"ЧАДА, ПОСЛУШАЙТЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ О ГОСПОДЕ: СИЕ БО ЕСТЬ ПРАВЕДНО, ГОВОРИТ СВ.АПОСТОЛ ПАВЕЛ. ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ: ЕЖЕ ЕСТЬ ЗАПОВЕДЬ ПЕРВАЯ ВО ОБЕТОВАНИИ: ДА БЛАГО ТИ БУДЕТ, И БУДЕШИ ДОЛГОЛЕТЕН НА ЗЕМЛИ" Ефес.6, зач.232.
О БЛУДНОМ СЫНЕ
Господь наш Исус Христос не раз говорил, что Он пришел взять недуги наши и понести болезни наши, исцелить всякую болезнь и всякую немощь в людях, пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние, никого и ничего не погубить.
Под праведниками Он разумел тех, кто сами считали себя праведниками. В его время таковыми были надменные и самодовольные книжники и фарисеи. Под грешниками и погибающими Он разумел грешников и мытарей, искавших спасения. Евангелист Лука говорит: "Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: "Он принимает грешников и ест с ними". В ответ на этот ропот Исус Христос рассказал две притчи - о пропавшей овце и потерянной драхме" (копейке).
Всякая притча есть символ и иносказание. Она имеет как бы два смысла, в каждом своем образе. Как бы два образа, один - буквальный, другой - скрытый, духовный. Притча, таким образом, говорит об одном, а подразумевает другое.
"Кто из вас, обратился Он к окружавшим Его слушателям, - потеряв одну из ста овец, не пойдет искать ее и, найдя, не будет радоваться и не пригласит друзей порадоваться с ним...! Говорю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии".
Женщина, потерявшая одну из десяти драхм - продолжал Спаситель, старательно ищет ее, и, когда находит, то не только сама радуется, но приглашает и соседей порадоваться с ней. Так, говорю вам, заключил Спаситель, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. И чтобы сделать Свою мысль более ясной, Он рассказал третью притчу - о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Старший - практичен, домовит, послушен отцу. Младший же - мечтателен и легкомыслен. Его не интересовало хозяйство отца, а манила к себе вольная жизнь, где-нибудь вдали от родительского дома. Ему было свойственно "легкомыслие", которое не понимает счастья быть близ сердца доброго отца, под мирным кровом дома его, и хочет удалиться без нужды, для того только, чтобы жить по своейволе. И сын решил расстаться с отцом, ибо не было в нем той сыновней любви, которая удержала бы его в родном доме. Он просит выдать положенную ему часть имения. В духовном смысле, под имением разумеются блага, получаемые человеком от Бога, силы телесные и душевные, блага внешние и дары духовные.
Покинув родной дом, сын лишился всех этих благ. Уход этот означал удаление человека от Бога на путь греховный, что и явилось главной причиной всех последующих бедствий в его жизни. Не желая лишать сына свободы, отец отпускает его. Сын покинул свою страну. Греховная и праздная жизнь на чужбине, в кругу подобных ему людей, увлекла его. В чаду распутной жизни он и не заметил, как прогулял все, что дал ему отец. В духовном смысле "расточить имение свое" - значит растерять, развеять духовные дары. Жить блудно - значит так развратить ум и волю, что порок кажется добродетелью, греховные страсти - вожделенными радостями. Но с оскудением духовным пришло и оскудение материальное. "Великий голод" наступил в той стране. Распутный сын начал нуждаться в куске насущного хлеба. Столкнувшись с трудностями, он просится к одному жителю той страны, чтобы он принял его на работу. Тот предлагает ему пасти стадо свиней на своих полях, без пищи. Наемник рад был наполнить свое чрево (желудок) пищей, которой питались свиньи, но и этой пищи ему не давали.
Бесприютный и голодный, он пришел в себя, осознал гибельность своего положения. И это означало начало его обращения к Богу. Прежде мыслями его и желаниями владели страсти и похоти. Придя в себя, он вспомнил отца и блага, которых лишился, уйдя от него... Заблудившийся, но раскаявшийся, сын не имеет уже притязаний на достоинство и права сына, и рад довольствоваться ролью наемника в доме отца. Так появляется подлинное смирение кающегося грешника.
Вера в благость и милость отца, и надежда на его любовь проникли в сердце несчастного и дали ему силы принять решение: встану, пойду к отцу моему и скажу ему - "Отче! Я согрешил против неба и пред тобой, и уже не достоин называться сыном твоим. Прими меня в число наемников твоих". В этих, от сердца идущих словах погибающего, но озаренного благодатью сына, выразилась вся искренность покаянного чувства, готовность излить его, как исповедь перед отцом, вся сыновья надежда на благой исход своего решения. В притче сказано: "Встал и пошел к отцу своему". С этой минуты, - говорит епископ Феофан, началось движение души его к Богу, путь на спасение... А отец уже видит издалека его в лохмотьях, исхудавшего и еле идущего, и, сжалившись, бежит навстречу сыну, падает на шею и целует его. Сын успел произнести лишь часть своей исповеди: "Отче! Я согрешил против неба и пред тобой, и уже не достоин называться сыном твоим". Отец не дал ему договорить просьбы его, принять в число наемников. Отец не мог и не хотел видеть в сыне своем наемника. Он не захотел, как говорит святой Иоанн Златоустый, даже упрекнуть его за постыдное прошлое, ибо увидел перед собой того, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
И сказал отец рабам своим, чтобы они одели сына в лучшие одежды и приготовили откормленного теленка. Отец устроил пир и веселились все. "Так отец встречает и ущедряет возвратившегося от заблуждений сына. Это образ дивного человеколюбия Божия к кающемуся грешнику, одаренному благодатию Божией".
Притча говорит о великой любви Божией к человеку, особенно к грешнику, и в той радости, которую испытывают небеса, когда грешники духовно возраждаются. В глазах Божиих всякий человек имеет неизмеримо большую ценность и значение, чем в глазах людей. Мы, люди, недооцениваем друг друга и часто не понимаем, что творим зло. Притча призывает нас быть милосердными ко всем людям, и, особенно, к впавшим в греховные страсти, зовет подражать милосердию Отца Небесного, по отношению к ним.
Притча указывает нам, что с юных лет надо ходить пред Богом, отдавая свои силы на дела благие, надо любить труд, ценить и уважать людей, искать свое счастье не в дальней стороне, как особенно мы в наше время наблюдаем, а там, где живем, где корни наших предков.
Притча, наконец, учит нас понимать смысл слов "раскаяние" и "покаяние". Раскаяние - только начало покаяния. И без покаяния оно не может дать оправдания. Иуда Искариотский раскаялся, но не нашел в себе силы покаяться.
Бедственное положение младшего сына привело его к раскаянию, раскаяние - к покаянию, покаяние - к исповеди, исповедь - к прощению грехов и оправданию.
Раскаянием, покаянием с исповедью, прощением, причащением и мы должны очищать себя от греховной скверны и восходить к духовному совершенству. А этого всего можно достичь постом и молитвой. Великий пост приближается, а молитва никогда не должна оскудевать.
"Человеческие дела нужно познавать, чтобы их любить. Божественные нужно любить, чтобы их познавать" (Паскаль). И последнее: "У человека одна родина, одни отец и мать, и они на всю жизнь".
Простите меня ради Христа.
Протоиерей Кондрат Кляузов.
Село Новая Некрасовка.
|