Книжница Самарского староверия Среда, 2024-Ноя-06, 02:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Деятели староверия в Самаре

Деятели староверия в Самарской губернии. Словарь-справочник (У-Я)
[ ] 2007-Окт-14, 16:57

УВАРОВЫ - старообрядцы-беглопоповцы из с.Елховка Самарского уезда Самарской губернии.

1) Феодор – крестьянин с.Елховка.   Был наставником беглопоповской общины в 1880-1890г.г., затем лишен звания наставника, занялся перепиской книг и получил известность как переписчик.

2) Андрей Федорович - крестьянин с.Елховка,  сын Феодора .Уварова. С детства вместе с отцом занимался переписыванием книг, прослыл искусным переписчиком, превзойдя в мастерстве отца. Переписанные им книги пользовались спросом не только у старообрядцев с.Елховка, но и у староверов окрестных сел и деревень. 

УЗЕНЦОВ Петр Романович - священник белокриницкого согласия. Родом из мещан г.Николаевска. Рукоположен в иереи в 1885 году архиепископом московским Антонием. Совершал службы в моленной г.Николаевска, окормлял села и деревни Николаевского уезда Самарской губернии. Пользовался огромным авторитетом  и любовью прихожан. Неоднократно подвергался притеснениям и арестам со стороны властей.  

УСОКОВ Стефан Митрофанович – крестьянин деревни Печерские Хутора, старообрядец-беглопоповец, руководитель беглопоповской общины д.Печерские Хутора и Луговая Александровка в конце XIX века. 

УШАНОВ Филипп Прокофьевич(1890-?) – начетчик самарской поморской общины, с 1912 по 1917 г.г. провел на каторге 

УШАНОВЫ – самарские мещане,  старообрядцы поморского согласия.

 1) Алексей Константинович(1841-1916) –  попечитель молитвенного дома  общины христиан Поморского законобрачного согласия в г.Самаре, председатель совета поморской общины, участник поморских соборов 1898 г. и 1905 г. в Самаре, а также I и II Всероссийских Соборов 1909 и 1912г. в г.Москве

2) Андрей Константинович – член совета общины христиан Поморского законобрачного согласия в г.Самаре, участник поморских соборов 1898 г. и 1905 г. в Самаре

3) Илларион Андреевич - сын Андрея Константиновича, член Совета Самарской поморской законобрачной общины

4) Иван Осипович –  участник поморского собора  1898 г. в Самаре

5) Иван Алексеевич - сын Ивана Осиповича, певец левого клироса и головщик молитвенного дома поморцев законобрачного согласия, участник Поморского собора в Самаре в 1905 году 

ФЕДОСЕЕВ Василий – старообрядец белокриницкого согласия из д.Елатомонка Бугурусланского уезда Самарской губернии. В Отчете самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1889 год указывается, что В.Федосеев успешно противостоял синодальному миссионеру К.Крючкову  на собеседовании миссионера с жителями села, в результате чего миссия К.Крючкова не удалась. 

ФЕДОСЕЕВ Иван Семенович - наставник самарской общины спасова согласия в конце 70-х – начале 80-х г.г. ХХ века.

ФИЛИМОНОВ Иван Абрамович (1874-1964) – наставник общины спасова согласия г.Димитровграда Ульяновской области (бывш. посад Мелекес Самарской губернии).

Уроженец с.Бомрячкина Самарской губернии, где имел при своем доме моленную. Еще в детстве, на осыпавшемся берегу реки он нашел икону Свт. Николы, с которой не расставался всю жизнь. В годы I мировой войны с другими бойцами попал в окружение. Никто не мог пробраться за водой к реке, люди страдали от жажды. Тогда Иван Абрамович собрал всю имеющуюся посуду, взял свою икону и пошел к реке. Огонь неприятеля немедленно прекратился, Иван Абрамович спокойно набрал воды и пошел в окопы. Стрельба началась лишь тогда, когда до окопа осталось три метра. Из его шинели потом достали 12 пуль, но сам он не пострадал.

В 1919 году был сослан в Сибирь как «кулак и религиозный начетчик», но и там собрал общину спасова согласия. С 1948 года жил и открыто служил в Мелекесе, пользовался огромным уважением. Даже староверы других согласий приносили к нему крестить своих детей. Был наставником более 60 лет.   

ФИЛИМОНОВ Федор Иванович (род.1947) – уставщик общины спасова согласия г.Димитровград Ульяновской области. 

ФИЛИППОВ Парфен – казенный крестьянин Савружской Слободы Самарской губернии, старообрядец-поповец, по донесению местного благочинного, один из «расколоучителей», в его доме в конце 60-х г.г.XIX века «составляются сборища и совершаются моления». 

ФРОЛОВ Матвей -  старообрядец поморского законобрачного согласия из с. Кошки Самарской губернии,  участник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году. 

ХАРИТОНОВ Василий – наставник старообрядческой общины с.Выселки Ставропольского уезда Самарской губернии. 

ХОДАКОВ Митрофан - старообрядец спасова согласия из с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, член Совета Нижнее-Санчелеевской старообрядческой общины спасова согласия

ХОЖАТЕЛЕВ Александр Степанович - самарский старообрядец поморского законобрачного согласия, участник Поморского собора в Самаре в 1905 году 

ХОХЛОВ Василий Васильевич (1903-1992) уроженец с.Винновка Сызранского уезда Симбирской губернии, наставник самарской поморской общины, участник Великой Отечественной войны 

ЦЕЛИКОВЫ – старообрядцы из с.Новый Сарбай, спасовцы большого начала. По определению «Самарских епархиальных ведомостей» - «местные богачи, покровительствовавшие спасовскому обществу». Пригласили переселиться в село курскому начетчику Григорию Павлову, поддерживали его.

ЧЕМОДУРОВЫ –  самарские купцы, старообрядцы белокриницкого согласия.

1) Никита Афанасьевич - основатель рода, член белокриницкой общины, имел собственный дом в 3 квартале Засамарской слободы

2) Савелий Никитич  – член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в первой четверти ХХ века, гласный Самарской городской Думы, член Учетного комитета Городского общественного банка, . Имел собственные дома на ул.Вознесенской, 40, на ул.Самарской, а также в 3 квартале Засамарской слободы

3) Иван Никитич - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в  первой четверти ХХ века

4) Кондратий К. Чемодуров – член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в первой четверти ХХ века  

ЧЕРНИКОВЫ – крестьяне села Малая Кандала Самарской губернии, вероятнее всего, малоначальные спасовцы.

1) Черников Григорий – за пропаганду «раскола» был посажен в острог,

2) Черников Димитрий - за пропаганду «раскола» был посажен в острог,

3) Черников Семен – за пропаганду «раскола» был сослан в Сибирь 

ЧИБАКОВ – самарский купец, старообрядец поморского брачного согласия, в его доме по ул.Преображенской (ныне – ул.Водников) в 1890 г. располагалась моленная поморской общины.


ЧУБАКОВ Мирон – старообрядец белокриницкого согласия,  с начала 1900 года – член Совета, а  в  1913-1918 г.г. – председатель Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре. 

ШАНБАРОВ - сызранский купец,  принявший вместе с женой Крещение у федосеевских наставников и ставший попечителем федосеевских общин в г.Сызрани, а затем и в с.Обшаровка, где жил духовный отец Шанбарова. История о переходе Шанбарова к федосеевцам рассказана Павлом Прусским в его заметках о федосеевцах Сызрани. 

ШАРОВ Петр – старообрядец спасова согласия из с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, член Совета Нижнее-Санчелеевской старообрядческой общины спасова согласия. 

ШАШУРИН Яков Пименович – наставник Самарской федосеевской общины в 20-30-х г.г. ХХ в. 

ШЕШНЕВ Трофим – иерей белокриницкого согласия, священник храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы в г.Самаре в 1918-1919 г.г. 

ШИЛИН Ипатий Максимович (1856 – 30-е г.г.ХХв.) – новоузенский мещанин, старообрядец поморского брачного согласия, наставник поморской общины г.Новоузенска, участник Поморского Собора 1905 г. в Самаре, I и II Всероссийских Соборов 1909 и 1912 г.г. в Москве от Самарской губернии, на Соборе 1912г. был избран членом Духовного Совета и Духовного Суда

ШИЛИН Феопент - попечитель молитвенного дома поморцев законобрачного согласия с. Петропавловска Самарской губернии в начале ХХ века, участник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году. 

ШИЛИНЦЕВЫ  Терентий Парфенович и Даниил Иванович - казенные крестьяне Савружской Слободы Самарской губернии, старообрядцы-поповцы, по донесению местного благочинного, состояли в родстве и были «расколоучителями», в их домах в конце 60-х г.г.XIX века «составляются сборища и совершаются моления». 

ШИШКИН Епифаний Павлович – мещанин г.Чистополь Казанской губернии, на средства  которого был построен молитвенный дом поморской     общины в с.Балаково Николаевского уезда. 

ШИРОКОВ Егор - крестьянин с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, старообрядец поморского согласия, безбрачного толка. По утверждению "Самарских епархиальных ведомостей", "отличался особой энергией в деле раскольнической пропаганды":в середине XIX в. "он завел в своем доме моленную, делал в ней сборища, читал слушателям раскольнические книги, объяснял святоотеческие творения в духе раскола". 

ШИРОКОВ Егор - старообрядец федосеевского согласия из г.Сызрань Симбирской губернии (ныне - Самарской области). Ему и его соратнику Мартыну Степанову принадлежит заслуга введения в федосеевской общине г.Сызрани хомового пения. По свидетельству Павла Прусского, в начале XIX в. у федосеевцев Сызрани было наречное пение, причем грамотных певцов, практически не было, пели на слух, почти не зная крюков. Попечители общины решили направить на Преображенское кладбище в Москву молодого певца Егора Широкова для обучения пению.  Вернулся Егор вместе с певцом Мартыном Степановым, который позднее стал наставником на Преображенском кладбище. Они и завели в федосеевской общине г.Сызрани хомовое пение. Непривычность его сначала смущала прихожан и даже наставников, но Егор Широков сумел убедить наставников в том, что хомовое пение - древний обычай церкви, и с тех пор федосеевцы Сызрани перестали петь на речь.  

ШИШКОВ Амплий – иерей белокриницкого согласия, служил в с.Давыдовка Самарской губернии, неоднократно подвергался арестам, находился в заключении.  

ШУНИНА Ольга Васильевна (1903-11.02.1968) - самарская старообрядка федосеевского согласия, активная деятельница федосеевской общины.

ЩЕГЛОВ -  беглый священник Преображенской единоверческой церкви из Новозыбкова Черниговской губернии,  сын священника господствующей церкви, получил образование в Ярославской духовной семинарии, затем перешел в единоверие, и, наконец, в срарообрядчество. В 1896 по приглашению староверов-беглопоповцев приезжает в дер.Елатомонку. Уездное духовенство доносит гражданским властям, что Щеглов крестил и даже открыто совершал в поле крестный ход с иконами и в сопровождении большой толпы собравшегося народа. Гражданские власти возбудили уголовное дело, Щеглова арестовали, позднее он был вынужден уехать в Уфимскую губернию. 

ЩЕЛКУНОВА – ТЕРЕНТЬЕВА Мария Ивановна – последняя руководительница Куйбышевской федосеевской общины (казанского благочестия). 

ЩЕРБАКОВ  Димитрий Кузьмич - член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в первой четверти ХХ века. 

ЮДИН Димитрий - старообрядец поморского законобрачного согласия из с.Черноречье Самарской губернии, участник Поморского Собора в Самаре в 1905 году. 

ЯКИМОВ А.Н. - старообрядец белокриницкого согласия с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, член Совета общины белокриницкого согласия в с.Балаково, зарегистрированной в 1907 году. 

ЯКОВЛЕВ Иван – священник белокриницкого согласия, из крестьян села Камелик, с 1895 года служил в храме с.Яблонный Гай Николаевского уезда Самарской губернии. 

ЯШИН Иван -  иерей белокриницкой иерархии, из крестьян д.Озерки Николаевского уезда, там же служил в 90-х годах XIX в. Был осужден и приговорен к двум месяцам тюрьмы «за требоисправления у православных»

Категория: Деятели староверия в Самаре | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 2668 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz