Великое для нас благо, братие и сестры, - молитва.
Если мы обращаемся к Богу от чистого сердца и благодарим Его, как Творца и Промыслителя, когда получаем просимое, то и жить хорошо, и все вокруг прекрасно. Господь дарует нам то, что полезно нашей душе, так как Ему лучше известны, как всеведущему, наши нужды и печали.
И не только мы, грешные, не бываем услышаны Богом, если недостойно молимся, если не по заповедям Божиим творим молитву, если просим у Бога житейских благ, но из истории апостольской и святоотеческой мы знаем, что и святые, и праведные мужи не были услышаны Богом, когда они просили неполезное и их молитва не была принята.
Кто праведнее святого апостола Павла, столь много потрудившегося по благочестию Христову, оставившего и нам поучительнейшее послание? Но, однако, когда он просил того, что было неполезно ему, Господь не исполнил его молитвы. Сам Апостол написал: "Три краты Господа молих, и рече ми, довлеет тебе благодать моя". Или кто праведнее Моисея пророка, но и его не послушал Господь, когда он просил Его, чтобы войти ему в землю обетованную, и он умер, видя эту землю с горы, издалека.
Не услышана бывает наша молитва, когда молимся, а сами продолжаем творить греховные дела, как Господь сказал пророку Иеремии, когда он молился об иудеях: "Не молись о людях сих, разве не видишь, что они говорят, не оставили они своего нечестия, а ты о них молишься, - не услышу тебя".
Не услышит Господь нашей молитвы и тогда, когда мы молимся, чтобы Господь наказал наших врагов, - ибо должно молиться о том, чтобы Господь не поставил им в грех их дела против нас, как и Сам Христос молился за распинателей: "Отче, прости им, неведят бо, что творят"!
Молитва - это лекарство для нашей души, но ведь и лекарство не принесет пользы, если мы не знаем, от какой болезни оно назначено. Мы же, христиане, никогда не должны оставлять правила своей молитвы, помнить заповедь Апостола: "Аще ясте, аще пиете, аще ино что творите, вся во славу Божию творите", то есть с молитвою краткою, но действенной: "Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного"! И Господь наш Исус Христос заповедует: "Бдите и молитеся"! А Апостол поучает: "Непрестанно молитеся".
Великую пользу для души оказывает прилежная молитва и личное участие наше в молитве. Многие просят священника помолиться, а сами уходят по житейским делам, но Господь требует от нас самих сердечного излияния молитвы, как об этом поучает нас евангельское повествование о женщине Хананеянке.
- В одно время, - говорит евангелист Матфей, - вошел Господь в страны Тирские и Сидонские, и вот Хананеянка - язычница издали стала взывать к Нему: "Помилуй мя, Господи, Сыне Давыдов, дочь моя зле беснуется". Этими словами она как бы осудила и посрамила иудеев, которые считали себя избранным народом, а язычников - нечистыми и скверными.
А между тем эта язычница, не знавшая ни пророчества о пришествии Месии, ни псалмов Давыдовых, не просила прямо исцелить дочь ее, но возопила: "Помилуй мя, Господи, Сыне Давыдов", то есть признала Его истинным Сыном Божиим, по плоти рожденным от корене Давыдова. Но Господь не ответил ей ничего, чтобы явить сильную и необычную для язычницы силу ее веры и многое терпение. Ученики Христовы сжалились над нею и просили отпустить ее, потому что она кричит (вопиет) вслед им, но Господь сказал: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева", то есть к иудеям. От этих слов Господа маловерная женщина могла бы прийти в отчаяние, так как и заступничество учеников не принесло ей пользы. Что же делает женщина, видя, что ее просьба презрена и
отвращена? Она не отчаивается и уже не издали взывает, подходит ближе к Спасителю и поклоняется Ему. Мы же, братие и сестры, не получивши просимого, часто озлобляемся и
негодуем и сетуем неразумно на премудрый промысл Божий и отчаиваемся. Да будет же вера Хананеянки примером для нас в день скорбный испытаний наших, посылаемых нам за грехи и беззакония наши.
И Хананеянка, поклонившись Христу, сказала: "Господи! помоги мне". Но Господь, испытуя веру ея сказал: "Не хорошо брать, отнимать хлеб у детей и отдавать псам".
Чем больше и настойчивее просила Хананеянка, тем большую заботу Господь показывал о народе еврейском, называя их чадами и отеческую любовь проявляя, чтобы потом не могли оправдываться распявшие Господа иудеи, что не узнали они обетованного Месию, пришедшего спасти мир. И несмотря на суровость слов Спасителя, Хананеянка разумно отвечала Господу: "И псы едят от крупиц, падающих от трапезы своих хозяев", - показывая этим свое смирение и крепкую, непоколебимую веру в Его всемогущество. Тогда Господь (Христос) сказал ей: "О, жена, велика твоя вера, пусть будет так, как ты хочешь!" И в тот же час дочь ея исцелилась.
Из этого Евангельского повествования уразумеем, братья и сестры, что Господь хочет, чтобы о своих нуждах и печалях и мы с вами с прилежанием молились Ему, ибо ученики Господа имели великое дерзновение ходатайствовать перед Христом о жене Хананеянке, но ее многое терпение и прилежание, ее смирение и покорность воле Божией принесли ей просимое, дочь ее исцелена была по неотступной и искренней просьбе.
Многие из нас входят во святой храм и произносят много слов молитвы, но исходят из храма, не ведая, о чем молились! О таковых Господь сказал: "Приближаются ко мне люди сии уста своими и устами чтут мя, сердце же их далече отстоит от меня, всую же чтут мя!"
И действительно, если мы проследим за собою, то сознаемся, что уста наши произносят слова молитвы, а мысли где-то заняты другим (планами своих домашних дел, стяжанием, куплею и продажей и другими хитросплетениями житейскими). Когда же беседуем с человеком, то стараемся обдумать, что сказать, с Богом же беседуем - нерадимы и ленимся.
Что скажем мы нелицеприятному и грозному Судии, когда придет час дать ответ за всякое праздное слово, а тем паче за унижение имени Божия и призывание Его всуе? Особенно же, когда мы жестоки бываем к брату нашему, согрешившему против нас.
Как же мы можем произнести слова молитвы Господней: "И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим" - когда сами находимся в злобе и ненависти к нашим ближним? Аще не помилуем согрешивших перед нами и сами не помилованы будем и посему убоимся страшного Гласа Божия, который услышал немилосердный взаимодавец, добивший ближнего своего". "Не подобает ли тебе помиловати клеврета твоего, яко же и аз тя помиловал, - возьмите неключимого раба и ввергните в тьму кромешную, идеже будет плач и скрежет зубом" – от чего да сохранит нас Господь заступлением честных небесных сил бесплотных и молитвами Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии и благодатию Господа нашего Исуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь.
Священноиерей Кондрат Кляузов
|