Книжница Самарского староверия Четверг, 2020-Май-28, 04:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Деятели староверия в Самаре

Деятели староверия в Самарской губернии. Словарь-справочник (С-Т)
[ ] 2007-Окт-14, 16:56

САБАНОВ Сергей – наставник поморцев в с.Лобазы Бузулукского уезда Самарской губернии в конце XIX века. 

САДОВЫ – старообрядцы поморского брачного согласия с.Красноселки Самарского уезда Самарской губернии

1) Кузьма Архипович – наставник поморской общины брачного согласия с.Красноселки в начале ХХ в., около 1890 г. построил в деревне молитвенный дом поморцев. Eчастник Поморского Собора 1905 г. в Самаре, I и II Всероссийских Соборов 1909 и 1912 г.г. в Москве

2) Сергей Кузьмич (? – 1945) – наставник поморской общины с.Красноселки в 20-30-е г.г. ХХ в. 

САЙГУШЕВ Кирилл Егорович – самарский старообрядец поморского законобрачного согласия,  участник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году. 

САЛДАЕВ Авдей Ефимович (1867- ?) – крестьянин-старообрядец поморского брачного согласия, головщик молитвенного дома с.Черноречье Самарской губернии. После смерти наставника общины Д.Р.Рузанова в 1932г., начал исполнять духовные обязанности, дважды был арестован НКВД, судьба после ареста в 1937г. неизвестна. Реабилитирован в 1989г. 

САЛДАЕВ Петр Герасимович (1911-114.04.1975) – уроженец с.Черноречье, старообрядец поморского брачного согласия, участник Великой Отечественной войны. В 1958г. на его участке был построен молитвенный дом поморской общины. Участник Поморского Собора 1974г. в Вильнюсе. 

САЛЯМИН (СОЛЯМИН) - старообрядец белокриницкого согласия с.Кашпирские Хутора Самарского уезда Самарской губернии, один из руководителей движения старообрядцев села за официальное признание их староверами и отчисление из списков официальных православных. 

САМОЙЛОВ В.П. – старообрядец поморского брачного согласия, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от сызранского общества 

САНИНЫ – самарские купцы, старообрядцы белокриницкого согласия, потомственные почетные граждане г.Самары, никогда не скрывали своей принадлежности к старообрядчеству и всегда активно помогали своей Церкви.

1) Василий Яковлевич - гласный Самарской городской Думы, владелец Бакалеи Санина, которая располагалась на первом этаже собственного дома Василия Яковлевича на ул.Дворянской, 92.

2) Григорий Львович –  владелец первого в Самаре бакалейного магазина, член общины белокриницкого согласия, попечитель молитвенного дома белокриницких.

3) Иван Львович (1831 – 8.09.1910) - старший брат Григория Львовича, владелец нескольких самарских магазинов,  совладелец «Товарищества механического завода бывшего «Бенке и К». В первой половине 60-х г.г. XIX в. -  бургомистр Самары (глава купеческого самоуправления), более тридцати лет избирался гласным Самарской городской Думы, депутат Самарского губернского земства, состоял членом губернского статистического комитета, почетным мировым судьей, действительный член Губернского по промысловому налогу Присутствия Министерства финансов.Имел собственный дом на углу улиц Москательной и Дворянской, 16134 (ныне - здание музыкальной школы на углу улиц Льва Толстого и Куйбышева).Был известным в Самаре садоводом, выведенный им сорт ранета до сих пор называют «санинская ранетка», состоял членом комиссии, занимавшейся благоустройством Струковского сада.  Как меценат и благотворитель Иван Львович был избран почетным членом Самарского губернского попечительства детских приютов при Канцелярии Губернатора, был членом Самарского местного управления Российского общества Красного Креста, награжден орденами Святого Станислава 2 и 3 степени,  орденом Святой Анны 3 степени. С момента официальной регистрации в Самаре общины белокриницкого согласия  и до самой смерти был членом Совета общины, много лет пытался добиться выделения общине земли для строительства нового старообрядческого храма.

4) Мария Кондратьевна (урожд. Подуруева. род.1834)   – жена Ильи Львовича Санина, из старообрядческого рода Казани. Всю жизнь была помощницей мужа в делах благотворительности, а после смерти мужа возглавила его дело.Попечительница Самарского общества попечения о бедных и Мариинского приюта для детей воинов, член местного комитета общества Красного Креста.В 1912 году,  после смерти мужа и в память о нем,  выделила три  участка земли: два – для строительства бесплатных столовых для неимущих, один – для строительства храма и старообрядческой школы. Строительство храма во имя образа Казанския Богородицы началось в 1913 году,  в 1916 г. в нем уже началось богослужение.В том же 1912 году, в родной Казани, она основала бесплатную столовую для бедных и приют имени Иоанна и Марии Саниных. В журнале "Старообрядческая  мысль" за 1912 г. описаны торжества по закладке столовой и приюта, молебен и Крестный ход по случаю закладки. Это было первое в Казани учреждение с правами юридического лица, а руководить им М.К.Санина поручила Казанской белокриницкой общине. Сама Мария Кондратьевна не приехала на закладку из-за преклонного возраста и состояния здоровья, но направила в адрес казанской общины теплое приветственное письмо.

5) Николай Львович - младший брат Ивана Львовича, владелец Фотографии Санина. 

СЕДОВ Егор Иванович – крестьянин с.Новая Тепловка Бузулукского уезда Самарской губернии, священник белокриницкой  общины села во второй половине XIX века. 

СЕМЕНОВ Федот – старообрядческий священник, в 70-х г.г. XIX в. служил в г.Новоузенске Самарской губернии 

СЕМИН Николай Григорьевич - самарский старообрядец поморского законобрачного согласия, участник Поморского собора в Самаре в 1905 году 

CЕНАТОВЫ - писатели-старообрядцы

1)  Гавриил Васильевич - крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии,  наставник федосеевской Преображенской общины в Москве.  Отрешен от должности духовного отца общим решением федосеевцев 16 августа 1883 г. за упорство в защите бессвященнословных браков. 29 марта 1887 года вместе со взрослым сыном перешел в господствующую церковь и около 20 лет занимался противостарообрядческим миссионерством. В первой половине 1890 года Г.В.Сенатов официально стал миссионером Самарской епархии. Он жил в Самаре, не имел четко определенного района для миссионерской деятельности, а «находился в ближайшем распоряжении Епархиального Начальства и по непосредственному его указанию» вел беседы со старообрядцами. В смете, приложенной к Отчету Самарского епархиального комитета Православного миссионерского общества за 1890 год, указано, что Г.В.Сенатов получал жалованье от комитета в размере 165 рублей в год.   В «Самарских епархиальных ведомостях» за 1890 год описана беседа синодального миссионера иеромонаха  о.Арсения со старообрядцами Самары 25 марта 1890 года. На этой беседе синодального миссионера поддерживал Г.В.Сенатов – «почтенный старик, долгое время бывший наставником у федосеевцев, присоединившийся к церкви и ныне состоящий миссионером в Самаре». 17 февраля 1891 года принял малое пострижение в  иночество. Печатал полемические статьи в разных изданиях: в журналах: "Братское слово" ("Ответ некоему мнящемуся сыну света", 1881, №3; "Вопросы бывшего федосеевского отца Г.В.Сенатова к ныне сущим федосеевским отцам", 1885, №№ 9-10; "Письмо в редакцию", 1885, № 17; "Прощальное письмо к федосеевцам", 1887, № 18 и "Друг истины" ("Письмо к федосеевцам, филипповцам и брачным", 1889, № 17; "Нечто о Преображенском кладбище", 1889, №№ 24, 25, 27; "Прощальное письмо бывшего федосеевского отца", 1890, № 34/37). Его статья "Слово бывшаго федосеевца прежним своим собратиям" напечатана в "Самарских епархиальных ведомостях" № 13, 1890 г., ответ на письмо читателя "Крестьянину Муромского уезда, бывшего федосеевского отца Г.В.Сенатова разъяснение" - во "Владимирских епархиальных ведомостях" № 14, 1887 г.).По данным словаря С.Г.Вургафта и   И.А.Ушакова «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы», между 1905 и 1910 гг. Сенатов, раскаиваясь в своей деятельности, присоединился к Древлеправославной Церкви, приемлющей священство белокриницкой иерархии. Однако речь идет, видимо, не о Гаврииле Васильевиче Сенатове, а о его сыне – В.Г.Сенатове.

2) СЕНАТОВ В.Г. – сын Г.В.Сенатова, старообрядец федосеевского согласия, в зрелом возрасте вместе с отцом присоединился к господствующей церкви. В 90-х годах XIX века жил с отцом в Самаре. Именно его, скорее всего, имеют в виду  С.Г.Вургафт и   И.А.Ушаков, когда пишут в своем словаре  «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы», о том, что между 1905 и 1910 гг. Сенатов, раскаиваясь в своей деятельности, присоединился к Древлеправославной Церкви, приемлющей священство белокриницкой иерархии. Но было ли присоединение к старообрядческой церкви в действительности, не ясно. Например, в «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви» Ф.Е.Мельникова сказано, что В.Г.Сенатов по официальному паспорту  значился единоверцем, хотя  по духу своему, по убеждениям был истинным старообрядцем. В 1910 г. статью В.Г.Сенатова "Беспоповцы-противообщинники" напечатал журнал "Церковь". В 1912 г. там же вышла серия статей по истории старообрядчества. Тогда же двумя отдельными брошюрами вышли две части "Философии истории старообрядчества". 

СИДОРОВ Иван Евтихиевич – крестьянин с.Теликовки Николаевского уезда Самарской губернии, старообрядец поморского законобрачного согласия, жил в Самаре, в доме клира, уставщик, певец и головщик левого клироса, участник Поморского Собра 1905 г. в Самаре и I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве. 

СИНИЦЫН Яков Андреевич – старообрядец поморского законобрачного согласия с.Городищи Ставропольского уезда Самарской губернии,  участник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году. 

СИРОТИН Василий - самарский старообрядец спасова согласия, член Совета самарской общины законно-брачного спасова согласия в начале ХХ в. 

СМИРНОВ Григорий - руководитель спасовцев с.Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии в 90-х г.г. XIX в. 

СМОЛОВА Тамара Николаевна  (1913-19.01.1994) -  в крещении Домника, последняя уставщица и руководительница самарской общины федосеевского согласия 

СОБОЛЕВ Филипп Семенович – самарский старообрядец федосеевского согласия, активный деятель федосеевской общины, в 60-е г.г.ХХ в. замолитствовал и читал Евангелие на богослужениях.  

СОКОЛОВЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия 

1) Иван Иванович - член Самарской белокриницкой общины в начале ХХ в. 

2) Александра Захаровна (1861-1910) - жена Ивана Ивановича, белокриницкая старообрядка 

СОЛОДОВНИКОВ Иван Михайлович (7.06.1898 – 3.11.1984) – наставник поморской общины брачного согласия г.Кинель Куйбышевской области. 

СОЛОДОВНИКОВ Никифор Савельевич – крестьянин с.Черноречье Самарского уезда Самарской губернии, старообрядец поморского брачного согласия, знаток и собиратель книг. Старопечатные книги, помеченные его личным штемпелем, имеются в книжнице Самарской Поморской общины брачного согласия. 

СОЛОНКИН Я.С. - старообрядец поморского брачного согласия, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от Самарской губернии

СОРОКИНА Пелагия Ивановна – самарская старообрядка федосеевского согласия, в середине 80-х г.г.ХХ в., после смерти наставника И.В.Давыдова, крестила и замолитствовала на богослужениях федосеевской общины.  

СОЧКОВ Иван Яковлевич - старообрядец белокриницкого согласия с.Нижние Хутора Сызранского уезда Симбирской губернии, известный начетчик, пропагандист староверия. Подвергался тюремному заключению. Выйдя из тюрьмы, около полугода жил в с.Кашпирские Хутора у Малахии Бердникова и вел там миссионерсую деятельность. В результате к староверию обратилось немало принадлежавших греко-российской церкви.    

СПИРИН Петр Лукич (? – 1889) - наставник поморской общины брачного согласия г.Сызрань Симбирской губернии (ныне – Самарской области) 

СПРЫГИН Василий Никитович – старообрядец поморского согласия, начетчик с.Елховка Самарской губернии

СТЕПАНОВ Иван – начетчик-беглопоповец, крестьянин с.Елховка Самарского уезда Самарской губернии, в доме которого в 60-е г.г. XIX века проходили молитвенные собрания беглопоповцев.  

СТЕПАНОВ Мартын - старообрядец федосеевского согласия, певец московского Преображенского кладбища. В 30-е г.г. XIX в. приехал вместе с сызранским певцом Егором Широковым, проходившим обучение пению на преображенском кладбище, в федосеевскую общину г.Сызрань. Именно М.Степанов и Е.Широков ввели у сызранских федосеевцев хомовое пение. Впоследствии М.Степанов стал наставником на Преображенском кладбище в г.Москве.  

СТЕПАНОВ – самарский старообрядец поморского брачного согласия, член Совета молитвенного дома поморцев

СТЕФАНОВ Матвей -  казенный крестьянин дер. Мордовское Алешкино Бугурусланского уезда Самарской губернии, старообрядец-поповец, один из наиболее активных деятелей староверия в деревне. 

СТОЛЯРОВ Вениамин Меркулович - старообрядец поморского брачного согласия, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от сызранского общества. 

СТРАХОВ М.В. - старообрядец поморского брачного согласия, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от Самарской губерни 

СУВОРОВ Василий Иванович (18?? – 7.04.1951) – наставник Куйбышевской Поморской общины брачного согласия. Сначала, при С.А. Дергунове, был вторым наставником, после смерти С.А.Дергунова стал настоятелем молитвенного дома. 

СУВОРОВ Евграф Николаевич – самарский мещанин, торговец зерном, старообрядец поморского брачного согласия, член Совета молитвенного дома поморцев.

СУВОРОВ Михаил Дмитриевич - старообрядец поморского брачного согласия, попечитель и уставщик молитвенного дома поморской общины с.Дубовка Самарской губернии, участник Поморского Собора 1905 г. в Самаре. 

СУДАКОВ П.М. - крестьянин с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, старообрядец белокриницкого согласия, один из основателей балаковской старообрядческой общины белокриницкого согласия, на свои средства построил у себя во дворе первую небольшую моленную, в которой собирались на моления первые члены белокриницкой общины, один из инициаторов постройки первой общественной моленной белокриницкой общины. 

СУСЛИН – богатый крестьянин с.Белый Яр Ставропольского уезда, старообрядец спасова согласия, руководитель и попечитель местных спасовцев во второй половине XIX в. 

СУХАНОВ Василий – священник белокриницкого согласия в с.Хрящевка Ставропольского уезда Самарской губернии в 10-е годы ХХ века

СЫЧЕВА Анна Устиновна – руководительница Куйбышевской федосеевской общины (казанского благочестия) в 60-70-х г.г.ХХ в. 

ТАБАКОВ Роман – наставник поморцев в селе Канаевка Николаевского уезда Самарской губернии в конце XIX века.

ТАБАЧНИКОВ Авксентий – наставник поморцев деревни Старая Тепловка Бузулукского уезда Самарской губернии во второй половине XIX века. 

ТАГАНЦЕВЫ  -  самарские купцы, старообрядцы белокриницкого согласия,

1) Таганцев Е.П. - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века.

2) Таганцев Е.Н. - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века.

3) Павел Федорович - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века., проживал в собственном доме по ул.Преображенской, 73

4) Артемия Филипповна - жена (?) Павла Федоровича, член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века, проживала в доме № 73 по ул.Преображенской

5) Федор Иванович - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века, имел слбственный дом по ул.Вознесенской, 126 

ТАРАБАКИНЫ - самарские купцы, старообрядцы белокриницкого согласия

1) Григорий Тимофеевич -  член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре, имел собственный дом по ул.Преображенской, 12 

2) Степан Григорьевич  - сын Григория Тимофеевича, член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1908-1913 г.г.

3) Иван Григорьевич – сын Григория Тимофеевича, член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре

4) Петр Григорьевич (1889-?) - сын Григория Тимофеевича, член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре

5) Сергей Григорьевич - сын Григория Тимофеевича, член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре

6) Вера Ивановна - в девичестве Милякова, жена Петра Григорьевича, старообрядка белокриницкого согласия 

ТАРАСОВ Константин - старообрядец спасова согласия из с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, член Совета Нижнее-Санчелеевской старообрядческой общины спасова согласия

ТАХТАРОВ Алексей – начетчик белокриницкой общины с.Лебяжье Ставропольского уезда Самарской губернии. 

ТЕМРЯЗАНЦЕВЫ - самарские мещане, старообрядцы белокриницкого согласия, активные деятели самарской белокриницкой общины

1) Артемий Фаддеевич - член Совета Самарской белокриницкой общины, попечитель моленной, а затем храма белокриницкой общины. В своем духовном завещании распорядился передать свои дома №14, 136, 2, 133 на набережной р.Волги в полную собственность белокриницкой общиные Самары, с тем, чтобы лучшие помещения выделить для учреждения училища для детей старообрядцев, выделить бесплатные квартиры причту общины, а если останутся свободные - выделить их в бесплатное пользование больныим и престарелым старообрядцам обоего пола.

2) Анна Ивановна - племянница Артемия Фаддеевича, член белокриницкой общины г.Самары

3) Александра Семеновна - дочь Анны Ивановны,  член белокриницкой общины г.Самары

ТЕМРЯЗАНЦЕВ Роман - старообрядец спасова согласия из с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, вел метрические книги в Нижнее-Санчелеевской старообрядческой общине спасова согласия и, возможно, был наставником. 

ТЕРСИНЦЕВЫ - крестьяне с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, старообрядцы белокриницкого согласия

1)      Козьма Иванович – один из основателей балаковской старообрядческой общины белокриницкого согласия, в его доме проходили первые моления общины.

2) Федор Кузьмич, сын К.И.Терсинцева, один из основателей и активный участник балаковской старообрядческой общины белокриницкого согласия, на его имя был куплен участок земли для постройки моленной.

3) Роман Федорович - агент страхового общества "Саламандра", член общины белокриницкого согласия. 

ТИМОФЕЕВ Василий – начетчик общины белокриницкого согласия села Новая Майна Ставропольского уезда Самарской губернии в 1870 –х г.г. 

ТИХОНОВ Степан - старообрядец федосеевского согласия, житель Сызрани, известный федосеевский начетчик, в 70-80г.г. XIX века часто проводил собеседования в  Самарской губернии.. 

ТОКАРЕВ Авериан Андреевич – наставник поморской общины брачного согласия г.Петропавловска Новоузенского уезда Самарской губернии, участник Поморского Собора 1905 г. в Самаре, I и II Всероссийских Соборов 1909 и 1912 г.г. в Москве от Самарской губернии. 

ТОКАРЕВ Степан – белокриницкий старообрядец, крестьянин д.Ахмат Новоузенского уезда Самарской губернии, в доме которого в конце XIX – начале XX в.в. проводились богослужения старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. 

ТОЛКАЧЕВЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия. 

1) Степан Николаевич - активный член Самарской белокриницкой общины в начале ХХ в.  

ТУЖЕНКОВ Василий Андреевич – наставник второй Куйбышевской поморской общины брачного согласия. 

ТУЛУПОВ Иаков – священник белокриницкого согласия, служил в Самаре в 1910-1918г.г., в том числе, в  храме  во имя Казанской Пресвятой Богородицы, сначала с прот.М.В.Захарьичевым, а затем один.  Время его служения выпало в том числе и на первые годы советской власти: именно в 1918-1922 г.г. новая власть регулярно совершала "набеги" на белокриницкий храм "для проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства" и обращения в "собственность народа" церковного имущества. Именно о.Иаков встречал разного рода комиссии уполномоченных, принимал под свою ответственность то имущество, которое новая власть считала возможным оставить общине для пользования, и не прекращал своего пастырского служения. Несмотря на сложные условия, приходская жизнь продолжалась, совершались соборные службы, крещения, венчания, отпевания. Помогал о.Иакову сначала диакон Алексий Макаров, а затем диакон Григорий (Маслов), позднее рукоположенный в иереи. 

ТУЛУПОВ Иоанн – самарский священник РДЦ, служил в Самаре в 50-г.г. и примерно до 1968г. 

ТУЛУПОВ Трофим Сергеевич (1879 – 1938) – известный деятель Поморского староверия ХХ в., автор статей и стихов, напечатанных в журнале “Щит веры” в 1912-1916 г.г. и отдельными изданиями. Родился 2 октября 1879 г.(по данным УНКВД - в 1880 г.) в г. Бузулуке в большой христианской семье. Через некоторое время семья переехала жить в г. Самару, где Трофим Сергеевич устроился работать на телеграф железной дороги, стал членом самарской федосеевской общины и одним из видных самарских начетчиков. Участвовал во многих феодосеевских Соборах того времени, примал участие в полемических беседах с поморцами брачного согласия, результатом этих бесед явилась его книга “Беседа о таинстве брака” (изд. С. Старая Тушка, 1912 г.), которая стала одним из основополагающих трудов по учению феодосеевцев на долгие годы. В конце же 1929 г. вместе с семьей присоединился к Церкви поморцев брачного согласия. Был  активным участником по подготовке Ш – го Всероссийского поморского Собора, на котором предполагал поднять вопрос о воссоединении феодосеевцев и брачных. Фамилия Тулупова Т. С. встречается в списках кандидатов 1918 года в учредительное собрание г. Самары при белочехах, как уполномоченного от общества старообрядцев-безпоповцев Поморского согласия.  30 ноября 1937 г. Трофим Сергеевич был арестован органами НКВД как «старообрядческий проповедник». 21 декабря он был осужден тройкой при УНКВД по Куйбышевской области по ст. 58 – 10 (контрреволюционная пропаганда или агитация) и ст. 58 – 11 (контрреволюционная организационная деятельность) и приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян 8 февраля 1938 г., место захоронения не известно. 14 января 1956 г. реабилитирован Военным трибуналом ПриВО. Среди его печатных работ наиболее известна книга «О разделении Церкви». Активно сотрудничал с поморским журналом  “Щит веры”,  за 1912 – 1916 гг. в журнале напечатано более пятнадцати его стихов и более двадцати пространных статей.

Категория: Деятели староверия в Самаре | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 2174 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz