Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Дек-22, 18:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Соборы Русской Церкви до раскола [1]
Старообрядческие Соборы и съезды [17]

Главная » Статьи » Соборы » Старообрядческие Соборы и съезды

Половинкин П.В. Самарские Соборы (К истории поморского староверия в Самарском Крае)

Для устройства земной жизни Церкви святые собирались из мест своей проповеди,  рассуждая о вопросах,  которые каждый из них в отдельности решить не мог (Апостольский Собор в Иеросалиме в 51-м году по Рожестве Христове). Святые Отцы придавали соборам большое значение, собираясь из разных областей для создания управления «Великим кораблем спасения». Церковь на соборных правилах утверждалась, как на несокрушимых столпах и устоях. Церковь на соборах утвердила «Символ Исповедания Православной Веры», отсекала ереси и еретиков. Правила Семи Вселенских Соборов (в период с 325 по 787 годы) и девяти Поместных (314-879), «почитаются наравне со Святым Евангелием» (Кормчая, Предисловие, л.2-3).

«Аще какия недостатки случахуся в Российстей церкви от киих, и сия вся исправляхуся Церковию (в лице Соборов), всеблагодатное согласие Всероссийскаго благочестия вельми безраздорно соблюдашеся» (Поморские ответы, ответ 3).

На обличение реформ патриарха Никона созывали соборы ревнители святой старины.

Неуклонно следуя Церковным правилам, староверы и в последние века, по мере представляющейся возможности, так же созывали и созывают соборы для решения насущных вопросов, в постановлениях основываясь на учении святых отец и ранних соборных уложениях.

Среди Соборов Староверческой Поморской Церкви известны четыре Собора, произошедшие в конце XIX — начале XX века в Самаре. Сегодня мы попытаемся частично воспроизвести картины значимых для поморцев событий из истории Церкви, познакомим читателей с вопросами, волновавшими поморское общество того времени.

Собор 1887 года в Самаре - считается I Самарским Всероссийским. Известно, что на нем был признан авторитет Л. Ф. Пичугина, впервые гласно выступившего перед всей Церковью (в лице Собора). Других данных о Соборе на сегодняшний день нет. На сохранившемся фотоснимке участников Собора, числом из 22-х человек, узнаваемы: Л.Ф. Пичугин, ТА. Худошин и Самарский Наставник П.И. Белов.

Собор 1896 года в Самаре - II Самарский Всероссийский Собор, имевший продолжение в 1897 г. Из письма А.А. Надеждина самарским христианам — наставнику П.И. Белову и попечителю А.К. Ушанову -  известно, что Собор проходил 1 октября, а основной вопрос — «о самарских самокрестах». Других сведений о Соборе не имеется.

Собор 1897 года в Самаре - состоялся с 21 по 27 сентября в молитвенном доме христиан поморцев законобрачного согласия, что на Сокольничей улице. «В предыдущем, 1896 г., поморцы, со всех сторон съехавшись в Самару, составили II Самарский Всероссийский Собор, и по многом рассуждении отложили разрешение намеченных вопросов до следующего» (1897) г. По некоторым же описаниям его считают 1-м Самарским Собором.

Собор проходил под пристальным присмотром господствующей церкви. В начале Собора, Самарский Епархиальный миссионер, иерей Дмитрий Александров, прислал его организаторам так называемое «увещевательное письмо, в котором доказывал, что Собор их не может быть истым собором, где они не имеют с собою лиц иерархических — епископов, которые только одни имеют право собирать соборы и руководить ими»

1 августа 1897 г. было разослано уведомление «достопочтеннейшим ревнителям Христианского Благочестия», предполагаемым участникам данного Собора. В нем, в частности, говорилось, «что в настоящем году назначено быть обще-христианскому собранию в гор. Самаре с 21 сентября, по совету и согласию многих единомышленных обществ городов и селений, на которое и Вас просим пожаловать для рассмотрения общехристианских недоразумений, из которых составляются нижеследующие вопросы:

1.         О церковном пении старознаменном на «онъ» и речном на «еръ», творимых в христианах.   

2.         Творимое самокрещение в нынешнем времени признать законным или не признавать.

3.         О пророках Илии и Енохе и антихристе,  чудодейственно или духовно разуметь нужно их.

4.         О многоженстве от живых супругов.

5.         О феодосеевцах.        

6.         О общении со внешними в питии и ядении

7.         Рассуждение, из каких причин можно делиться между собою христианам

«И прочие вопросы, которые будут предъявлены  ко дню собрания из христиан».  |

На сохранившемся «уведомлении» в «Богоспаемый град Санкт-Петербург» имеется и подпись Самарского настоятеля П.И. Белова, а также личная печать: «настоятель поморскаго согласия Петр Иванович Белов». Здесь же автографы христиан г. Самары: попечителей А.К.Ушанова, И.И. Еделева, И.К. Кузнецова, М. Иконникова. Упомянутое «уведомление» было направлено петербургским купцам-попечителям и членам совета общины брачного согласия: Ивану Ивановичу и Константину Ивановичу Мерзлоуховым, Михаилу Ивановичу Кондратьеву, Никите Гурьевичу Гурьеву, Димитрию Кирилловичу Ругину  и Филиппу Захаровичу Баженову. Учитывая то обстоятельство, что мы не имеем точного списка участников Собора, упоминание данного списка частично его воспроизводит.

   На Собор съехалось более 150 знатнейших отцов, начетчиков и уполномоченных поморских общин Сибири, Петербурга, Дона, Астрахани и других мест.

   В контексте основного вопроса «О самокрестах», участники Собора постарались затронуть всю его глубину, даже рассмотрели деятельность известных поморских деятелей и наставников, как А.А. Надеждина, Ф.К. Чуева, И.И.Зыкрва, С.Т. Бондурова.

   Заметим, что, судя по письму А. А. Надеждина самарскому наставнику П. И. Белову от 12 сентября 1897 г., сам он не предполагал присутствовать на Соборе.   |

   Второй вопрос, «об антихристе», один из  наиболее важных для поморского общества, так как на нем строится учение Церкви.

   Третьим важным вопросом  был вопрос о чиноприеме федосеевцев. Некоторые требовали принимать безусловно через перекрещивание,  некоторые, по снисхождению, через отречение…

   Далее Собор подтвердил правила о неядении и  питии с еретиками, вменив в обязанность настоятелям строго следить за соблюдением сих правил, предостерегая своих пасомых даже от дружества с еретиками, отчего может происходить смешение. Если же кто «смирщится», то первый раз наказывать 15 дневным постом,  второй – шестинедельным и т.д.

   Тех, кои отдают детей в замужество за «никониан» — наказывать епитимиею по рассуждению и усмотрению настоятеля.

   Собор также рассмотрел вопрос об образовании детей в никонианских церковных школах, на который вынесено определение: учились же в языческих школах Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие, посему отдавать детей можно в школы, но следить за ними строго.

   Были рассмотрены вопросы  Елховских, Самарского уезда и губернии поморцев, во главе которых стояли крестьяне Иван Белов и Иван Спрыгин. Данные христиане не признавали книги единоверческой печати, как изданные с благословения Синода  и с титлой самого «антихриста», отвергали моления за царя, как антихриста,  иконы не своего письма, не поклонялись Кресту без изображения на нем распятого Господа, и другое. Однако данный вопрос решен не был.

   Собор закончил свою работу, однако, обсуждение поставленных и рассмотренных на нем вопросов еще будет иметь продолжение.

    Деяния Соборов 1896 и 1897 гг. были отпечаны на гектографе.

    Как видно, вопросы, вопросы, рассматриваемые на этом Соборе,  неоднократно обсуждались соборно в поморском обществе и окончательно были решены только на Соборах 1905 и 1909 гг. в Самаре и Москве, соответственно.

   Собор  1898 года в Самаре — в некоторых источниках описывается как II Самарский Собор. По существу  вопросов — это может быть и так. По составу участников, представляющих общества Самарской и Саратовской губерний, его можно отнести все-таки к поместному Собору.

   Собор начал свою работу 21 сентября.

   Соборные деяния напечатаны на гектографе. Деяния начинаются со своеобразного «предъобъяснения о причине настоящаго собрания», состоящего из выдержек из Священного Писания и святых отцов Христовой Церкви о  единомыслии в обсуждении вопросов. Далее следуют сами постановления.

   Основными вопросами,  представленными на обсуждениe Собора,  были: о церковном пении, о самокрестах, происходивших от Матфея Андреева, о бракоборном учении, о приходе пророков Илии и Еноха, а также о многоженстве. Все они уже неоднократно обсуждались на предыдущих Соборах и еще будут иметь продолжение в обсуждении.

   Особенно же хотелось отметить еще и другие вопросы, предложенные на рассмотрение Собора, и остановиться на вынесенных постановлениях по существу:

1.  Соблюдать  благочиние в церкви и предохранять Церковь Христову от всякого порока и соблазна.

2.  Церковь постановила — быть ежегодным собраниям. Согласно этого и христианам не бесполезно иметь навсегда общий совет для блага и единомыслия церковного.

3.   Духовныя отцы так же, как и прежде, по желанию общества христиан, должны быть назначаемы, и по крайней необходимости благословляемы не зазренным лицом духовнаго настоятеля.

4. Не возможно нарушать участвующим лицам постановления сего собрания, а тем более подписавшимся к нему своеручно.

5.   Сие христианское постановление должно быть прочитано каждым настоятелем в своем обществе.

6.   Уклонившийся из христиан по причине брака во внешнюю церковь и по возвращении не может

быть настоятелем. А также не могут быть и второбрачные, и похитившие что-либо из церковного пожертвования, а тем более после  раскаяния не должен похищенное удерживать у себя, но возвращать его по принадлежности.

7.   Отцы духовные не могут переходить из своего места в другое ради своих интересов.

8.  Сочинения разного рода, хотя бы оные и христианами составлены были, но не по смыслу святозаконного писания, таковые в обдержность не принимать и не давать им никакого значения.

9.   Каждому христианину необходимо признавать и исповедовать семь церковных таинств.

10. Не должно христианам производить табачную, винную и пивную торговлю, и не содержать разного рода увеселений в своих домах.

11.  Творение Божие признавать все добрым, как то: картофель, чай, кофе и прочая, но употреблять из них только, что не запрещено.

12.  Старчию исповедь иметь в необходимом значении для всякаго христианина.

13.  Настоятели несовершеннолетних в супружество совокуплять не могут.

14.  Не могут духовные настоятели давать совет на сочетание брака, с лицом не своего христиан ского общества.

15.  Христианам: аще не соблюдет общее сие постановление и поемлет себе жену от внешнего общества, то таковый брак признать тогда законным, когда неверная часть присовокупится к правоисповеданию Христовой Церкви.

16.  Относительно самовольнаго брадобрития духовным настоятелям запрещать строго прихожанам, а так же и главы постригать, не иначе как только по обычаю христианскому.

17.  Аще сосватаются браку, а жених или невеста общаются со внешними в ядении и питии, то принимать таковых для совершения брака церковным порядком, не менее как с епитимиею трех, а по крайней нужде —   двухнедельного поста, и   молитвы по усмотрению отца духовного.

18.  Аще усмотрено будет который настоятель за преступление уволен собранием от духовной должности и остался доволен постановленным о нем определением, и подписавши оное своею духовную должность, то с таковым не совокуплятися христианам в общественной молитве (по 28 правилу Свв. апостол и по 9 правилу Карфагенского Собора).

19.  Настоятелям не дозволяется церковным порядком брачить с иным лицом, от живого супружества, т. е. жену от живого мужа или мужа от живой жены, и аще из таковых что будет, лишается настоятельства.

20. Поющие, или пляшущие христиане на свадьбах, таковые должны быть отлучены от общения церковного донележе исполнят епитимию отца духовного.

21. Отцам духовным необходимо предупреждать прихожанам в необычной одежде не ходить на молитву.

22.  А так же запрещать всем находившимся в общении церковном (кроме необходимых нужд, для лакомства) ходить с своими сосуды кольми  паче без своих во все места увеселительных домов, а за ослушание облагать таковых епитимиею.

23.  Христианам не должно покупать внешнего писания иконы, аще и добре изваяны.

24.  Отцам духовным всячески удалиться чаепития, а так же воспрещать и прихожанам, кольми паче в постные дни с сахаром.

25.  Аще кто из христиан яве обличен будет в табачном курении и не оставит таковое, за преслушание церкви осужден будет словом Христовым яко язычник и мытарь (Мф. зач.75).

26.  Отцы духовные во всех важных предметах то есть в приятиях и отлучениях, необходимо должны

иметь совет с церковию, а тем более о тех причинах, которые нарушают церковное спокойствие, и делают вражду между братии.

   Данные постановления воспроизведены полностью, так как даже без комментариев дают представления о том, какие вопросы волновали старообрядческое общество в конце XIX столетия.

И в заключение, еще раз вернемся к составу участников Собора. Главным образом, это были наставники, начетчики и попечители молитвенных домов, апологеты и столпы Поморской Церкви, борцы против никонианских миссионеров.

   Собор 1905 года в Самаре — состоялся с 14 по 17 сентября по ст. ст. Это был третий Самарский Всероссийский Собор поморцев законобрачного согласия.

31 июля того же года во все Поморские общины России были разосланы приглашения за подписью членов Совета общины: «Великое дело, великаго требует совета, согласия и обсуждения, дабы уяснилось на основании точнаго и незыблемаго писания а иначе не может частными беседами утвердиться свято-истинное Правомыслие».

   Заседания Собора происходили в молитвенном доме общины христиан законобрачного согласия г. Самары.

   На Соборе присутствовало около 200 знатнейших отцов, начетчиков и уполномоченных общин из Петербурга и Поморья, с Урала и  Поволжья, из Сибири и других мест, всего  из 17 губерний. По сословиям участники Собора: мещане, крестьяне и казаки.

   Главными лицами на Соборе были руководители Поморского    Староверия    того    времени:   Л.Ф. Пичугин (с. Поим, Пензенской губ.),  А.А. Надеждин (Нижегородской губ.), Т.А.Худошин (Саратов), П.А. Степанин (Петербург), И.И. Зыков. Также на Соборе принимали активное участие такие известные деятели, как  И.М. Цветков (г. Хвалынск, Саратовской губ.),  А.А. Байдосов, М.С. Кудымов и Ф.В. Мурдасов (г. Златоуст, Уфимской губ.).

   Настоящий Собор служил как бы продолжением Самарских Соборов 1896, 1897 и 1898 годов, на  которых рассматривались практические вопросы, и которые окончились тогда, как известно, разделением в Поморском coгласии.

На Соборе были рассмотрены следующие вопросы:

1.         О чиноприеме феодосеевцев;

2.         О почитании иконы образа Отча (Бога Отца)

3.         О пении «хомовом» и «на речь»;

4.         О самокрестах, произошедших от Матфея Андреева;

5.         Об отцах духовных;

   Также на Соборе были разобраны «и недоумительные предметы, накопившиеся в каждом обществе», и в основном «касающиеся душепагубным раздорам».

   14 сентября на праздник «Воздвижения Животворящаго Креста Господня», по окончании соборной молитвы и обеда, Собор начали заседания.

   Председателем Собора был избран Иван Иванович Зыков.

   Главным оппонентом всему Собору при обсуждении многих вопросов был некий Григорий  Евдокимович Токарев, из Городца Нижегородской губернии. После же его выступлений по вопросу образе Отчи, в которых «Собор нашел это мнение еретическим, близким к латинству»; и по троекратном увещевании, «Собор единогласно объявил Токарева отлученным от Церкви»

   Отлучение по поручению отцов Собора объявил с амвона Петербургский настоятель. Собор единогласно воскликнул: «Аминь!»

   На утреннем заседании 16 сентября Собором, как бы в пример всем присутствующим отцам, одним из наставников был принят в лоно Поморской Церкви  бракобор Иван Артемьевич Марков (из с. Екатериновки, Самарсксой губ.), представитель 30 лиц, так же желающих присоединиться и уже несущих правило.

По основным вопросам, рассмотренным на  Соборе, были приняты следующие постановления:

1. «Федосиян, Филипповцев и подобным им - принимать третьим чином, чрез шестинедельный пост, тысящное правило о отречение от ересей.»

2. Отчий образ принимать, почитать и воздавать ему должное поклонение; не почитающих же и не поклоняющихся отлучать от Церкви»;

3. «Как самих самокрестов, так и крещенных от них согласно 4 правилу II Вселенского Собора, совершенно крестить»;

4. Собором  «воспрещено самовольно, без согласия окружных отцов или поместного Собора, духовным отцам переходить из одного прихода в другой.»   He допускать, разве только по великой нужде, до духовного руководства второбрачных»;

5. «Не делать различия в пении, не отдавать преимущества тому или другому, а пусть, —   где какое утвердилось, так и остается; причем споров и пререканий не должно быть».

   Постановления Собора до сего дня являются руководством к исполнению настоятелям, отцам духовным и всем христианам-поморцам.

   Впоследствии Всероссийские Соборы 1909 и 1912 годов в Москве в своих решениях основывались на постановлениях настоящего Собора.

   Деяния Собора были изданы на гектографе, возможно в типографии П. М. Безводина (г. Сызрань). Так же собор нашел отражение на страницах Самарских Епархиальных Ведомостей и Миссионерского обозрения. Автор статей — Епархиальный миссионер иерей Дмитрий Александров, по всей видимости, присутствовавший на заседаниях Собора, подробным образом изложил все происходившее.

                                                                                                                                          П. В. Половинкин

 

       Литература:

 

  1. Деяния Собора 1905 г. в Самаре. Гектограф.
  2. Александров Д. Всероссийский съезд поморцев брачного толка в г. Самаре. С примечанием Н.М.Гринякина -  Миссионерское обозрение, 1905.
  3. Александров Д. Всероссийский съезд поморцев брачного  толка   в   г.   Самаре -    Самарские Епархиальные  Ведомости, 1905.
  4. Чалкинский   П.   Раскольничий   съезд безпоповев в г. Самаре. С комментариями автора - Миссионерское  обозрение, 1899.
  5. Александров Д. Съезд в Самаре поморцев брачного толка - Самарские Епархиальные Ведомости. № 24, ч. неофиц. 1897.
  6. Приглашение-уведомление о Соборе 1897 г.
  7. Письмо  А. А. Надеждина к самарским христианам. - «Щит веры», 1914, № 9, г. Саратов
  8. В.Яксанов.  Лев Феоктистович Пичугин (биография) - Щит веры, 1912, № 11, г.Саратов.

П.В.Половинкин

Категория: Старообрядческие Соборы и съезды | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-19)
Просмотров: 2820

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz