Что побудило меня, священника, написать эту статью? В декабре 2000 года в 67-летнем возрасте впервые в своей жизни я попал в больницу с сердечным приступом. Хотя всю жизнь отличался отменным здоровьем: мастер спорта, судья всесоюзной категории, призер соревнований. 29 лет проработал в школе, последние 8 лет - в школе-интернате. За всю жизнь в отпуске практически не был, все свободное время использовал для работы на стройках, чтобы с супругой поставить на ноги и дать образование троим детишкам.
И вот у всех троих - высшее образование, семьи. Один из сыновей прошел ад Афганистана. Ждали его год и два месяца. Вернулся, хотя многие, оказавшиеся в подобной ситуации отцы и матери вместо живых детей встречали гробы с их телами... Вот, видимо, все эти "прелести" жизни и привели меня на больничную койку... Но, слава Богу! Попал в руки к хорошим врачам и прекрасным людям, к тем, кто в наше тяжелое время делает все возможное, а порою и больше того. Это Елена Анатольевна Якушева, врач от Бога, специалист в четвертом поколении.
В итоге уже на следующей неделе я начал ходить и встретил в Храме Рожество Христово со своими духовными детьми. Помогали поднимать меня на ноги Л.И.Федорчук, О.И.Афанасенко, Л.М.Иванова, Ирина Дмитриевна.
Сам я вырос на Смоленщине. Дед, отец и трое дядьев были священниками. Я принял сан поздно - в 60-летнем возрасте, но за плечами опыт педагогической работы, память детства, война, немецкий концлагерь в мои семь лет, репрессии, восставшая из руин страна, стойкость людей... Все это живет в сердце, помогает в трудную минуту и, думаю, не только мне, а и тем, кто вверен мне Богом для наставления...
Как пастырь, я обязан учить людей истине, данной мне через Спасителя. В книге книг - Библии - есть два основных раздела - это Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий - жизнь Богоизбранного народа, пророчества, мудрость наставления, подготовка к принятию Спасителя. В Новом – жизнь и учение воплотившегося Слова - Христа, учение и жизнь апостолов и Откровения.
И в Ветхом и в Новом Заветах всегда говорилось: обращаться за помощью во время болезни нужно к Богу и к врачам, которые от Бога поставлены лечить. Строго, очень строго Господь осуждает тех, кто обращается за помощью к колдунам, ворожеям, гадателям и им подобным. Из Ветхого Завета вспомним хотя бы царя Иозию, который был наказан страшными казнящими его болезнями за обращение к колдунам. И в этих казнях не жестокость Бога, а наоборот - Его милосердие, чтобы тот, кого за грехи постигла временная скорбь, изменился, раскаялся в своих грехах, стал чище, ближе к своему Создателю. А в вечности обрел бы Небо, стал сыном царства Бого-Света, а не пленником князя тьмы и адских глубин.
Библия говорит об этом словами пророка Илии... Встретил он слуг Иозии и сказал им: "Идите, скажите царю вашему. Потому как ты, царь, оставил закон Бога и послал к бесам спрашивать о своей жизни, то слушай Божий ответ. Ты, царь, умрешь раньше времени за то, что оставил Бога и обратился к бесам".
...Ветхий Завет свидетельствует, что за обращение к нечистой силе следует преждевременная смерть. А вот что говорится в нем о врачах от Бога: "Почитай врача честию по надобности в нем, Господь создал его, и от Вышнего врачевание и от державы получает он дар".
Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не станет пренебрегать ими. Для того Он и дал людям знание, чтобы они прославляли Его в чудных Его делах, которыми Он, уничтожая болезни, исцеляет человека...
"Сын мой! Не будь небрежен к себе в болезни, молись Богу, Он исцелит тебя. Призови врача, он нужен. Пусть не отходит от тебя, ибо и его создал Господь. И очень часто в руках врача бывает успех" – говорит преподобный Сирах...
А в Новом Завете, посланиях, постановлениях Вселенских Соборов, в своде законов и изречениях и Христос и апостолы, и их ученики только утвердили вышесказанное. Вот некоторые из них. Савва Освященный в письме к диакониссе Олимпиаде: "...прошу твою честность пользоваться разными опытными врачами и лекарствами, которые могут устранить болезни...".
Преподобный Феодор Студит: "Во время болезни нужно искать врача, а во время бури - кормчего".
Святой Григорий Нисский, IV век: "...не погрешит тот, кто скажет, что врачебное искусство есть Божий дар".
Таких изречений можно привести много... Но все они относятся только к тем врачам, кто имеет Божий дар и внутреннее обращение к Силе Божией, а не к силе зла.
Есть много примеров, когда болезнь крайне трудно поддается лечению. Врачи стараются, делают все возможное, но, к сожалению, недуг не отступает. И тут некоторые бегут за помощью к тем, от кого помощи быть не может: к ворожеям, к колдунам, экстрасенсам, чародеям и прочим.
Сколько страшных последствий оставили на земле Кашпировский, Чумак и им подобные! Чудовищные эксперименты над миллионной аудиторией еще дадут о себе знать. Ведь нередко временные облегчения боли одного органа вдруг вызывали болезни другого, передавали энергию с одного на другого человека, духовный вампиризм, повреждение психики и прочее...
Есть и такие "целители", которые, чтобы расположить человека к себе, говорят: "Сходи в церковь, поставь свечку, а потом приходи ко мне". Человек думает, что это от Бога... И вот барьер сомнений в избранности "врача" снят, он вверяет тело и душу тому, кого следовало бы обходить стороной...
Часто для соблазна эти чародеи применяют и "молитвы", совмещенные с приговорами и прочим. На это можно сказать, что церковь имеет свои чины и последования, установленные святыми людьми, а не "суррогат", имитирующий священнодействие.
А как же вести себя в тех случаях, когда болезнь врачуется тяжело?
Во-первых, нужно помнить, что человек состоит не только из бренного тела, но и из безсмертной души, а потому его здоровье состоит из здоровья тела и души. Преступно врачевать тело, нанося вред душе.
Послушаем, что говорит по этому поводу св.Иоанн Златоуст – Вселенский учитель, живший еще в IV веке: "Желая ослабить и избавить нас от вечных мук, Бог исцеляет наши души посредством постигающих нас скорбей, лишений, болезней. А потому, когда ты, человек, впадаешь в лютый недуг и придут к тебе люди, советуя и понуждая обратиться за
помощью к волхвам или чародеям, то ты не слушай их, но терпи, уповая на Бога. Так как это принесет тебе избавление от вечных мук и мученический Венец в жизни вечной".
"...Если мы зовемся христианами, то и повиноваться нужно Христу, а не идти за помощью к Его врагам, волхвам, чародеям".
"Нет, - говорит Златоуст, - лучше умереть, чем идти к врагам Бога".
Вот насколько наши предки дорожили и ставили здоровье души и вечность выше здоровья тела. Но, напомню, не противореча нисколько вышесказанному, учили беречь здоровье тела и жизнь, как Божий дар, не пренебрегая им, учили не ставить здоровье тела выше здоровья души.
Хочу вернуться к началу статьи. Скорбно, очень скорбно, что те, которые созданы Творцом для врачевания венца Его творения - человека, находятся в таком положении, в котором оказались наши врачи. Премудрый Сирах еще в Ветхом Завете писал, что врач от державы (страны) получает дар, а наши врачи - не державный дар, а нищенскую зарплату (и ту несвоевременно) и неухоженные, необорудованные помещения...
В палате, где лежат больные, нет ни сигнализации, чтобы срочно вызвать врача, ни стула, чтобы принять посетителя. Когда было такое, чтобы нянечка просила средств на мыло и порошок? Не говорю о том, что и постельное белье должно быть свежее. А питание... Порою оно напоминало мне то, каким нас питали немцы в концлагере Слуцка, правда с хлебом там было похуже. Но то была война...
Неужели нет лиц, кто бы нес ответ за все это? И за страну обидно, и жаль тех людей, кто работает в подобных больницах, хотя их труд отмечен любовью в благодарных сердцах людей.
Ну что ж, Господь расставит все на свои места. Награда ждет тех, кто прославлял Творца, целил человека, а горькая и неотвратимая вечная мука - тех, кто разрушал...
Священноиерей Кондрат Кляузов
|