За последнее время все чаще и чаще стали раздаваться слова:
- Как же воспитывать в настоящее время молодежь? Ведь с ней творится что-то неладное. Молодое поколение не понимает нас, старших, оно не хочет идти за нами; ищет иного пути и становится в дни своего юношества уже самостоятельным. Что делать?
И на этот вопрос, или, вернее, на этот вопль родительской души ничего иного не могу сказать в ответ, как только словами пророка Моисея (я привожу изречения священного и святоотеческого Писания потому, что иногда приходится слышать подобные соболезнования от родителей, считающих себя верующими христианами), который говорил: "Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе" (Второзакон. 32:7).
Что молодое поколение в дни наши не хочет идти за нами, старшими, и оно ищет иного пути, это ведь нечто иное, как только следствие, а всякое следствие имеет свою причину. Почему молодое поколение не стало слушать нас, старших?
Святой пророк Моисей, будучи вождем многотысячного народа, написал для него и законы внутреннего и внешнего распорядка. Он своим сородичам напоминал, что примеры нравственного характера следует брать из истории (хотя бы устной), нужно оглядываться на прошлое и все ценное и полезное брать в пример, приспосабливая его к настоящему.
В воспитании молодого поколения родители и наставники, по-моему, не должны игнорировать тот путь, которым шло человечество тысячелетия и искать какой-то новый, еще никому неведомый, но культурно-прогрессивный и ничуть ни для кого (ни для родителей и воспитателей, ни для молодежи) не трудный путь.
Но в поисках такого "счастливого пути" и родители и наставники рискуют попасть в положение того крыловского механика, который со своим мудрованием над ларчиком стал посмешищем для окружающих (басня "Ларчик").
Да не подумает читатель, что я сим сравнением хочу сказать, что воспитание молодого поколения есть самая простая вещь, которая не составляет никаких больших трудностей ни для родителей, ни для наставников-воспитателей. Нет, я далек от подобного мнения. Но я упомянул о крыловском механике для того, чтобы старшее поколение, воспитывая молодежь, не только устремлялось вперед, не только искало какой-то новый "секрет", еще неведомый миру, но и не забывало старый, многими поколениями испытанный метод воспитания молодежи. Послушаем, что говорит нам история, а главное, заглянем в древние книги и посмотрим, как святые отцы учили нас по данному вопросу:
"Родить детей есть дело природы, - говорит святой Иоанн Златоуст, - но образовать детей и воспитать их в добродетели - дело ума и воли. Это обязанность общая, как для отцов, так и для матерей. Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям своим учителей в удовольствиях и потворствовать прихотям их". Вот именно это как раз и сказано про наше настоящее время. Мы являемся живыми свидетелями подобных жизненных картинок: отец мечется изо дня в день в поисках работы, мать целые ночи напролет сидит с иголкой в руке, зарабатывая насущный кусок хлеба на всю семью, а дети: сын тренируется где-либо в спортивном обществе, а дочь на балу блещет поддельными шелками, надеясь в будущем стать "дамой света". И все это творится с соизволения и "благословения" современных родителей. Иначе нельзя - на то и есть
прогресс...
"А чтобы дети были христианами, - продолжает святой отец, - чтобы упражнялись в благочестии, до этого им (родителям) мало нужды. Преступное ослепление! Сей-то грубой невнимательности должно приписывать все беспорядки, от которых стонет общество"...
"И как оно стонет?" - скажем мы. Юноши, дети разорившихся родителей, не приученные к труду, честному труду, становятся преступниками, девушки, уже пристроенные к делу, но не приученные к труду и к бережливости, а только к безделью и роскоши, тащат из магазинов вверенный им товар, и, в результате - тюрьма и для юношей, и для девушек. Сердобольные же родители, видя детей, говоря по современному, засыпавшихся, начинают горько плакать и искать поручителей и адвокатов, дабы спасти погибающее свое потомство.
"Ваши дети будут всегда довольно богаты, - поучает далее святой Златоуст, - если (они) получат от вас (родителей) хорошее воспитание, способное упорядочить их нравы и хорошо устроить их поведение. Итак, старайтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми - владыками своих страстей (не уподобляться бабочкам, летящим на огонь и обжигающим свои крылья), богатыми в добродетелях. Приучайте их не вымышлять мнимых нужд и блага мира сего ценить так, чего они стоят. Внимательно наблюдайте за их поступками, за их связями и не ожидайте от Бога никакой милости, если не исполняете сего долга" (Творения св.Иоанна Златоуста, Т.3-й).
А теперь позволительно задать такой вопрос:
- Много ли найдется в настоящее время таких родителей, которые поступали бы так, как учит сей святой отец? Но найдутся или не найдутся таковые, это еще под знаком вопроса. А вот возражающие на все это, я уверен, что, безусловно найдутся и скажут:
- Все это старо и отжившее (время Златоуста - не наше время), вести жизнь по рецептам, писанным полторы тысячи лет тому назад, это значит не признавать никакого прогресса, не признавать того, что человечество за многие века стало культурнее во всех областях жизни, ни признавать достижений XX века в области техники и в области науки.
- Да, - скажем мы, - культура культурой и достижениями, но мораль-то XX века одна и та же, что и 15 веков тому назад. Как считается предосудительным воровать теперь, так равно предавали суду и наказывали воров и 15 веков тому назад и так далее, и тому подобное... Это значит, что в области нравственного воспитания молодого поколения обязанности лежат, в первую очередь, на родителях, как они лежали и много веков назад, только разве методы в этой области могут быть иные, но сущность воспитания должна быть одна и та же.
Кто заложил начатки нравственности и укрепил их у того же Златоуста? - Мать. Кто в детстве учил быть религиозным и, после юношески бурно проведенной жизни стать аскетом и подвижником Блаженного Августина? - Мать. Кто посеял первые семена благочестия и любви к Богу и Его закону в сердце наипросвещеннейшего в богословии Григория (Богослова)? - Тоже мать. И таких примеров в области воспитания детства и юношества можно представить бесчисленное множество. Матери не только рожали детей, но и воспитывали их, несмотря на то, что многие из них также, как и вышеупомянутые, были женами лиц, занимающих высокие положения и в обществе, и в государстве.
Но, тем не менее, они не стыдились заниматься сим трудом – воспитанием своего потомства, они не надеялись на гувернеров и гувернанток, а сами готовили себе "смену" (как нынче говорят), и "смена" их давала миру и церковных светочей-пастырей и величайших ученых-изобретателей, и мудрых правителей государств, и великих полководцев, а самое главное - воспитался матерью человек, созданный по образу Божию.
Вот здесь-то, по-моему, и хранится секрет открытия того "ларчика", который мы, живущие в "просвещенном" веке в своих руках вертим "и так, и сяк" и никак не можем открыть, а спросить об этом у истории, заглянуть в фолианты древности нам не позволяют наша "просвещенная" гордость и безотчетное преклонение перед прогрессом.
Все мы живем в этом мире, и мир, так или иначе, воздействует на нас, на братьев и сестер во Христе, на родных и близких, на наших детей. Грядет время, когда без собственных школ наша Церковь не сможет сохранить своих детей, а православные семьи, оставшиеся один на один с "машиной государственной власти", в нужде и великой печали будут вынуждены "отступать", отдавая христиан светстким структурам, которые, как мы с вами убеждаемся еще раз, не останавливаются ни перед чем, творя свои программы в предчувствии Последнего Времени.
Священноиерей Кондрат Кляузов
|