Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Дек-24, 06:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
География Самарского староверия [6]
Деятели староверия в Самаре [6]
Кресты, иконы, складни. [3]
Мастера-литейщики [1]
литые иконы, кресты
Месяцеслов [3]
Сердюкова О.К. Словарь говора казаков-некрасовцев [1]
Староверы-иконописцы [8]
Словарь иконописцев староверов в 6-ти частях

Главная » Книжница » Словари и справочники » Деятели староверия в Самаре

Деятели староверия в Самарской губернии. Словарь-справочник (П-Р)
[ ] 2007-Окт-14, 16:55

 

ПАВЕЛ (Поликарп Тимонин) – епископ Куйбышевский Русской Древлеправославной Церкви. Хиротонисан архиепископом Иоанном (Калининым) в сентябре 1944 года. Умер 14 октября 1946 года в Москве, похоронен на Рогожском кладбище. 

ПАНШИН Андрей Яковлевич -  начетчик-спасовец пригорода Ерыклинск Ставропольского уезда Самарской губернии  во второй половине XIX века. 

ПАСТУХОВ Евгений Петрович (29.02.1911   23.12.1990)  -  наставник второй Самарской Поморской общины брачного согласия, участник Великой Отечественной Войны. 

ПАХАТНОВ Трифон Васильевич -  наставник поморской общины с.Бобровка 

ПАШКОВ Леонтий Николаевич (11.02.1890   13.10.1965)  -  самарский старообрядец поморского согласия, уставщик и головщик молитвенного дома Куйбышевской Поморской общины, замечательный деятель самарского староверия.Участник I мировой войны, в 1930 г. был арестован и сослан в Сибирь, затем вернулся к семье, но в 1937 г. был арестован опять, находился в Ивдельлаге (Сев.Урал), затем - в лагере на Печоре. В 1944 тяжело больным и нетрудоспособным вернулся к семье. Его дневник - замечательный документ эпохи, дает массу уникальных сведений о самарском староверии до 1917 года и в советское время.

 ПЕНЗИНЫ – самарские купцы, владельцы Канатного завода,  хлеботорговцы, старообрядцы белокриницкого согласия. Хлебная торговля Пензина располагалась на ул.Вознесенской, 72

1) Иван Селиверстович Пензин –  председатель Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1908-1913 г.г. Более тридцати лет был гласным Самарской Городской Думы. Председатель Правления Самарского общества Взаимного Кредита.

Приложил много усилий для постройки в Самаре старообрядческого храма белокриницкого согласия, при нем был заложен храм во имя Казанской Пресвятой Богородицы в г.Самаре (ул.Льва Толстого, 14). На пожертвование И.С.Пензина для строящегося храма был приобретен колокол. Занимался благотворительной деятельностью, на его средства был построен приют.

Участник Освященных Соборов старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии. На Соборе в августе 1911 года в Москве дважды выступал с докладами об образовании Всероссийского духовного Совета.

Имел собственные дома на ул.Вознесенской 34 и 41.

2) Константин Никитич Пензин – член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1908-1913 г.г.

3) Васса Ефимовна - жена Ивана Селиверстовича Пензина(?). Занималась благотворительностью, состояла членом Самарского местного комитета общества Красного Креста.

4) Степан Иванович (1889-?) - сын Ивана Селиверствовича, член Самарской белокриницкой общины

5) Матрена Ивановна (1891-?) - в девичестве Кондрунина, жена Степана Ивановича 

ПЕРЕЖОГИНЫ - сызранские купцы, старообрядцы поморского брачного согласия

1) Иван Иванович (1828-5.07.1911) - глава рода, купец первой гильдии, благотворитель

2) Матфей Иванович - сын Ивана Ивановича. Вместе с братом Иваном Ивановичем в 1912 г. построили на свои средства поморский храм, т.н. "пережогинскую моленную" (ныне - территория АО "Сызраньгаз" по ул.Красноармейской, 21)

3) Иван Иванович - сын Ивана Ивановича, построивший "пережогинскую моленную".

4) Василий Иванович (1852-1889) - сын Ивана Ивановича

5) Михаил Иванович (1868 - 1905) - сын Ивана Ивановича 

ПЕРЕТРУХИНЫ - старообрядцы белокриницкого согласия, известные начетчики

1) Климент Анфиногенович (ум. 22 февр. 1907) - известный старообрядческий начетчик белокриницкого согласия. Родился на Иргизе, в с. Камелик Николаевского уезда. Самарской губ. Есть сведения, что его родители были беспоповцами и принадлежали к согласию дырников. В юности он учился мастерству переплетчика книг, что способствовало, по его собственному признанию, его превращению в книгочея. Со временем он стал исполнять должность волостного писаря Николаевского уезда. Тогда же у него созрело желание присоединиться к Древлеправославной Церкви Христовой. Епископ казанский Пафнутий крестил его и принял на должность писца в свою архиерейскую канцелярию в Черемшанском монастыре. Работая здесь, он становился все более известен как сильный защитник старой веры, не уступающий - так тогда говорили - ни в чем и самому, прогремевшему на всю Россию, Онисиму Швецову (будущему еп. Арсению). В 1886 г. он участвовал в прениях о вере, которые проходили в Москве, в доме И.С.Шумова. Подробный отчет об этом собеседовании был написан миссионером господствующей церкви С.Ф.Рыскиным и опубликован в газете "Голос Москвы". Московские старообрядцы высоко оценили начитанность и энергичность молодого провинциального начетчика и ему была предложена должность секретаря московской Архиепископии. Климент Перетрухин выполнял обязанности секретаря архиепископа . Саватия до самой кончины владыки.Климент Афиногентович постоянно бывал в родном Николаевске. В Отчете самарского епархиального комитета православного миссионерского общества за 1888 год указывается, что николаевские старообрядцы «нарочито выписывали из Москвы сего мудрого человека, «философа», как они называют Перетрухина, для того, чтобы он поразил миссионера Колосова».Около 1890 г. К.Перетрухин написал книгу "Меч духовный" (не путать с книгой И.И.Зыкова), которая, по мысли автора, должна была "укрепить в древлеправославной Церкви народ сумнящийся" (из письма на Иргиз). Книга была подпольно напечатана тиражом 2000 экз. и рассылалась старообрядцам по 50-100 экз. на губернию. Кроме того, Перетрухин является автором еще одного известного сочинения - "Мир ко внешним". Скончался в г. Николаевске Самарской губернии 

2) Иосиф Климентович - видный старообрядческий начетчик белокриницкого согласия, сын К.А.Перетрухина. Был студентом Московского университета. С малых лет вместе с отцом выступал на беседах с миссионерами. В 16 лет уже самостоятельно проводил беседы лучше отца. Старообрядцы приглашали его во все концы России. Одна из таких бесед, с нетовцем А.А.Коноваловым (слепцом) о крещении Греческой Церкви и митрополита Амвросия, прошедшая в с.Березове Николаевского уезда Самарской губернии в марте 1905, описана в  журнале «Старообрядецъ» (1906, № 2, с.177-199).    Постоянный автор выходящего в Нижнем Новгороде журнала "Старообрядец".  Печатал статьи под своим именем и инициалами I.П.,  показал себя недюжинным писателем. В «Краткой истории Древлеправославной (старообрядческой) Церкви» Ф.Е.Мельников называет И.К.Перетрухина одним из выдающихся представителей золотого века старообрядческой литературы, особенно отмечая его апологетические статьи и статьи против никонианской церкви. Член Союза старообрядческих начетчиков.  

ПЕРШИН – купец с.Старая Майна Ставропольского района Самарской губернии, старообрядец спасова согласия, попечитель общины спасовцев, по отзыву «Самарских епархиальных ведомостей» - «влиятельный в обществе купец-раскольник». 

ПЕРШИН – зажиточный крестьянин пригорода Ерыклинск Ставропольского уезда Самарской губернии, старообрядец спасова согласия, руководитель и попечитель местных спасовцев. 

ПЕРШИНЫ – старообрядцы спасова начала из Коврова Нижегородской губернии. Были весьма состоятельны. Именно они , по данным епархиального миссионера Д.Алексендрова, занесли большое начало в Самарскую губернию. 

ПЕТРОВ ИванЯковлевич - самарский старообрядец белокриницкого согласия,  член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в первой четверти ХХ века, владелец магазина "Шляпы, шапки, фуражки". 

ПЕЧЕРСКИЙ Яков Панфилович – старообрядец-беглопоповец г.Бугуруслана Самарской губернии, участник Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, в г.Вольске в 1912 году, член Совета Всероссийского Братства Св.Николы. 

ПИКУЛИН Яков Аникеевич - старообрядец поморского брачного согласия, член Совета Самарской общины, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от Самарской губернии, член Совета Собора. В начале 20-х г.г. ХХ в. переехал в Саратов, где стал активным деятелем местной поморской общины, один из организаторов поморского Собора 1925 года в Саратове.  

ПИСКУНОВ Арсений Васильевич – самарский старообрядец поморского законобрачного согласия,  участник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году 

ПЛЕХАНОВЫ - старообрядцы белокриницкого согласия п.Кинель Самарской губернии (ныне - г.Кинель)

1) Андрей - иерей белокриницкой иерархии, служил в конце XIX -начале ХХ в. в п.Кинель, настоятель храма во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня

2) Иван Андреевич (1895-?) - сын о.Андрея, член белокриницкой общины п.Кинель

3) Антонина Кузьминична (1896-?) - в девичестве Данилова, самарская мещанка, жена Ивана Андреевича, старообрядка белокриницкого согласия 

ПЛОТНИКОВ Василий – священник белокриницкого согласия пригорода Ерыклинск Ставропольского уезда Самарской области в конце  XIX – начале XX в.в. 

ПЛОТНИКОВ Филипп – государственный крестьянин Аманацкой слободы Бугурусланского уезда Самарской губернии, руководитель местных поморцев в конце 60-х г.г. XIX века. По отзывам уездного миссионера, «истый раскольник, который сам гнушается православными духовными, и другим внушает то же чувство, и чрез то очень помогает расколу». 

ПОГОДИН В.Я. - старообрядец поморского брачного согласия, член Совета поморской общины с.Воскресенка Самарской губернии, участник I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве от Самарской губернии 

ПОЗДЕЕВ Савелий Романович (умер 1954 (56?) году) – в крещении Сава. Наставник Куйбышевской федосеевской общины с 30-х до 60-х г.г. ХХ в..

ПОКАШЛЯЕВ Афанасий Харитонович (род.около 1839) – самарский мещанин, настоятель Самарского молитвенного дома поморцев законобрачного согласия в Самаре в 1905 году (не более года), позднее, при С.А.Дергунове, второй наставник самарской общины. Уучастник Поморского Собора в Самаре  в 1905 году.

ПОЛИКАРПОВА Антонина Павловна - старообрядка поморского брачного  согласия, головщица левого клироса Самарской Поморской общины 

ПОЛУЭКТОВЫ (ПОЛУЭХТОВЫ) - самарские купцы, старообрядцы беглопоповского согласия, попечители беглопоповской моленной

1) Осип Корнеевич - владелец 11 десятин земли в Самарском уезде, домов №117, 119, 121 на Набережной реки Волги в Самаре и № 106, 110, 112 по ул.Преображенской в Самаре.

2) Федор Андреевич - землевладелец 

ПОЛЯКОВ Иван Васильевич (? – 1881) – первый священник общины белокриницкого согласия с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, рукоположен в иереи епископом Афанасием Саратовским, неоднократно подвергался арестам и преследованиям со стороны полиции и епархиального духовенства. 

ПОПОВЫ - сызранские старообрядцы-федосеевцы

1) Иван Порфирович – федосеевский наставник, начетчик и иконописец в г.Сызрани в 30-е г.г. XIX века.  Павел Прусский  указывает, что И.П.Попов перешел в федосеевское согласие от поповцев.  

2) Давыд Васильевич - племянник Ивана Порфировича, иконописец 

ПОПОВЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия.

1) В.Е. Попов - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1913 году

2) П.В.Попов - член Совета общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1918 году

3) Попова П. - член  общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в 1918 году 

ПОРФИРИЙ (Петр Маничев; 1838 - 2 июня 1912) - епископ Самарский, Симбирский и Уфимский Древлеправославной Церкви, приемлющей священство белокриницкой иерархии.  Рукоположен 24 августа 1899 г. в Нижнем Новгороде архиепископом Иоанном Московским, епископом Арсением Уральским, Феодосием Терским и Кириллом Нижегородским. Родился в посаде Клинцы Черниговской губ., где прожил безвыездно 45 лет. Служил доверенным у купца-старообрядца Кубарева, четыре года был уставщиком. В 1883 г. поступил в Красноборский монастырь, отстоявший в 12 верстах от Клинцов. В 1884 г. был рукоположен в диакона и пострижен в иноки епископом Селивестром Новозыбковским. Иеродиаконом прослужил 10 лет и по просьбе братии и епископа, приняв сан священноинока, в 1894 г. был избран игуменом и в течение шести лет руководил монастырем. По поручению епископа Селивестра дважды был его представителем на Освященных соборах в Москве. Во время второй поездки на собор был избран в епископы на Самарско-Симбирскую епархию (август 1899). Кроме нее ему была поручена в управление Уфимская епархия. После смерти епископа Паисия саратовского епископ Порфирий принял во временное управление (на пять лет) Саратовскую и Астраханскую епархии. С именем владыки Порфирия связан расцвет Самарской епархии Древлеправославной Церкви Христовой, приемлющей священство белокриницкой иерархии. Энергичный владыка постоянно объезжал епархию с пастырскими визитами, совершал богослужения, и это - до 1905 года, когда такие действия не было позволено совершать открыто. Уже в 1900 году самарский епархиальный миссионер Д.Александров докладывал в отчете епархиальному начальству: «Порфирий - истый ученик Швецова, всеми мерами он заботится о поддержании раскола своего толка. Часто совершает поездки по епархии, в селах отправляет торжественно служения, причем старается, насколько возможно, больше открывать приходов, к которым определянт иереев. Он рукоположил около 50 священников, нескольких диаконов, образовал 25 новых приходов, освятил более 30 церквей. Скончался в Черемшанском монастыре, где и погребен 4 июня 1912 г. рядом с архимандритом Серапионом. 

ПРОКОФЬЕВ Ермолай Прокофьевич - старообрядец-беглопоповец г.Бугуруслана Самарской губернии, участник Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от господствующей церкви, в г.Вольске в 1912 году, член Совета Всероссийского Братства Св.Николы. 

ПРОКОФЬЕВ М. – председатель самарской общины законно-брачного спасова согласия в начале ХХ в. 

ПРЯНИШНИКОВ – начетчик самарской белокриницкой общины в 1870-х г.г. 

ПРЯНИШНИКОВ Василий Петрович (1877(80)-?) - старообрядец поморского брачного согласия из с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, торговал в Балаково церковными книгами. Участник II Всероссийского Поморского Собора 1912 г. в Москве от с.Балаково, участник поморского Собора в Саратове, автор статей в журнале "Щит Веры". 

ПРЯНИШНИКОВ Г.Ф. - крестьянин с.Балаково Николаевского уезда Самарской губернии, старообрядец белокриницкого согласия, один из основателей балаковской старообрядческой общины белокриницкого согласия, в его доме балаковская община около года собиралась для проведения богослужений. 

ПЫЖОВ – иерей белокриницкой иерархии, в середине 90-х г.г. XIX в. служил в Самаре, привлекался к ответственности за венчание старообрядцев с членами господствующей церкви.  

ПЫРСИНЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия 

1) Иван Герасимович - член белокриницкой общины, владел домом по ул.Уральской, 6 

2)  Симеон Иванович – член самарской общины старообрядцев, приемлющих

белокриницкую иерархию. В 1928 г., когда епископом на Самарскую кафедру был поставлен владыка Иринарх, С.И.Пырсин вызвался безвозмездно служить келейником владыки в течение года. В своих Автобиографических заметках владыка Иринарх так вспоминает о своей первой встрече с Симеоном Ивановичем: «На крылечке стоял вы­сокий поджарый мужчина, лет шестидесяти с лиш­ним, с редкой седой бородкой, подстриженный в кружок, на нем синяя русская рубашка, на которую надет безрукавный стеганый жилет. Также на нем стеганые на ватине толстые штаны, на ногах белые чесаные сапоги, на которых резиновые, вероятно, №14, галоши. На голове шапка, небось, лет сорок ношена. На вид мужчина очень суровый и серди­тый. При виде нас снимает шапку и кланяется до земли: „Прости меня, отче святый, и благослови, и помолися о мне грешном - будущем твоем слуге по­слушнике Симеоне». А вот как охарактеризовал владыке Симеона Ивановича член Совета самарской белокриницкой общины Степан Григорьевич Гузиков: «Этот человек - природный ста­рообрядец, уроженец Самары. Имеет свой домик на этой же улице, только в начале - №8, на берегу речки Самарки, где мост, через который проходит железная дорога. Святое имя его - Симеон Ивано­вич Пырсин. У него три сына, все женатые. Стар­ший отделился, ушел к теще, видимо, много нагре­шил. А второй и младший живут с ним. Второй - в задней квартире, а младший - в передней. Зовут его Михаилом, славный парень». 

3) Михаил Семенович (род.1900 - ?) – младший сын Симеона Ивановича, певец на клиросе храма во имя образа Казанския Богородицы. «Голос у него - бас, и бас очень складный, бархатный, покладистый», - так, по воспоминаниям владыки Иринарха, говорил ему Михаиле член Совета самарской белокриницкой общины С.Г.Гузиков.  

После 1917 года работал счетоводом. 17 января 1933 г. Арестован по ст.58-1- (контрреволюционная пропаганда или агитация) и ст.58-11 (контрреволюционная организационная деятельность). Постановлением ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю от 4.06.33г. уголовное дело было прекращено за недоказанностью обвинения. Реабилитирован по Закону от 18.10.91г. 

3) Полина – жена Михаила Семеновича Пырсина. «Поленька - чудная женщина, настоящая русская древлеистинная христианка», - так, по воспоминаниям владыки Иринарха, охарактеризовал ее владыке член Совета самарской общины С.Г.Гузиков. 

РАКОВА Евфросинья Герасимовна (8.09.1874 - 27.12.1953) - самарская старообрядка федосеевского согласия, из крестьян, последняя экономка "любимовской моленной". При закрытии храма раздала верующим иконы, книги, церковную утварь, благодаря чему часть этого имущества сохранилась и передана в храм после восстановления. После закрытия "любимовской моленной" жила с единоверными сестрами Екатериной Ложкиной и кухаркой Дуней на ул.Братьев Коростелевых, где в 50-х г.г. ХХ века собиралась группа федосеевцев (казанского благочестия). 

РЕПИН Степан Иванович - старообрядец поморского законобрачного согласия из с.Винновки Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне- Самарская область), участник Поморского Собора в Самаре в 1905 году. 

РЕПИНЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия

1) Тит Григорьевич - крестьянин, уроженец Саратовской губернии, житель Самары, активный член Самарской белокриницкой общины в начале ХХ в. 

РЕШЕТНИКОВ Сила Иванович – уставщик белокриницкой общины с.Новая Тепловка Бузулукского уезда Самарской губернии в конце XIX века. 

РОГАЧЕВ Иван - старообрядец спасова согласия из с.Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда Самарской губернии, член Совета Нижнее-Санчелеевской старообрядческой общины спасова согласия  

РОЖКОВ Гавриил Дмитриевич (13.02.1865-?) - самарский старообрядец беглопоповского согласия.  Был сапожником, имел сапожную мастерскую, после 1917 г. значился кустарем. Активный деятель самарской беглопоповской общины. В 1923 г. был одним из официальных учредителей и членов Совета зарегистрированной уже по советским законам общины беглопоповцев. Дочь Г.В.Рожкова была замужем за представителем другого самарского старообрядческого рода - Кирилиных, также активных деятелей Самарской общины старообрядцев, приемлющих священство, переходящее от Великороссийской Церкви. Правнук Гавриила Дмитриевича, А.В.Кирилин, в настоящее время является одним из активных прихожан Самарского Покровского прихода РДЦ.  

РОМАНОВЫ – самарские старообрядцы поморского согласия

1) Зиновий Венедиктович (1856-1931) –  певец и уставщик молитвенного дома поморского брачного согласия, член Совета общины, участник Поморского Собора 1905 г. в Самаре

2) Иосиф Зиновьевич (8.01.1891 – 1.08.1969) – наставник Куйбышевской поморской общины брачного согласия 

РУЗАНОВ Дмитрий Романович (18?? - 1932) – наставник общины поморского брачного согласия с.Черноречье Самарской губернии, участник Поморского Собра 1898 г. в Самаре и I Всероссийского Поморского Собора 1909 г. в Москве.  

РУЗАНОВ Никифор Федорович (22.02.1877 – 19.02.1969) – наставник второй Куйбышевской поморской общины брачного согласия 

РЫЖОВ Павел (?-1896) - иерей белокриницкого согласия, служил в с.Борма Самарской губернии, неоднократно подвергался арестам и преследованиям. 

РЫЖОВЫ - самарские старообрядцы белокриницкого согласия

1) Харлампий Л.Рыжов - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века

2) П.И.Рыжов - член общины старообрядцев, приемлющих священство белокриницкой иерархии в Самаре в начале ХХ века 

Категория: Деятели староверия в Самаре | Добавил: samstar-biblio
Просмотров: 2922 | Загрузок: 0

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz