Христос Спаситель мира, сошедший на землю для освобождения человечества от власти дьявола, начал Свою проповедь словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Первыми последователями этого учения стали не знатные богатые и ученые того времени, а бедные галилейские труженики-рыбаки - братья - Симон и Андрей. Это было первое начало обновленной Христом Церкви, начало того "малого стада", которому Бог благоволил дать Царство (Луки 12:32), и которое впоследствии возросло в такую величину, что явилось победителем всего мира, побеждающим не силой вещественного оружия, так как Христос запретил таковое употреблять (Матф. 26:52), а силой слова, силой веры в свое призвание, веры в правду, проповедуемую ими, а самое главное - тем, что это "малое стадо" Христово было исполнителем слов своего Пастыря. "Вы - свет мира, - сказал им Спаситель, - так светит свет ваш перед людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф. 5:14-16).
Но чтобы быть "светом" недостаточно того, чтобы принять только учение Христа, горение есть страдание, на которое и пришел Спаситель мира. Путь всякого верующего во Христа в отдельности и в общем всей Церкви есть крестный путь, усеянный острыми камнями и тернием, на который вступили сознательно все первые последователи Христа, все первое Его "малое стадо", стремясь идти за своим Пастырем к жизни вечной.
Ветхозаветные праведники, будучи под клятвой за грех первого человека, предсказывали и верили, что придет Спаситель мира, который их освободит от клятвы. Как свидетельствует апостол Павел: "Они этой верой побеждали царства, творили правду, получали обетование, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись в немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождение, чтобы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. И все сии свидетельствованные в вере не получили обещанного".
"Почему?" - спросит кто-либо. "А потому, - скажем мы, - что этим подтверждается не только выполнение ветхого новоблагодатным, но и дает преимущество второго над первым, как дальше поясняет тот же апостол Павел - потому что Бог предусмотрел о нас (последователях Сына Божия) нечто лучшее. Если же ветхозаветные праведники только верою ожидали своего избавления, страдали, то новозаветные первые последователи Христа, собственноручно осязавшие Спасителя и Избавителя мира, тем более стали стремиться к горнему, к будущей блаженной жизни, и они, имея перед глазами Божественного Страдальца (наглядный пример горения), смело пошли не только на все лишения земных благ, не только на страдания и мучения, но и сама смерть их нисколько не страшила.
Но не во все дни своей земной проповеди был изгоняемым и преследуемым Христос. Были моменты, что Он иногда торжественно, как триумфатор, входил, иногда Его встречал с восторгом ликующий народ, как победителя, с криком "осанна", но эти моменты были кратковременны. Именно только "моменты". То же самое переживала (и теперь переживает) созданная Им Церковь, о которой древние учителя церковные говорили: "Малый кораблец Христов (Церковь) иногда возносится к небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовою управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедования".
Первые три века Церковь Христова была сильно преследуема и гонима извне, а в четвертом столетии пришли дни Ее торжества: внешне Ее стали встречать и криками "осанна", а внутри Ея, по предсказанию апостола Павла, восстали люди, которые стали говорить превратно, увлекая народ за собой (Деян. 20:30), появились раздоры и расколы, ереси и предводители этих ересей. Но Церковь не впала в уныние, ибо она наперед знала, что все должно произойти. "Горе миру от соблазнов, - сказал Спаситель, - ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Матф. 18:7).
Итак, на всем многовековом протяжении церковной истории видится, что Церковь шла и идет путем Христовым. Не розами и пальмовыми ветвями усыпан Ее путь, а острыми камнями и шипами терновника.
Церковные учителя в дни испытаний, которым подвергалась Церковь, словами и посланиями поддерживали немощных и слабых духом. Например, святой Иоанн Златоуст, по проискам завистников, был сослан в ссылку, откуда и писал к Константинополь: "Впрочем, хотя я и вижу все это (раздоры и расколы Церкви), я все-таки не отчаиваюсь в надежде на лучшия обстоятельства, памятуя о том (небесном) Кормчем всего этого, который не искусством одерживает верх над бурей, но одним мановением прекращает волнение моря".
Послушаем этих слов великого учителя, будем тверды и непреклонны в вере в то, что несмотря на крестный путь Церкви, и несмотря на кажущуюся погибель всего православного христианского мира есть только прославление, и в конечном итоге Христос победит мир с его злобой.
Священноиерей Кондрат Кляузов
|