Каждый христианин должен заботиться о спасении души, а для этого обязан свой земной путь украсить добродетелями, заповеданными нам Спасителем. Одной из главных добродетелей, ведущих к спасению, является любовь, познание которой - неотъемлемая часть нашего спасительного акта.
Что такое христианская любовь, нам дает ответ Святое Писание. Любовь есть высшая заповедь христианства, которая была дана Самим Господом Исусом Христом. Когда, однажды, один законник спросил у Него: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе?». Исус Христос ответил на это: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем разумом твоим и всею душею, и всею мыслью твоею, всем сердцем твоим. Сия есть первая и большая заповедь.
Вторая же подобно ей: возлюбиши ближняго своего, яко сам себе. Сию обою заповедью весь закон и пророцы висят». (Матф., зач. 92).
На этих заповедях основывается все христианское учение. Христианская любовь есть источник всякой истины и добродетели.
Она является главою, корнем, источником и матерью всех добродетелей. Во всех отношениях между людьми любовь является украшением. Любовь в счастье возвышает, в горе облегчает. Посему заповедует св. Апостол: «Вся вам любовью да бывают». (Коринф., зач. 166).
И точно - в любви нет гордости. Апостол Павел, который раньше был гордец, став христианином, не устрашился бичевания и угроз со стороны язычников, но сокрушился, когда увидел слезы на лицах людей, просивших его удалиться от преследующих его и сказал: «Что творите, плачуще и сокрушающе ми сердце...» (Деян. 21.13). Апостол Павел, неустрашившийся людских гонений и преследований, был тронут, увидев слезы: «Кто ни разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?.. (Рнмл. 14.35).
Человек, не имеющий любви, не может быть истинным христианином. Иуда, не имеющий любви, предал Господа иудеям. «А ненавндяй брата своего, во тьме ходит, и не весть, камо идет, яко тьма ослепи очи ему». (Иоан. 2.11).
Исус Христос привел нам пример высшей любви в притче о самарянине. Когда у Него спросил один законник, как ему удостоиться блаженства и жизни вечной, Господь ему сказал о любви к Богу и ближнему, и тогда законник спросил: «А кто мой ближний?» Господь, вместо ответа, сказал ему следующую притчу. Однажды один иудей шел из Иеросалима в Иерихон и попался в руки разбойников, которые изранили его и ушли, оставив его едва живым. Случайно той же дорогой прошел священник и левит, и ни один из них не оказал ему помощи. Затем прошел той же дорогой один из самарян, которых ненавидели и призирали иудеи, перевязал избитому раны, привел его в гостиницу и потом обязался уплатить за уход больного: «Прилежи ему, и еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти». После сего Исус Христос спросил законника: «Кто убо от тех трех ближний мнит ти ся быти впадшему в разбойники?» - «Сотворивый милость с ним». - Рече ему Исус: «Иди и ты твори такожде» (Лук. 10.35-37).
Самаряннн был иного рода, племени и веры, и оказал высшую любовь, выразив ее на деле без медления. Любовь должна быть всеобщей, а не к одному человеку. Пусть он будет и не родственник твой и не друг, но он человек, и имеет одинаковую природу, созданную одним и тем же Творцом. Pyководствуясь этой заповедью, человек никогда не впадает в беззаконие и непослушание, а научится еще познавать Бога и никогда не отклонится от истины.
«Пребываяи в любви - в Бозе пребывает». (Ефрем Сирин, гл. 61). Итак, любовь есть главная добродетель. Апостол Павел говорит: «Любы долготерпит, милосердствует. Любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует. Не ищет свояси, не раздражается, не вменяет злое, не радуется о неправде, радуетеся истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любвы, николи же отпадет». (1 Кор. 13.4-8)
Так в доступной форме Святое Писание раскрывает сущность христианской любви, которая является пиком добра. Следовательно, там, где царит любовь - водворяется мир, взаимопонимание, а там, где ее нет или она выражена только по отношению к своему ближнему - нередко зло. Эго должен знать и всегда помнить каждый христианин.
«Блажен убо стяжавый любовь и с нею отъидет ко Христу, яко той сведыи принмет в недра своя. Врази суще Боговн Тобою смирихомся. Подобно убо рехом. яко Бог - любовь есть и пребываяи в любви, в Бозе пребывает». (Ефрем Сирин, гл.61).
о. Иосиф Никитин, председатель Духовной Комиссии при Высшем Старообрядческом Совете ЛитССР
Старообрядческий церковный календарь на 1986 год
|