"Девая днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприкосновенному приносит..."
Дорогие братие и сестры! Этот праздничный кондак, вдохновленный Божией Матерью, воспел преподобный Роман. В нескольких словах представлена и глубина тайны, и широта Евангельской повести о Рождении Христа. Слова простые, но велика глубина их. Вечное чудесно сочеталось со временным: небо - с землей, невместимое слилось в гармонии с крайне ограниченным.
Бог сошел на землю и ради человека стал Человеком. И принесла земля своему Творцу в подарок - пещеру, а небо - звезду; человечество же принесло Богу Пречистую и Преблагословенную Деву Марию, участвующую в примирении нас с Богом, чтобы Ему принять человеческую плоть от Той, Которая всю жизнь Свою отдала Богу в совершенную жертву. И еще нечто принесли люди в эту ночь: пастыри - радование, волхвы - свой труд в путешествии и свои столь знаменитые дары. Земля принесла и свое прозябание в виде сена, на котором возлег Божественный Младенец, а животные уступили свои ясли в постель для Него. Весь земной мир с благоговением окружал своего Творца, ныне почивающего, как Младенец, в яслях. А вокруг невидимые для людского взора сонмы архангелов и ангелов воспели божественный гимн: многоочитые херувимы взирали на Бога, ставшего человеком, и серафимы, закрывавшие свои лица крыльями по причине неприступного сияния Божества, с любовию и свободно взирали на Бога, который умалил себя настолько, что стал человеком, младенцем, лежащим в яслях. Но Он - превечный Бог!
Какое богатство образов, братие и сестры! Как трогает душу это возвещение непостижимого чуда Любви Божией, всегда приводящее в изумление, всегда дающее смысл нашей жизни! Всегда изливающее свет на непроглядную ночь нашей жизни!
Святая Церковь, символизируя многовековое ожидание человечеством пришествия Спасителя, за шесть недель начинает приготовляться к этому постом и песнопениями. Но мы не вправе похвалиться тем, что полноценно воспользовались этим, отведенным для нас временем, духовно приготовиться к великой встрече Небесного Жениха. Праздник наступит, а мы, здесь присутствующие, в большинстве чувствуем душою, что не готовы. Похоже, и на тот небесный вечный свет мы явимся такими же не подготовленными! Краткая жизнь наша определяет нам, земным страдальцам, ответственный выбор: или достойно встречать Небесного Царя-Христа, или соучаствовать (быть одним из винтиков в подготовке разрушительного царства антихриста). Жизнь, дорогие, обязывает определиться в этой духовной полярности: или подчиниться всецело многострадальной на земле Церкви Христовой, Ея дисциплине, что составляет душеспасительную встречу Небесного Гостя, или быть в паутине своего обольщающего своеволия, самолюбования, стремления к покою беспечному и растлевающим обидчивости, самомнению, желанию искать только своего, любезного себе самоугождения.
По этому поводу в летописной повести 835 года "О царе Мамере" предсказано было, что в последние лютые времена в человецех правды и милости не будет: будет страх и мятеж велик, и прольется кровь человеческая "яко вода", лето превратится в зиму, а зима в лето; громы и молнии, и землетрясеня страшные будут. Люди облекутся в одежды наглые и блудные, и будут как нагие, и не обрящется (найдется) девица в семи летах чиста, а из тысячи - женщина, из пятисот - мужчина чистым едва обрящется. Дети не будут слушать своих родителей. Люди начнут смотреть друг на друга звериным образом; будут волхвы и
чародеи торговать ложью и лестью... Закона Божиего не хранящие...
Но да не смущает вас все это возлюбленные! И сама природа не потерпит беззаконий... (Журнал "Слово Церкви" №4 за 1917 г. стр.66-67).
Избавлением от этих извращений станут нам простые, понятные, любезные Богу и людям добрые качества: простота, послушание воле Божией и Церкви, добродушие, скромность, ответственность за все, за слова, поступки, за вещи, за время, отпущенное для жизни. И хотя мы не готовы, но все же поспешим, братие и сестры, на призыв Святой Церкви и соберемся в наших храмах в праздничные дни и проведем их молитвенно. Через пение и молитвы наши души освятятся и наполнятся благодатию Божией и благодатию самого Праздника, в котором "Младо Детище изыде людям на обновление".
Поздравляю всех вас, всех участников Великого Всемирного Торжества, с Рожеством Христовым!
Прославим радостно родившегося Господа - этой радости да не отнимет никто от нас! "Нас бо ради родися, Отроча младо, превечный БОГ".
Протоиерей Кондрат Кляузов.
с.Новая Некрасовка
|