Днесь спасения нашего главизна! Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою: благословенна Ты между женами, - приветствовал Пресвятую Деву Марию Архангел Гавриил, войдя в жилище святого семейства, чтобы сообщить Непорочной Деве радостную весть о рождении от Нея Спасителя мира.
Священное Предание свидетельствует, что юная Мария в этот момент предавалась Богомыслию, погрузившись в любимое свое занятие - чтение св.Писания, - Она остановилась на словах пророка Исаии. "Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Ис.7:14). И молитвенно взывала к Богу: "Когда же наступит обещанное через пророка время, и Господь примет плоть человеческую для спасения мира"?
Услышав приветствие Архангела, юная Дева, повествует св.евангелист Лука, "смутися о словеси его" (Лк.1:29). Дух Отроковицы смутился - приветствие было необычайно: Архангел Гавриил превознес Ее выше всех жен. "Благословенна ты между женами", - сказал он и именовал Ее, кроткую Марию, высоким званием "Благодтной".
По своему смирению и кротости Она считала Себя недостойной таких, обращенных к ней слов и размышляла: "Что бы это было за приветствие"? "Не бойся, Мария, - сказал Архангел, - ибо ты обрела благодать у Бога" (Лк.1:39).
Чтобы рассеять смущение Святой Девы и уверить Ее в истине своих слов, посланник Божий открывает Ей тайну воплощения Сына Божия знакомыми Ей словами пророка Исаии: "Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Исус". Он будет велик, - продолжал свою благую весть Архангел, - и наречется Сыном Всевышнего" (Лк.1:32). Однако, чем больше вещал Архангел, тем более росло смущение Непорочной Девы: Архангельское благовестие об имеющем от Нее родиться Сыне Божием шло в разрез с Ее обетом Девства. "Как будет это, - вопрошала Она, - когда я мужа не знаю"? (Лк.1:31). Не сомнение проявила Пресвятая Дева, а недоумение. Дева сказала сие не потому, что Она не поверила, но потому, что Она, как Мудрая и Разумная, желала узнать образ настоящего события: ибо ничего подобного не было прежде этого события, и после никогда не будет. И Архангел объясняет Пресвятой Деве, как произойдет безмужнее рождение. "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя" (Лк.1:25).
Небесный вестник привел пример, как было с родственниками Марии, с Елисаветой, которая будучи неплодной и достигши глубокой старости, зачала сына и вот уже шестой месяц идет с того времени. Нет ничего невозможного для Бога. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово, - закончил Архангел свое слово Благовещенное.
"Се раба Господня, - смиренно произнесла юная Дева, - да будет мне по слову твоему". Событие Благовещения, передавая нам радостную весть о воплощении Сына Божия, одновременно открывает и великое достоинство Девы Марии.
"Достойно и праведно Святая Дева, одна из всех родов, избрана быть Богоматерью, - говорит один их отцов Церкви. Ибо Она была подлинно премудрее всех, в целом роде человеческом никогда и ни одного человека не нашлось Ей подобного".
Созерцая смиренномудрие юной Марии, Архангел Гавриил не мог не склониться перед этой "глубиной неудобозримой и ангельскими очима" (Икос канона), и, отдавая должное величию Ее силы духовной, не мог он не признать в чистейшей Деве своей Владычицы. "Что Ты, Владычице, ужасаешься меня, когда я сам благоговейно ужасаюсь Тебя" ?! - восклицает песнословец, выражая тем удивление небесного и земного миров пред достоинством юной Марии и силой Ее Духа. Мария изрекла свои знаменательные слова: "Се раба Господня: да будет мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел. (Лк.1:38). Ангел отошел от Присно Девы, ибо совершилось то, что определено было "прежде сложения мира".
Она - "красота Ияковлева", "разумное селение" и "ангелом многословущее чудо". Своим смиренным "БУДИ" соделалась храмом, вместившим Бога. Архангельское приветствие в день Благовещения: "Радуйся" было обращено в лице Пресвятой Девы и ко всему роду человеческому, ибо праздником Благовещения, как поет св.Церковь, "клятвы праотчи разрешися союз".
Отсюда идет начало спасения миру, т.е. всему роду человеческому. Образ этого спасения недоступен для нашего разумения. "Изумевает же ум всяк Твое рожество разумети" - говорит об этой тайне Святая Церковь.
Чтобы приготовить человечество к восприятию этой тайны воплощения Бога Слова, Господь во многих случаях, для многих праведников и во множестве событий и пророчеств являл образ того, что произойдет "в конце времен, как в естество смертных войдет Божества растворение".
Неопалимая Купина, показанная Господом Моисею на горе Хориве, три отрока, неврежденные в пламени пещи халдейской, скиния свидения, в которой Господь говорил с Моисеем, а также многие принадлежности скинии: кивот, что хранил слово Завета, златая стамна, в которой содержалась манна, предвозвещавшая Плоть и Кровь Сына Божия, - все это представляли собой те прообразы, которые ожидали своего осуществления, они указывали на имеющее в будущем наступить свершение. Пророчествовали о грядущем в мир чистейшем Сосуде, который вместит "неопально" Огонь, уничтожающий все греховное.
Одновременно эти прообразы преуказывали и тот путь Божий, ту изумительную лествицу Ияковлю, по подобию которой произойдет тайна спасения, - неизреченное сочетание Божественного естества с человеческим, когда, по словам св.Иоанна Златоуста, "Бог будет на земле, человек на небе, все придет в соединение: ангелы составят один лик с людьми, люди соединятся с ангелами и прочими горними силами".
Событие Благовещения и представляет собой осуществление тех чаяний, которыми жил и дышал ветхий Завет. Что ранее было только "образуемое", то с сего дня стало "действуемое". Сбылись пророческие видения Иякова, Моисея, Иезекииля и многих других пророков. Осуществилось чаяние людей и всего ветхого Завета.
"Слово стало плотию. Настал великий день спасения людей. Событие Благовещения есть праздник всеобщей радости. В сей день чудная лествица Ияковля коснулась земли..." - и вот Господь стоит на ней. Этот день является началом нашего спасения, ибо с этого времени "Безначальныи начинается".
Ветхий деньми становится младенцем, Бог непреступный становится, облекается в ризу плоти, чтобы явить Себя миру и сделать человека причастником Своего Божества. Но Благовещение -есть еще и особый праздник. Это день Ее обрадования, вожделенный день Ее Богоматеринства, день радости Ее духа - как это Она сама выразила в Своей вдохновенной песни.
Каким торжеством является для скромной Марии весть об Ее Богоматеринстве и совершающемся "не по чину естества": но по Божьему Всемогуществу! Носимого на херувимах будут носить Ее длани: ни чем не объемлемого будет обнимать и лобызать как младенца Мария. Тот, чей престол - небеса, будет покоиться на коленях у Нее, скромной Марии. Подражая юной, смиренной Деве Марии, смиренно принявшей благовестие о зачатии Сына Божия, и мы, братие и сестры, должны являть свое смирение, свою любовь к ближним нашим, и показывать тем, что любим и Бога, и брата, и всех ближних наших, чтобы не явиться ложью перед Богом. А эта любовь и побуждает нас обращаться на молитву к Богу и о своих согрешениях, и о ближних наших.
Еще более должны мы молиться за своих, т.е. окружающих нас врагов, чтобы Господь вразумил их прийти в себя и поспешить к покаянию, как некогда блудный сын пришел в себя, и шед ко отцу своему сказал: "Отче! Согреших на небо и пред тобою!". Да и Сам Спаситель за своих врагов молился, говоря: "Отче! Прости им, не ведят бо что творят". Да и нам завещал: "Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите клянущия вас, молитеся о творящих вам напасть".
Но прежде, чем мы будем возносить свои молитвы к Богу, надлежит нам разрушить вражду, примириться со всеми, и тогда только, с чистым и сокрушенным сердцем, со слезами и воздыханием, приносить нашу молитву Богу. Такая молитва будет приятна Ему и действенна. Она полезна и нашим душам и телесам, и тем, за кого мы ее приносим. При этом должно быть, чтобы и внутренняя чистота была соблюдена. И "Да будут помышления наши без лукавства, без злобы, ярости, недоумения и неправды. Злопомнение да отгоним из сердец наших: ярость, гнев, ненависть, человеконенавидение и прочее, и все возложим на волю Божию, и да попросим не временных благ, но вечно духовных. И милосердный Господь только такую молитву нашу услышит и исполнит, и вся благая душам нашим дарует".
В заключение соединимся мысленно все мы с небожителями, со святыми ангелы, и составим один лик с людьми. И, изумясь столь великой Тайне нашего спасения, которой Пресвятая Дева Мария является прямой соучастницей, мы одновременно с благоговением предстоим в этот день пред радостью Богообрадованной Матери Бога Вышняго, и со всеми неумолчно воспоем Ей: "РАДУЙСЯ, БОГА НЕВМЕСТИМОГО ВМЕСТИЛИЩЕ, РАДУЙСЯ, МАТИ ТВОРЦА И ГОСПОДА СВОЕГО!"
Простите меня ради Христа.
Протоиерей Кондрат Кляузов.
Село Новая Некрасовка.
|