Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная ТВОРЦА".
Св.Василий Великий.
На этот, казалось бы, очень простой вопрос любой историк и всякий, кто помнит русскую историю даже не выходя за рамки школьной программы, ответит, не задумываясь: триста с небольшим. Середина 17 века - вот граница раскола русской Церкви, та веха, от которой пошел отчет разделения некогда единой православной Церкви на старо – и новообрядческую.
Патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова - имена столь известные, что за хрестоматийным глянцем известности исчезло подлинное значение их для людей, о них "знающих", стало возможным холодно и отстраненно, не разбираясь, кто прав, кто виноват, на чью сторону должно встать, рассказать о том, за что поплатился один и сподобились вечной славы другие. За эти триста с лишним лет очень больной и важный для всякого христианина вопрос - вопрос о выборе Истинной Веры, вопрос о жизни по совести - сгладили, "причесали", ввели в рамки приличия и законопослушания.
Годы гонений, кровавых расправ, когда государство через ушедшую за Никоном церковь, использовало все, вплоть до тайны исповеди, чтобы выявить, уничтожить, поработить православие, "закончились" миротворческим актом - постановлением поместного собора патриаршей церкви 1971 года, на котором древние догматы и обряды были признаны спасительными.
Произошло то же, что и с памятью православного мученика и исповедника протопопа Аввакума. Ее "разрешили", одновременно, за давностью лет, забыв все то, ради чего он взошел на костер. Ведь по логике вещей и по совести, нельзя, признав попираемую в течение веков истину истиной, не начать следовать этой истине! Иначе признание - это не что иное, как ложь, а признавшие истину лишь на словах - лицемеры.
И тогда видимое примирение - всего лишь уловка, более страшное, чем дыбы и мечи оружие - равнодушие. И тогда понятно, почему в храмах, в душах, в головах, в стране - "все форточки, все двери настежь": любой ветер гуляй-не-хочу! И восточные религии, и протестанты, и богатые свидетели Иеговы, и различные секты, и деньги, и "необходимость и веление времени", и "свободная любовь", и любовь к свободе - все, кроме ревности о спасении души, кроме порядка, где все "по ряду", то есть последовательно делается; кроме свободы подчинения собственной воли Высшему закону, где хозяин не пускает в свой дом всех, кого ни попадя, а хранит и бережет его для потомства; где есть поле, которое нужно возделывать, чтобы хорошо жилось на земле, и есть Храм, который поможет тебе и твоим детям наследовать Жизнь Вечную.
Триста с лишним лет назад в России произошла попытка Церковь Христову, в которой все равны перед лицом Господа, вне зависимости от достатка, социального положения и чинов, в которую приходили правители мира сего, чтобы исповедать грехи свои и испросить совета, поставить эту Церковь на службу людям, подчинить государству.
Произошел раскол. Православную Церковь, не пожелавшую подчиниться Никоновым нововведениям стали называть старообрядческой сектой, а исповедников Православия, принявших гонения, а иногда и мученическую смерть за Веру, - старообрядцами.
Так сколько же лет старообрядчеству?
На Руси Православие насчитывает уже более 1000 лет. Может, эту дату считать точкой отсчета? Или вернее будет начинать отсчет с самых первых веков христианства? Кто даст ответ на этот вопрос?
Чтобы постичь, что исповедует, что охраняет от посягательств извне старообрядчество, нужно постичь основы Православной Веры: Священное Писание, Предание и постановления семи Вселенских и девяти Поместных Святых Церковных Соборов. Нужно узнать историю гонений и борьбы со стороны государства и господствующей церкви, которые Русская Православная Церковь выстояла и которые сродни истории гонений времен первохристианства. Нужно познакомиться с людьми, сохранившими Православие в своей родовой традиции и с новопришедшими, присоединившимися к Церкви в последнее время, пройдя долгий и мучительный путь поисков. Нужно постараться преодолеть в себе равнодушие и определить свое место в отечетственной, родовой и духовной истории.
Придунайский край - край, где старообрядчество в какой-то мере сохранилось, как нигде. Только в Одесской области свыше 12 храмов и христиане, проживающие в этих местах, должны знать, кто есть кто! И не забывать, что мы христиане и Бог у нас один, что мы существуем от крещения Руси. Но что с нами сделали потомки ради своего тщеславия? Каждый получит за свои деяния, жалко только, что страдают люди - истинные христиане.
Я счастлив тем, что я - старовер. Приезжайте к нам в Церковь села Новая Некрасовка, Измаильского района, снимите с себя тяжесть грехов и Вам будет легче. Да поможет Вам БОГ. А меня простите за мои суждения.
Священноиерей РПСЦ Кондрат Кляузов.
|