Великое совершилось злодеяние в мире во время, когда Господь наш Исус Христос жил на земле, учил народ, совершая чудеса. Великого, между рожденных женами, св.Иоанна Предотечу и Крестителя Господня, предает смертной казни, повелевая отсечь его главу, беззаконный прелюбодей, погрязший в пьянстве - галилейский правитель Ирод.
Он был сын царя Ирода, избивший в свое время младенцев Вифлеемских, и впитал в себя с юности от нечестивого отца гордость, вседозволенность, наслаждался благами жизни того мира, жил в свое удовольствие и в грехах. И вот, как повествует об этом евангелист Марк: "Ирод сей, услышав, что совершаются великие чудеса от Господа нашего Исуса Христа, - подумал, что это воскрес из мертвых святой Предотеча, которого он умертвил". Так совесть человеческая даже в закоренелом злодее просыпается и тревожит его, не давая ему душевного спокойствия.
Хотя Креститель Господень в своей земной жизни не совершил чудес, а только поучал народ покаянию и крестил исповедующих грехи свои, преуготовляя путь Тому, о Котором он сказал: "Грядет креплее меня вслед мне, ему же несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его". Но Ирод, которого мучила совесть за убийство праведника, думал, что теперь святой Иоанн воскрес, и Господь даровал ему дар чудотворения. Некоторые говорили о Христе, что это Илия пророк, другие говорили, что это один из пророков, но Ирод утверждал, что это именно есть Иоанн, воскресший из мертвых, которого он убил.
Само же злодеяние было совершено так: Праведник и Предотеча Господень, не взирая на лица обличал всех, кто проводил жизнь, противную заповедям Божиим, данным через Моисея. Так он книжников и фарисеев обличал за то, что они показывали мнимую праведность. Саддукеев называл порождением ехидниным за то, что они не веровали в воскресение мертвых. И сам Ирод-царь не избежал укоризны от св.Пророка и, как сказано в Евангелии: "в сладость его послушаше", ибо св.Иоанн прямо говорил: "Недостоит тебе имети жену брата твоего Филиппа". Злоба сей распутной женщины была так велика, что она требовала у Ирода смерти Праведника. Но сам Ирод боялся народа и потому не предавал смерти Крстителя, но по настоянию Иродиады связал его и посадил в темницу.
Между тем, затаив свою злобу, Иродиада искала случая, чтобы умертвить обличителя ее беззаконной жизни. И вскоре такой случай предоставился вследствие разгульного и распутного образа жизни Ирода и его вельмож. И вот настал день рождения Ирода и он устроил у себя пир, на который созвал своих князей и военачальников. Пир проходил в неуемном пьянстве и разных удовольствиях, возбуждающих человеческие страсти. Чтобы доставить удовольствие своим пьяным гостям, Ирод предложил дочери Иродиады плясать пред ними, хотя в то время считалось позором плясать дочери царя перед гостями. Все же она своими развращенными телодвижениями так угодила опьяненному и отуманенному напитками Ироду, что он, в порыве пьяного восторга, поклялся, что даст ей все, чего она попросит, и даже до половины своего царства.
Хитрая дочь, считая себя неопытною в деле просьб благ житейских, отправилась за советом к матери своей. И та немедленно воспользовалась этим, чтобы потребовать смерти своего обличителя – св.Иоанна Предотечи. И вот, юная, но уже нравственно испорченная девица, не постыдилась при всех пирующих потребовать у Ирода: "Даждь мне на блюде главу Иоанна Крестителя!" И прискорбен был царь, но чтобы не нарушить свою безрассудную клятву, послал палача в темницу, чтобы тайно от народа совершить свое злое дело. И велел отсечь Иоанну Главу. И принесли ее на блюде плясавшей девице. И та, взявши Честную Главу Иоанна, из которой струилась еще горячая кровь, отнесла своей матери.
Предание говорит, что ненависть Иродиады была так велика к св.Пророку, что она кощунственно колола булавкой язык Праведника, так грех и необузданное пьянсво привели к безчеловечному злодеянию.
Прошли тысячелетия со дня сего скверного пиршества: Христос уже даровал Свое Божественное учение людям, пострадал за весь род человеческий, устроил Свою церковь, даровал св.Таинства и указал путь спасения. Мы уже нарицаемся христианами, но посмотрите, не те ли языческие обычаи повторяются теперь у нас?
Как же мы отмечаем день своего Ангела хранителя или дни рождения? Не объядениями ли с излишними пьянками, не играми ли и плясками сатанинскими под громы музыки? А как же подобает по-христиански встречать и проводить эти дни? Многие ли из нас, братья и сестры, спешим в храм Господень в день своего Ангела, чтобы вознести Господу свои молитвы за дарованную нам жизнь, чтобы просить Бога о даровании нам душевного спасения, чтобы раскаяться в своих содеянных грехах? Мало, дорогие, таких среди нас!
Предаемся играм, пляскам, объядению и пьянству даже в постные дни и повторяем, что хорошие именины продолжаются три и более дней, чтобы больше пить и есть, песни петь и плясать, отгоняя этим самым мысли о смерти и тленности, ради удовольствия мира сего.
Господь, "нехотяи смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему", посылает нам болезни и только тогда мы несколько приходим в себя. И болезни эти - последствия наших излишеств, т.е. роскоши. Так Господь указует горечь там, где мы ищем удовольствий и наслаждений.
Запечатлеем же в нашей памяти прискорбные последствия Иродова пира, где была погублена жизнь Праведника и будем молить Господа, да дарует нам Он, Милосердый, постоянное памятование о последнем нашем часе жизни, и чтобы в мире и покаянии закончить нашу жизнь, непостыдную, мирную и будем просить доброго ответа на страшном Суде Христовом, чего да сподобит нас всех Сам Господь.
Простите меня ради Христа.
Протоиерей Кондрат Кляузов.
с.Новая Некрасовка.
|