Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 15:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ

Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ. Свет

"Я - Свет миру" (Иоанн 9:5)

В торжественном гимне, которым весь православно-христианский мир прославляет событие Рожества Христова, мы называем родившегося Господа Исуса Христа Светом и Солнцем. Мы поем: "Рожество Твое Христе Боже наш, воссия мирови свет разумныи...", "Тебе кланятися, Солнцу праведному...".

Он - наш Свет, Он - наше Солнце! Так зовет Его св.Церковь потому, что еще устами святого пророка Исаии было сказано о Нем: "народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Исход 9:1-2). И потому что так сказал о Себе Сам Господь Исус Христос: "Я - Свет миру".

Он - наше Солнце, которое взошло над всем миром, чтобы не заходить никогда!

Свет противоположен тьме. Солнце, восходя, прогоняет ночную тьму. И то Солнце, которое озарило род человеческий рождением Сына Божия на земле, осветило своим светом все запросы человеческой мысли, какими жил от начала века пытливый ум человека, ответило на все искания живого человеческого сердца, раскрыло человечеству все тайны жизни и смерти, из века в век волновавших своею неразгаданностью; оно сделало ясным и светлым каждому человеку путь его земной жизни.

С тех пор, как живет человек на земле, бьется мысль его над решением вопроса: есть ли жизнь после смерти? А если есть, то что ждет человека за пределами видимой смерти, за гробом? Силится эта мысль человеческая сама по себе поднять завесу над тайной смерти и изнемогает в бессилии. И ставит живое сознание вопрос перед собой: неужели все мои мысли, желания, чувства, благородные порывы, все, чем живу я сейчас, все умрет вместе со смертью моего тела - навсегда? Для чего же человек всю жизнь стремится охватить своим умом возможно больше знаний, жадно торопится их вобрать в себя, привязывается к людям, приобретает друзей, любит всезахватывающей любовью, - чтобы все это было оборвано в нем в минуту смерти безжалостной ее косою? Почему в каждом человеке врожденными являются инстинкт самосохранения, любовь к жизни, жажда жить и никогда не умирать, и каждый из нас бережет свою жизнь? Неужели этот инстинкт - ложный, в то время, как другие инстинкты - голода, жажды и прочие - никогда не обманывают человека? Как говорила М.Цветаева: "В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ".

Если бы на все эти вопросы ответить отрицательно, - о, как темно стало бы в очах наших! И понятны были бы слова поэта, сказанные им в минуты отчаяния и безверия в свою будущую жизнь: "А жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вдруг, такая пустая и глупая шутка"...

Но так сказать, конечно, не повернется никогда язык ни у кого из нас! И сам поэт, сказав так в минуты отчаяния, знал и о радостях, открытыхверою, когда говорил в другой раз о сладости молитвы и веры: "И верится, и плачется, и так легко, легко..." (М.Ю.Лермонтов).

Вот эту тайну жизни и смерти, над раскрытием которой изнемогает мысль человеческая, осветило лучезарным своим светом взошедшее над миром в Рождественскую ночь Солнце. Своим Божественным словом сказал Господь Исус Христос человеку: "Нет, ты не умрешь! Все твои мысли, желания, порывы твоего сердца составляют бессмертную душу; Я вдохнул такую душу в первого человека при его творении; Я даю ее каждому человеку при его рождении; она призвана Мною к вечной жизни; и не умрет твоя душа никогда!"

И все, в чем проявляется в человеке любовь к жизни и самое чувство самосохранения, - это показатели вечной, неумирающей жизни человеческого духа, это истинный, не ложный, как и все, инстинкт, заложенный в самую природу человека!

О, какой божественной музыкой, небесной гармонией звучат эти драгоценные слова нашего Божественного Света: "Верующий в Меня имеет жизнь вечную!" (Иоанн 3:36).

И теперь, когда поднята перед человеком завеса потусторонней жизни, когда знает он, что нескончаемая вечность расстилается перед ним, каким возвышенным идейным смыслом озарилась его земная жизнь, каким бесценным счастьем стала она для человека! Земная жизнь - это ступень к жизни вечной, это путь приготовления себя к жизни, не знающей конца. Свет слова Божия, открывший нам тайну смерти, осветил нам и тайны тех радостей, которые ожидают нас в описанном в Божественном Откровении, будущем нерукотворном граде Небесном Иерусалиме, сияющем своими вечными, нетленными красотами и одаривающем всех своих будущих насельников ни с чем не сравнимыми вечными духовными наслаждениями!

Жить, чтобы быть достойными этих радостей, - это священная и радостная задача жизни земной. И знает теперь душа наша, что это счастье жизни вечной, счастье вечного общения со своим Сладчайшим для души Господом будет не только плодом и завершением достойной этого жизни земной, но уже здесь имеет начало, и является достоянием каждого сердца, живущего в Боге и с Богом, как источником этого счастья!

Свет Божественного учения указал нам путь к этому вечному свету, путь евангельских заповедей чистоты и кротости, любви и веры, надежды и предания себя воле Божией. Источник света Сам явил нам в Своем лице ту совершеннейшую красоту духовную, к подражанию которой, к приближению которой должен стремиться каждый из нас.

Как на небе ночном сияют мириады звезд, так и на небе церковном сияют своей духовной красотой, в лучах Божественного Источника света, миллионы святых угодников Божиих, освещая нам путь к вечной жизни и Свету.

Да, светло теперь душе человека на пути к вечной жизни! Незаходящее Солнце сияет над нами!

Сын Божий сделал ясной для нас тайну промысла Божия, бодрствующего день и ночь над каждой человеческой жизнью. И сколько бодрости, силы духовной вливает в нас сознание того, что без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека (Мф.10:30), что ничего не совершается в жизни человека, в судьбах держав, государств и народов без воли Небесного Отца!

Божественный Свет открыл нам и смысл страданий, этого неизбежного спутника земной жизни каждого человека. Почему человек не может не страдать в своей жизни разнообразными видами бед, болезний, несчастий, лишений, потерь? Почему на жизненную долю одного выпадает много страданий, а другой их знает меньше и отдается наслаждениям и радостям жизни? Почему страдают невинные малые дети? В разгадку этих вопросов всегда стремился проникнуть ум человека. И мы знаем теперь смысл тех страданий!

Одним из нас Господь хочет, попускаемыми Им страданиями, напомнить о себе, постучавшись в сердце; хочет связать наши души с Собою... Разве не знает каждый из нас вокруг себя бесчисленных примеров того, как в несчастьях и болезнях люди возвращаются к Богу после долгих лет жизни без Него?.. И в такие минуты несчастья один, быть может, вспомнит огонек лампады у колыбели своего далекого счастливого детства, другой - свою коленопреклоненную на вечерней или утренней молитве давно умершую бабушку, или живую мать, или свою первую исповедь, или просто почувствует на себе руку Божию. И душой своей дотянутся они опять к своему Вечному Солнцу, как живое тянется к солнцу в природе. Разве мы не видим и сейчас, при нашей непредсказуемой жизни, что этот Свет пробудил к вере многие спящие души? Господь спасает для вечности души живые, зовя их к Себе через скорби и слезы...

Другие искупают в своих страданиях свои вольные и невольные грехи, если преносят страдания с верою, терпением и  покаянием в этих грехах, если умеют видеть в них не карающую, а благодеяющую руку Божию. Господь хочет, чтобы мы здесь перестрадали за свои грехи и, очистив себя от них временными страданиями, как золото очищается огнем, - в жизни вечной насладились бы всей полнотой вечных радостей. И страданиями малюток и отроков Господь хочет нас разбудить от греховного сна, призвать к молитве, к состраданию, привести к ногам Своим за утешением и Божественной помощью!..

И вот, перед этим Божественным Светом, осиявшим собою весь путь человеческой жизни, преклонились и преклоняются миллионы живых душ, и весь православный мир поет хвалу Божественному Новорожденному, как Свету разума, как Свету правды!

И тот факт, что у ног Богомладенца сошлись мудрецы-волхвы, и простецы-пастухи, и были первыми, кто поклонился своему Господу и Владыке от лица всего человечества - является символом покоряющего величия, силы, мудрости и красоты Исуса из Назарета. Перед Его Божественной личностью и учением склоняются и ученые, и неученые, и дети, и старцы, и грешники, и праведники: для всех Его учение близко, бесценно дорого, просто и, в то же время, неисчерпаемо мудро! Светом этой Божественной мудрости живет и будет жить в нескончаемой вечности каждая преданная БОГУ душа!

Простите меня ради Христа.

Протоиерей Кондрат Кляузов,
село Новая Некрасовка.

Категория: Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-22)
Просмотров: 843

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz