из верховых губерний», т.е. с Верхней Волги, жителями, ходившими туда на заработки. Причем число сторонников Старой Веры неуклонно росло: только по официальным данным в 1869 году в старообрядчество перешло 170 человек, в 1870 – 169 человек, в 1871 – 194 человека. По по данным епархиального миссионера Д.Александрова, число старообрядцев в селе было весьма внушительно. Так, по официальным отчетам местного духовенства, в 1871 году из 2000 православных у исповеди было лишь 97 человек, в 1874 году – 93 человека. Д.Александров весьма обоснованно предполагал, что большая часть «небытчиков», т.е. не приходящих на исповедь и не посещающих храм – староверы.(См. Состояние раскола и сектантства в Самарской епархии в 1897 году – СЕВ, 1898, №18, ч.неоф., с.880-881) «Самарские епархиальные ведомости» за 1874 год сообщают о существовании в селе общин спасовцев и поморцев. В числе  наиболее «истовых раскольников» названы наставники спасовской общины крестьянин Дрянцов, безсрочно отпускной солдат Матвей Волков, Захар Петров, старая дева Анисья Дедюкина, и наставники поморской общины Иван Кириллов и Дементий Морченков. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 3529 жителей в селе было 708 старообрядцев поморского и спасова согласия, но это только т.наз. «отписные раскольники», на деле же старообрядцев было значительно больше.

ГРАЧЕВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ГРАЧИ – деревня Николаевского уезда Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничья». 

ДАВЫДОВКА – село в Самарской губернии, более половины жителей села были старообрядцами. В селе была община белокриницких старообрядцев, иереем в конце XIX в.служил о.Амплий (Шишков). 

ДАНКОВСКИЙ – поселок в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

ДЕРГАЧИ - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ДЕРЖАВИНО - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ДУРАКОВКА – село  Николаевского уезда Самарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  Из 430 жителей села принадлежало господствующей церкви всего 39 человек. Остальные были старообрядцы, в том числе, 297 беглопоповцев, 15 белокриницких, 89 поморцев. 

ДУХОВНИЦКОЕ - село  Николаевского уезда Самарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одна из наиболее "зараженных расколом".   

ДЬЯКОВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

ЕВФАНОВКА - село в Бугульминском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, в нем проживало большое количество староверов.  

ЕКАТЕРИНОВКА – волостное село Николаевского уезда Самарской губернии (ныне – в составе Безенчукского района Самарской области), село  Николаевского уезда Самарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".   Состояло из нескольких частей, которые ранее были самостоятельными селами: Федоровка, Алексеевка, Григорьевка и собственно Екатериновка. Значительная часть старообрядцев села проживала в Федоровке. По данным епархиального миссионера Д.Александрова в Екатериновке было около 400 старообрядцев, из них около 300 – поморцев-брачников и федосеевцев. По выражению «Самарских епархиальных ведомостей», «раскол занесен» в село примерно в 1825-1830 г.г. торговцами-лесопромышленниками из Вятской губернии.   Руководителями поморцев в конце XIX века были крестьяне Алексей Васильевич Кузнецов, Иван Маркин и Василий Савинов.  По данным ГАСО с 1869 или 1870 г. в доме крестьянки – девицы Матроны Никитиной Севастьяновой без разрешения начальства существовал молитвенный дом федосеевцев.С этого же времени в доме умершего купца Михея Андроникова Наймушина существовал молитвенный дом филипповцев.   К началу XX века в селе было три моленных поморцев брачного и безбрачного согласия и одна, так называемая «Евстифеева моленная» - часовенного или спасова согласия.Моленная федосеевцев была построена местными купцами Малюшкиными и называлась «Малюшкина». Она была самой богатой и благолепной в селе. Была разделена на две части: мужскую и женскую. Наставником федосеевцев в то время был старец Иона. При моленной жила старая дева Акилина Кормишина.Моленная поморцев располагалась неподалеку, в проулке, в доме Абрамовых. Ухаживала за моленной старица Устинья Абрамова. Последним наставником поморцев Екатериновки был старец Иван Игнатьевич.Во время организации колхозов все моленные были разорены. С этого времени верующие стали молиться по домам. Число старообрядцев постепенно сокращалось. Сначала прекратили существование филипповцы, затем федосеевцы. Поморцы продолжали собираться в доме Раисы Ивановны Кольчугиной до 80-х г.г. ХХ века. В настоящее время в самарскую общину ДПЦ изредка приезжает одна старушка 1905 года рождения. 

ЕЛАНКА – село Николаевского уезда Самарской губернии. Его население наполовину состояло из старообрядцев.  В селе была действующая без разрешения властей моленная. В Отчете самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1888 год с удовлетворением отмечено, что незаконная моленная старообрядцев сломана. 

ЕЛАТОМОНКА (ЕЛАТМОНКА) – деревня Бугурусланского уезда Самарской губернии. В ежегодном Отчете  самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1889 год отмечено, что деревня «поголовно населена старообрядцами, за исключением волостного писаря и его семейства». Почти все жители принадлежали к беглопоповскому согласию, 15 дворов были населены белокриницкими старообрядцами. Расположенная лишь  в  12 верстах от Бугуруслана,  «раскольничья деревня» не давала покоя  епархиальному начальству настолько, что приглашенного в Самару вести собеседования со старообрядцами знаменитого синодального миссионера Крючкова попросили провести беседу и с жителями Елатомонки.  Протоиерей Крючков прибыл в деревню в сопровождении настоятеля Бугурусланского собора иерея Ласточкина. Состоялась длительная беседа о вере, однако миссия К.Крючкова не удалась. Блестящим оппонентом синодального миссионера выступил местный старообрядец белокрининицкого согласия Василий Федосеев. Епархиальные миссионеры отмечали, что в Елатомонке и соседней Староверовке имеются специальные «ищейки» беглых иереев. В 1896 году в деревню приехал беглый священник Преображенской единоверческой церкви из Новозыбкова Черниговской губернии Щеглов. Он был сыном священника господствующей церкви, получил образование в Ярославской духовной семинарии, затем перешел в единоверие, и, наконец, в срарообрядчество. Уездное духовенство доносит гражданским властям, что старообрядческий иерей «венчал, крестил и даже открыто совершал в поле крестный ход с иконами и в сопровождении большой толпы собравшегося народа. (Состояние раскола и сектантства в Самарской епархии в 1896 году – Самарские епархиальные ведомости, 1897, №12, ч.неофиц., с.505). Гражданские власти возбудили уголовное дело, Щеглова арестовали, позднее он был вынужден уехать в Уфимскую губернию. В 1900 году иереем у беглопоповцев стал беглый священник из Рязанской епархии о.Александр (Плавтов). С собой он привез полотняную походную церковь, открыто ездил по селам и деревням уезда, открыто носил иерейское облачение. Под влиянием его ярких проповедей многие жители сел Сосновка, Саврушская слобода и  деревень близ Елатомонки и Староверовки  обратились к староверию.  

ЕЛХОВКА (ПОКРОВКА) – село Самарского уезда Самарской губернии. К 1868 году относятся сведения о существовании в селе общины беглопоповцев. Наставником у них был крестьянин Иван Степанов. «Самарские епархиальные ведомости» отмечают: «Делая молитвенные собрания в своей избе, Степанов склонил в короткое время в раскол около 80 душ обоего пола». (1868, № 11, с.813). После смерти И.Степанова наставниками у беглопоповцев стали Серапион Иванов и Остафий Бобнов. Их усилиями в селе была открыта старообрядческая часовня. Некоторое время староверы собирались в ней открыто. Позже наставником беглопоповцев был Степан Востров. При нем власти сломали часовню. Еще позднее наставником в общине стал Феодор Уваров. Через некоторое время, однако, он был лишен этого звания, но общину не покинул, продолжал участвовать в совместных молениях и занялся переписыванием книг, причем достиг в этом значительного мастерства. Еще большую известность как переписчик книг получил его сын Андрей Уваров, с детства помогавший отцу. Книги, переписанные Андреем Уваровым,  высоко ценились и пользовались огромным спросом не только у старообрядцев Елховки, но и у жителей соседних и даже отдаленных сел и деревень.В это время беглопоповцы собирались на моления в специально построенных келиях, находившихся на задних дворах, вдалеке от любопытных глаз. Позднее все келии были сломаны, беглопоповцы вновь стали собираться по домам. Наставником общины в это время был местный житель Носков. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 3030 жителей села 618 было старообрядцами беглопоповского, белокриницкого, поморского и часовенного согласия.Наставником поморской общины в это время был И.К.Поляков, а после его отъезда из села – Федор Иванович Круглов. 

ЕРМАКОВО – село Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне – Самарской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживал  261 старообрядец поморского, белокриницкого и спасова согласия. 

ЕРЫКЛИНСК – пригород в Ставропольском уезде Самарской губернии.Как отмечают «Самарские епархиальные ведомости», «раскол» сюда был занесен в 1831 году крестьянином с.Средняя Майна Егором Осиповым, поселившемся в пяти верстах от пригорода в лесу графа Соллогуба. Далее, как указывает тот же источник, в 1868 году крестьянин Василий Исаев и белокриницкий священник о.Никифор (Ковшов) «довели численность раскольников, едва достигавшую 46 душ, до 200 душ» (Состояние раскола и сектантства в Самарской епархии в 1897 году - Самарские епархиальные ведомости, 1898, №17, ч.неоф.). С этих пор численность старообрядцев росла, в 1871 году их было уже 413 душ, и это только официальные данные по «отписным раскольникам».  Духовные и гражданские власти начали бороться с «расколом». Отцу Никифору (Ковшову) был запрещен въезд в Ерыклинск,  в 1873 году в пригороде основали миссионерский стан. Однако активность миссионеров не дала результатов. Уже в 1882 году миссионеры отмечают, что «раскол» снова усиливается. Тем не менее,  миссионеры епархии регулярно проводили в  собеседования со староверами. В Отчете  самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1887 год подробно описана одна из таких бесед, проведенная с «раскольниками» разных толков. Противниками миссионеров на собеседовании, собравшем более 50 старообрядцев, выступили местные  начетчики-спасовцы Андрей Яковлевич Паншин и Николай Андреевич Губанов. В Отчете  самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1898 год указывается, что община белокриницких старообрядцев, собирается  в моленной, богослужения проводит старообрядческий священник Василий Плотников, который «наступательно действует против православия».  Имелась община спасовцев, в 80-е г.г. XIX в. руководителями и попечителями спасовцев были зажиточные крестьяне Першин и Коновалов.  

ЕФИМОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

ЖИГУЛИ – село в Сызранском уезде Симбирской губернии (ныне – совхоз Жигули Ставропольского района Самарской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживал  191 старообрядец филипповского согласия. Филипповцы имели молитвенный дом, здание это сохранилось до сих пор и представляет собой большое одноэтажное строение с коваными железными ставнями и дверями. На моления в нем собиралось более ста человек.  

ЖУРАВЛИХА – село  Николаевского уезда Самарской губернии. Основано в 1760 году выходцами из Вольского уезда Саратовской губернии. Первоначально, по данным «Самарских епархиальных ведомостей»,  все население села принадлежало к господствующей церкви, но затем, еще в конце XVIII века, «жители едва не все, под влиянием Иргизских монастырей, совратились в раскол толка беглопоповского». В 60-х г.г. XIX века часть беглопоповцев признала священство белокриницкой иерархии. По состоянию на 1896 год в селе было 258 белокриницких старообрядцнв, 120 беглопоповцев и безпоповцев – около 900 душ. «Самарские епархиальные ведомости» отмечают, что безпоповцы в Журавлихе, равно как в других местах на Иргизе: Таволожке, Толстовке, Каменке, Камелике и др. – это собственно поповцы, управляемые уставщиками. После того, как были разгромлены Иргизские монастыри и постепенно бывшие поповцы остались без  священства, они стали выбирать себе наставников. Они не перекрещивали приходящих к ним от господствующей церкви,  а в некоторых местах причащались оставшимися со времен Иргизских отцов запасными Дарами.  Судя по всему,  они были близки к часовенным. Известны имена нескольких членов этой общины: Григорий Дружин, Терентий Пылаев, Чихирев. Наставником беглопоповцев в Журавлихе в 1896 году был Козьма Игонин.  

ЗАВЬЯЛОВКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

 

Категория: География Самарского староверия | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 3887 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz