Вот и отпраздновали мы, дорогие братья и сестры, праздник Воздвижения Креста Господня. Святая Церковь призывает нас воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором наш Господь и Спаситель перенес величайшие страдания за наши грехи. Святой пророк Исаия говорит о Христе: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились".
Взирая на святой Крест, возблагодарим прежде всего Господа за великую и непостижимую любовь к нам, грешним.
Именно любовь к гибнувшему во грехах человеку привела Сына Божия на Крест! Более двух тысяч лет назад Исус Христос добровольно распростер на Кресте Свои пречистые руки и пролил Свою Святую Кровь, чтобы спасти человечество от греха, избавить от вечного осуждения и смерти, примирить человека с Богом.
С тех пор Крест, который до Христа был позорным орудием казни, стал радостным знамением победы над смертью и злом, стал священным символом христианства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, - прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как светильник, подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле".
И в духовную культуру человечества Крест вошел навсегда, как символ жертвенной любви и спасения. И не случайно символом милосердия, символом медицинской помощи, символом спасения жизни стал крест. В христианстве же, в Церкви Христовой, святой Крест реально имеет благодатную Божественную силу.
Тайна Креста и сила Креста неизъяснимы и непостижимы. Св.апостол Павел прямо указывает, что проповедь о Кресте настолько превышает человеческое мудрствование, что она для погибающих кажется юродством и бессмыслицей. Холодным рассудком ее постичь невозможно. Самолюбивый человек, принимающий только то, что доступно его пониманию, готов посмеяться над этой проповедью и надменно отвергнуть ее.
Но Крест Христов - это явление совершенно иного порядка: это действенная сила Божия. Когда человек отвергнет надменность и самодовольство, когда осознает свою греховность и духовную нищету, когда узнает бессмысленность и бесценность жизни без добра, любви к людям и Богу, когда родится в его серце молитва о прощении грехов, тогда он почувствует в своей душе веяние Духа Божия, ощутит действующую в ней благодатную силу Креста. Тогда и начнет открываться духовному взору человека смысл и значение Креста и земная жизнь человека обретет смысл: она будет целеустремленным восхождением к Богу.
Все это трудно осмыслить и выразить в словах. Но опыт более двухтысячелетней истории Церкви дает огромное множество таких фактов. Вспомним хотя бы о преподобной Марии Египетской. Свои юные годы она провела в совершенном отчуждении от Бога, потратив их на удовлетворение низких страстей. И вот она прибыла в Иеросалим. Был в то время праздник Воздвижения. Народ толпой шел в храм, чтобы поклониться Честному Кресту. И она пошла вместе с богомольцами. Совсем не для того, чтобы покаяться и поклониться, а из любопытства или потому, что другие шли туда. Но она смогла войти только в притвор: какая-то сила невидимая отталкивала ее и не пускала в храм. Другие входили, а она не могла. После многих попыток она, измученная, стала в углу притвора и задумалась: почему она не смогла войти в храм и подойти ко Кресту, как все? Наконец ее посетила мысль: за великие грехи ее Господь не позволил ей поклониться Честному и Животворящему Кресту. Горько заплакала Мария и стала молиться Пресвятой Богородице, чтобы ей позволено было войти в храм.
И после этой покаянной молитвы она вошла в церковь и со страхом и благоговением поклонилась Кресту Христову. С того дня жизнь ее стала подвигом поста и молитвы. Преподобная Мария стала великой угодницей Божией.
Дорогия братья и сестры! Благодатная сила Креста во все времена живет и действует в Церкви. Она и сегодня действенна и спасительна, ведь Господь наш Исус Христос вчера, и каждый день и вовеки Тот же: всегда милующий, всегда спасающий, всегда любящий человека, нехотящий смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.
Сила Креста приводила и теперь приводит к Богу многих грешников. Для нас, православных христиан, Крест - величайшая святыня, наш духовный, всепобеждающий меч. Но кто хочет разумно и с надлежащим вниманием приступить ко Кресту Господню и получить оставление грехов, говорит св.Иоанн Златоуст, тот должен прежде всего возлюбить истину и отвергнуть нечестие. Поэтому, приступая ко Кресту, отстраним от себя лукавые наветы: надо всячески удаляться клятвопреступления и хулы. Желающие приступить ко Кресту, не омрачайте себя грехом, но искренне блюдите заповеди Божии. Приступая ко Кресту изгоните лукавство от сердец своих и отвергните нечестие, не ищите лихвы и скверного прибытка, родителей своих почтите и возлюбите своих духовных пастырей и отцов. Приступая ко Кресту, искорените в себе порочные навыки, вооружитесь благими помыслами и готовьте себя на всякое благое дело.
Приступая ко Кресту, изгоните зависть из сердец ваших, не ищите вреда ближнему, не нарушайте брачных уз, взаимно любите друг друга, грехом не услаждайтесь, дурные привычки поборите. Приступая ко Кресту, оставьте суетные зрелища, укротите гнев и ярость, никого не притесняйте, бегайте убийства младенцев, пьянства, табакокурения, предательства и клеветы. Приступая ко Кресту, не предавайтесь постыдным и душевредным страстям, а всей душой соблюдайте заповеди Божии. Приступая ко Кресту, творите суд и правду, возлюбите прекрасное и доброе, не вдавайтесь в ссоры и брани. Пусть каждый из вас говорит ближнему своему только истину, пусть всякая похоть и невоздержание будут мерзки и противны нам. Желая приступить ко Кресту, не оскверняйтесь беззаконными делами, вредными и душетленными грехами, прелюбодеянием, оскверняющим душу и тело свое.
Если мы будем всегда употреблять Святой Крест в помощь себе, то не приключится нам зло и язва не приблизится к жилищу нашему. Всегда ограждай себя Крестом и зло не прикоснется к духу твоему. Зная об этой силе Креста, мы и прийдем в храм, чтобы поклониться Ему. Но прежде, чем подойти к Честному Кресту, спросим себя: что наполняет нашу душу? Ведь если в ней нет живой веры, горячей любви к Спасителю, нет искреннего раскаяния во грехах, - напрасно наше поклонение Кресту.
Даже если исходящая от Креста сила и не отталкивает нас, как Марию Египетскую, мы не получим духовной пользы, если подойдем ко Кресту с холодным сердцем и рассеянным умом.
Поэтому скажем в глубине душ наших: "Прости, Господи, мои грехи и помоги жить по заповедям Твоим. И сподоби всегда с благоговением и духовным трепетом поклоняться Честному и Животворящему древу Креста Твоего".
И пусть Святой Крест будет нашим духовным оружием на всех врагов видимых и невидимых, во все дни жизни нашей.
Так, лобызая Честный и Животворящий Крест Господень, с добрыми делами спасемся и царство небесное наследуем в вечных обителях, аминь.
Простите меня ради Христа.
Протоиерей Кондрат Кляузов.
с.Новая Некрасовка.
|