Вторжение монгольских полчищ на Русскую землю в первой половине XIII в. стало поистине великой трагедией. Разорение и уничтожение тысяч сел и городов, истребление населения, разрушение устоев всей жизни, привело к хозяйственному и культурному упадку, обширные земли пришли в запустение. Государственная власть ослабла, усилилась раздробленность, княжеские междоусобицы вспыхнули с новой силой, неся еще большие разорения. Войны практически не прекращались, что приводило к общему падению морали и нравов, бывшая Святая Русь теперь скатывалась в бездну варварства. Под угрозой оказалась сама православная вера, в результате возрождения язычества, с одной «стороны, и католической экспансии — с другой. Все происходящее и составляло то, что называется кризисом государственности. В этих условиях Русская Церковь, сохранившая свое единство, стала символом борьбы за возрождение государственности и объединение всех русских земель.
В 1242 г., сразу же после нашествия монголов, по инициативе князя Даниила Галицкого на архиерейскую кафедру в полностью разрушенный Киев был поставлен митрополит Кирил. Но только спустя несколько лет он смог отправиться за ставленной грамотой в Византию, откуда вернулся приблизительно в 1249 г. С этого момента глава Церкви практически непрерывно совершает пастырские поездки по своей митрополии. При этом наиболее часто митрополит Кирил объезжал земли и города Северо-Восточной Руси, его важнейшей заботой было благоустроение духовенства и всей паствы.
Предпринимая частые путешествия по России, митрополит Кирил вынес из своих поездок впечатление страшного духовного одичания русского народа. Проходя грады и веси, «по обычаю своему учаше, наказуяше, исправляше», он всюду встречал не только развалины жилищ, храмов и обителей, не только бедствия и слезы соотечественников, но, к сугубому прискорбию, и разные беспорядки, церковные и нравственные, вкравшиеся или утвердившиеся посреди всеобщего расстройства, произведенного нашествием монголов. Епископы редко обозревали свои епархии; на священнические степени возводились лица без надлежащего внимания к их достоинствам и часто по святокупству; в совершении Божественной литургии и других служб допускаемы были произвольные отступления от древнего чина; народ предавался играм и обычаям, противным духу веры. Свою жизнь митрополит Кирил посвятил тому, чтобы предотвратить духовную деградацию Руси, возродить православную духовность. Его главной задачей было устроение церковной жизни в разоренной стране.
Митрополит Кирил считал, что само нашествие монголов на Россию стало наказанием Божиим за пренебрежение церковными правилами. Ревнуя о порядке в Церкви, митрополит в 1270 г. обратился письменно к деспоту Болгарии Иакову Святославу и просил его прислать в Россию славянский список Кормчей. До этого на Руси Кормчая была только у некоторых епископов, да и та — на греческом языке. Святослав с полным сочувствием отозвался на просьбу, и по его приказанию три писца за пятьдесят дней переписали всю книгу правил. Кирил, получив желанную книгу и ознакомившись с ней, свидетельствовал на Владимирском Соборе, что церковные правила, «прежде неразумные» для русских, как помраченные облаком мудрости греческого языка, «ныне облисташа, рекше истолкованы быша, и благодатию Божиею ясно сияют, неведения тьму отгоняюще и все просвещающе светом разумным».
Митрополит Кирил впервые ввел в России славянскую Кормчую во всеобщее церковное употребление. Подлинный список Кормчей, присланный из Болгарии, не дошел до нас. Митрополит Кирил, столько сделавший для распространения у нас славянской Кормчей, первым показал пример и приложения ее к современным ему потребностям русской жизни.
Желая искоренить различные недостатки и злоупотребления в своей обширной митрополии, Кирил в 1274 г. открыл Собор во Владимире. На Соборе присутствовали епископы: Далмат Новгородский, Игнатий Ростовский, Феогност Сарайский и Симеон Полоцкий. И на этом же соборе состоялось поставление епископом Владимирским архимандрита Серапиона из Киево-Печерского монастыря. Открывая Собор и обращаясь к собравшимся епископам, духовенству и мирянам, митрополит Кирил говорил: «Какую прибыль получили мы, оставив Божий правила, не рассеял ли нас Бог по лицу всей земли, не взяты ли наши города, не погибли ли сильные князья наши от острия меча, не уведены ли в плен наши дети, не запустели ли святые Божий церкви, не томят ли нас на всякий день нечестивые и безбожные язычники? - Все это случилось нам за то, что не храним правил святых наших и преподобных отцов».
Едва ли не главным предметом обсуждения на Соборе стали те нестроения, которые имели место в Русской Церкви. Итогом работы Владимирского Собора стало «Правило митрополита Кирила», которое подытожило все, что Собор определил в целях уврачевания нравов.
«Правило», принятое на Соборе, содержит восемь отдельных постановлений, изложенных в следующем порядке:
1. Запрещается поставление в сан «по мзде» и оговариваются качества тех, кто собирается стать клириком;
2. Указывается совершать крещение только в три погружения и запрещается смешивать миро и елей при миропомазании;
3. Говорится о распространении обычая кулачных боев в праздники;
4. Перечисляются нарушения в чине проскомидии, которые имеют место в некоторых храмах;
5. Говорится о пьянстве клириков и мирян в период «от святыя недели вербныя до всех святых»;
6. Запрещается освящать «кубок за мертвых» диаконам или простым служкам;
7. Говорится о языческом обычае водить невест к воде;
8. О распространении «дионусова праздника», или «русалии» в Великую субботу.
Большая часть правил Владимирского Собора составляет только возобновление древних постановлений Церкви. Дополнением к правилам древних Соборов, изложенным в Кормчей, служили у нас постановления Поместных Соборов, рассуждавших о делах Церкви. Среди таких Соборов, оставивших большой след в истории утверждения Православия на Руси — Владимирский 1274 г., Цареградский 1301 и Стоглавый собор 1551 г. Правила Владимирского Собора, как данные для всей Русской Церкви, через каких-нибудь восемь или десять лет уже занесены были в новгородскую Кормчую и вслед за тем перешли и в другие Кормчие.
Митрополит Кирил был не только главой Русской Церкви в один из самых тяжелых периодов ее истории, но и одним из воссоздателей Русской государственности, явив своим служением общность задач Русской Церкви и государства.
Понадобились огромные духовные усилия митрополита Кирила и его преемников, прежде чем с помощью Божией удалось воспитать по-настоящему православный народ, преодолев всю эту поднятую в годы монгольского нашествия бесовскую муть. И тогда стало возможным начать процесс возрождения и объединения русских земель.
Более подробно о Правилах, принятых Владимирским Собором:
Первое правило касается вопроса о симонии, то есть о получении церковных должностей и даже священного сана за деньги. «Приде бо в слухе нашем, яко неции от братиев наших дерзнувше продати священный сан», — говорится в Правиле. Митрополит Кирил обрушивается со всей строгостью на это страшное зло — поставление священнослужителей за мзду, взятку. Святитель считал это особенно недопустимым в пору постигших Русь испытаний, ибо в этом видел корень многих зол. Коль скоро за мзду ставится недостойный пастырь, то чего ждать тогда от его паствы? Кого он может воспитать в таком случае, если сам бездуховен?
Второе правило говорит о нарушениях богослужебного характера. Особенно сильные искажения отмечались, когда речь шла о практике совершения таинств крещения и миропомазания. Владимирский Собор осудил крещение не полным погружением, которое случалось на Руси в это время из-за пастырского небрежения. Митрополит Кирил считал приемлемым таковое крещение лишь в случае самой крайней нужды, при полной невозможности совершить погружение. Собор отмечал также, что по невежеству священнослужителей часто смешивалось помазание елеем при оглашении и миропомазание после крещения. Отчасти это могло случиться и потому, что не было достаточного количества Требников: к этому привели пожары, гибель писцов, недостаток материалов для письма. Да и в клир, ввиду гибели множества священнослужителей в дни Батыева нашествия, нередко приходилось принимать людей, мало пригодных к священническому служению, не владевших грамотой. Видимо, неграмотные священники заучивали что-то с голоса, не особенно понимая смысл совершаемых священнодействий, — отсюда и возникали большие погрешности.
Третье правило Владимирского Собора 1274 г. решительно осуждает чудовищный языческий обычай, распространившийся на Руси после Батыева нашествия. Речь идет о кулачных боях на праздники. Почти всегда они заканчивались смертоубийством и последующим снятием одежды с убитого. В Киевский период истории Руси этот варварский языческий обычай был практическая изжит. За подобное изуверство законодательство Ярослава Мудрого предусматривало самые суровые кары. Но в пору татарщины, когда жизнь человеческая невероятно обесценилась, когда смерти привыкли, как к обыденному явлению, возрождаются эти безумные языческие «турниры». Митрополит Кирил решительно протестовал против этого проявления очерствления душ.
Следующее правило Владимирского Собора направлено против такого богослужебного нарушения, как совершение проскомидии диаконами. Митрополит Кирил во время путешествий в Новгородскую землю обнаружил, что там диаконы запросто перед литургией приготовляют Агнец. Этот обычай к XIII в. на Руси исчез, но после Батыева разорения появился вновь в силу безграмотности духовенства и дефицита богослужебной литературы.
Пятое правило говорит о диком нарушении церковного устава, возникшем в ряде мест в годы татарщины — обычае начинать празднование Пасхи уже в день Вербного Воскресения. В результате на Страстной седмице вместо важнейших служб, предваряющих Пасху, шло массовое гуляние и пьянство.
Два последних правила Собора особо касались такой тяжелой проблемы, как возобновление среди народа языческих праздников. Церковь решительно встала на борьбу с этими рецидивами языческих культов, которые неожиданно подняли голову в годы анархии и разорения. В частности, осуждает Владимирский Собор празднество «русалии», которое выглядело особенно кощунственным, так как совершалось в Пасхальную ночь или в ночь на Рождество Иоанна Предотечи. Участвовала в «русалиях» молодежь. Это были крайне разнузданные оргии, сопровождавшиеся ритуальными языческими плясками и массовым блудодеянием.
Вопросы, обсуждавшиеся на Владимирском Соборе, показывают, что период, последовавший за Батыевым нашествием на Русь, был связан не только с огромными человеческими жертвами и упадком культуры. Запустели не только земли, но и души русских людей. Массы народа постигла духовная деградация, возврат к язычеству в быту.
Использованные книги:
М.Н. Воробьев. Митрополит Кирилл и Владимирский собор 1274 года. //Исторический вестник № 5., 2000 г.
История Русской Церкви. — Валаам, 1991.
митр. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви: том.4.
Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. - М., 1989.
А.А. Безгодов
Опубликовано в Календаре Древлеправославной Поморской Церкви на 2004 год
|