Братие и сестры!
Братие и сестры! Сегодня мы услышали евангельскую притчу о блудном сыне. Многие из вас слышали ея, да и читали не единожды - а много раз. Чему же она нас учит? Что мы должны понять каждый для себя, услышав ю или прочитав? Что Бог наш - наш небесный Отец - всегда нас ждёт, всегда готов принять нас, если мы искренне придем к нему с чистым покаянием, как бы мы не согрешили, какой бы мы грех не сотворили. Что милосердие Божие всегда намного больше любых наших грехов.
Но...слышим мы в Святом Писании от Бога и другие слова - "какой мерой меряете вы, такой и возмерится вам". И если мы сами каемся перед Богом и просим прощения наших грехов, то простит ли Он нам наши грехи, если мы не прощаем согрешившим перед нами? И каковы будут перед Богом наши ежедневные молитвы, если наши сердца и мысли отягощены обидами, злом и досадами, которых мы не можем простить хотя бы в своем сердце, хотя знаем, что Бог нам наши грехи готов простить и принять нас?
Насколько искренне мы молимся каждый день не один раз Богоданной молитвой "Отче наш"? Как можем мы говорить Сердцеведцу Богу - "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим"?
Хорошим подспорьем тут нам могут послужить слова апостола Павла - "братие, аще и прежде человек впадет в некое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости, блюдыи себе, да не и ты искушен будеши." Кто такие эти "духовнии"? И сам апостол нам и отвечает - "елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо дух работы паки в боязнь, но дух сыноположения, о нем же вопием - авва Отец!".
И если мы говорим - "Отче наш", если мы призваны во Святом Крещении быть "наследниками Богу, сонанаследниками Христу" - то мы именно должны быть "духовнии", и соответственно исправлять согрешивших или тех, кого считаем согрешившими, или несогласных с нами токмо "духом кротости".
А что такое кротость?
Пророк богодухновенными устами так говорит - "Кротость бо есть мати мудрости и разуму и всем добрым делом". А сейчас многие понимают кротость как "молчи и не высовывайся" или как "колупай и не чирикай" - то есть делай своё дело и не обращай внимания на других, или прямо говоря - будь равнодушным к другим, к их ошибкам и грехам.
А вот что говорит святой Иоанн Златоуст : "Много есть добродетелей, приличествующих христианам, но более всех - кротость, потому что только сияющих ею Христос называет ревнителями Божиими. Нам следует, когда оскорбит кто-либо, или ударит, или сделает другое что ужасное, переносить все благородно со спокойною душою, помышляя о том, что кротость делает подражателями Богу. И Сам Владыка и Спаситель наш, будучи оскорбляем, получая удары, подвергаясь пригвождению, распятию на Кресте, кротко перенес иудейское безумие, и не отомстил, имея столько силы для отмщения нечестивым..."
А как мы, истинно православные христиане, староверы, реагируем на грехи и ошибки и заблуждения - и наших же христиан и людей других упований?
Могут ли люди по нашим реакциям сказать - "Они действительно ученики кроткого Исуса"? Действительно ли мы подражаем в кротости Христу? Можем ли мы и иногда взять на себя чей-либо грех, как взял на себя все наши грехи безгрешный "Агнец Божии, вземлющий грехи всего мира" -Христос. Или мы, как "истые" и "коренные" староверы скоры только на осуждение и обиды? Боюсь что мало кто из нас, видя ошибающегося человека, молится за него. А многие ли, видя падающего, вспоминают свои падения, и спешат помочь своей молитвой и хотя бы добрым словом? Где та кротость, жизненно необходимая каждой христианской душе, о которой писали и апостолы Павел и Петр, и святые отцы - Иоанн Златоуст и Иоанн Лествичник? Найдет ли сейчас Бог ея в наших сердцах? Но сразу же возникает вопрос, как надо поступать, если грехи или ошибки, содеянные отдельным человеком или группой людей, задевают многих верующих? Как нам поступать с людьми, тень проступов которых падает на все сообщество благочестивых? Как быть, если люди уже спотыкались, были обличены, покаялись и давали обещание впредь не сходить с пути истины? Не "седмижды ли семь раз" говорил нам прощать братий наших Христос? Или сразу сказать - это не мы. Этот человек не наш. И "извести его вон" из нашей ограды. Но это у нас было недавно... Или попытаться оправдать или придумать оправдания. Или сказать - "Это наветы. Это клевета." Или честно признаться - что мы все больны грехом. И грех павшего или ошибшегося - отчасти наш.И все мы нуждаемся в покаянии. И не только покаяться, но и исправить сей грех или проступок - наш долг. А как исправить - молитвой и постом, потому что диявол нас всех искушает. А от Бога мы знаем, что род бесовский исходит от людей только молитвою и постом. И надо нам призвать общины к молитве и посту за павшего или павших. Итогом сего слова да будет призыв к молитве за тех, кто согрешил, за тех, кто пал, и за тех, кто, как мы считаем поступил неправильно. Потому что воздвигнуть павших может только Господь. потому что "невозможное от человек - от Бога возможна ". Иерей Глеб Бобков, Русская Православная старообрядческая Церковь
|