Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Май-30, 18:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ

Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ. Осень

Мы знаем, что Господь наш Исус Христос, беседуя с учениками и народом, в Своих речах неоднократно останавливался взором на окружающей природе.

 

Так, Он говорил: "Посмотрите на полевые лилии... И Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Матф.6:28-29).

 

В другой раз Он сказал: "Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Иоанн.4:35).

 

Знаем в Его словах и такой урок: "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ея становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето" (Марк.13:28).

 

Господь пояснял истины Своего Божественного учения примерами, взятыми из жизни природы. Он заставлял природу говорить с человеком живым языком.

 

И мы с вами, послушные заветам Своего Божественного Учителя, выйдем сейчас духом своим, в эти дни поздней осени, на просторы лесов, полей, лугов, в наши Придунайские степи и послушаем живой голос осенней природы. Что мы увидим сейчас?

 

Деревья сбрасывают с себя последние засохшие листья и оголяют свои ветви; трава, прекратив свой рост, сохнет, никнет, темнеет; цветы падают, частью завяли и погибают; гнезда на деревьях опустели и на водоемах также - перелетные птицы улетели в теплые края; заунывный осенний ветер кружит опавшие листья по дорогам и лесным тропинкам; иногда моросит мелкий дождь.

 

А на полях? Хлеб уже убран, поля почернели, и лишь кое-где одинокие, точно забытые, колосья или подсолнух склоняются близко к земле под дыханием осеннего ветра. Природа умирает медленной смертью.

 

А еще недавно была весна в природе: буйно раскрывались, встречая весеннее тепло, деревья; покрывались цветами луга, сады; весело щебетали птицы. Природа ликовала, переживая свой расцвет. Было и лето, когда природа цвела и зрела во всем блеске своей силы и красоты, когда она дышала тысячами разнообразных ароматов своих цветов, когда на полях колыхались густыми рядами наливающиеся соками колосья. Долгожданная пора каждого хлебороба-степняка.

 

Но...прошла и весна, окончилось и лето, наступила неизбежная осень, пору которой переживаем мы сейчас...

 

Разве не говорит нам так властно, так ярко эта осень в природе об осени человеческой жизни, о той осени, в которую вступили уже многие из нас с вами и вступят те из вас, кто еще идет тем неизбежным путем к этой поре? Серебром покрывается голова человека, со всей силой открываются все, таившиеся раньше, болезни, горбится некогда прямой стан, руки и ноги теряют свою крепость и силу, мутнеет зрение, слабеет слух, угасают все жизненные силы.

 

А была весна и у каждого из нас, когда в дни золотого детства и ранней юности так легко дышалось, так легко верилось; когда весело и радостно было на сердце, и скорби, как когти хищной птицы, не рвали этого сердца на части; когда не хотелось и думать о болезнях или будущей старости.

 

Было и свое лето - пора жизненного расцвета, когда человек вьет свое семейное гнездо, когда он весь, без остатка, отдается избранной им любимой и дорогой работе, но когда уже сердцу хорошо знакомы и страдания с их жалом, подобным жалу скорпиона... Лето жизни проходит. Оно мчится так же быстро, как каждой осенью кажется человеку, что незаметно промчалось лето в природе. И вот видит себя человек вступившим в осень своей жизни...

 

О чем говорит нам осень? Осень в природе - это время созревания плодов, время сбора урожая, время подсчета запасов на зиму до будущей весны. Счастлив человек, который соберет с полей, с деревьев своего сада, виноградника, с гряд своего огорода много полновесных, полнокровных, вобравших в себя соки матери-земли сырой, плодов. Не напрасны его труды по выращиванию сада, по обработке земли. Не страшит его грядущая зима.

 

Жизнь каждого из нас, православных христиан, к ее осени должна быть подобна дереву, обильно покрытому плодами, которые завязываются весной, наливаются и зреют летом, а осенью готово к сбору урожая. Каждый из нас должен вырастить в своей душе духовный плод молитвенного горения, чтобы молитва стала для нас сладкой, радостной потребностью души, как воздух - для легких, пища - для тела. Каждый должен стать богатым плодами своей любви к Богу и ближнему, украсить и обогатить себя делами милосердия, сострадания, неосуждения, прощения обид и безгневия. В каждом из нас должны созревать то смирение и кротость духа, при которых христианин не знает зависти и превозношения, гордости и злобы, смирение, в котором мы подражаем Богу, Кто завещал: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Матф.11:29).

 

А иначе?

Мы знаем грозное слово справедливого Высшего Судии: "Всякое дерево, не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь" (Матф.7:19). "Уже и секира при корне дерев лежит" (Матф.3:10).

 

Осень - время сбора хлебных злаков и обмолота. Счастлив человек, который к осени увидит на своем поле тяжелые, тучные колосья, который заполнит свои закрома полноценной, отборной пшеницей, готовой после размолота стать мягким, белым, ароматным хлебом.

 

Каждый из нас, детей Божиих, должен быть живым колосом на ниве христианской жизни. Христианин знает, что царство небесное – это царство света, в котором не может быть грязи, лжи и зла, ибо "что общего у света с тьмою?" (2Кор.6:14), как говорит  святой апостол Павел. Христианин должен всю жизнь свою стоять у дверей своего сердца, не допуская в него греха и борясь с тем грехом, который змеей вползает в сердце. Для того и дается христианину благодать покаяния, которое зовется "вторым крещением", чтобы он, побеждая в себе грех, омывал им (покаянием) и убелял свою бессмертную душу для жизни вечной, делая  душу достойной участия в радостях вечного царства света.  Земная жизнь даруется каждому из нас для приготовления себя к жизни нескончаемого будущего века. Колос должен созреть.

 

А иначе?

Мы знаем непреложное и страшное слово беспристрастного Вечного Судии: "И во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их;... а жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Матф.13:30-39).

 

Этой страшной судьбы плевел да не будет ни с кем из нас! Да будет участь наша иной: "И скажу жнецам:... а пшеницу уберите в житницу мою" (Матф. 13:30).

 

Но не оторвем своего взора от осенней природы и дальше. Наступила поздняя осень. Мы знаем, что за ней идет неизбежная зима. Земля обледенеет и покроется снежным саваном. Холод скует льдом озера и реки. Заснет природа.

 

Но знаем мы и то, что не умирает, а спит природа зимой, за которой придет опять весна! Весеннее тепло растопит льды и снега, и побегут ручьи, разукрасится земля свежей изумрудной зеленью. И вскроются почки на деревьях, и нежные, липкие молодые листочки будут купаться в лучах весеннего солнца, омываться теплым весенним дождем. И птицы опять запоют свои звонкие песни на зеленых ветвях... И если только иссушающий зной истекшего лета не погубил в дни засухи корней плодовых деревьев и холод зимы не заморозил их стволов и ветвей, то опять они ранней весной оденутся в белый наряд своих цветов, как украшалась в старые годы каждая невеста белоснежной фатой, да и в настоящее время вернулись к этой традиции... И в своем возрожденном бытии, в своей обновленной красоте вся природа вновь запоет один радостный, ликующий

гимн жизни. Природа живет и будет жить!..

 

И знает каждый из нас, что за осенью его жизни его ждет неотвратимая смерть. И холодом будет сковано наше бездыханное тело, и земля примет это тело в свои объятия и саваном своим покроет его.

 

Но: "если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода", - говорит Господь (Иоанн.12:24).

 

И никто из людей не умирает, когда бездыханное тело его опускается в землю. И потому умерший на церковном языке называется "усопшим", то есть уснувшим, потому что, как открыто каждому христианину, тело его пребудет в земле только до той священной минуты, когда по гласу архангельской трубы и недра земли и дно морей и океанов отдадут прах человеческих тел; когда воскреснут мертвые, чтобы своими воскрешенными - уже нетленными, преображенными, уже свободными от немощей и нынешних потребностей телами соединиться со своими бессмертными, никогда не умирающими душами для вечной жизни!

 

Закон Христов таков: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Иоанн.11:25). "Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий верующий в Сына, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Иоанн.6:40).

 

И если зной страстей и пороков человеческих не иссушит души на земном ее пути для жизни вечного блаженства; если холод и равнодушие к делу своего спасения не погубит душу вечною погибелью, то будет своя весна и для каждой, Богу вверившей себя, души человека! И все, что было в душе чистого, светлого, доброго, с чем душа перешла туда, все это раскроется на просторе жизни вечной во всей своей красоте, и не сравнится с этой вечной, нетленной красотой чистого человеческого духа ни синева моря, ни лазурь неба, ни золото солнца, никакая красота в природе!

 

Только надо быть достойным этого счастья! Для того и даны немногие десятки лет жизни земной каждому из нас, чтобы в них заслужить это счастье. "О горнем помышляйте" - учит святой апостол Павел (Кол.3:2).

 

Не спускайте в жизни своей своего духовного взора с высот горнего, прекрасного Небесного Иерусалима - места нашего вечного обитания! И пусть дума о своем вечном спасении будет первой в ряду других дум ваших; забота о душе пусть будет впереди всех других забот, и труд над величайшей на земле задачей - над спасением своей души для счастья вечности - пусть будет целожизненным трудом для каждого из нас. Будем готовиться к вечной весне той жизни, которая не будет знать конца!

 

Уважаемые христиане, старцы и старицы! Не забывайте никогда слов Христовых о том, что у небесного Хозяина и пришедший к Нему в последний час своей жизни получит одинаковую награду с пришедшим раньше его.

 

Юноши и девушки, дети! Храните в себе дольше-дольше, старайтесь всю жизнь сохранить в себе чистоту душевную, простоту сердечную, веру ясную и неизъеденную сомнениями.

 

И все вы, дорогие мужие-братие и сестры, до последнего своего вздоха живите непоколебимою верою, горячей любовью к Богу и друг ко другу и крепкой надеждой на милосердие Небесного Отца.

 

Чтобы Он удостоил нас всех вечной радости жить с Ним одной семьей в Его вечных небесных чертогах, где не будет ни осени, ни зимы, ни болезней, ни воздыханий, но ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ!

 

Простите меня ради Христа.

 

Священноиерей Кондрат Кляузов.

 

Село Новая Некрасовка

Категория: Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-14)
Просмотров: 723

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz