Обряд - есть святая одежда веры. И как тело строится естественно душою и дает ему жизнь и движение, так и святое вдохновение веры выливается наружу дивными молитвами и полными царственного величия внешними обрядами, способными вводить христианина в самую суть христианской жизни и богоугождения.
Без обряда не может быть и жизни. Обряд требует истовости, отчетливости в исполнении. Истинная церковь должна всегда восполнять свою вечную, неизменную для наших предков задачу: насаждать правду Божию на земле, преодолевать мир и соблазны мира.
Наша обязанность - не бесславить то святое имя, которое мы носим, не уменьшать в глазах противников христианства спасительной жертвы Христа, не закапывать в землю полученные нами знания от предков.
Апостол Павел говорит:"Мы должны по мере нашей веры, по мере наших сил показывать делами нашими веру нашу, иначе вера наша увянет и жизнь наша уже не будет жизнью во Христе. И мы будем служить не Богу, а чужому богу - маммоне".
Мы должны жить по тому же направлению, по которому шла церковь наша до нас. По тому пути, который обагрен кровью наших мучеников, который украшен, как небо звездами, нашими святыми, иначе мы разбредемся по разным дорогам, и вместо единой церкви, единого стада Христова будем представлять разношерстную толпу, лишенную единства церкви.
Поступая же по своему уму, мы захотим разрешать те вопросы, до которых еще не доросли, и разрешая их, легко можем споткнуться и впасть в какое-нибудь противное церкви учение, которое нас затянет засобой в заблуждение, доведет до отрицания спасительной жертвы Христа, даже Бога, что наблюдается сплошь и рядом в наше время.
Наши деды и прадеды всегда имели правильное понятие об обрядах и боялись изменить им в чем-либо.
Мы часто возвращаемся из храма домой лучшими, нежели входили в него, и не только благочестивые люди находят здесь силу к большему благочестию, но и люди порочные, иногда и внезапно от одного какого-либо божественного слова исправляются на всю жизнь.
Народная вера, ее торжествующая мощь и слава особенно ярко проявляются в дни больших праздников. Отнять ее от народа - значит сделать ее, святую веру, безжизненной, пустым отвлечением.
Не напрасно Господь явился во плоти - нашей вере нужен образ, пример.Человек, призванный ко спаснию, ожидает явления славы Божией, в которой он будет принимать участие всю вечность. Поэтому и любит христианин пресветлую красоту Храма Божия, напоминающую ему Горний Иерусалим, с его неизъяснимыми словами, райскими красотами, приготовленными от создания мира друзьями Христовыми.
Христос свято исполнял все обряды ветхозаветного Богослужения, первохристианская церковь знала многие обрядовые установления позднейших времен Богоустановленной церкви, о чем ясно свидетельствуют самые ранние христианские писатели. Притом же в церкви нет ни одного обряда, не основанного на тексте священного писания - если не Нового, то Ветхого Завета. Чудесно сохранена церковь до настоящего времени от многих ересей, всевозможных толкований и лжеучений, восторжествовала над множеством опасных врагов, защищалась до крови мужественными мудрыми и вдохновенными отцами церкви - от крещения Руси. Среди многих различных обстоятельств сохранилась до нашего времени неповрежденной, чистой и неизменной.
Священноиерей РПСЦ Кондрат Кляузов.
|