Когда наступит время поста и покаяния, перед нами предлежит духовный подвиг, приблизится время для очищения наших душ от греховной тяготы.
Если для всякого истинного христианина время святой Четыредесятницы есть период особенной заботы о своей чистоте душевной, то для каждого пастыря церкви - стража душ - это время, период святого поста, когда так много нуждающихся в его врачебной помощи, должно быть особенно важным и должно побуждать всякого христианского духовника сосредоточить и направить все свои силы, способности и усердие к тому, чтобы выполнить эту священнейшую и, вместе с тем, труднейшую обязанность по отношению к своим духовным чадам, дабы ни едина душа христианская не оказалась беспомощною... Вот почему у меня появилось желание побеседовать с христианами о пользе покаяния, чтобы поделиться некоторыми знаниями и сведениями, полученными от моих предков и близких знакомых пастырей, которые, быть может, окажутся небесполезными для труждающихся на ниве Господней.
По определению нашего христианского Катехизиса, покаяние - есть тайна, в которой христианин, согрешивший после святаго крещения, с сокрушением сердечным исповедует перед иереем Самому Господу Богу свои грехи и дает удовлетворение правде Божией посредством епитимии, от отца духовного восприятой, дабы сотворил кающийся плоды, достойные покаяния.
Христианин, сознавший свою греховность, свободно, без побуждения внешнего, является перед духовником исповедать грехи свои и получить прощение их. Конечно, всякому известно, что одно формальное исполнение этой христианской обязанности не может принести душевной пользы. Поговеть неделю, а то и менее того, походить в храм Божий, поисповедоваться и даже приобщиться Святых Таин, это еще не будет покаянием. Покаяние истинное совершается прежде всего в душе христианина. Вот почему пр.Ефрем Сирин говорит: "Только сердечным сокрушением врачуются болезни души".
Покаяние состоит прежде всего в скорби и болезни о грехах своих. У истинно кающегося невольно вырываются вздохи из глубины сердца, подобно вздохам мытаря; льются слезы подобно слезам блудницы кающейся; является самоосуждение, унижение себя паче всех человек. Но чтобы покаяние было истинное и душеспасительное, нужно возненавидеть грех, надобно решительно вступить в борьбу со всеми страстями и пороками, в которых мы раскаялись, и побеждать их.
Как бы ни были велики и многочисленны наши грехи, как бы долго ни служили мы беззаконию, как бы ни укоренились и не застарели в нас греховные навыки, мы всегда можем опомниться и обратиться к Богу с искреннею молитвою о помиловании. И милосердный Господь, "пришедший взыскать и спасти погибшее", не оставит нас Своею милостию. Мы только всегда должны помнить слова: "Иди и к тому не согрешай". И вот, раскаявшись во грехах и исправившись, необходимо еще заглаждать прежние грехи противоположными добродетелями, то есть нести епитимию - и, вместе с тем, пользоваться и Богодарованными средствами – святыми тайнами покаяния или исповеди и причастия Святых Тела и Крови Господних.
Получая прощение грехов своих, мы должны прощать и ближним нашим, согрешающим перед нами, оказывать снисхождение и милосердие; должны помнить всегда слова Спасителя нашего: "Аще бо отпущаете человеком согрешиния их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших".
Священноиерей Кондрат Кляузов.
|