Если бы свеча предназначалась только для освещения храмов, то и употреблялась бы только во время вечернего Богослужения. Между тем мы видим, что она используется при каждом Богослужении и тем в большем количестве, чем торжественнее Богослужение. Свеча отображает наши разнообразные состояния. Она есть то же, что и жертва. Следовательно, и материал, из которого она сделана, не должен ни в коем случае определяться теми же взглядами на пользу и удобства, что и обыкновенные предметы освещения. Он определяется только идеей самой жертвы. В нем не должно быть ничего, что заключало бы в себе какую-либо нечистоту.
О том, что воск есть предмет, наиболее соответствующий указанным целям, говорил один из церковных писателей первой половины XV столетия - Симеон, епископ Солунский: "Воск, как вещество самое чистое, означает чистоту нашу и искренность приношения; воск, как вещество, на котором можно отпечатлевать предметы, означает печать или знамение креста, которое возлагается на нас в крещении и миропомазании; воск, как вещество мягкое и удобосгибаемое, означает наше послушание и готовность покаяться в своей духовной жизни; воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать Святаго Духа; воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами; воск, как вещество сжигаемое, означает наше обожжение (то есть естество наше, очищаемое Божественным огнем); и, наконец, воск, постоянно горящий, означает соединение и крепость взаимной нашей любви и мира" (Книга о Церкви, гл.134, см."Новая скрижаль", стр.40).
В IV веке употребление в церквях восковых свечей ограждается государственными постановлениями. По закону императора Юстиниана, "никто не мог приступать к постройке ни монастыря, ни церкви, ни молитвенного дома до тех пор, пока не было представлено строителем таковой части имения, которая была бы достаточна на масло и на воск, и на освещение, и на священную службу, и на различное соблюдение святому храму, и на пищу, и на одеяние работающим ему" (Кормчая, гл.42).
Седьмой Вселенский Собор, повелевая выражать чествование Животворящего Креста и святых икон лобзанием, поклонением и курением фимиама, поставлением свечей, прибавляет, что этот благочестивый обычай был и у древних.
Издревле в народе считается: как убивать пчелу, так входить к ней нечистым, есть дело недостойное, греховное; воск употребляется как врачебное средство при многих болезнях. Итак, если воск служит, по учению церкви, самым лучшим материалом для нашего жертвенного Богу приношения, если, кроме него и елея, ничего другого церковь никогда и нигде не употребляла, то никакая примесь к воску не должна иметь места. Какого бы свойства эта примесь ни была, она всегда произведет в составе его изменения, а в таком случае воск уже не может служить выражением тех духовных качеств, какие должны быть им выражаемы.
Как мог бы он служить выражением нашего смирения, нашей покорности, нашей мягкости душевной, когда выделываемая из него свеча была бы тверда, груба и хрупка?
Как мог бы он служить выражением благодатного на нас действия Святаго Духа, когда выделываемая из него свеча издавала бы удушливый, неприятный запах?
Именно свеча без всяких примесей должна быть в церкви - чистая восковая свеча!
Священноиерей РПСЦ Кондрат Кляузов
|