Старообрядцы, приемлющие священство белокриницкой иерархии, пережили крупнейшее за последние годы событие духовной жизни - первый всемирный Освященный старообрядческий собор, который состоялся в селе Белая Криница 7 - 14 ноября 1996 г. Именно там 150 лет назад произошло присоединение греческого митрополита Амвросия к Древлеправославной Церкви Христовой. Благодаря этому великому событию в старообрядчестве возродилась полнота трехчинной церковной иерархии.
Юбилейные торжества в Белой Кринице стали по-настоящему масштабным явлением. В деятельности собора приняло участие около двухсот старообрядцев из России, Румынии, Украины, Молдовы, Казахстана, Киргизии, Австралии, Канады и США.
Не претендуя на полноту описания соборных деяний, предлагаем читателям “Духовных ответов” лишь небольшой очерк событий прошедшего Освященного собора.
4, 5 и 6 ноября. Российская делегация во главе с преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Русской Православной Старообрядческой Церкви, отправилась на собор из Москвы 4 ноября. В поезде на протяжении всего пути не смолкало радостное оживление: вновь встретились духовно близкие люди, разделенные в обычной жизни расстояниями в тысячи километров. После взаимных приветствий дошло дело и до излюбленного дорожного занятия старообрядцев - пения духовных стихов. Вскоре многочисленные любители пения приступили к разучиванию молитвы “Достойно есть” путевым роспевом на греческом языке. Известный головщик М.Ф.Никонов для этой цели специально заготовил несколько рукописных листов с текстом на церковно-славянском языке и знаменной нотацией.
Глубокой ночью 6 ноября поезд прибыл в Черновцы. У вагона преосвященнейшего митрополита Алимпия встретили секретарь Украинской старообрядческой епархии протоиерей Сергий Маслов, представитель украинского Совета по делам религий по Черновицкой области, многочисленные местные старообрядцы. Поскольку наутро владыке митрополиту предстояла встреча с главой местной администрации, он с несколькими сопровождающими лицами остался на ночлег в городе, остальные же участники и гости собора автомобильной колонной, сопровождаемой машинами автоинспекции, направились за 60 км в село Белая Криница.
В село они прибыли на рассвете. Начались хлопоты, связанные с обустройством на новом месте. Епископы и часть духовенства разместились в домах белокриницких христиан, большинство же священников и мирян нашли временное пристанище в здании сельской школы, где вместо парт по классам были сооружены двухъярусные железные кровати, любезно предоставленные гарнизоном пограничной заставы.
День прибытия совпал с праздником в честь иконы Пресвятой Богородицы “Всех скорбящих радости”. В приходском храме свв. чудотворец и безсребренник Козмы и Дамиана накануне прошла полиелеосная служба, а на самый праздник начиналась Божественная Литургия. В праздничном богослужении, несмотря на усталость после долгого пути, приняло участие значительное число только что прибывших соборян. Новоприбывшие заняли места на клиросах, и храм наполнился мощным и чистым звучанием мужского хора. Так с самого первого дня установились две особенные черты церковных служб соборных дней: они проходили ежедневно и по древнему образцу сопровождались исключительно мужскими хорами, составленными из прибывших священников и клирошан.
Вечером того же дня в Белую Криницу из Румынии прибыла делегация зарубежного старообрядческого духовенства во главе с преосвященнейшим Леонтием, митрополитом всех древлеправославных христиан в рассеянии сущих. Владыку Леонтия сопровождали епископ североамери-канский и австралийский Софроний, священники: протоиереи Тимофей Овчинников (Сидней, Австралия) и Симеон (с.Камень, Румыния), иереи Кондрат Фефелов (Аляска, США), Тимофей и Порфирий Тораны (Оре¬гон, США), а также протодиаконы Федор (г.Браила, Румыния), Павел Фефелов (Сидней, Австралия) и диакон Никола (Аляска, США). На границе в Порубном их встречали епископ киевский и всея Украины Саватий, протоиерей Леонид Гусев (Москва), иерей Иоанн Думнов (Вла¬димир), сотрудник Московской митрополии Р.И.Хрусталев и др.
7 ноября. В четверг, после окончания литургии в Козмодемьянском храме, в 11 часов, в величественном монастырском соборе во имя Успения Пресвятыя Богородицы, митрополит московский и всея Руси Алимпий в сослужении многочисленного духовенства совершил молебен Пресвятой Троице. После завершения богослужения было официально объявлено об открытии первого засе-дания Освященного собора. Были зачитаны приветствия собору от правительств Украины и России, от администрации президента РФ. В этих обращениях содержалась положительная оценка усилий старообрядческой Церкви по сохранению древних духовных и культурных ценностей. Отмечалось, что сегодня имеются благоприятные возможности для возрождения церковно-общественной жизни старообрядчества, и выражалось пожелание, чтобы старообрядцы, имеющие за плечами столь драматическую историю, нашли в себе силы преодолеть нынешние трудности.
Затем собор заслушал доклад преосвященнейшего митрополита Алимпия «О Белокриницком соборе 1846 года и присоединении митрополита Амвросия». Речь владыки содержала подробное повествование о событиях 150-летней давности, непреходящее, вселенское значение которых мы с благодарностью к Всемогущему Богу ощущаем по сей день. Особое внимание в докладе было уделено анализу каноничности решений собора 1846 года о чиноприеме митрополита, «приходящего от внешней греческой религии». Владыка Алимпий привел конкретные святоотеческие правила и примеры из церковной истории, неопровержимо доказывающие правильность выбора именно “второго чина” для приема в церковное общение лиц, которые, как и митрополит Амвросий в еретическом сообществе, были трехпогружательно крещены во имя св. Троицы. Особую актуальность этим словам владыки Алимпия придавало то обстоятельство, что в первоначальной программе собора находился вопрос «О чиноприеме от инославных». Часть духовенства, не удовлетворяясь установленными святыми отцами (для лиц, подобных митрополиту Амвросию) правилами приема через миропомазание и проклятие ересей, желала включить в программу заседаний собора дискуссию о более строгом чиноприеме крещенных даже и в три погружения. После убедительного выступления митрополита Алимпия вопрос об изменении подхода к чиноприему в Церковь был снят с повестки дня.
В заключение владыка Алимпий призвал на весь Освященный собор всесильное Божие благословение.
Затем с краткими речами к собору обратились преосвященнейший митрополит Леонтий и епископы: преосвященный Саватий, епископ киевский и всея Украины, преосвященный Иоанн, епископ костромской и ярославский, преосвященный Силуян, епископ сибирский и Дальнего Востока, преосвященный Софроний, епископ североамериканский и австралийский. В этих выступлениях были намечены основные вопросы для рассмотрения на заседаниях:
1. О целесообразности избрания единого главы старообрядческой Церкви.
2. О канонизации (причислению к лику святых) блаженныя памяти митрополита Амвросия.
3. О будущем села Белая Криница, придании ему статуса заповедной территории со специальным госфинансированием.
После суждения по первому вопросу было постановлено, что чрезвычайно ответственное дело избрания первоиерарха, единого главы всего старообрядчества, является сегодня несвоевременным и недостаточно подготовленным.
Приступая к суждению о причислении к лику святых первого белокриницкого митрополита, собор заслушал доклады лиц, пытавшихся на протяжении 1995-96 годов осуществить перенесение останков владыки Амвросия с греческого кладбища в г. Триесте (Италия) в Белую Криницу. Прозвучали выступления епископов Силуяна и Саватия, в которых были переданы наблюдения и впечатления, полученные во время поездок к месту захоронения первого белокриницкого митрополита. Подробную информацию о подготовке к этим двум поездкам, о встречах и беседах с греческим архимандритом, надзирающим за кладбищем, доложили собору иерей Леонтий Пименов (г. Орехово-Зуево), протодиакон Павел Фефелов (Австралия) и сотрудник московской митрополии Р.И.Хрусталев. Как известно, немалые усилия по перезахоронению останков митропо-лита Амвросия на его духовной родине — селе Белая Криница — пока не дали реального результата. Иерей Леонтий Пименов в своем выступлении назвал несколько предположительных причин неудачи: это и общая организационно-финансовая слабость современного старообрядчества, и нерешенность ряда юридических вопросов, и, возможно, скрытое противодействие неких сил не заинтересованных в успехе старообрядческой Церкви. В заключение, он проинформировал собор, что только что от греческой стороны было получено письмо, подтверждающее их готовность продолжить переговоры.
Заслушав все выступления, собор вынес постановление о необходимости продолжить начатое дело по перезахоронению останков святителя, для чего из числа российского и зарубежного духовенства была избрана новая комиссия под руководством епископов Саватия и Софрония.
После постановки на обсуждение вопроса о канонизации митрополита Амвросия было решено перенести окончательное суждение на следующее заседание собора, чтобы посвятить ему более обширное время.
Следующим на повестке дня был вопрос о настоящем положении и будущем статусе исторического села Белая Криница. Прозвучали различные мнения и предложения. Было решено от имени старообрядцев всех стран направить Президенту и Правительству Украины обращение с просьбой о присвоении Белой Кринице особого статуса заповедной территории.
Однако оставался еще один неотложный вопрос. После кончины священноинока Севастиана (Озерского) и село, и монастырь остались без священноначалия. По должном рассмотрении собор наметил в течение ближайших дней принять решение по кандидатуре нового священника. На этом первое заседание Освященного собора было объявлено закрытым.
После трапезы все соборяне собрались в храме свв. Козмы и Дамиана на всенощное бдение под праздник св. великомученика Ди-митрия Солунскаго и воспоминание страшного труса. Эта служба, как и все происходившие во время собора, была отмечена особой торжественностью, благолепием и радостью духовного общения.
8 ноября. Утром в пятницу была отслужена Божественная литургия. В три часа дня в Успенском соборе открылось второе соборное присутствие. Преосвященнейший митрополит Алимпий предложил собору вынести суждение по вопросу о причислении к лику святых первого белокриницкого митрополита Ам-вросия.
Выступавшие, духовенство и миряне, были единодушны в том, что исповеднический и пастырский подвиг блаженной памяти митрополита Авмросия не оставлены в забвении у Бога, и душа его, ныне предстоя престолу Божьему, молится Господу о нашем спасении. Необходимость канонизации владыки Амвросия у большинства сомнения не вызывала.
Однако, со стороны делегации румынской Митрополии возникло некоторое колебание, связанное с тем, что митрополит Леонтий, возведенный в свое высокое достоинство всего за две недели до начала собора, не считал для себя возможным принимать столь ответственное решение в отсутствие большинства своего духовенства. На соборе не присутствовало двое заграничных епископов — Леонид славский и Афанасий молдавский (оба — из Румынии), да и священников из румынских приходов (из-за сложностей с оформлением документов) было немного. Владыка Леонтий в своей речи подчеркнул, что хотя он и другие члены делегации поддерживают предложение о канонизации митрополита Амвросия, но с учетом всех нынешних обстоятельств, он считал бы за лучшее перенести окончательное суждение по этому вопросу на следующий собор. В заключение митрополит объявил о своем намерении на следующий день возвратиться домой из-за нездоровья, а вместо себя вызвать из Румынии епископа Афанасия.
Этот критический момент, наверное, надолго запомнится участникам собора: все до единого одновременно почувствовали общую и, каждый в отдельности, — свою личную ответственность за судьбу поистине богоугодного дела прославления в лике угодников Божиих святителя и исповедника, положившего конец полуторавековому вдовству Христовой Церкви.
«Бывают в жизни случаи, когда нельзя промолчать», - обращаясь к собору, сказал иерей Леонтий Пименов и предложил каждому из присутствовавших высказаться. Мысленно возвращаясь к тому дню, мы вновь переживаем тот единодушный порыв, то чувствование “единым сердцем”, которые испытали соборяне, и которые “едиными усты” зазвучали в темном пространстве Успенского собора в поддержку канонизации.
К амвону один за другим стали выходить соборяне, настаивая на том, чтобы не откладывать канонизацию владыки Амвросия на будущее, а предпринять все возможные действия (срочно пригласить отсутствовавших румынских епископов и духовенство в Белую Криницу или дать им возможность высказать свое мнение, не приезжая на собор, например, по телеграфу), чтобы это давно вызревшее церковное деяние состоялось. Прозвучало немало взволнованных выступлений, из которых хотелось бы выделить речи преосвященного епископа кишиневского Зосимы, иерея Иоанна Думнова и главного редактора журнала “Церковь” А.В.Ан¬тонова. Подытоживая сказанное, выделим не¬сколько основных мыслей: канонизация митрополита Амвросия — это официальное признание его христианского, архипастырского и исповеднического подвига; причисление его к лику святых придаст Церкви новые силы для прославления святых Божиих, просиявших в годы гонений на старообрядчество; этот акт станет свидетельством нового этапа духовного возрождения старообрядчества в год 150-летия обретения епископства.
Неоднократно выступления прерывались многоголосным обращением соборян непосредственно к самому митрополиту Леонтию: «Молим, владыко, не уезжай!»
Наконец, митрополит сообщил, что остается. Однако вынесение окончательного суждения о канонизации Амвросия было отложено до заседания, намеченного на утро понедельника 11 ноября. К этому времени можно было ожидать прибытия новых представителей румынской старообрядческой Церкви.
Участники собора в тот памятный день покидали стены Успенского храма затемно, когда черное небо над Белой Криницей усеяли россыпи необычайно ярких, крупных, как будто бы приблизившихся к людям звезд. Золотые кресты, купола и выложенные голубой глазурной плиткой башни старинной церкви отражали их переливчатое сияние, которое соединялось с отблесками свечей в соборных окнах и далеких уличных фонарей. Своеобразная игра ночного света создавала неповторимое впечатление парения в темном небе громадной каменной массы, казавшейся невесомой, будто облако легкой дымки.
Это необыкновенно живописное и возвышенное состояние в природе было весьма созвучно душевному настрою людей, расходившихся после соборного заседания большими и малыми группами.
Все взволнованно обсуждали события истекшего дня и единодушно выражали надежду на преодоление трудностей и скорое свершение великого события - прославления нового угодника Христова, страдальца за Истину, пастыря доброго Амвросия. Уходящему дню было суждено войти в нашу память ощущением братской единомысленности, ответственности за общее дело, судьба которого в критические минуты столь зависит от единения голосов каждого члена Церкви.
9 ноября. Субботнее заседание Освященного собора, начавшееся в 11 часов было посвящено обсуждению кандидатур в священники для Белой Криницы и происходило по церковным законам в отсутствие мирян. Решения на этом заседании не приняли, отложив его до выяснения возникших во-просов.
Воскресную службу недели 23-й по Пятьдесятнице по предложению протоиерея Леонида Гусева (Москва) было решено совершить в храме Успения Пресвятыя Богородицы, где проходили соборные заседания. Это подчеркнуло особое значение предстоящего богослужения, которому предстояло совершиться в самый день 150-летней годовщины восстановления в старообрядческой Церкви епископства. Событие это произошло также в воскресение, в том же селе Белая Криница, когда греческий митрополит Амвросий, отрекшись от ересей, вступил в лоно Древлеправославной Церкви Христовой.
Богослужение началось в 14 часов с чтения правильных канонов, как это по обычаю ветковских монастырей до сего дня сохранено у румынских старообрядцев.
По благословению преосвященнейшего митрополита Алимпия богослужение было соединено со службой Успению Пресвятой Богородицы, дневным же святым каноны и стихеры вычитывались на павечернице. Для совершения службы облачились почти все присутствовавшие епископы, а из числа священства - преимущественно зарубежные гости. Российские иереи заполнили клиросы. Пением правого клироса руководил о.Леонтий Пименов, левый клирос и пение на сходе возглавлял о. Алексий Думнов. Для осведомленного читателя одно лишь перечисление имен ясно указывает на высочайший уровень зву-чавшего за той всенощной церковного пения. И, действительно, головщики и певчие в ревности к точной передаче всего богатства звучания древнего крюкового напева, казалось, стремятся превзойти сами себя. Так, по знамени была великолепно спета последняя стихера на “Господи возвах” великой вечерни, славник Успению “Богоначальным мановением”, так называемый “осьмогласник”, который начинается попевками 1-го гласа, а затем в смешанном порядке перебирает все 8 гласов и в конце снова возвращается к мелодии 1-го гласа.
“Нараспев” прозвучали также стихеры Успению: последняя на стиховне (на “и ныне”) 4 гласа, по 50-м псалме “Егда преставление” 6-го гласа, а также Евангельская стихера на первом часе “На гору учеником идущим” 1-го гласа. Да и прочие стихеры, антифоны, ирмосы, — все песнопения отличались тщательным, неторопливым и могучим звучанием.
Закончилась служба далеко заполночь, как бывало в старые, более строгие времена. Но одухотворенные молитвой люди, казалось, и не заметили как прошло время. В бодрости духа направились старообрядцы во временные свои пристанища для кратковременного отдыха, чтобы в половине седьмого утра вновь собраться в храм на божественную литургию, начавшуюся с полунощницы.
10 ноября. Воскресной литургии была присуща все та же торжественная чинность, размеренность, далеко отревающие все обыденные суетливые мысли и чувства. Можно сказать, что торжественности в некоем роде даже добавилось с прибытием из Румынии убеленного сединами епископа Афанасия молдавского. Вместе с ним приехал и диакон Федор (из мужского монастыря в с.Мануйловка), украсивший службу переливчатым тембром своего легко звучащего голоса. В целом же впечатление от богослужения можно выразить словами одного из богомольцев: «Такие службы действительно бывают только раз в 150 лет!»
В завершение торжества преосвященнейшие митрополиты Алимпий и Леонтий, каждый с большим волнением произнесли прочувст-вованные слова о большом церковно-историческом значении воссоздания полноты иерархии в Церкви Христовой, события, 150-летие которого старообрядцы нынче отмечают не только в Белой Кринице, но и повсюду, где только двое или трое собрались во имя Христово.
Воскресным вечером под сводами Успенского собора состоялся вечер духовных песнопений. Небольшая певческая группа под руководством иерея Иоанна Думнова исполнила на хорах храма несколько церковных песнопений, закончив свое выступление в первом отделении пением “Достойно есть” на греческом, разучивание которого началось еще в поезде. Во втором отделении прозвучали духовные стихи. Завершилось все троекратным пением “Слава в вышних Богу”, причем в третий раз хвалу Господу подхватили и все слушатели, что вполне выразило настроение “Благоволения”, сошедшее на всех как итог того памятного дня. Покидали стены храма участники и гости вечера также под всеобщее пение, - к самому небу возносилась лаконичная и торжественная мелодия кондака “В молитвах неусыпающую Богородицу...”
11 ноября. В понедельник, в 11 часов, началось заседание собора, на котором должно было быть вынесено окончательное суждение о канонизации митрополита Амвросия. Продолжение пятничного обсуждения также не обошлось без трудностей. На сей раз новоприбывший из Румынии епископ молдавский Афанасий выразил опасение, что решение, принятое им без обсуждения со священством своей епархии, может не получить безусловной поддержки. Затем слово взял епископ кишиневский Зосима. Он зачитал сообщение «О канонизации святых в дониконовской Русской Церкви», присланное на собор иереем Сергием Дурасовым (с.Андроново Московской обл.), и сопроводил его про-странным комментарием. Отец Сергий постарался представить собору краткое систематическое изложение взглядов на канонизацию святых, которые были присущи дораскольной Церкви. В частности, он рассматривал, какие же условия с точки зрения наших предков являлись основаниями для причисления к лику святых, и какова была последовательность практических действий по канонизации . Основываясь на изложенном, владыка Зосима в своем заключении убедительно показал, что настоящий собор имеет достаточно оснований для канонизации митрополита Амвросия. Это выступление прозвучало настолько веско, что епископ Афанасий уточнил свою позицию, и историческое постановление о причислении к лику святых первого белокриницкого митрополита Амвросия было вынесено соборянами единогласно.
В завершение заседания собор рассмотрел еще один актуальный вопрос: о воспитательной работе с детьми и молодежью в приходах. Своим опытом поделились иереи Евгений Чунин (г.Ржев) и Геннадий Четвергов (г.Казань), которые в наше непростое время сумели организовать летние христианские лагеря труда и отдыха, где детей разного возраста приучают к ежедневной молитве, учат Закону Божьему, церковной истории.
После завершения соборного заседания все начали готовиться к первой службе святителю и исповеднику Амвросию. В урочный час в храме свв. Козмы и Дамиана началось всенощное бдение. И это вечернее богослужение, и последовавшая за ним на следующее утро литургия имели ряд примечательных особенностей. На левом клиросе пело зарубежное духовенство под руководством о.Порфирия Торана (США), исполнявшее песнопения в своеобразной попевочной и тембровой манере, характерной для липован. Российское же духовенство во главе с отцами Леонтием Пименовым и Иоанном Думновым на правом клиросе пело в строгом “классическом” стиле. Было заметно, что исполняя ирмосы по певческим книгам, левый клирос старался приблизить свою напевку к мелодии, назнаменованной в книге, что сближало манеру исполнения двух ликов. Так на протяжении всей службы две поместные певческие традиции то переплетаясь, то отталкиваясь, сплетали удивительное по красоте, разнообразию и утонченности мелодическое кружево. Все бывшие в храме испытывали чувство удивительного духовного подъема. На намять пришла мысль святителя Григория Богослова, что церковному единомыслию не вредит разность местных обыкновений, не выходящих за рамки канона.
Ради вящего духовного торжества для поклонения верующим на полиелеосе был вынесен ковчег с мощами свв. мученик Дады, Гаведая и Каздои, пострадавших в Персии в 4 в. по Р.Х. Эти священные реликвии с конца прошлого века хранятся в Белой Кринице. Под звуки величания святителю Амвросию (образ которого в духе древних традиций еще предстоит писать старообрядческим иконописцам) с великим благоговением подходили молящиеся приложиться к мощам персидских мучеников, — так естественно слилось в одно целое почитание древних святых и новопрославленного угодника Божия.
12 ноября. Отличительной чертой состоявшейся во вторник утром литургии было исполнение песнопений демественным роспевом или, как он именуется в некоторых старинных книгах, “прекрасным демеством”. И этот выбор был сделан не случайно. Демественный напев, как известно, восходит к византийскому, древнему греческому церковному пению (о чем есть упоминание в житии преп. Романа певца, 5 в. по Р.Х.). Демественное пение подчеркивало особую торжествен-ность праздника и призвано было напомнить о греческом происхождении белокриницкого митрополита Амвросия.
После литургии состоялся молебен святителю Амвросию, который, как и все предшествующее богослужение, отличался глубоким молитвенным настроем, красотой служения духовенства, удивительной силой и мастерством пения, духом единения всех молящихся. Без преувеличения можно было сказать словами послов князя Владимира: не знаем мы, были на земле или на небе. Так старообрядцы, впервые собравшиеся с разных концов света, вместе прославили святителя Христова и исповедника Амвросия.
Во второй половине дня состоялось очередное заседание собора. Первым был заслушан доклад о нынешнем состоянии московского старообрядческого училища прикладного искусства, с которым выступил автор сих строк, имеющий честь быть одним из его преподавателей. Одиннадцать учащихся и шестеро преподавателей не получают никакого денежного довольствия, существуя за счет доходов от заказов, которые они выполняют в свободное от учебы время. Такое бессребренничество со стороны преподавателей весьма похвально, но для совершенствования условий обучения, развития материальной базы, улучшения условий быта требуются немалые средства. Забегая чуть вперед, скажем, что кишиневский епископ Зосима, протоиерей Сергий Маслов (Винница) после окончания собора прислали в училище различные продукты для учащихся. Однако до принципиального решения вопроса о достаточном и устойчивом финансировании училища еще далеко.
В оставшееся время собор рассмотрел ряд частных вопросов пастырской практики, а затем продолжил работу в отсутствии мирян. Итогом стало решение о том, что в ближайшем будущем служение в храмах Белой Криницы будут совершать попеременно два священника — о.Стефан (с.Грубно, Украина) и о. Феодот (с.Климоуцы, Румы-ния) под руководством киевского епископа Саватия. Вопрос о поставлении в Белую Криницу своего настоятеля был отложен.
13 ноября. В среду, после завершения литургии и трапезы, настало время прощания с преосвященнейшим митрополитом Леонтием и большинством членов иностранной делегации, которых неотложные дела призывали домой.
В связи с этим необходимо сказать о впечатлении, которое произвел новый предстоятель зарубежного старообрядчества. Впрочем, для автора этих заметок свидание с владыкой Леонтием не было новым знакомством. Зимой 1991 года мне довелось побывать в Румынии и в течение недели пользоваться гостеприимством нынешнего митрополита. Я поселился в его келье в Славском мужском монастыре, где он пребывал тогда в сане иеродиакона.
Отличительная черта митрополита Леонтия - его молодость. Удостоившись высочайшего сана в тридцать лет, он стал самым молодым митрополитом в истории старообрядчества. Вероятно, найдутся такие, которых повергнет в недоумение, а то и введет во искушение это обстоятельство. Однако из истории древней Церкви мы знаем подобные случаи. Не вдаваясь в долгое перечисление, укажем лишь, что, напри-мер, священномученик Елевферий стал иереем в 18, а епископом в 20 лет. Был и в старообрядчестве подобный пример, епископ Пафнутий коломенский был рукоположен в сан в тридцатилетнем возрасте. Ведь еще ветхозаветная Премудрость Соломона гласит, что возраст праведника «не в числе лет исчисляется, седины бо суть мудрость человеку, и возраст старости, — житие нескверное» (Прем. 4,7).
Сему-то житию митрополит Леонтий (в миру Лаврентий Изотов) и прилежал с ранней юности, когда безоговорочно избрал для себя путь иночества и поселился в обители близ села Слава Русская. Обстановка монастырской жизни и службы способствовала быстрому совершенствованию его природных способностей. Молодой инок проявил талант церковнослужителя и вскоре был поставлен в иеродиаконы, а спустя несколько лет его возвели в архидиаконский сан.
Старообрядческая Церковь в Румынии с начала 1990-х годов переживала непростой период, связанный с длительным и тяжелым недомоганием преосвященнейшего митрополита Тимона. В это же время один за другим преставились его местоблюстители — блаженной памяти епископ Никодим и архиепископ Иустин. В этих прискорбных обстоятельствах выбор Освященного собора пал на архидиакона Леонтия. Он был возведен в сан епископа браило-тульчинского, а по кончине владыки Тимона соборне избран и поставлен в митрополиты.
Владыка Леонтий выглядит благообразно: он высок ростом, статен, в разговоре нетороплив, в движениях сдержан. В служении его также заметно стремление к чинности, чему способствует и его довольно звучный голос и обширные познания в церковном пении. Одним словом, нужно только воздать хвалу Господу и молить Его о здравии митрополита Леонтия, чтобы многие годы он имел возможность всецело отдавать силу и одухотворенную энергию, свойственные его годам, всестороннему развитию Церкви Христовой, на спасение всех верных ее чад.
После отъезда зарубежного митрополита соборяне вновь собра-лись на заседание, чтобы решить ряд технических вопросов, связанных с распространением по всем старообрядческим общинам известия о канонизации митрополита Амвросия. Получило одобрение и предложение московского уставщика Алексея Шишкина, чтобы по возвращении из Белой Криницы каждый священник в своем приходе совершил службу новопрославленному святому. Протоиерей Тимофей Овчинников (Сидней, Австралия) испросил благословение собора на то, чтобы совершать ежегодную службу митрополиту Амвросию в ближайшее ко дню его памяти воскресение, если самый день преставления святого (12 ноября н.ст.) придется на будни. Например, так поступают с празднованием соборам свв. отец (11 октября и 16 июля ст.ст.) в связи с тем, что именно в воскресные дни в храме собирается наибольшее количество прихожан. Собор не возражал против этого. Вероятно, таким же образом будут поступать и в некоторых других старообрядческих приходах, особенно немноголюдных.
Затем, в отсутствии мирян, собор рассмотрел дела некоторых священных лиц, запрещенных в служении, не исчерпав этим, однако, весь перечень вопросов. Было решено провести еще одно вечернее заседание на следующий день.
Между тем, наступавший день в святцах был отмечен памятью святых чудотворец и безсребренник Козмы и Дамиана. Наступал престольный праздник приходского храма Белой Криницы. Вскоре после обеда в Козмодемьянской церкви началось всенощное бдение, к началу которого подоспели новые гости: певцы из ряда приходов Молдавии, заполнившие правый клирос. На левом же пел сборный хор духовенства из числа соборян. Возглавил праздничное богослужение преосвященнейший ми-трополит Алимпий.
Категория: Старообрядческие Соборы и съезды | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-11)
|