Книжница Самарского староверия Четверг, 2024-Апр-25, 19:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » География Самарского староверия

География старообрядчества в Самарской губернии. Словарь-справочник (А-В)
[ ] 2007-Окт-14, 17:09
 
АКСАКОВО – село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

АЛЕКСАНДРОВКА (ЛУГОВАЯ) – деревня в Самарском уезде  Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» «раскол» появился здесь одновременно с возникновением села. Вероятнее всего, село, как и соседняя деревня Печерские Хутора, было основано старообрядцами. В середине XIX в. руководителем старообрядцев-поповцев был Петр Мордашев, в «Самарских епархиальных ведомостях» его называли «заправилою поповщины». В 1864 г. Петр Мордашев совместно с заезжим крестьянином Григорием Стапановичем Вершининым составили и подали на имя Губернатора «Составленный поимянный список находящимся в селе Александровке, Самарского уезда, обывателям поповщинского толка за минувший 1863 год», в котором старообрядцы просили «разрешить исполнение обрядов по нашей вере, согласно с положениями, установленными еще нашими предками». Пожелали отписаться от официального православия «46 семейств при 193 душах».Приходской священник П.Кандалинский, от которого епархиальные власти потребовали объяснений этого инцидента, объяснил все крайней невежественностью «раскольников».В «Самарских епархиальных ведомостях» так описываются причины, побудившие александровских поповцев отписаться от официального православия: «Отцы и деды наши содержали эту веру, - говорили александровские поповцы, - да и нам приказали быть в ней неизменно». По требованию епархиальных властей священник Кандалинский регулярно пытался «вразумлять» старообрядцев, однако, как писал он в своих донесениях в епархию, на все увещания старообрядцы отвечали: «Много умнее нас пошли в эту веру, а нам глупым и Бог велел. Если будут гонения на нас, мы будем терпеть их».«Самарские епархиальные ведомости» пишут: «В другой раз они выразились еще энергичнее: «На что решились, то и должны творить; что будет другим, то и мы будем терпеть…». Однажды они говорили священнику с видимым даже раздражением: «Что, батюшка, говорить тем людям, которые не слушают; на что решились, того и должны держаться крепко, - зачем вертеться на ту и другую сторону»? Заставило их уклониться, точнее - отписаться в раскол, как они однажды высказались, «родительское благословение», а потому «что нас урезонивать, продолжали они дальше, мы старше вас, батюшка, и знаем, что делаем; про нас знает даже сам Царь; куда хочет, туда и денет нас, а мы в вашу веру не пойдем, у вас крестятся щепотью, вы щепотники» и т.д. все в том же роде» (Самарские епархиальные ведомости, 1887, № 10, ч.неофиц., с.199)Таким образом, увещания местного священника оказались тщетны. Более того, о своем желании перейти в староверие заявили даже те, что не был старовером по рождению. Таких случаев в период только с 1864 по 1866 г. в Луговой Александровке было около 30. В этот же период в усадьбе крестьянки Резеповой старообрядцы открыли молельню.По данным епархиального миссионера Д.Александрова  в Луговой Александровке и приходской деревне Печерские Хутора в 90-х г.г. XIX в. общее число старообрядцев было – 2683 души, из них 1770 беглопоповцев, 670 белокриницких, 243 – спасовца.  Руководителем спасовцев был крестьянин села Преполовенское Гордей Бирюков, у беглопоповцев – крестьянин дер. Печерские хутора Стефан Митрофанович Усоков. Священником у белокриницких старообрядцев с 1876 года служил Архип Иванович Аникин. 

АЛЕКСАНДРОВЫЙ ГАЙ - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

АЛЕКСАНДРОВКА-СЕРГИЕВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

АЛЕКСЕЕВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

АЛЕКСЕЕВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

АМАНАЦКАЯ СЛОБОДА – село в Бугурусланском уезде Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1869 год,  «раскол поморской секты» появился в селе в 1839 году «от выходцев из Савружской соседней слободы» и поддерживался неким чистопольским купцом. По данным епархиальных миссионеров в 1869 году в селе было 75 поморцев, из них 33 мужского пола и 42 – женского. Руководителем местных поморцев в то время был государственный крестьянин Филипп Плотников. «Самарские епархиальные ведомости» пишут о нем: «Истый раскольник, который сам гнушается православными духовными и другим внушает то же чувство, и через то очень помогает расколу». О его единоверцах «Самарские епархиальные ведомости» пишут со слов уездного миссионера: «Поморяне, сообщники его, решительно ничего не хотят говорить с местным священником, никогда не назовут его батюшкою.., а называют только по имени и отечеству, или только по отечеству: Степаныч, Васильич и проч.» Поповцев в селе было 7 человек, 2 мужского пола и 5 женского. По утверждению уездного миссионера, поповцы приняли старую веру от жителей села Богородского Чистопольского уезда Казанской губернии. 

АНДРОСОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

АННИН ВЕРХ - деревня Николаевского уезда Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничья». 

АНТЕЕВКА – деревня в Самарском уезде Самарской губернии. По отзывам «Самарских епархиальных ведомостей», деревня «вся состоит из раскольников». Кроме того, в деревне, по свидетельству того же источника, «много есть расколоучителей и расколоучительниц, совершающих все требоисправления». Старообрядцы деревни относились к поповскому согласию. Наличие грамотных уставщиков и начетчиков (возможно, и священника?) сделало деревню центром для окрестных старообрядцев. В частности, на моления в Антеевку приезжали старообрядцы села Студенец и других близлежащих сел.  

АНТОНОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

АРБУЗОВКА (БЛАГОДАТНОЕ) – село в Николаевском уезде Самарской губернии. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 959 жителей обоего пола в селе проживало 120 старообрядцев-поморцев. 

АРХАНГЕЛЬСКИЕ ГОРОДИЩИ - село в Ставропольском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарскогоепархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".   

АРХАНГЕЛЬСКОЕ - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

АСКУЛЫ – село Сосново-Солонецкого р-на Куйбышевской области. По данным Уполномоченного Совета по делам рлигиозных культов в 50-х гг.ХХ в. в селе действовала незарегистрированная старообрядческая община. Собирались старообрядцы в доме руководителя общины Феклистова.

АХМАТ – деревня Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне – Краснокутского района Саратовской области). Основана  выходцами из с.Ахмат и д.Студенки Саратовской губернии. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 1319 жителей обоего пола, из них 235 старообрядцев поморского, белокриницкого и спасова согласия. По исповедным росписям за 1897 год в деревне значилось 222 дома с населением 1196 душ обоего пола, из них 597 мужского и 599 женского. По ревизским спискам за этот период в селе было 1721 душ обоего пола. По официальным данным старообрядцев белокриницкого согласия было 96 человек, поморцев – 160 человек,  спасовцев – 112 человек, но более всего странников (подпольников) – до 30 домов (а скрытых странников, трудно и определить, отмечал местный благочинный). Епархиальный миссионер Д.Александров, исследовавший старообрядчество в селе, указывал, что официальные данные сильно занижены, и в действительности староверов в селе не менее 23 населения. Вот как описывает он старообрядцев-странников в своем Отчете по противораскольничьей миссии в Самарской епархии за 1898 год: « С ненавистью и злобой Ахматские странники относятся к Православной церкви и ее пастырям. «Антихрист» - это «предержащая власть и попы», по учению странников, а посему каждый православный христианин должен бежать, хотя пред смертью, или под старость, от антихриста, должен скрыться, хоть под пол, прияв истинное крещение от наставника. А пока, живя под властью антихриста, скрывай других, выдавай себя за православного, но в храме не бывай, тем паче у исповеди и Святого Причастия… И вот, вдали от глаза властей, у ахматских странников проживают в подпольях бродяги, наезжает какая-то «Клавдия», по слухам, из Казанской губернии. Сношения имеют с Владимирскими и Бабановскими (Саратовская губерния) странниками. У всех вожаков дома с особыми, на случай, выходами, тайниками. Что творится в этих подпольях, трудно сказать. Знают только некоторые православные, что, вот, был такой-то, захворал, а куда девался? Ушел, говорят, «странничать» «Странноприимцы», то есть, живущие в миру, дающие приют чистым бегунам (перекрещенным), чтобы отвлечь себя от подозрений в укрывательстве, - детей крестят и брачат в церкви, не придавая, конечно,  этому никакого значения. Главарем у ахматских бегунов считается Георгий Ш., собираются же по преимуществу в доме (особая половина, с выходом на задний двор – к амбарам) Ст.Чер-ва и у Кор-кова».     Община старообрядцев белокриницкого согласия, по данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1898 год,  собиралась на богослужения в доме крестьянина Степана Тимофеева,  окормлял общину священник Комаров из крестьян Палимской волости Сердобского уезда, а позднее, в 90-х г.г.XIX в. иерей Антон Крепкогузов.. Епархиальное издание отмечает, что на службы к белокриницким старообрядцам приходят и члены господствующей церкви. Руководителем поморцев был Никифор Мельников, поморцев-безбрачников – Краснов, спасовцев – Григорий Смирнов. Старообрядцы села были весьма активны, часто приглашали для собеседования начетчиков из других губерний. Так, в 1986 году состоялись собеседования епархиального миссионера, на который поморцы пригласили начетчика Худошина (Саратовская губерния), а спасовцы – начетчика Радаева.

БАКЛАНОВКА - село в Бугурусланском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

БАЛАКОВО – крупное село в Николаевском уезде Самарской губернии (ныне – г.Балаково Саратовской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 18926 душ обоего пола, из них 2163 – старообрядцы белокриницкого, беглопоповского, поморского, и неустановленного беспоповского согласия.  В селе существовала крупная белокриницкая община. Первоначально белокриницкие старообрядцы собирались на моления на территории мыльного завода, владельцем которого был один из членов общины. Через несколько лет община приобрела дом, который был записан на нескольких членов общины, и устроила в нем моленную. Позднее был приобретен новый, еще более вместительный дом в центре села, моленная была открыта в нем. Неоднократные попытки прикрыть моленные никогда не доводились до конца: уговорами, подношениями, силой убеждения,  члены общины добивались их открытия. В 1907 г. белокриницкая община была зарегистрирована, а в 1908 г. на средства Председателя Совета общины Онисима Михайловича Мальцева и его младшего брата Паисия Михайловича началось строительство старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы (ныне передан РПЦ (МП). Проект храма был разработан академиком архитектуры Шехтелем. В «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви» Ф.Е.Мельников писал, что балаковский храм своим внешним величием превосходит и московские церкви: одна постройка его обошлась в миллион рублей. Стиль его особенный, напоминающий готический, кладка его из ценного камня так подогнана, что он кажется вылитым из цельного мрамора. Весьма ценен он и по внутреннему убранству. И колокольный звон его могуч, главный колокол весит 680 пудов». В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области – чертежи и эскизы храма, собственноручно выполненные Шехтелем. Они впечатляют и сегодня. На средства Онисима Михайловича при храме была устроена старообрядческая школа для детей. Закон Божий преподавал настоятель храма Михаил Илларионович Зотов, были приглашены также учителя арифметики, церковно-славянского языка, церковного пения и чтения.

БАЛАХОНОВКА – деревня в Бугульминском уезде Самарской губернии. В отчете Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1889 год указано, что деревня была чисто старообрядческой, населяли ее беглопоповцы, а «вожаком» их был крестьянин Епифан Евтихиев. Крестьянин-старообрядец Балаханцев построил на своем участке моленную  "без разрешения начальства", за что был обвинен, осужден, подвергнут тюремному заключению, затем вышел на свободу по амнистии. 

БАЛАШИ - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

БАТРАКИ – село в Сызранском уезде Симбирской губернии (ныне – г.Октябрьск  Самарской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживало 237 старообрядцев поморского согласия. 

БЕЗЕНЧУК – деревня Екатерининской волости Самарского уезда Самарской губернии (ныне – г.Безенчук Самарской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в деревне проживало 496 жителей обоего пола, из них 154 – старообрядцы поморского согласия.  Молитвенный дом поморцев был построен около 1890 года попечением Кузьмы Архиповича Садова. 

БЕЛЕНЬКОЕ – село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

БЕЛОКАМЕНКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

БЕЛЫЙ ЯР – село Ставропольского уезда Самарской губернии. По данным «Самарских епархиальных ведомостей» в селе существовала община спасовцев. «Вожаками раскола» в 1886 году названы богатые крестьяне Суслин и Краснов. Епархиальный миссионер докладывал: «Местный спасовец Краснов владеет прекрасною библиотекою из старопечатных книг, тогда как в местной церкви нет ни одной книги для борьбы с расколом.» (Состояние раскола и сектантства в Самарской епархии в 1897 году – Самарские епархиальные ведомости, 1898, № 18, ч.неофиц., с.881)  Начетчиком спасовцев в это время был Стефан Никифоров. Благочинный 4 округа Ставропольского уезда Феодор Степанов писал в отчете епархиальному начальству: «В Белом Яре спасовцы хотя и не в большом количестве (35 душ обоего пола), но все богатые хлеботорговцы, все почти грамотные, большие начетчики и весьма упорные в своих заблуждениях, так что сильно распространяют свое ложное учение между православными»(Состояние раскола и сектантства в Самарской епархии в 1896 году – Самарские епархиальные ведомости, 1897, № 13-14, ч.неофиц., с.577) 

БЕРЕЗОВАЯ ЛУКА – село в Николаевском уезде Самарской губернии. По данным ГАСО примерно с 1860 года в селе «без разрешения начальства» существовал молитвенный дом старообрядцев. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года  из 1449 жителей в селе было 390 старообрядцев-поморцев и иных безпоповцев.В начале ХХ века по предложению Г.Я.Болтаева и на предоставленном им месте был построен большой молитвенный дом поморцев.  Наставником сначала был некий старец Лаврентий, а затем Г.Я.Болтаев. В 1930 году моленную закрыли, а затем разобрали и увезли. 

БЕРЕЗОВКА – село Николаевского уезда Самарской губернии. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 645 жителей обоего пола в селе было 211 старообрядцев-беглопоповцев. По Ведомости о сектантах по II благочинному округу Николаевского уезда за 1911 год из 1057 жителей в селе было 130 поморцев, 109 – мужского и 121 – женского пола. 

БЕРЕЗОВЫЙ ЯР - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

БИРЛЯ - село в Ставропольском уездеСамарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".    

БЛАГОДАРОВКА - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

БЛАГОДАТНОЕ – см. АРБУЗОВКА 

БОБРОВКА - деревня в Самарском уезде Самарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

БОГДАНОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

БОГОРОДСКОЕ - село в Николаевском уезде Самарской губернии. По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

БОЛЬШАЯ ГЛУШИЦА – крупное село в Николаевском уезде Самарской губернии (ныне – районный центр  Самарской области). По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом". По данным «Самарских епархиальных ведомостей» за 1912 год в селе была община старообрядцев белокриницкого согласия. 

БОЛЬШАЯ КАМЕНКА -  село в Бугурусланском уезде Самарской губернии (ныне – районный центр  Самарской области). По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

БОЛЬШАЯ РЕМЕЗЕНКА - деревня в Бузулукском уезде Самарской губернии.По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".   

БОЛЬШОЙ КРАСНЫЙ ЯР – село в Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничье». После разгрома Иргизских монастырей недалеко от села,  в лесу графа Воронцова-Дашкова,  монахами-старообрядцами было основано два старообрядческих скита: скит Косьмы и скит Ионы. К ним «за наставлением, утешением и исправой» потянулось окрестное население, в том числе, и красноярцы.  «Самарские епархиальные ведомости» за 1898 год отмечают: «В холеру 1848-49 г.г. Больше-Коасноярские прихожане безусловно все ушли в раскол и исправлялись у беглых попов. Православный молитвенный дом опустел. И вот, в 1866 году мы видим раскольников в Красном Яре 905 душ обоего пола, а православных – 2-3 дома. Ныне, при усиленном воздействии миссии и приходского священника, православных не более 20 домов стало, раскольников же  беглопоповцев – 947 душ обоего пола». Вожаком раскола в конце XIX века по донесениям местного благочинного, был Евстафий Иванов.  По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в селе проживал 4721 житель, из них 1004 – старообрядцы-поморцы. 

БОЛЬШОЙ КУШУМ - село в Николаевском уезде Самарской губернии (ныне – районный центр  Самарской области). По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".   

БОЛЬШОЙ СУРМЕТ - село Самарской губернии. В селе была община белокриницкого согласия. 

БОРИСОГЛЕБОВКА - село в Новоузенском уезде Самарской губернии, по данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одно из наиболее "зараженных расколом".  

БОРМА – село Самарского уезда Самарской губернии, по данным Отчета Самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1878 год, являлось «гнездом беглопоповщинского толка», позднее в селе образовалась белокриницкая община, иереем у белокриницких служил о.Павел (Рыжов), который неоднократно привлекался к ответственности за «совращение в раскол» и «требоисправления у православных». 

БРЫКОВКА - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

БУГУЛЬМА - уездный город Самарской губернии (ныне - город в Республике Татарстан), получил свое название от р.Бугульминки. Был основан между 1745 и 1750 г.г. в качестве Бугульминской слободы в ходе строительства Ново-Закамской оборонительной линии, призванной обезопасить северные районы будущей Самарской губернии от набегов кочевников. Ранее на этом месте проживали башкиры, тептяки и татары. При учреждении слободы сюда из пригородов Старошешминска, Заинска, Теинска, и частично с Яика были переведены пехотные солдаты. Переселенцев освободили от податей. В 1774 г. слободу переименовали в город, в 1781 г. Бугульма стала уездным городом Уфимского наместничества, в 1795 г. - Оренбургской губернии, а в 1850 г. стала центром одноименного уезда вновь созданной Самарской губернии.По данным "Самарских епархиальных ведомостей" за 1879 г. в городе проживало до 100 душ старообрядцев-беглопоповцев. 

БУГУРУСЛАН – уездный город Самарской губернии (ныне - город Оренбургской области). Расположен на южных склонах Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на р. Большой Кинель (бассейн Волги), в 3 км от ж.д. станции, в 360 км к северо-западу от Оренбурга. Основан как слобода в 1748 русскими крестьянами и ремесленниками, переселившимися в Заволжье, при этом название прежде находившейся на этом месте  башкирской деревни - Бугуруслан - сохранилось. В 1781 получил статус города. В Бугуруслане было довольно много старообрядцев преимущественно поповского толка - белокриницких и беглопоповцев. 

БУЗУЛУК – уездный город в Самарской губернии (ныне - город в Оренбургской области). Расположен в Предуралье, на реках Самара, Бузулук и Домашка, в 246 км к северо-западу от Оренбурга. Основан в 1736 И.К. Кирилловым  как Бузулуцкая крепость на р. Самара, близ устья р. Бузулук. Позднее крепость была перенесена на современное место, к устью р. Домашка. С 1781 г. Бузулук получил статус города. По данным отчетов епархиальных миссионеров в 1888 году в городе было семь старообрядцев-поповцев (4 мужского и 3 женского пола) и трое поморцев (1 мужского и 2 женского пола). 

БУРДЫГИНО - село в Бузулукском уезде Самарской губернии, по данным епархиальных миссионеров, «зараженное расколом»

БЫКОВ ОТРОГ - село в Николаевском уезде Самарской губернии, по данным епархиальным миссионеров, «зараженное расколом»

ВАСИЛЬЕВКА – деревня в Бузулукском уезде Самарской губернии. Населяли ее только старообрядцы, большей частью беглопоповцы и белокриницкие старообрядцы. В 90-хг.г. XIX  в. белокриницкую общину окормлял о.Степан (Бастов). Начетчиком белокриницких, по донесениям миссионеров, «ревностным пропагандистом раскола» и «совратителем православных в раскол» был крестьянин Роман Балдин. 

ВАСИЛЬЕВКА - деревня в Самарском уезде  Самарской губернии.По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одна из наиболее "зараженных расколом".   

ВЕРХНЕ-ПЕЧЕРСКОЕ – село Самарского уезда Самарской губернии. По сообщению «Самарских епархиальных ведомостей» за 1910-1911 годы в селе была община старообрядцев белокриницкого согласия, священником служил о.Антоний Вахтин. 

ВЕРХНЕ-СЫЗРАНСКИЕ ХУТОРА – село Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне -  Сызранский район Самарской области). По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 650 жителей в селе было 148 старообрядцев белокриницкого и поморского согласия. Кроме того, в садах неподалеку от сельского кладбища, находилась моленная федосеевского согласия. На праздники в моленную приезжали федосеевцы из ближних сел, в частности, из с. Обшаровки, находящейся в 18 км от села. 

ВИННОВКА – село Сызранского уезда Самарской губернии. По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года в нем проживало 306 старообрядцев поморского согласия. 

ВИСЛОВКА – деревня в Ставропольском уезде  Самарской губернии.По данным Отчетов Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества, одна из наиболее "зараженных расколом".   

ВОСКРЕСЕНКА (ВОСКРЕСЕНСКОЕ) – село Самарского уезда Самарской губернии. В селе существовала крупная поморская община. В 1884 году ходатайство поморцев о разрешении им строить молитвенный дом не было удовлетворено. Тогда поморцы обратили под моленную жилое помещение, принадлежавшее крестьянину Василию Ивановичу Самарцеву. К 1890 году относятся сведения о том, что в селе существовало две поморские моленные. Одна с 1885 года действовала с разрешения начальства в доме крестьянина В.И.Самарцева, вторая с 1884 года действовала без разрешения начальства на усадьбе крестьянина Степана Ивановича Суслина.По данным I Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года из 2199 жителей в селе было 567 поморцев. По данным метрических книг 1912 и 1914 года настоятелем поморской моленной был Иоанн Лаврентьевич Малахов (умер в 1932 году от голода). Председателем поморской общины был Тихон Пензин. В 30-40 г.г. ХХ века наставником поморцев был И.Н.Гладилин. На моления собирались тайно в доме его дочери Евдокии Ивановны (в замужестве – Шорина). Поморцы проживают в селе до сих пор.

ВЫСЕЛКИ – село в Ставропольском уезде Самарской губернии, по определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «раскольничье». По данным на 1889 год в селе была община старообрядцев, наставником в ней был Василий Харитонов. 

 

Категория: География Самарского староверия | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 6976 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz